Одним из факторов инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов является представление ими достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Изменения, происходящие в нормативном регулировании бухгалтерского учета, связанные с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 г., и анализ плана Министерства финансов РФ на 2012–2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе Международных стандартов финансовой отчетности свидетельствуют о росте внимания государства к качеству учета и достоверности отчетности хозяйствующих субъектов и, как следствие, формированию условий для расширения спроса на аудиторские услуги. Проведение аудита для каждой организации – это возможность получить независимую и экспертную оценку состояния бухгалтерского учета на предприятии, проверить правильность расчета налогов, получить рекомендации по налоговой оптимизации и рациональной схеме учета и документооборота. Расширенный поиск по ресурсам ведущих российских библиотек, профильным сайтам позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика исследована недостаточно. Выявлено незначительное число публикаций, в которых освещаются направления развития рынка аудиторских услуг (РАУ) на основе использования инструментов операционного маркетинга [1], маркетинга аудиторских услуг зарубежных компаний [2], маркетинга аудиторских услуг на Украине [3], маркетинга российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг [4, 5]. В связи с этим проведение теоретико-прикладных исследований по использованию маркетинга в сфере аудиторских услуг является крайне важным. Анализ процессов, происходящих на РАУ, позволяет проследить эволюцию вхождения маркетинга в деятельность аудиторских фирм. Сферу профессиональных услуг в России маркетинг охватил в 80-е гг. XX столетия. Началом внедрения маркетинга в аудит можно считать, на наш взгляд, 1987 г., когда создается первая аудиторская организация «Интераудит». 1990–1992 гг. – это первый этап развития маркетинга в России – зарождение аудиторской деятельности. Многие российские предприятия оказались на грани банкротства и были вынуждены прибегать к инструментам маркетинга, чтобы наладить продажи на фоне быстро меняющейся экономической ситуации в стране. Активизировалась деятельность в области международного маркетинга. При Торгово-промышленной палате СССР была организована секция по вопросам маркетинга, насчитывавшая более 300 членов. В задачу секции входили изучение и пропаганда положительного зарубежного опыта маркетинговой деятельности, организация различных семинаров, конференций, симпозиумов. Второй этап – 1992–2001 гг. – можно охарактеризовать как период становления маркетинга аудиторских услуг, т. к. в этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские фирмы, которые стали проводить обязательные аудиторские проверки и оказывать аудиторские и сопутствующие аудиту услуги. В этот период создаются первые аудиторские организации в регионах России, в том числе в г. Астрахани: Астраханская аудиторская фирма (1992 г.), Аудит-НН (1992 г.), региональный аудиторский центр АБИКО (1993 г.), Информаудит (1993 г.), Промаудит (1993 г.) и др. С 1997 г. проводятся исследования отечественного РАУ и в их рамках составляются списки крупнейших аудиторских компаний России. Третий этап – 2001–2008 гг. – отмечен повсеместным внедрением маркетинга в аудиторскую деятельность. Именно в этот период был принят ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, предприняты первые шаги по интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Четвертый этап – 2008 г. – по настоящее время – начался с принятия нового Федерального закона от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Современный маркетинг аудиторских услуг представляет собой комплекс мероприятий, включающих определение ключевых трендов российского РАУ и наиболее перспективных направлений в аудиторском бизнесе, раскрытие экономического потенциала данного сегмента рынка, описание потенциальных потребителей с точки зрения структуры ведущих отраслей народного хозяйства и базовых секторов экономики, оценку финансовой состоятельности пользователей аудиторских услуг и т. д. Эволюция маркетинга аудиторских услуг в России свидетельствует о том, что для аудиторских организаций он становится необходимым элементом деятельности. Маркетинг аудиторских услуг отличается от маркетинга других профессиональных услуг своей специфичностью: видами и типами оказываемых услуг, емкостью и насыщенностью компаний на рынке, целевой аудиторией, потребительскими предпочтениями, основными принципами ценообразования и пр. Основными инструментами маркетинга аудиторских услуг являются: маркетинговое исследование, сегментирование, определение номенклатуры услуг, определение цены на аудиторские услуги, решения в области распределительной и коммуникационной политик. Маркетинговое исследование РАУ – комплексное изучение РАУ, услуг, спроса, потребностей, охватывающее три основные области: - анализ рынка информирует о состоянии РАУ; - анализ услуг информирует о характеристиках услуг и потребностях в них; - исследование потребителей информирует об их потребностях и мотивациях. В маркетинговых исследованиях освещается ситуация на РАУ России, дается актуальная информация об объемах и конъюнктуре рынка, аудиторских услугах (их описание и классификация), целевой аудитории РАУ, потребительских предпочтениях на РАУ, прогноз развития РАУ и т. д. Результаты маркетинговых исследований РАУ позволяют выявить основные показатели рынка, построить прогнозы развития собственного бизнеса на основе представленной конъюнктуры рынка, оценить потенциал роста и угрозы на РАУ и т. д. Для того чтобы маркетинговые исследования были эффективными, они должны носить систематический характер. Следующий элемент маркетинга – сегментирование – процесс по классификации и выбору потенциальных и реальных потребителей производимых услуг в соответствии с качественной структурой их спроса. На основе сегментирования определяются целевые группы потребителей аудиторских услуг и устанавливаются варианты их позиционирования. В 2010 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 87 096 клиентов. Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых была проаудирована, 23,2 % – клиенты с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн руб., 56,9 % – с выручкой от 20 до 400 млн руб., 11,1 % – с выручкой от 400 млн до 1 млрд руб., 4 % – с выручкой от 1 до 2 млрд руб., 4,8 % – с выручкой более 2 млрд руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле – 26,2 %, обрабатывающих производствах – 11,8 %, строительстве – 11,7 %, финансовой деятельности и транспорте – соответственно 5,6 и 5,4 %. Проводя сегментирование РАУ, аудиторская компания обеспечивает адресность предлагаемых ею услуг, реализуя тем самым основное исходное условие использования маркетинга – учет реальных нужд и потребностей конкретных потребителей. Таким образом, на основе маркетинговых исследований и сегментации РАУ можно определить приоритетные виды аудиторских услуг, исходя из запросов клиентов, и, основываясь на них, осуществлять прогнозирование и развитие сферы РАУ. Следующим важным инструментом маркетинга является прогнозирование оптимальной номенклатуры аудиторских услуг. Аудиторская услуга – это совокупный конечный продукт аудиторской деятельности, удовлетворяющий определенные потребности общества в целом и его пользователей. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) аудиторская деятельность выделена в самостоятельный подраздел (74.12.2) раздела, относящегося к предоставлению услуг. Аудиторские услуги закреплены п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одной из разновидностей услуг. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) является деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, перечисленных в ст. 1 закона «Об аудиторской деятельности». Что касается ценообразования на аудиторские услуги, то при выработке стратегии ценообразования аудиторских услуг следует учитывать взаимозависимость между системой цен и экономической средой, в которой действует та или иная аудиторская организация. Дисперсия на аудиторские услуги зависит от рыночных факторов: спроса со стороны клиентов, уровня цен конкурентов, степени затрат, связанных с выполнением аудиторских проверок различной степени сложности. Систему цен на аудиторские услуги характеризуют следующие параметры: - уровень, т. е. абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме; - структура, т. е. определенное соотношение элементов цены в процентах (или долях); - динамика, т. е. изменение качественного выражения цен в пропорции относительно исследуемого периода (например, в федеральном интегрированном рейтинге); сравнение результатов осуществляется на основе мониторинга деятельности аудиторских организаций по итогам каждого полугодия. В большинстве аудиторских организаций стоимость услуг определяется индивидуально, путем конфиденциальных переговоров, на основании краткого предварительного обследования предприятия с учетом его масштабов, сложности задачи, объема и сроков выполнения работ. Относительно коммуникационной политики следует отметить, что аудиторской фирме необходимо обеспечить с целевыми сегментами такие коммуникации, которые позволят продемонстрировать уровень компетенции ведущих сотрудников аудиторской фирмы, т. к. именно они играют ключевую роль в развитии аудиторского бизнеса, они его основа. Выделим некоторые аргументы в пользу использования маркетинга аудиторских услуг: - маркетинг позволяет организовать работу на основе запросов потребителей, формировать и стимулировать спрос на аудиторские услуги; оптимизировать технологию проведения аудита; получить прибыль за предоставление аудиторских услуг; - маркетинг нацеливает на приоритетный учет потребностей клиентов, на наиболее рациональное распределение и использование ресурсов (финансовых, кадровых, технических), исходя из того, что необходимо потребителю; - маркетинг требует проведения комплексного анализа деятельности и маркетинговых исследований; - маркетинг оказывает содействие качественной оценке работы аудиторской фирмы по целому ряду показателей. Таким образом, маркетинговый подход содействует совершенствованию аудиторских услуг в соответствии с потребностями клиентов. Маркетинг способствует выявлению и привлечению отдельных групп пользователей, в том числе потенциальных, и качественному их обслуживанию.