Введение Компьютерные технологии оказывают несомненное влияние на динамику развития современного общества, заставляют отходить от традиционных методов подготовки профессиональных кадров, вырабатывать новые образовательные стандарты, ориентированные на подходы, принятые в современном мире. Применение таких технологий существенным образом меняет формы организации учебного процесса на всех уровнях. Существенный прорыв в оптимизации учебного процесса в настоящее время наблюдается в дистанционном обучении и его модификации e-Learning (electronic learning - электронное дистанционное обучение), которые базируются на использовании средств дистанционных образовательных технологий с применением интернет-сервисов. В развитии идей электронного дистанционного образования можно выделить ряд преимуществ, которые вызвали повышенный интерес к этой форме обучения: потребность в непрерывном образовании, получение образования без отрыва от основной трудовой деятельности, индивидуальный график обучения, географические условия, организация самостоятельной работы студентов, уровень использования информационных технологий в вузе и др. Вместе с тем следует обратить внимание на ряд проблем, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционной формы. Во-первых, значительные квалифицированные трудозатраты для разработки программного обеспечения и учебно-методических курсов. Во-вторых, наличие прямого общения. Следует перечислить также ряд проблем, которые возникают в результате необходимости взаимодействия комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур: отсутствие общедоступной телекоммуникационной инфраструктуры, информационных научно-образовательных ресурсов, доступных через Интернет, образовательной платформы, на которой студенты могут получить доступ к учебно-методическим материалам. Несмотря на все сложности по организации дистанционного обучения, внедрение в учебный процесс технологий web 2.0 с целью модернизации образовательного контента позволяет свести к минимуму многие проблемы и трудности. Ввиду того, что данные сервисы для учебных заведений предоставляются бесплатно, решаются проблемы, связанные с закупкой новых программных приложений, решается также задача по составлению расписания занятий, т. к. для работы в системе нет необходимости выделять специализированные лаборатории. Достаточно невысокие требования к техническому обеспечению и программным продуктам позволяют развернуть изучение дисциплин на имеющемся оборудовании вуза, без полной модернизации компьютерного парка машин. Формирование электронного обучающего контента для дистанционного обучения Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ; информационных технологий и технических средств, позволяющих реализовать ее обработку, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1]. В рамках дистанционного обучения в настоящее время существуют два направления: асинхронное (предусматривает выбор индивидуальной траектории обучения) и синхронное (обучение в реальном времени через виртуальные аудитории или сервисы). Асинхронные средства не требуют для обменивающихся сторон постоянного сетевого соединения. К таким средствам можно отнести электронную почту и построенные на ее основе автоматические рассылки, электронные форумы, доски объявлений и т. п. Синхронные средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются, как правило, на сервисах, существующих в Интернете: чаты, видеоконференции, вебинары. Асинхронная организация учебного процесса очень популярна в системе дистанционного электронного обучения. Главное преимущество такого обучения связывают с идеей развития концепции web 2.0. В основу концепции был положен принцип привлечения пользователей для коллективного проектирования информационного материала. Как результат, это динамическая, постоянно развивающаяся web-платформа, которая обеспечивает доступ к контенту и сетевым службам, создающим обучающую среду для совместной работы [2]. Основные web-сервисы, используемые в контексте новой сетевой образовательной парадигмы Wiki-технология для управления учебным контентом. Значительный обучающий потенциал заложен в сервисах, предназначенных для обработки коллективного гипертекста и использующих wiki-технологию. Такие ресурсы являются эффективным совместным инструментом систематизации и аккумулирования знаний в различных предметных областях. Сервисы коллективного гипертекста обеспечивают поддержку гипермедийной информации, что позволяет размещать необходимый образовательный контент. Технология коллективного гипертекста (wiki-среда) предоставляет возможность встраивать, наполнять и изменять визуально-графическое наполнение веб-ресурса каждому из членов сетевого сообщества в любое время, используя инструментарий, предусмотренный самим ресурсом. Wiki-среда позволяет гибко настраивать наборы ключевых компонентов и успешно использовать их для организации образовательного процесса: при использовании wiki-разметки документа доступна функция многократного редактирования, а также совершенно особая культура написания нелинейных электронных документов, реализуется возможность доступа нескольких авторов. В обучающих системах, реализующих управление учебным контентом, сервисы коллективного гипертекста способствуют развитию обучения в сотрудничестве и являются идеальной средой для реализации учебных групповых проектов. На основе wiki-технологий разработано огромное количество образовательных порталов, которые успешно применяются для дистанционного обучения (например, wikipedia, ru.wiktionary, ru.wikibooks и др.) [3]. Социальные сервисы для внедрения в образовательный процесс. Еще одна группа инновационных web-сервисов, удерживающая внимание большей части интернет-аудитории и представляющая интерес с точки зрения внедрения в образовательный процесс, - социальные сервисы - появилась сравнительно недавно, потеснив самое распространенное средство для удаленных коммуникаций - электронную почту. Этот сервис остается актуальным и в настоящее время, но существенный недостаток электронной почты - невозможность получения информации в режиме реального времени. Социальные сети и сетевые сообщества являются универсальным инструментом общения. Принцип работы социальных сетей одинаков - стена профиля, новостная лента, возможность проводить опросы и голосование, вести переписку и обмениваться файлами. Популярными социальными сетями являются VK, Facebook, Twitter, Google+. Все эти сервисы одновременно поддерживают трансляцию ссылок на контент сетевых ресурсов. Наибольшей популярностью среди социальных сетей, которые реализуют нестандартные образовательные подходы, пользуется Google+. Сайт имеет огромную аудиторию, позволяет размещать визуальный контент больших размеров, и этот процесс легко интегрируется с другими популярными продуктами Google, такими как Gmail, поисковая система, Hangouts, Google Диск и др. Сервисы прикладных программ для совместной работы. Самая большая группа сетевых ресурсов - сервисы, реализующие функции различных прикладных программ. Такие онлайн-пакеты являются многофункциональными и могут выступать полноценной заменой настольных программ. В большинстве случаев они бесплатны. Преимущества онлайн-приложений: предоставление бесплатного доступа, совместимость с форматами разных версий, сохранение в «облаке», доступность с любого устройства (планшет, смартфон, компьютер), одновременная совместная работа над документами. Для создания интернет-площадок с целью совместной сетевой работы в режиме реального времени можно использовать сервисы организации групповой работы. Инструментарий сервисов позволяет объединить в группу различных пользователей для работы над совместными проектами, распределить задачи между различными исполнителями. К групповым проектам можно прикрепить различные общие ресурсы, которые загружаются в «облако» для совместного доступа и редактирования. Задания можно привязать к календарю, контролировать сроки исполнения проекта. Пример работы над совместными проектами в «облачном» сервисе Google Диск приведен на рис. 1, 2. Рис. 1. Использование «облачных» технологий для совместных проектов Рис. 2. Распределение задач между различными исполнителями через групповой скайп-чат Технологии web 2.0 позволяют организовать обучение через Интернет. Однако одного отдельного сервиса для этого недостаточно: справочная информация может храниться на сайте образовательного портала, лекционный материал - на «облачных» сервисах, для выполнения совместных проектов используются сервисы прикладных программ для совместной работы, видео- и аудиоконтент - на специальных хостингах. Технология создания и развития сообществ, которая и отличает web 2.0, позволяет преподавателю общаться с несколькими студентами в реальном времени через систему мгновенных сообщений. Среди социальных сервисов есть также календари, которые позволяют организовать планирование занятий. Но прежде чем начинать обучение в формате web 2.0, преподавателю следует собрать все необходимые данные на различных сервисах и связать их сетью перекрестных ссылок. Указанные сервисы разобщены и требуют усилий по их синхронизации. В то же время есть специализированные системы дистанционного образования, которые используются для управления обучением в образовательном процессе. Формирование обучающего контента в среде Moodle. В настоящее время на рынке существует множество IT-решений для управления электронным образовательным контентом, интегрирующих большой объем структурированной информации в рамках образовательной тематики. Получить организованный доступ к хранению и использованию материалов электронных курсов, объединить не только традиционные, но и цифровые образовательные ресурсы позволяют системы управления обучением. Универсальной средой для организации дистанционного учебного процесса является Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда [4]), которая и ориентирована на совместную работу. Обучение может происходить как в режиме реального времени, так и асинхронно, когда каждый студент выбирает индивидуальный режим изучения материала. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер. Moodle даёт возможность проектировать, создавать ресурсами информационно-образовательной среды и в дальнейшем управлять ими. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, которые могут быть предоставлены как в виде простейших учебников, так и в виде сложных интерактивных систем [5]. В настоящее время в рамках данной системы нами проектируются электронные образовательные курсы. Наполнение каждого электронный курс диктуется учебно-тематическим планом. Учебные материалы, используемые в целях достижения задач каждой из дисциплин, представляют собой совокупность следующих компонентов (рис. 3): - информационный компонент (совокупность текстовой, графической, аудиоинформации и другой учебной информации, соответствующей требованиям образовательного стандарта); - лабораторный практикум (практикум удаленного доступа в виде учебных и творческих заданий, ответы на которые студенты могут отправлять в цифровом виде); - тематические контрольные работы с online и offline оцениванием; - дополнительная вспомогательная, справочная информация (в виде глоссария, гиперссылок на рекомендованную учебно-методическую литературу, находящуюся в свободном доступе в сети Интернет, и т. д.); - интерактивный компонент для организации полноценного многофункционального взаимодействия между участниками образовательного процесса (форум, чат). Взаимодействие модулей в среде Moodle позволяет организовать следующие подходы к использованию технологий дистанционного обучения: 1. Самостоятельное изучение теоретического и практического материала по индивидуальному графику. Наиболее удобной формой изучения материала является совмещение теоретического материала и элементов тестирования. 2. Коллективная работа над проектами при непосредственном участии преподавателя. Организация такого занятия может быть различной (например, новостной форум + чат + google документы). 3. Обучение в режиме реального времени. Такая организация занятий в дистанционном режиме максимально приближена к занятиям в аудитории. Занятия могут проходить с использованием аудио- и видеокомментариев (рис. 4). Рис. 3. Проектирование электронного курса «Учебная практика» Рис. 4. Организация запланированной видеовстречи в прямом эфире с привязкой к календарю в Moodle Таким образом, среда Moodle становится неотъемлемой частью учебного процесса, предоставляя преподавателю универсальный инструментарий для создания учебного контента, обеспечивая доступ к данным и инструментам коммуникации. В соответствии с вышеизложенным, при создании в различных учебных заведениях информационно-образовательной среды, средствами системы Moodle интеграция интернет-сервисов может быть осуществлена достаточно просто. Заключение В качестве практической реализации технологии дистанционного обучения в Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) разработан и внедрен образовательный web-портал на платформе Moodle. Разработка портала велась в рамках реализации международного проекта Tempus PICTET: EQF-based professional ICT training for Russia and Kazakhstan (базовое обучение профессиональным информационно-коммуникационным технологиям для России и Казахстана), в котором, наряду со специалистами ведущих вузов стран Европы (Италия, Болгария, Греция, Бельгия), участвовали специалисты ряда российских и казахстанских вузов. В рамках реализуемого проекта, нацеленного на развитие системы профессионального IT-образования и развития сети учебных центров повышения квалификации в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-квалификации), в АГТУ были разработаны и успешно внедрены экспериментальные IT-курсы по дисциплинам «Информационная безопасность» и «Управление проектами». Все материалы по разрабатываемым курсам соответствуют концепции организации электронного дистанционного образования на платформе Moodle.