Введение Для внедрения логистических инноваций в таможенной сфере и анализа их эффективности необходимо применять комплексный подход, основанный на использовании логистического инструментария, концепции управления цепями поставок, а также системы сбалансированных показателей. Понятие «электронная таможня» Логистические инновации в таможенной сфере – это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков. Среди них можно выделить прежде всего инновационные мероприятия информационно-технического характера и инновации, ориентированные на управление таможенно-логистическими рисками. Все перечисленные направления логистических инноваций в таможенной сфере, с точки зрения анализа их эффективности, необходимо рассматривать используя понятие «электронная таможня». Электронная таможня – это комплекс мер, направленных на развитие электронных информационных систем (технологии предварительного информирования, технологии электронного и Интернет-декларирования товаров, технологии удаленного выпуска товаров) таможенных органов, основанных на принципах анализа и управления рисками. Все инновационные мероприятия в области информационно-технического обеспечения для таможенных целей можно разделить на следующие группы: - технологии предварительного информирования; - технологии электронного и Интернет-декларирования товаров; - технологии удаленного выпуска. Применение перечисленных технологий основано на системе электронного документооборота, участниками которой являются: - органы государственной власти, в лице таможенных органов и других властных структур; - участники трансграничных цепей поставок, а также прочие заинтересованные юридические и физические лица; - коммерческие посредники, осуществляющие свою деятельность в таможенной сфере. В качестве посредников между таможенными органами и участниками трансграничных цепей поставок, а также другими заинтересованными лицами выступают информационные операторы по электронному декларированию, предварительному информированию и предварительному электронному декларированию. Технологии предварительного информирования являются в настоящее время одним из приоритетных инновационных направлений в области электронного обмена данными в таможенной сфере. Формирование системы предварительного информирования базируется на следующих нормативно-правовых актах: - Таможенный кодекс Таможенного союза; - соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»; - приказ Федеральной таможенной службы России от 10.03.2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»; - приказ Федеральной таможенной службы России от 18.03.2010 г. № 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения». В ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители, а также заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Предварительно может быть представлена информация о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с нее. Технологии электронного декларирования и Интернет-декларирования товаров являются одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций (ТО) по сравнению с традиционным декларированием. Можно выделить следующие преимущества электронного и Интернет-декларирования для участников трансграничных цепей поставок по сравнению с традиционным способом декларирования товаров: - безбумажная система декларирования товаров; - высокая скорость таможенного декларирования; - возможность проведения таможенного декларирования товаров на любом таможенном посту, оснащенном необходимым оборудованием; - система электронного декларирования очень удобна при декларировании специфических грузов, например продукции морского промысла – фактически такую продукцию можно будет оформлять прямо в море. Для этого достаточно использовать Интернет-канал, по которому сведения будут поступать с морского судна к информационному оператору, а от него – в таможенный орган. В рамках развития «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» разработан новый метод работы с импортируемыми товарами – технология удаленного выпуска. Данная технология разработана в целях совершенствования процесса электронного декларирования через Интернет. Она применяется для подачи таможенной декларации в электронной форме с целью выпуска товара еще во время его фактического нахождения на приграничном складе временного хранения, т. е. эта технология позволяет участникам трансграничных цепей поставок сокращать время таможенного декларирования. Среднее время проведения таможенных формальностей не превышает трех часов. При этом проведение хронологического контроля этапов таможенного декларирования и контроля осуществляется в режиме on-line, что способствует повышению прозрачности совершаемых операций. Разработка системы сбалансированных показателей электронной таможни Для оценки эффективности логистической деятельности необходим способ, позволяющий определить, насколько хорошо осуществляется управление реализацией выбранной стратегии и каким образом ее можно усовершенствовать. С целью определения качества управления, специалистами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом была разработана система сбалансированных показателей (ССП – Balanced Scorecard) [2] – в настоящее время наиболее популярная, признанная во всем мире концепция управления экономической эффективностью. Система сбалансированных показателей представляет собой систему стратегического управления компанией, основанную на измерении и оценке эффективности ее деятельности на базе финансовых и нефинансовых показателей [3, с. 83]. При анализе эффективности деятельности электронной таможни мы предлагаем применить систему контроллинга логистических бизнес-процессов в таможенной сфере. Для этого необходимо создать ССП электронной таможни и разработать ряд ключевых показателей эффективности – key performance indicators (KPI). Разработку ССП электронной таможни можно осуществлять на основе следующих этапов: 1. Разработка миссии и стратегической концепции. 2. Создание корпоративной стратегической карты. 3. Создание корпоративной счетной карты. 4. Представление матрицы (таблицы) инициатив. 5. Составление стратегических бюджетов. 6. Разработка счетной карты подразделения. 7. Разработка индивидуальной счетной карты. Методология ССП предполагает разделение (в соответствии с выбранной миссией и стратегической концепцией) KPI по основным направлениям деятельности: финансовая деятельность, маркетинг и клиенты, бизнес-процессы, персонал. В проекцию «Финансы» будут входить фискальные показатели, т. е. показатели, связанные с пополнением доходной части бюджета за счет сбора таможенных платежей. Проекцию «Клиенты и маркетинг» составят показатели удовлетворенности клиентов, своевременности выполнения и качества ТО в восприятии участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Проекцию «Бизнес-процессы» составят показатели, отражающие оценку эффективности осуществления основных бизнес-процессов компании. Направление «Персонал и системы» оценивается на основе таких показателей, как уровень квалификации сотрудников таможенных органов, объем отчислений на развитие и т. д. Обобщая вышесказанное, оценить эффективность деятельности электронной таможни возможно, применив стратегическую и счетную карты (рис., табл. 1). ПроекцияНаправление деятельностиСтратегические цели FФинансы CКлиенты и маркетинг IБизнес-процессы LПерсонал и системы Пример стратегической карты электронной таможни Таблица 1 Пример счетной карты электронной таможни Стратегические целиПоказатели FПолнота и своевременность уплаты таможенных платежейПроцент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей CПовышение лояльности участников ВЭДИндекс лояльности участников ВЭД Обеспечение своевременности выполнения ТОДоля своевременно выполненных ТО к общему числу ТО IУменьшение времени выполнения ТОВремя выполнения ТО Повышение качества процесса выполнения ТОИндекс выполнения работ по повышению качества ТО LПовышение уровня навыков и умений сотрудников таможенных органовКоличество сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям Количество обучения персонала Стратегическая карта электронной таможни – это таблица, отражающая описание стратегии компании и установление причинно-следственных связей на каждом уровне управления электронной таможни с возможностью «каскадирования» основных задач управления до индивидуального уровня ответственности. Таким образом, задачи корпоративной стратегической и счетной карты каскадируются до уровня отдельных подразделений (создание счетной карты подразделения) и далее до индивидуального уровня (создание индивидуальной счетной карты) и определения персональной ответственности за мониторинг и расчет каждого показателя. Расчет ключевых показателей эффективности электронной таможни В основе концепции управления по показателям лежат понятия отсроченных и опережающих KPI. Отсроченные, или лаговые показатели отражают динамику уже произошедших событий, т. е. носят исторический характер и приспособлены для оценки уже произошедших в прошлом событий. Повлиять на значения отсроченных показателей можно лишь опосредованно, поскольку контроль значений осуществляется за определенный период. К ним относится большинство финансовых показателей. Отсроченные показатели являются результатом работы системы в целом и обычно появляются в управленческой или бухгалтерской отчетности не чаще одного раза в месяц. К опережающим относятся показатели, колебания которых опережают во времени возникновение колебаний объемов исследуемого бизнес-процесса (например, курс акций, предложение денег и др.). По уровню целей управления выделяют KPI, которые имеют стратегический характер и нормативный характер. Деление показателей на стратегические или нормативные зависит от выбранной стратегии и связано с оптимизацией процесса распределения ресурсов для достижения целевых значений соответствующих KPI. Стратегические KPI обычно характеризуют выбранную стратегию развития и являются приоритетными (например, количество сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям). Значения KPI, носящих нормативный характер, определяются в рамках выбранного краткосрочного периода (например, процент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей за отчетный месяц). Для выполнения нормативных KPI существуют текущие планы и бюджеты таможни. Поскольку модель взаимосвязанных планов и бюджетов гарантирует непротиворечивость информации, заложенной в бюджетах, этот инструмент следует применять для целей балансировки целевых значений в модели KPI. В этой связи к интегрированной системе планирования и бюджетирования предъявляются расширенные требования: эта система должна стать основным инструментом количественного планирования и моделирования в таможне. Значение тех или иных показателей бюджетов должно полностью согласовываться с соответствующими целевыми значениями KPI, а система планирования KPI должна быть интегрирована в систему бюджетирования таможни. Для того чтобы применение ключевых показателей эффективности стало возможным, необходимо соблюдение следующих требований [1, с. 2]: 1. Ключевые показатели эффективности должны иметь точное определение, чтобы любой пользователь мог их измерить. 2. Уровень плановых показателей должен быть достижимым. 3. Показатели должны оцениваться теми пользователями, в компетенции которых они находятся. 4. Утвержденные показатели должны являться стимулом для роста и развития персонала. 5. Возможность сравнения показателей – все ключевые показатели эффективности должны быть сопоставимы. 6. Наглядность показателей – все ключевые показатели эффективности должны быть представлены таким образом, чтобы любой пользователь мог сделать необходимые выводы (например, графическое изображение динамики показателей). 7. Все ключевые показатели эффективности должны быть включены в базу для дальнейшего анализа. В табл. 2. представлены KPI электронной таможни и формулы их расчета. Таблица 2 Расчет KPI электронной таможни KPIФормула расчета FПроцент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей CИндекс лояльности участников ВЭДЧисло повторно обратившихся участников. Общее число участников ВЭД Доля своевременно выполненных ТО к общему числу ТОКоличество своевременно выполненных ТО Общее число ТО IВремя выполнения ТОВремя, затраченное на выполнение ТО + время на подготовку и завершение ТО + время на отдых Индекс качества ТОКоличество ошибок при выполнении ТО Общее число ТО LПроцент сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям Количество проведенного обучения персоналаКоличество часов, затраченных на повышение квалификации Заключение Система сбалансированных показателей обеспечивает взаимодействие сотрудников таможенных органов на всех уровнях управления электронной таможней, дает возможность совершенствовать процесс принятия решений и тем самым обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, применение KPI для оценки эффективности деятельности электронной таможни позволит точнее выполнять действия, предпринимаемые для достижения поставленных целей, и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.