Введение В настоящее время одним из направлений развития систем связи является предоставление телекоммуникационных услуг на транспортных объектах - самолетах, кораблях, поездах. В отличие от ad hoc систем, которые предусматривают передачу низкоскоростного трафика между большим количеством мобильных абонентов, во время предоставления услуг на объектах транспорта требуется организация высокоскоростных каналов передачи данных между непосредственно объектом и системой связи общего пользования. В [1, 2] описаны общие принципы построения подобных систем. В [3] описана математическая модель «мерцающего» графа, согласно которой возможно использование методов теории графов для моделирования крупномасштабных систем связи с динамической топологией сети (ССДТС). В [4, 5] показана техническая возможность обеспечения передачи трафика с приемлемыми параметрами качества QoS (Quality of Service) мультисервисного трафика при скорости передачи данных в канале до 32 Мбит/с за счет использования протоколов динамической маршрутизации. Однако в [4, 5], при исследовании процесса передачи трафика по ССДТС, использовался абстрактный протокол динамической маршрутизации, и это исследование подтверждает только принципиальную возможность использования протоколов динамической маршрутизации, применяемых в традиционных IP-сетях. Как показывает практика, в IP-сетях широкое применение нашел протокол динамической маршрутизации RIP (Routing Information Protocol) [6]. Таким образом, необходимо провести дальнейшую оценку работоспособности крупномасштабных ССДТС при использовании существующих протоколов динамической маршрутизации. Целью исследований была оценка результатов использования протокола динамической маршрутизации RIP в ССДТС, предназначенных для обслуживания объектов транспорта. Исследование эффективности использования протокола динамической маршрутизации RIP в системах связи с изменяемой топологией сети Протокол динамической маршрутизации RIP нашел применение в сетях, работающих с использованием протоколов стека TCP/IP. Протокол RIP относится к дистанционно-векторным протоколам, и принцип его работы основан на обмене информацией о маршрутах между маршрутизаторами [6]. В качестве метрики используется число транзитных участков, максимальное количество которых составляет 15. Все маршруты, имеющие более 15 транзитных участков, получают бесконечный вес в таблице маршрутизации. В качестве средства моделирования ССДТС использовался программный пакет OPNET Modeler [7]. Программный пакет OPNET Modeler является средством для разработки и исследования различных телекоммуникационных и информационных систем, содержит большое количество моделей протоколов, сетевого оборудования, приложений, а также позволяет осуществлять графическую визуализацию эксперимента при помощи построения схем сети и отображения результатов эксперимента в виде графиков. Оценка эффективности работы телекоммуникационной системы проводится по большому количеству параметров, в том числе таких, как задержка пакета из конца в конец (End to end delay), количество отправленных и принятых пакетов, джиттер пакетов. В качестве базовой математической модели, описывающей поведение ССДТС, использованы функционалы, заложенные в основу модели «мерцающего» графа [3, 8]. Суть модели «мерцающего» графа заключается в последовательном представлении топологических изменений сети в виде эволюции графа, при этом состояние графа изменяется дискретно: , (1) где - граф, который описывает топологию сети в течение момента времени , когда, согласно модели, считается, что система находится в стационарном состоянии. При этом графы и отличаются на некоторое небольшое приращение . Согласно модели «мерцающего» графа, приращение содержит информацию о количестве добавленных ребер или изъятых из графа . Формально данный процесс описан при помощи функционала (2) Функционалы (1), (2) описывают процесс преобразования изменений топологической структурной составляющей системы связи из пространственной области (возникающей в результате изменения положения узлов относительно друг друга) во временную область (когда топологические изменения происходят в процессе добавления или исключения ребер графа). Время «открытия» и «закрытия» каналов определяется на основании исходной базы данных о состоянии сети, которая содержит информацию о параметрах перемещения сетевых узлов, параметрах оборудования, установленных на сетевых узлах, и параметрах зоны развертывания сети. Для проведения эксперимента использовались исходные данные, приведенные в табл. 1 [4]. Таблица 1 Начальные условия моделирования сети Параметры подвижных узлов № узла Координаты Скорость Угол движения Среднее значение, км Среднее значение, км/ч а 5; 5 20 40 80 0 Параметры статических узлов № узла Координаты, км Радиус покрытия, км A 10; 5 20 B 42,5; 25 20 C 75; 17,5 20 D 77; 55 20 Е 107,5; 37,5 20 Параметры точек поворота № точки Координаты. среднее значение, км Угол поворота, град П1 52,5; 15 20 П2 63,5; 18,5 53 П3 80; 41 20 П4 97,5; 47,5 0 Топология моделируемой сети, сформированной при помощи данных табл. 1, показана на рис. 1. Рис. 1. Перемещение крупного подвижного объекта по сложной траектории при использовании антенн, обеспечивающих сплошное покрытие зоны обслуживания В результате использования данных табл. 1 и методики определения времени использования канального ресурса для моделирования инфокоммуникационных ССДТС, предназначенных для обслуживания водных путей, заключающейся в расчете времени «открытия» и «закрытия» каналов связи между парой узлов в зависимости от условий их перемещения и типа используемых антенных комплексов, получены результаты, приведенные в табл. 2. Данные табл. 2 в дальнейшем используются для формирования имитационных моделей для среды Network Simulator или Opnet Modeler. Результаты моделирования исследуемой топологии в программном пакете Network Simulator представлены на рис. 2 и 3. Таблица 2 Время «открытия» и «закрытия» каналов связи между крупным подвижным объектом и стационарным ретранслятором Скорость движения узла, км/ч Пара узлов Время «открытия» канала, с Время «закрытия» канала, с Математическое ожидание Среднеквадратическое отклонение Математическое ожидание Среднеквадратическое отклонение 20 0 0 3 548,8 96,6 3 165,2 91 9 784,5 146,2 8 581,5 146,6 14 401,5 295,7 13 891,8 289 19 424,3 383 16 853,7 271,8 - - - - 23 475,3 453,9 40 0 0 1 791,5 132 1 571,8 73,8 4 862,5 238,7 4 264,7 202,9 7 155,3 327,3 6 906,2 318,8 9 651,2 446,3 8 375,4 406,9 - - - - 11 663,5 542,9 80 0 0 893 44,3 796,2 40,8 2 461,8 83 2 159,3 79,6 3 623,7 143,5 3 495,3 139,2 4 887,3 187,2 4 240,6 144,9 - - - - 5 906,5 222,6 Рис. 2. Зависимость вероятности потери пакета от скорости передачи информации Анализ графиков на рис. 2 и 3, а также требований QoS на передачу мультимедийного трафика [9] показывает, что исследуемая ССДТС пригодна для передачи трафика реального времени (задержка информационного пакета не превышает значения 300 мс, а вероятность потери 0,1 %), а при использовании протоколов транспортного уровня, гарантирующих доставку, исследуемая система пригодна и для передачи трафика обычных данных. Ограничением использования полученных результатов является абстрактность некоторых моделей протоколов и моделей узлов, которые используются в процессе написания имитационной модели. Фактически полученные результаты означают принципиальную справедливость разработанной модели «мерцающего» графа, при этом большую практическую значимость будут иметь результаты, полученные в процессе использования реальных протоколов управления сетью, и более конкретные модели узлов. Рис. 3. Задержка передачи пакета от отправителя к получателю в зависимости от скорости передачи информации Более того, как показала практика, исследование сетей, обеспечивающих передачу трафика со скоростью более 64 Мбит/с, в силу специфики работы используемых программных продуктов, требует больших затрат времени для проведения эксперимента и обработки полученных результатов. Реализация исследований с учетом использования реальных протоколов управления сетью, а также сокращение затрат времени на проведение возможны при использовании программного пакета Opnet Modeler. В качестве протокола маршрутизации в исследуемой сети использовался протокол RIP, в качестве сетевых узлов - маршрутизаторы, по многим функциональным возможностям аналогичные маршрутизаторам Cisco. Результаты моделирования с использованием данных табл. 1 и 2 для диапазона скорости передачи от 1 до 64 Мбит/с приведены в табл. 3. Таблица 3 Результаты моделирования ССДТС в программе Opnet Modeler Скорость движения подвижного узла 1 Мбит/с 4 Мбит/с 8 Мбит/с 16 Мбит/с 32 Мбит/с 64 Мбит/с Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % Задержка информационного пакета из конца в конец, с Вероятность потери информационного пакета, % 20 км/ч 0,00086 0,26 0,00178 0,239 0,0031 0,208 0,007 0,234 0,038 0,212 0,03 0,25 40 км/ч 0,00086 0,291 0,00178 0,348 0,0031 0,306 0,007 0,448 0,038 0,286 0,03 0,34 80 км/ч 0,00086 0,465 0,00178 0,447 0,0031 0,449 0,007 0,455 0,038 0,442 0,03 0,56 С учетом данных табл. 3 на рис. 4, 5 построены графические зависимости, аналогичные зависимостям на рис. 2 и 3. Анализ результатов эксперимента свидетельствует, что, несмотря на изменившиеся значения результатов эксперимента, система связи в целом сохраняет работоспособность при использовании на сетевом уровне протокола динамической маршрутизации RIP. Оценка моделируемой системы по критерию задержки информационного пакета из конца в конец показывает ее пригодность для передачи трафика реального времени. Результаты оценки системы по критерию вероятности потери информационного пакета более критичны, поскольку превышают установленные нормы QoS. Следовательно, для обеспечения качества передачи информации требуется использование протоколов транспортного уровня, гарантирующих доставку информационного пакета. Примером подобного протокола является протокол TCP (Transport Control Protocol). Рис. 4. Зависимость вероятности потери пакета от скорости передачи информации при использовании протокола динамической маршрутизации RIP для диапазона скорости от 1 до 64 Мбит/с Рис. 5. Задержка передачи пакета от отправителя к получателю в зависимости от скорости передачи информации при использовании протокола динамической маршрутизации RIP для диапазона скорости от 1 до 64 Мбит/с В ходе эксперимента показано также, что система сохраняет работоспособность и обеспечивает качество работы при увеличении скорости передачи информации в 2 раза относительно предыдущих экспериментов, проводившихся в программном пакете Network Simulator. Заключение Таким образом, оценка результатов использования протокола динамической маршрутизации RIP в ССДТС, предназначенных для обслуживания объектов транспорта, показала, что при использовании протокола RIP сохраняется работоспособность сети при скорости передачи информации до 64 Мбит/с и скорости перемещения узла до 80 км/ч. В данных диапазонах скорости передачи информации и скорости перемещения узла обеспечивается качество передачи мультимедийного трафика по параметру задержки информационного пакета из конца в конец, а для обеспечения надежности передачи трафика рекомендовано использовать протоколы транспортного уровня, гарантирующие доставку информационных пакетов. Результаты исследований показывают возможность использования протокола маршрутизации существующих сетей передачи данных RIP в ССДТС, предназначенных для обслуживания транспортных магистралей.