Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the basic aspects of e-learning with the use of distance learning technologies web 2.0. It identifies a number of assumptions that affect the shape of the educational process: the need for continuing education, education on the job; an individual training schedule, geographical conditions, the level of use of information technologies at the university. There are problems in the electronic and distance learning solutions. The specifics of building asynchronous (offline) and synchronous (online) learning is discussed. For the formation of electronic educational content, the paper considers educational potential of new web-based technologies (wiki-media, as a joint instrument of systematization and accumulation of knowledge; social services as a tool for implementing the non-standard educational approaches in real-time; services of applications to work on the joint projects and collaboration with the regime of access from any device). To control the electronic educational content, a modular learning environment Moodle, which allows you to accumulate a large amount of structured information in the educational topics is considered. The basic components for the design of electronic resource: information content, laboratory practical work, thematic tests and interactive components are identified. As a practical implementation of the technologies of distance learning using platform Moodle an educational web-portal is designed and implemented. In the framework of the project aimed at the development of professional IT-education IT-experimental courses in the disciplines of "Information Security" and "Project Management" are designed and successfully implemented The proposed educational technology can significantly improve the quality of educational activity for all levels and forms of education.

Keywords:
distance learning, educational content, web 2.0, educational technologies, joint work, learning environment
Text
Введение Компьютерные технологии оказывают несомненное влияние на динамику развития современного общества, заставляют отходить от традиционных методов подготовки профессиональных кадров, вырабатывать новые образовательные стандарты, ориентированные на подходы, принятые в современном мире. Применение таких технологий существенным образом меняет формы организации учебного процесса на всех уровнях. Существенный прорыв в оптимизации учебного процесса в настоящее время наблюдается в дистанционном обучении и его модификации e-Learning (electronic learning - электронное дистанционное обучение), которые базируются на использовании средств дистанционных образовательных технологий с применением интернет-сервисов. В развитии идей электронного дистанционного образования можно выделить ряд преимуществ, которые вызвали повышенный интерес к этой форме обучения: потребность в непрерывном образовании, получение образования без отрыва от основной трудовой деятельности, индивидуальный график обучения, географические условия, организация самостоятельной работы студентов, уровень использования информационных технологий в вузе и др. Вместе с тем следует обратить внимание на ряд проблем, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционной формы. Во-первых, значительные квалифицированные трудозатраты для разработки программного обеспечения и учебно-методических курсов. Во-вторых, наличие прямого общения. Следует перечислить также ряд проблем, которые возникают в результате необходимости взаимодействия комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур: отсутствие общедоступной телекоммуникационной инфраструктуры, информационных научно-образовательных ресурсов, доступных через Интернет, образовательной платформы, на которой студенты могут получить доступ к учебно-методическим материалам. Несмотря на все сложности по организации дистанционного обучения, внедрение в учебный процесс технологий web 2.0 с целью модернизации образовательного контента позволяет свести к минимуму многие проблемы и трудности. Ввиду того, что данные сервисы для учебных заведений предоставляются бесплатно, решаются проблемы, связанные с закупкой новых программных приложений, решается также задача по составлению расписания занятий, т. к. для работы в системе нет необходимости выделять специализированные лаборатории. Достаточно невысокие требования к техническому обеспечению и программным продуктам позволяют развернуть изучение дисциплин на имеющемся оборудовании вуза, без полной модернизации компьютерного парка машин. Формирование электронного обучающего контента для дистанционного обучения Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ; информационных технологий и технических средств, позволяющих реализовать ее обработку, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1]. В рамках дистанционного обучения в настоящее время существуют два направления: асинхронное (предусматривает выбор индивидуальной траектории обучения) и синхронное (обучение в реальном времени через виртуальные аудитории или сервисы). Асинхронные средства не требуют для обменивающихся сторон постоянного сетевого соединения. К таким средствам можно отнести электронную почту и построенные на ее основе автоматические рассылки, электронные форумы, доски объявлений и т. п. Синхронные средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются, как правило, на сервисах, существующих в Интернете: чаты, видеоконференции, вебинары. Асинхронная организация учебного процесса очень популярна в системе дистанционного электронного обучения. Главное преимущество такого обучения связывают с идеей развития концепции web 2.0. В основу концепции был положен принцип привлечения пользователей для коллективного проектирования информационного материала. Как результат, это динамическая, постоянно развивающаяся web-платформа, которая обеспечивает доступ к контенту и сетевым службам, создающим обучающую среду для совместной работы [2]. Основные web-сервисы, используемые в контексте новой сетевой образовательной парадигмы Wiki-технология для управления учебным контентом. Значительный обучающий потенциал заложен в сервисах, предназначенных для обработки коллективного гипертекста и использующих wiki-технологию. Такие ресурсы являются эффективным совместным инструментом систематизации и аккумулирования знаний в различных предметных областях. Сервисы коллективного гипертекста обеспечивают поддержку гипермедийной информации, что позволяет размещать необходимый образовательный контент. Технология коллективного гипертекста (wiki-среда) предоставляет возможность встраивать, наполнять и изменять визуально-графическое наполнение веб-ресурса каждому из членов сетевого сообщества в любое время, используя инструментарий, предусмотренный самим ресурсом. Wiki-среда позволяет гибко настраивать наборы ключевых компонентов и успешно использовать их для организации образовательного процесса: при использовании wiki-разметки документа доступна функция многократного редактирования, а также совершенно особая культура написания нелинейных электронных документов, реализуется возможность доступа нескольких авторов. В обучающих системах, реализующих управление учебным контентом, сервисы коллективного гипертекста способствуют развитию обучения в сотрудничестве и являются идеальной средой для реализации учебных групповых проектов. На основе wiki-технологий разработано огромное количество образовательных порталов, которые успешно применяются для дистанционного обучения (например, wikipedia, ru.wiktionary, ru.wikibooks и др.) [3]. Социальные сервисы для внедрения в образовательный процесс. Еще одна группа инновационных web-сервисов, удерживающая внимание большей части интернет-аудитории и представляющая интерес с точки зрения внедрения в образовательный процесс, - социальные сервисы - появилась сравнительно недавно, потеснив самое распространенное средство для удаленных коммуникаций - электронную почту. Этот сервис остается актуальным и в настоящее время, но существенный недостаток электронной почты - невозможность получения информации в режиме реального времени. Социальные сети и сетевые сообщества являются универсальным инструментом общения. Принцип работы социальных сетей одинаков - стена профиля, новостная лента, возможность проводить опросы и голосование, вести переписку и обмениваться файлами. Популярными социальными сетями являются VK, Facebook, Twitter, Google+. Все эти сервисы одновременно поддерживают трансляцию ссылок на контент сетевых ресурсов. Наибольшей популярностью среди социальных сетей, которые реализуют нестандартные образовательные подходы, пользуется Google+. Сайт имеет огромную аудиторию, позволяет размещать визуальный контент больших размеров, и этот процесс легко интегрируется с другими популярными продуктами Google, такими как Gmail, поисковая система, Hangouts, Google Диск и др. Сервисы прикладных программ для совместной работы. Самая большая группа сетевых ресурсов - сервисы, реализующие функции различных прикладных программ. Такие онлайн-пакеты являются многофункциональными и могут выступать полноценной заменой настольных программ. В большинстве случаев они бесплатны. Преимущества онлайн-приложений: предоставление бесплатного доступа, совместимость с форматами разных версий, сохранение в «облаке», доступность с любого устройства (планшет, смартфон, компьютер), одновременная совместная работа над документами. Для создания интернет-площадок с целью совместной сетевой работы в режиме реального времени можно использовать сервисы организации групповой работы. Инструментарий сервисов позволяет объединить в группу различных пользователей для работы над совместными проектами, распределить задачи между различными исполнителями. К групповым проектам можно прикрепить различные общие ресурсы, которые загружаются в «облако» для совместного доступа и редактирования. Задания можно привязать к календарю, контролировать сроки исполнения проекта. Пример работы над совместными проектами в «облачном» сервисе Google Диск приведен на рис. 1, 2. Рис. 1. Использование «облачных» технологий для совместных проектов Рис. 2. Распределение задач между различными исполнителями через групповой скайп-чат Технологии web 2.0 позволяют организовать обучение через Интернет. Однако одного отдельного сервиса для этого недостаточно: справочная информация может храниться на сайте образовательного портала, лекционный материал - на «облачных» сервисах, для выполнения совместных проектов используются сервисы прикладных программ для совместной работы, видео- и аудиоконтент - на специальных хостингах. Технология создания и развития сообществ, которая и отличает web 2.0, позволяет преподавателю общаться с несколькими студентами в реальном времени через систему мгновенных сообщений. Среди социальных сервисов есть также календари, которые позволяют организовать планирование занятий. Но прежде чем начинать обучение в формате web 2.0, преподавателю следует собрать все необходимые данные на различных сервисах и связать их сетью перекрестных ссылок. Указанные сервисы разобщены и требуют усилий по их синхронизации. В то же время есть специализированные системы дистанционного образования, которые используются для управления обучением в образовательном процессе. Формирование обучающего контента в среде Moodle. В настоящее время на рынке существует множество IT-решений для управления электронным образовательным контентом, интегрирующих большой объем структурированной информации в рамках образовательной тематики. Получить организованный доступ к хранению и использованию материалов электронных курсов, объединить не только традиционные, но и цифровые образовательные ресурсы позволяют системы управления обучением. Универсальной средой для организации дистанционного учебного процесса является Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда [4]), которая и ориентирована на совместную работу. Обучение может происходить как в режиме реального времени, так и асинхронно, когда каждый студент выбирает индивидуальный режим изучения материала. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер. Moodle даёт возможность проектировать, создавать ресурсами информационно-образовательной среды и в дальнейшем управлять ими. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, которые могут быть предоставлены как в виде простейших учебников, так и в виде сложных интерактивных систем [5]. В настоящее время в рамках данной системы нами проектируются электронные образовательные курсы. Наполнение каждого электронный курс диктуется учебно-тематическим планом. Учебные материалы, используемые в целях достижения задач каждой из дисциплин, представляют собой совокупность следующих компонентов (рис. 3): - информационный компонент (совокупность текстовой, графической, аудиоинформации и другой учебной информации, соответствующей требованиям образовательного стандарта); - лабораторный практикум (практикум удаленного доступа в виде учебных и творческих заданий, ответы на которые студенты могут отправлять в цифровом виде); - тематические контрольные работы с online и offline оцениванием; - дополнительная вспомогательная, справочная информация (в виде глоссария, гиперссылок на рекомендованную учебно-методическую литературу, находящуюся в свободном доступе в сети Интернет, и т. д.); - интерактивный компонент для организации полноценного многофункционального взаимодействия между участниками образовательного процесса (форум, чат). Взаимодействие модулей в среде Moodle позволяет организовать следующие подходы к использованию технологий дистанционного обучения: 1. Самостоятельное изучение теоретического и практического материала по индивидуальному графику. Наиболее удобной формой изучения материала является совмещение теоретического материала и элементов тестирования. 2. Коллективная работа над проектами при непосредственном участии преподавателя. Организация такого занятия может быть различной (например, новостной форум + чат + google документы). 3. Обучение в режиме реального времени. Такая организация занятий в дистанционном режиме максимально приближена к занятиям в аудитории. Занятия могут проходить с использованием аудио- и видеокомментариев (рис. 4). Рис. 3. Проектирование электронного курса «Учебная практика» Рис. 4. Организация запланированной видеовстречи в прямом эфире с привязкой к календарю в Moodle Таким образом, среда Moodle становится неотъемлемой частью учебного процесса, предоставляя преподавателю универсальный инструментарий для создания учебного контента, обеспечивая доступ к данным и инструментам коммуникации. В соответствии с вышеизложенным, при создании в различных учебных заведениях информационно-образовательной среды, средствами системы Moodle интеграция интернет-сервисов может быть осуществлена достаточно просто. Заключение В качестве практической реализации технологии дистанционного обучения в Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) разработан и внедрен образовательный web-портал на платформе Moodle. Разработка портала велась в рамках реализации международного проекта Tempus PICTET: EQF-based professional ICT training for Russia and Kazakhstan (базовое обучение профессиональным информационно-коммуникационным технологиям для России и Казахстана), в котором, наряду со специалистами ведущих вузов стран Европы (Италия, Болгария, Греция, Бельгия), участвовали специалисты ряда российских и казахстанских вузов. В рамках реализуемого проекта, нацеленного на развитие системы профессионального IT-образования и развития сети учебных центров повышения квалификации в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-квалификации), в АГТУ были разработаны и успешно внедрены экспериментальные IT-курсы по дисциплинам «Информационная безопасность» и «Управление проектами». Все материалы по разрабатываемым курсам соответствуют концепции организации электронного дистанционного образования на платформе Moodle.
References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ // URL: http://base.garant.ru/70291362/.

2. Agaponov S. V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii: proektirovanie i realizaciya uchebnyh kursov / S. V. Agaponov, M. A. Goryunova, A. N. Kostikov i dr. / pod obsch. red. M. B. Lebedevoy. SPb.: BHV-Peterburg, 2010. 336 s.

3. Krasilova I. E. Viki kak instrument sozdaniya konstruktivistskoy informacionno-obrazovatel'noy sredy / I. E. Krasilova // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2012. T. 1, № 45. S. 10-13.

4. URL: https://moodle.org (data obrascheniya: 10.01.2016).

5. Smirnova N. A. Sistemy upravleniya obucheniem v distancionnom obrazovanii / N. A. Smirnova // Sborniki konferenciy NIC «Sociosfera». Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. 2014. № 25. S. 129-131.


Login or Create
* Forgot password?