Abstract and keywords
Abstract (English):
Representatives of different nationalities have been living peacefully on the territory of the Astrakhan region for many centuries. These are the results of working of government, public and Astrakhan residents as a whole. Harmonious life of nationalities is impossible without interpenetration and mutual enrichment of national cultures. The material, proposed in the article, promotes delicate understanding of Tatars communicative behaviour and helps define some communicative preferences of this nation. With a certain part of confidence, we can state that the results of the research are significant and they can be essential for preservation and development of harmonious stabilized ecology of communication in the communicative space of the multinational Astrakhan region.

Keywords:
national culture, communicative behaviour, ecology of communication
Text
Введение В эпоху глобализации современного общества может происходить смещение культурных приоритетов того или иного народа. Люди, стремясь к установлению новых контактов, как нам кажется, в большей степени ориентированы на освоение малоизвестного коммуникативного пространства, на успешное сотрудничество с новой коммуникативной средой. В ряде случаев возможно забвение собственной культуры. Решение данного вопроса способствует не только развитию национальных культур, но и установлению гармоничных межкультурных отношений. Неслучайно народная мудрость гласит: «Если хочешь, чтобы тебя уважали другие, - уважай себя сам». Важно отметить, что вопрос о сохранении и развитии культур и языков народов России решается на самом высоком уровне. Мы имеем в виду принятые в последнее время указы президента РФ «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» (от 19.12.2012) и «О Совете при президенте РФ по русскому языку» (от 09.06. 2014). Постановка задачи Цель и методы исследования. Астраханская область является одним из регионов РФ, в которых компактно проживают представители различных национальностей. При этом область относится к моноязычным регионам России. Наше исследование посвящено изучению коммуникативного поведения естественных билингвов. Мы используем термин «коммуникативное поведение», потому что говорим о коммуникации, коммуникативном пространстве, коммуникативном сознании, лингвокоммуникативистике. Под коммуникативным поведением естественных билингвов мы понимаем процесс оптимального выбора языка для решения коммуникативных задач и его обусловленность следующими положениями: желание/нежелание билингва обращаться к языку своего народа; способность/неспособность билингва общаться на этом языке; востребованность/невостребованность коммуникации на языке миноритарных этносов, проживающих на территории России (в частности, на территории Астраханской области). При описании коммуникативного поведения естественных билингвов мы акцентируем внимание на таких параметрах, как: 1. Cтатус татарского/казахского языка в языковом сознании билингвов. 2. Особенности коммуникации билингвов в Астраханской области на современном этапе. 3. Аксилогическая поддержка билингвизма. 4. Самооценка языковых компетенций [1]. В рамках представленного проекта нам интересно акцентировать внимание на культуре коммуникативного поведения татарского народа, поскольку это третья по численности (после русских и казахов) группа людей, проживающих на территории Астраханского региона. Цель нашего исследования - выявить нормы коммуникативного поведения татарского народа, отражённые в национальных пословицах, с одной стороны, и установить качества, которые ценят татары г. Астрахани и Астраханской области в собеседнике, с другой. Для достижения поставленной цели был проведен лингвистический опрос, в котором приняло участие 125 татар разного возраста. Результаты исследования и их обсуждение Перейдём к анализу татарских пословиц [2]. Солёная каша лучше бессмысленного слова. У каждого слова должно быть значение. Согласно татарской культуре, к словотворчеству следует относиться серьёзно (со смыслом). В противном случае можно прослыть невеждой: У скупого не выпросишь и тряпки, от невежды не добьёшься и путного слова. Обратим внимание на значение слова путный. Путный - 'дельный = разумный; толковый = = ясный, понятный'. Таким образом, согласно татарской лингвокультуре, звучащая речь должна быть понятна собеседнику. Следующий ряд пословиц, как нам представляется, иллюстрируют силу слова, а именно негативное действие бранных слов или вообще слов, произнесённых в состоянии аффекта: Язык острее меча. Рана от рогов заживает, рана от языка не заживает. Один раз не сумеешь сдержать язык - целый год не сможешь уладить последствия. Развивая мысль о том, что часто необходимо уметь промолчать, не поддаваясь импульсивным порывам высказаться, отражённую в последней пословице, приведём ещё одну пословицу: Твой разговор - серебро, но молчание - золото. Таким образом, молчание в татарской лингвокультуре ценится больше, чем разговор. Ещё одним постулатом коммуникативного поведения татар, отражённым в пословичном национальном фонде, является «Не обманывай!»: У обмана ноги короткие. У лжеца дом сгорел - никто не поверил. Пословицу Даже если сидишь криво, говори прямо можно интерпретировать двояко. С одной стороны, в ней содержится призыв «Не обманывай!», с другой - «Будь прямолинеен!». На втором этапе исследования мы установили качества, которые ценят татары Астраханского региона в собеседнике. В результате обработки лингвистических опросников выяснилось, что молодое поколение респондентов (15-17 лет) с удовольствием общается с теми, кто заряжен позитивом, много шутит, доброжелателен. Старшее поколение носителей татарско-русского двуязычия (от 51 года до 67 лет) в качестве релевантного положительного качества, которое ценят в собеседниках, отметили честность. Татары в возрасте от 30 до 50 лет практически единогласно отдали предпочтение честности. Заключение Резюмируем результаты двух этапов исследования. Первый этап позволил нам выявить некоторые постулаты коммуникативного поведения татарского народа: «Думай, а потом говори!», «Знай: язык - смертельное оружие!», «Больше молчи!», «Не обманывай!», «Будь прямолинеен!». На втором этапе исследования мы установили качества, которые ценят татары Астраханского региона в собеседнике. Молодые люди в возрасте 15-17 лет симпатизируют тем, кто позитивен, много шутит, доброжелателен. Старшее поколение (от 51 года до 67 лет) в качестве приоритетного качества отметило честность. Татары в возрасте от 30 до 50 лет практически единогласно отдали предпочтение честности. В перспективе мы планируем и дальше проводить подобные исследования, раскрывающие постулаты коммуникативного поведения народов, проживающих в многонациональной Астраханской области.
References

1. Scheglova I. V. Kommunikativnoe povedenie bilingval'noy molodezhi v Astrahanskom regione / I. V. Scheglova // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2014. № 3. S. 70-75.

2. Tanalin Sh. L. Tatarskie poslovicy, pogovorki, vyrazheniya / Sh. L. Tanalin. Ekaterinburg: Cirkon, 2011. 400 s.


Login or Create
* Forgot password?