Abstract and keywords
Abstract (English):
The main features of the Declaration of goods in the Customs sphere are considered; the expediency of application of electronic and online Declaration is substantiated, as well as the main advantages of electronic and Internet-declaring for the participants of foreign economic activity are stated.

Keywords:
customs, customs intermediaries, customs services, electronic and online declaration
Text
Введение Технологии электронного декларирования и Интернет-декларирования товаров являются одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций по сравнению с традиционным декларированием. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России [1, с. 1] в 2009 г. было активизировано информационное взаимодействие с Комиссией европейских сообществ в целях оптимизации и ускорения таможенных процедур и минимизации угроз экономическим интересам Российской Федерации. В рамках этого взаимодействия 13 европейских государств (Австрия, Бельгия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Латвия, Швеция, Словакия, Эстония, Италия, Литва, Польша, Германия) передают информацию о направленных в РФ товарах еще до пересечения ими таможенной границы. Декларирование товаров представляет собой обязательную процедуру по заявлению в таможенные органы необходимых сведений о товаре при его выпуске. Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование товаров может осуществляться как в письменной, так и в электронной формах с использованием таможенной декларации [2, с. 170]. Традиционный способ декларирования При традиционном способе декларирования, т. е. на бумажных носителях, процедура таможенного декларирования товаров проходит следующие этапы (рис. 1). При традиционном способе декларирования товаров таможенная декларация на магнитном носителе с предоставлением бумажных документов (оригиналов и копий) в формате .xml передается в таможенный орган. Там происходит проверка заявленных сведений, начисление и оплата таможенных платежей. Затем (если все действия были проведены корректно) происходит завершение декларирования и выпуск товаров. Процесс может занимать до трех дней. Рис. 1. Традиционный способ декларирования товаров Технологии электронного декларирования и Интернет-декларирования Технологии электронного декларирования и Интернет-декларирования позволяют сократить этот процесс до нескольких минут. Реализация технологии электронного декларирования была начата в 2004 г., в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов с целью реализации принципиально новых подходов, обеспечивающих взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе проведения таможенного декларирования. Разработка технологии электронного декларирования проводилась на базе Главного управления информационными технологиями (ГУИТ) ФТС России совместно с Главным научно-информационным вычислительным центром (ГНИВЦ) ФТС России в течение 2005–2007 гг. Была разработана автоматизированная подсистема (АПС) «Электронное представление сведений». Данная система позволяет участникам ВЭД и другим заинтересованным лицам предоставлять сведения в таможенный орган любого региона России для электронного декларирования. При этом обеспечивается полная интеграция системы электронного представления сведений с автоматизированными системами таможенного оформления и контроля (КАСТО), которая позволяет сократить время проведения технологических операций. Технология электронного Интернет-декларирования осуществляется на основе применения следующих программных средств [3, с. 1]: 1. Подсистема защиты информации автоматизированной системы внешнего доступа (ПЗИ АСВД). 2. Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (СВУЦ ТО). 3. Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров». 4. Системы таможенного оформления и контроля. Участники электронного декларирования товаров представлены на рис. 2. Рис. 2. Участники электронного декларирования товаров Участники ВЭД при осуществлении таможенного декларирования с учетом своих возможностей и потребностей вправе выбирать удобную схему декларирования товаров: 1. Участник ВЭД – таможенные органы (без посредников). 2. Участник ВЭД – таможенный представитель – таможенные органы (один посредник). 3. Участник ВЭД – информационный оператор – таможенные органы (один посредник). 4. Участник ВЭД – таможенный представитель – информационный оператор – таможенные органы (два посредника). Участники ВЭД могут самостоятельно декларировать собственные товары. В этом случае взаимодействие происходит без участия таможенного представителя и информационного оператора. Участник ВЭД сам подготавливает пакет документов для целей таможенного декларирования, подает эти документы в таможенные органы и несет ответственность за достоверность данных, сроки подачи и оплаты и т. д. Технология электронного предоставления сведений участниками ВЭД для таможенного декларирования товаров представлена в таблице. Технология электронного предоставления сведений участниками ВЭД для таможенного декларирования товаров Участник электронного декларирования товаров Последовательность действий Участник ВЭД Передает необходимые сведения таможенному представителю для целей декларирования товаров Таможенный представитель Передает необходимые сведения в электронном виде информационному оператору для осуществления электронного декларирования товаров Информационный оператор Посредством сети Интернет передает сведения в АПС «Электронное представление сведений» Таможенные органы 1. Принимают полученную информацию с помощью АПС «Электронное представление сведений» через единую точку входа. 2. Проводят проверку достоверности электронной цифровой подписи в системе СВУЦ ТО. 3. Переводят полученные электронные сведения в формат .xml. 4. Обработанные сведения через ГНИВЦ России последовательно передаются в региональное таможенное управление и далее через таможню на таможенный пост, где происходит декларирование товаров Таким образом, для проведения электронного декларирования участнику ВЭД необходимо, во-первых, обладать достаточными знаниями в области таможенного регулирования для прохождения всех формальностей, а во-вторых, обладать программным обеспечением, которое позволило бы ему технически осуществить процесс электронного декларирования. Соответственно, в штате участника ВЭД должен работать специалист по таможенным операциям и должны иметься следующие программные продукты. I. Программные продукты, позволяющие осуществлять действия таможенного представителя: 1) «Магистр декларант»; 2) «ВЭД-инфо»; 3) комплекс программных средств «Обработка сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах»; 4) «Логистика 1.0» – программа учета текущих и архивных таможенных деклараций; 5) доступ в Интернет. II. Программные продукты, позволяющие осуществлять действия информационного оператора: 1) сервер маршрутизации с лицензированной операционной системой; 2) аппаратно-программный комплекс шифрования «Континент»; 3) антивирусное программное обеспечение. Учитывая высокую стоимость оборудования и зарплату специалиста по таможенным операциям, осуществление самостоятельного электронного таможенного декларирования целесообразно при регулярных внешнеторговых поставках крупных партий товаров. Если осуществление самостоятельного электронного таможенного декларирования для участника ВЭД признано нерентабельным (при незначительном и нерегулярном внешнеторговом товарообороте), то целесообразно воспользоваться услугами таможенных посредников (таможенного представителя и (или) информационного оператора). В этом случае таможенный представитель действует от имени и по поручению участника ВЭД при осуществлении таможенного декларирования товаров и несет с ним солидарную ответственность за совершаемые операции. Таможенный представитель осуществляет следующие действия: 1) получает от участника ВЭД необходимый пакет документов, проверяет их, заполняет таможенную декларацию и переводит сведения в электронную форму; 2) создает совокупность данных сделки (СДС), в которой содержится таможенная декларация, декларация таможенной стоимости и опись прилагаемых документов; 3) передает сформированную СДС, подписанную электронной цифровой подписью (ЭЦП), через информационного оператора в таможенные органы. Проверка корректности ЭЦП осуществляется в СВУЦ ТО. Информационный обмен электронными данными происходит в формате .xml, который представляет собой текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных. Прием этих сведений обеспечивается АПС «Электронное представление сведений» через единую точку входа, расположенную на уровне ГНИВЦ ФТС России, с последующей маршрутизацией принятых сведений по таможенной транспортной технологической подсистеме в базу данных регионального таможенного управления, где документы проходят первичный форматно-логический контроль. Далее документы поступают через таможню в автоматизированную информационную систему. Обратное взаимодействие систем таможенного декларирования таможенных органов с системами участников ВЭД также осуществляется с использованием указанного набора программных средств. При электронном и Интернет-декларировании товаров информационный оператор осуществляет операции по передаче сведений в электронной форме в таможенные органы с соблюдением всех требований безопасности. Таким образом, информационный оператор выступает в роли связующего звена между таможенными органами и участниками ВЭД с предоставлением следующих преимуществ для последних: 1. Отсутствие необходимости в закупке и обслуживании специального оборудования и оплате услуг IT-специалиста. 2. Возможность декларирования товаров при удаленном доступе. 3. Отсутствие необходимости в согласовании схем подключения к автоматизированной системе внешнего доступа таможенных органов ФТС России и прохождение процедуры сертификации. 4. Возможность получения технической поддержки от информационного оператора по настройке каналов передачи информации. 5. Информационный оператор является единственной организацией, с которой необходимо согласовывать процесс электронного документооборота и проведение профилактических работ по сопровождению таможенной системы. Заключение Независимо от того, будет ли электронное и Интернет-декларирование осуществляться самостоятельно или через посредников, можно выделить следующие преимущества электронного и Интернет-декларирования для участников ВЭД по сравнению с традиционным способом декларирования товаров: - безбумажная система декларирования товаров; - высокая скорость таможенного декларирования; - возможность проведения таможенного декларирования товаров на любом таможенном посту, оснащенном необходимым оборудованием; - система электронного декларирования очень удобна при декларировании специфических грузов, например продукции морского промысла, т. к. фактически такую продукцию можно будет оформлять прямо в море. Для этого достаточно использовать Интернет-канал, по которому сведения будут поступать с морского судна к информационному оператору, а от него – в таможенный орган.
References

1. Tamozhennaya sluzhba Rossiyskoy Federacii v 2009 godu: www.customs.ru.

2. Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza s izmeneniyami i dopolneniyami na 2011 god / kommentariy E. Yu. Safarovoy. – M.: OOO «Rid Grupp», 2011. – 256 s.

3. Elektronnoe predstavlenie svedeniy: www.customs.ru.


Login or Create
* Forgot password?