Введение На протяжении длительного времени теневая экономика представляет для российского общества значительную угрозу. Возникновению и формированию теневой экономики в России еще с XVIII в. в немалой степени способствовало сокрытие своих доходов чиновниками. Из-за этого существенно уменьшались налоговые доходы государства. В 70-80-х гг. XX в. научными исследованиями в области негативного влияния теневой экономической деятельности на экономическую безопасность страны занимались многие известные российские ученые, которые стремились разработать эффективные меры борьбы, направленные на уменьшение отрицательного влияния теневой экономики в экономической сфере России. Проблемы возникновения и развития теневой экономики в нашей стране актуальны, прежде всего, с точки зрения ее негативного влияния на течение большинства основных экономических явлений, процессов: на формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост страны. На современном этапе влияние теневых отношений в России настолько велико, что они представляют огромную опасность для экономической безопасности и суверенитета российского государства. Представляется совершенно очевидным необходимость всестороннего исследования этой глобальной проблемы, и не только в России, но и в большинстве стран мира. Целью исследования является проведение анализа теневой экономики и экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи: - изучить нормативные документы, касающиеся борьбы с теневой экономикой в рамках укрепления экономической безопасности России; - рассмотреть статистические данные о теневой экономике Российской Федерации в целом, ряду округов и субъектов России; - выявить основные недостатки и мнимые преимущества теневой экономики и ее влияние на социально-экономическую ситуацию в России; - сформулировать меры профилактики и борьбы, которые бы позволили уменьшить негативное влияние теневой экономики на общество, государство и личность в Российской Федерации. Особенности негативного влияния теневой экономики на экономическую безопасность России Неформальная экономика существует во всех странах мира, отличаются лишь ее объем, форма и контроль. В России, по различным оценкам, она составляет от 23 до 80 % от ВВП [1]. Рост масштабов теневой экономики в нашей стране представляют большую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Для более детального анализа и раскрытия сущности теневой экономической деятельности мы рассмотрели основные аспекты данной проблемы и ее особенности в российских условиях: в целом по стране, в ряде округов, в частности в Южном федеральном округе (ЮФО), Центральном федеральном округе (ЦФО), Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), а также в некоторых субъектах Российской Федерации (в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях). «Теневой экономикой» (теневым сектором экономики) представляется целесообразным именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета [2]. В ст. 34 Конституции Российской Федерации отмечается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [3]. Криминализация экономики - явление крайне опасное для и государства, общества и личности, грубо нарушающее Конституцию Российской Федерации и другие федеральные законы России. Влияние теневой деятельности на экономическую стабильность в России весьма значительно, однако у теневой деятельности коррумпированного чиновнического аппарата есть отдельные аспекты, которые неоднозначно влияют не только на экономику, но и политику и даже жизнь российского общества в целом [4]. В связи с этим необходимо рассмотреть различные стороны теневого сектора экономики в условиях российской действительности. В настоящее время феномен теневой экономики является предметом исследования многих российских и зарубежных ученых. В большинстве трудов российских авторов (А. А. Степанов, Н. В. Морозова, М. В. Савина, Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев и др.) подчеркивается, что теневая экономика представляет серьезную угрозу российскому государству [5]. Но некоторые российские ученые (Н. С. Мациевский, Д. Р. Пескова, И. О. Ганин, Е. Г. Балуева, Е. Ю. Васильева и др.) в своих работах высказывают совершенно противоположную точку зрения. Они считают, что в ряде случаев теневая экономика оказывает даже положительное влияние на экономику страны в целом, и выделяют следующие факторы этого влияния: - уменьшение дифференциации населения; - увеличение занятости населения; - уменьшение социальной нестабильности в государстве; - обеспечение рабочих мест и доходов в теневом секторе; - деятельность «черных» рынков смягчает спады в экономике благодаря перераспределению ресурсов и денежных средств; - инвестирование нелегальным рынком производственной и финансовой сфер экономики; - улучшение благосостояния той части населения, которая получает выгоду от предприятий теневого сектора. Следует отметить, что мы не разделяем точку зрения вышеуказанных авторов, поскольку полагаем, что указанные факторы - лишь временное явление в экономике России, которые через определенный промежуток времени станут тормозить развитие государственных предприятий и учреждений, крайне негативно влияя на экономику и экономическую безопасность страны. Укажем на важнейшие явления теневой экономики, негативно влияющие на экономику Российской Федерации: - сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней; - увеличение количества коррумпированных чиновников, дача взяток; - значительное сокращение экономического роста и развития промышленности; - повышение уровня инфляции; - увеличение производства нелегальной и некачественной продукции; - значительное негативное воздействие на экологию; - сокращение инвестиций; - снижение мотивации к эффективной деятельности легальных организаций. Таким образом, теневая экономика оказывает существенное негативное влияние на экономический рост и развитие страны, делая крайне неустойчивой национальную экономическую безопасность России. Из всестороннего анализа нормативных документов, современной юридической и экономической литературы, можно сделать вывод, что в настоящее время под «черным рынком» понимается осуществление субъектами теневого сектора экономики незаконной торговли различными видами товаров и услуг. К незаконным товарам и услугам относятся производство и сбыт оружия, наркотических и психотропных веществ, алкоголя и алкогольной продукции, а также осуществление определенной деятельности вышеуказанными субъектами без получения лицензии. Проанализировать динамику «черного» рынка в России в целом на сегодняшний день представляется крайне сложным, однако можно рассмотреть определенные аспекты в сфере незаконной торговли. Так, по данным новостного сайта «Газета.ru», в России в период с 2012 по 2016 г. значительно выросла незаконная торговля оружием [6]. Вследствие неэффективной государственной политики и коррупции в неформальной российской экономике занята примерно пятая часть трудовых ресурсов. Очевидно, что влияние теневой экономики на протекание основных экономических процессов в России губительно не только для общества и государства, но и для отдельной личности [7]. Помимо этого, немаловажной проблемой в Российской Федерации остается коррупция чиновников. В ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определение понятия коррупция. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц [8]. К числу коррупционных преступлений относятся преступления, предусмотренные ст. 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ): получение и дача взятки [9]. В «Стратегии национальной безопасности», утвержденной Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г., коррупция включена в состав основных угроз государственной и общественной безопасности [10]. В 2012 г. более 800 работников правоохранительных органов были привлечены к уголовной ответственности по преступлениям, связанным с коррупцией. Высокий уровень коррумпированности представителей власти приводит к тому, что россияне отказываются доверять правительству. На основе доклада, представленного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, за первое полугодие 2016 г. в ЮФО зарегистрировано более 21 тыс. коррупционных преступлений, что негативно отражается на экономической ситуации региона. В 2015 г. зарегистрировано 36 коррупционных преступлений; в 2016 г. количество коррупционных преступлений увеличилось на 40 [11]. Согласно данным, опубликованным в докладе Генеральной прокуратуры по итогам 2016 г., число коррупционных преступлений в Астраханской области выросло в 2 раза. В настоящее время Астраханская область занимает третье место в списке самых коррумпированных регионов в России. Так, в 2015 г. задержан и приговорен к 4,5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере 18 млн руб. Станислав Салагин, бывший начальник управления муниципального имущества городской администрации (получение денежных средств в размере 200 тыс. руб. за решение вопроса с арендой земельного участка под парковку). В 2016 г. по подозрению в коррупционной деятельности задержаны глава администрации Ленинского района Наталья Якушева и депутат городской думы Павел Григоршев. Однако коррупция государственных служащих, высокопоставленных должностных лиц - не единственная проблема Астраханской области. Наш регион граничит с Калмыкией, Казахстаном и омывается Каспийским морем. Удобное географическое положение между Европой и Азией создает возможность проникновения в Россию через Астраханскую область различной незаконной и недоброкачественной продукции. Основным товаром, который нелегально поступает в Астраханскую область из Казахстана, являются различные наркотические средства. Для детального изучения влияния теневых процессов на развитие экономики мы предлагаем рассмотреть развитие теневого сектора и провести сравнительный анализ теневой деятельности на основе статистических данных в целом по Российской Федерации, по ряду округов, включая ЮФО, ЦФО, СКФО, а также по различным субъектам федерации этих округов, включая Астраханскую область. С помощью данного исследования можно будет оценить масштабы теневой экономики страны в целом и ее отдельных регионов, а также предложить эффективные мероприятия по сокращению теневого сектора экономики. Показатели теневого сектора экономики в России представлены в табл. 1. Таблица 1 Показатели теневой экономики Российской Федерации* Год Показатель 2012 2013 2014 2015 Зарегистрировано преступлений по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 6576 6710 5945 6399 Зарегистрировано преступлений по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 3182 4811 5866 6771 Зарегистрировано преступлений по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 4077 3084 2280 2297 * Составлено по [12]. Динамика коррупционных преступлений по РФ представлена на рис. 1. Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) Как следует из данных, представленных на рис. 1, динамика коррупционных преступлений весьма неоднозначна. Показатели количества преступлений (в абсолютных числах) по ст. 290 «Получение взятки» и по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ в 2012-2015 гг. снижаются на 177 и 1780 преступлений соответственно. Следует отметить, что прямо противоположная динамика наблюдается с количеством преступлений, связанных с дачей взятки: с 2012 г. (3182) по 2015 г. (6771) отмечено увеличение количества преступлений на 3589. Для более детального анализа влияния теневой экономики на экономическую безопасность России мы рассмотрели статистические показатели по количеству совершенных преступлений в ЮФО в целом, а также в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях ЮФО (табл. 2). Таблица 2 Показатели теневой экономики в Южном Федеральном округе* Год ЮФО 2012 2013 2014 2015 Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 537 402 317 573 418 206 519 591 174 738 671 188 Астраханская область Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 47 60 73 53 46 35 29 34 26 27 26 33 Волгоградская область Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 123 164 12 154 157 18 137 289 12 217 335 10 Ростовская область Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 141 42 59 128 54 38 133 107 32 133 158 45 *Составлено по [12]. Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2, в период с 2012 по 2015 гг. произошло увеличение количества совершенных преступлений в ЮФО по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» в 1,37 раза, по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» - в 1,66 раза. Совершенно противоположные статистические данные отмечены по преступлениям, совершенным по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»: уменьшение количества совершенных преступлений за период с 2012 по 2015 гг. в 1,68. Результаты исследования, проведенного в ЮФО Генеральной прокуратурой Российской Федерации в период с 2012 по 2015 гг., приведены на рис. 2. Рис. 2. Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в трех субъектах ЮФО в абс. числах Данные о количестве преступлений, совершенных в трех субъектах ЮФО по ст. 285, 290, 291 УК РФ за период с 2012 по 2015 гг., распределились следующим образом: - в Волгоградской области показатели преступности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» увеличились в 1,76 раза, а по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» - в 2 раза; отмечено уменьшение показателя преступности по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» в 0,83 раза; - в Ростовской области показатели преступности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» в 2012 - 2015 гг. снизились в 0,6 и 1,3 раза соответственно; по ст. 291 «Дача взятки» наблюдается увеличение количества преступлений в 3,8 раза; - в Астраханской области отмечено снижение преступности по ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ в 1,7; 2,3 и 2,2 раза соответственно. Для определения масштабов теневой экономики в целом по России мы исследовали динамику коррупционных преступлений в ЮФО, ЦФО и СКФО, результаты исследования представлены в табл. 3. Таблица 3 Показатели теневой экономики в некоторых федеральных округах России* Год Центральный федеральный округ 2012 2013 2014 2015 Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 1325 498 493 1432 980 394 1116 1198 306 1360 1451 313 Южный федеральный округ Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 537 402 317 573 418 206 519 591 174 738 671 188 Северо-Кавказский федеральный округ Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 225 144 189 273 172 264 261 198 234 288 260 170 *Составлено по [12]. Данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее количество преступлений в теневом секторе экономики России прослеживается в ЦФО, а наименьшее - в СКФО. В ЦФО в 2012-2015 гг. количество преступлений, совершенных по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», увеличилось на 953 и 35 преступлений соответственно. Количество преступлений, совершенных по ст. 291 УК РФ «Дача взятки», увеличилось 2,9 раза. Противоположные показатели преступности наблюдались по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Так, количество преступлений по вышеуказанной статье в 2012-2015 гг. сократилось в 1,5 раза, что связано главным образом с существенным изменением некоторых статей особенной части УК РФ и ряда нормативно-правовых актов, касающихся антикоррупционной политики. Как видно из данных, приведенных в табл. 3, в ЮФО и СКФО наблюдается увеличение количества преступлений по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» в 1,4 и 1,3 раза, по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 1,66 и 1,8 раза соответственно. Противоположная картина отмечена по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» - уменьшение количества совершенных преступлений в 2012-2015 гг. в 1,68 и 1,1 раза в ЮФО и СКФО. Динамика изучаемых показателей в рассматриваемых федеральных округах показана на рис. 3. Рис. 3. Динамика показателей коррупционных преступлений в ЦФО, ЮФО и СКФО в 2012-2015 гг. Данные, приведенные на рис. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее количество коррупционных преступлений в 2012-2015 гг. совершено в Центральном федеральном округе, наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе. Низкий уровень теневой экономики, наблюдаемый в Северо-Кавказском федеральном округе, несомненно, оказывает положительное влияние на экономическую ситуацию данного федерального округа, его экономическое развитие и инвестиционную привлекательность. Для уменьшения негативного влияния теневого сектора на российскую экономику приоритетным направлением государственной политики должна стать разработка эффективных мероприятий, позволяющих снизить уровень теневой экономики не только в пределах отдельного региона, но и по всей стране. Комплекс мероприятий, проводимых в рамках борьбы с теневой экономической деятельностью, можно оптимизировать следующим образом: 1) формированием добросовестной конкуренции; 2) совершенствованием деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ; 3) проведением постоянного государственного контроля за соблюдением оптимальной ставки налоговых платежей и таможенных пошлин; 4) формированием прозрачной финансово-хозяйственной деятельности предприятий; 5) повышением качества государственного контроля за соблюдением упрощенных форм регистрации и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций; 6) достижением значительного снижения кредитных рисков; 7) ежегодным повышением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда; 8) оказанием постоянной финансовой помощи малому и среднему бизнесу; улучшением условий их вхождения в новые рынки сбыта; 9) совершенствованием мер, направленных на снижение уровня коррупции чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики; 10) осуществлением контроля за соблюдением морально-нравственных принципов всеми гражданами российского общества; 11) совершенствованием средств массовой информации; 12) осуществлением тесного взаимодействия правоохранительных органов со всеми социальными институтами общества для предупреждения коррупционных преступлений; 13) расширением сотрудничества с международными организациями по обмену опытом, касающимося вопросов борьбы с теневой экономикой. Заключение Рассмотрены статистические данные, касающиеся показателей теневой экономической деятельности в Российской Федерации, в ряде округов России и некоторых субъектах Южного федерального округа в период с 2012 по 2015 гг. Данные статистики о коррупционных преступлениях наглядно демонстрируют, что наибольшая доля теневой экономики выявлена в Центральном Федеральном округе. К основным факторам, способствующим развитию теневой экономической деятельности в нашей стране, можно отнести: сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и экономического роста и развития промышленности России, повышение уровня инфляции, увеличение производства нелегальной и некачественной продукции, коррупционная деятельность. Предложены меры по повышению эффективности борьбы с теневой экономической деятельностью в России в рамках укрепления национальной экономической безопасности РФ.