MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF MANAGEMENTOF AN EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON THE PRINCIPLESECONOMICAL PRODUCTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Improvement of the quality of education is one of the priority problems of modern Russia. Application of the principles of the economical production used at many succeeding enterprises of the world including "Toyota Co", in the educational process can bring it to the higher level. Choosing the criteria of quality of graduates of the educational institutions, the systems of selection of operational information are designed and operating influences through a feedback chain are developed. In this classical scheme we introduce some innovations of management of the Toyota company, for example "make a stop of production for the purpose of the solution of problems a part of production culture if this is demanded by the quality". The educational institution is a very difficult mechanism consisting of tens processes, having put their results, in common, one can get the total result of the high quality expert. Improvement of the quality of an educational product is made on the basis of standardization of educational and methodical documents on a number of educational programs and introductions of the system of expeditious control of the current state of compliance of "an educational product" and model". Implementation of the upgraded scheme of management by an educational institution requires change of all standard and legal base and introduction of scientific and industrial practice complexes into the educational process.

Keywords:
automated control systems, economical production, educational institution, quality of education, educational product, expeditious control
Text
Применение принципов «бережливого производства» в образовательном процессе учреждения – это одно из приоритетных направлений его развития и условий повышения качества подготовки выпускников. Любое образовательное учреждение является своего рода «фабрикой» по производству высококвалифицированных кадров, в которой реализуется та или иная система управления этим «производством», в связи с чем некоторые принципы «бережливого производства» вполне могут быть применимы к образовательному процессу. Здесь замечательно работают принципы втягивания и вытягивания – постоянное взаимодействие со школами, колледжами и работодателями [1]. Использование принципов стандартизации в разработке учебных планов и учебно-методического обеспечения, а также внедрение оперативного контроля текущей успеваемости обеспечивают необходимое качество подготовки студентов. Понятие «качество» применительно к образованию не может являться конечным результатом, это лишь средство, при помощи которого определяется соответствие конечного продукта определенному стандарту. Общество в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образовательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту потребность и при этом ориентироваться не на сиюминутный спрос, а осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда. Особенно высокие требования предъявляются к качеству высшего образования, поскольку именно ему принадлежит особое место в структуре профессионального образования [2]. Сравнение системы оперативного управления технологическим процессом в классическом варианте с моделью, которая может быть построена на основе принципов «бережливого производства», приводит к следующим выводам: общие принципы текущего оперативного управления предусматривают следующие этапы: 1. Построение модели процесса. 2. Выбор критериев качества продукции. 3. Выбор критериев оптимального управления. 4. Разработка системы отбора оперативной информации о текущих параметрах процесса. 5. Создание информационно-измерительной системы для обработки, анализа оперативной информации и выработки управляющего воздействия. 6. Реализация текущего оперативного управления через цепочки обратной связи [3]. Таким образом, по классической схеме создание автоматизированной системы управления (АСУ) начинается с построения модели, увязывающей входные и выходные параметры с «внутренними» характеристиками процесса управления, действующими на те или иные входные параметры (рис. 1). Рис. 1. Структурная схема АСУ вуза Далее, после выбора критериев качества продукции, формируются критерии оптимального управления (себестоимость, сроки изготовления и т. д.). В соответствии с этими критериями проектируется система отбора оперативной информации о текущих параметрах процессах, которая реализуется «в железе» в виде информационно-измерительной системы для обработки, анализа оперативной информации и выработки управляющего воздействия, поступающего на исполнительные механизмы через цепочки обратной связи [4]. Что же принципиально нового внесла компания «Тойота» в эту классическую схему? Здесь, как нам представляется, можно выделить следующие основные моменты [5]: 1. Повышение роли человеческого фактора, принцип индивидуальной ответственности в сочетании с работой в команде. 2. Работа с людьми, воспитание «единомышленников», поощрение инициативы в сочетании с четкими «технологическими картами операций». 3. «Автономизация» в системе управления качеством, пошаговый принцип совершенствования продукции. Рассмотрим более подробно, как реализуются эти положения в образовательном учреждении на примере пятого принципа менеджмента компании, который гласит: «Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество» [6]. Образовательное учреждение представляет собой сложную структуру с многочисленными входными и выходными параметрами, степень влияния которых на эффективность её функционирования может быть весьма различной. В первом приближении можно считать, что в ней происходят несколько одновременно идущих и дополняющих друг друга процессов, поэтому к образовательному учреждению возможно применить весьма успешный в технической кибернетике подход, согласно которому эти процессы рассматриваются независимо один от другого, а конечный результат получается как суперпозиция указанных процессов. Исходя из этого, можно решать задачу модернизации системы управления вузом и содержания отдельных сторон его деятельности последовательно, разрабатывая и внедряя проекты, основанные на принципах «бережливого производства». Одним из таких проектов является проект с рабочим названием «Модернизация структуры и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе на основе принципов «бережливого производства». Это позволит оптимизировать некоторые цепочки обратных связей в структуре управления и повысить эффективность образовательного учреждения в целом. В начале обозначим некоторые проблемы, на наш взгляд, существенно влияющие на учебный процесс: 1. Несоответствие качества «исходного материала» (абитуриентов, зачисленных в вуз) и требований, предъявляемых к студентам при их аттестации в процессе учебы в вузе. 2. «Нестыковка» ФГОСов, учебных планов, программ и контрольно-измерительных материалов. 3. Значительные производственные потери, обусловленные «нестандартностью» учебных планов и, как следствие, программ учебных дисциплин. 4. Отсутствие системы текущего контроля параметров образовательного продукта (ОП) на каждом этапе. 5. Отсутствие условий для реализации в полном объеме требований к процессу создания ОП. Как следует из анализа статистических данных, на протяжении многих лет отмечаются постоянно действующие негативные факторы, существенно влияющие на эффективность учебного процесса в вузе. На некоторые из них, как, например, на «качество исходного материала», т. е. уровень подготовки абитуриентов, отдельное учреждение не может существенно повлиять, т. к. это выходит за рамки его компетенции, но снизить ущерб от этого можно с помощью комплекса мер, конечной целью реализации которых является повышение качества ОП на основе стандартизации учебно-методических документов по ряду образовательных программ и внедрения системы оперативного контроля за текущим состоянием соответствия ОП и модели. Достижение поставленной цели проекта может происходить поэтапно, например следующим образом: 1. Разработка модели ОП. 2. Выбор схемы организации учебного процесса. 3. Выбор технологий и инструментов. 4. Выбор учебно-материальной, научно-исследовательской и производственной базы. 5. Расчет сметы разработки и реализации проекта. 6. Утверждение проекта [7]. Для учета таких входных параметров, как влияние потребностей рынка труда, содержание довузовской подготовки, состав группы разработчиков должен быть, согласно принципам «бережливого производства», следующим [7, 8]: - главный инженер проекта; - представители потребителя (топ-менеджеры промышленных, образовательных, научно-исследовательских предприятий); - представители кафедр университета; - представители поставщиков (директора, завучи, учителя образовательного учреждения). Как же снизить «производственные издержки» и получить дополнительные временные ресурсы для проведения мероприятий по повышению качества «исходного материала» и «образовательного продукта» в конечном итоге? Одним из возможных вариантов может быть стандартизация учебных планов по направлениям (рис. 2). Рис. 2. Стандартные модели учебных планов и внедрение системы «Андон» на каждом шаге реализации учебного плана Сравнение текущих параметров ОП с модельными, заложенными в виде знаний, умений, навыков и компетенций, реализуется путем внедрения информационно-обучающих учебных комплексов, осуществляющих не только проверку текущих параметров ОП, но и, после соответствующего анализа «расхождения» с моделью, т. е. ошибок, устранение этого «брака» путем повторного выполнения задания. Дополнительное время для этого получается в результате объединения аудиторных занятий для ряда направлений с близкими по содержанию ФГОСами [9]. Конечно, реализация предложенной схемы модернизации (рис. 3) не является простой задачей. Она включат в себя изменение нормативно-правовой базы вуза (возможно, и не только вуза, создание научно-учебно-производственных комплексов, в состав которых входят и современная учебно-материальная база, аудитории и лаборатории, оснащенные стендами для моделирования процессов, связанных с деятельностью будущих специалистов, и соответствующими программными продуктами, т. е. по терминологии CDIO[11] – наличие образовательной среды. Логичен вопрос, нужны ли эти перемены, не лучше ли оставить все как есть? Рис. 3. Схема реализации проекта «Образовательный продукт» Нам представляется, что перемены нужны, они необходимы, чтобы идти в ногу с быстро изменяющимся миром, ведь сфера образования – одна из самых консервативных систем. Вопрос состоит в другом – вектор перемен должен быть направлен на изменение содержания образовательного процесса, его актуализацию и автономизацию, причем функции управления должны быть приближены к самому образовательному процессу, переданы вниз, а управлять этими переменами, обеспечить их эффективность – это прерогатива менеджеров образовательного учреждения на современном этапе.
References

1. Lihter A. M. Modernizaciya obrazovatel'nogo processa na osnove principov berezhlivogo proizvodstva – Upravlenie izmeneniyami / A. M. Lihter, D. I. Merkulov. – Astrahan': Izd. dom «Astrahanskiy universitet», 2011. – S. 87–101.

2. Merkulova A. M. Reformy vysshego professional'nogo obrazovaniya Rossii. Sociologicheskiy analiz / A. M. Merkulova // Aktual'nye problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. Obschestvennye nauki: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. – Ufa: Red.-izd. centr Bashkir. gos. un-ta, 2010. – S. 389–392.

3. Vtyurin V. A. Avtomatizirovannye sistemy upravleniya tehnologicheskimi processami. Osnovy ASUTP / V. A. Vtyurin. – SPb.: SPGLA im. S. M. Kirova, 2006. – 153 s.

4. Bulatov M. F. Modernizaciya obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove principov «berezhlivogo proizvodstva» / M. F. Bulatov, A. M. Lihter, D. I. Merkulov // Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Prioritety i interesy sovremennogo obschestva», g. Astrahan', 12–13 aprelya 2010 g. – Astrahan': Izd. dom «Astrahanskiy universitet», 2010. – S. 75–79.

5. Layker D. DAO TOYOTA. 14 principov menedzhmenta veduschey kompanii mira / D. Layker. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2005. – 402 s.

6. Layker D. Sistema razrabotki produkcii v TOYOTA. Lyudi, processy, tehnologiya / D. Layker, D. Morgan. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. – 435 s.

7. Lihter A. M. Modernizaciya struktury i soderzhaniya uchebno-metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove principov «berezhlivogo proizvodstva» / A. M. Lihter, D. I. Merkulov // Materialy region. nauch.-metod. konf., posvyaschennoy Godu uchitelya, «Sovremennaya obrazovatel'naya sreda», g. Astrahan', 17–18 marta 2010 g. – Astrahan': Izd. dom «Astrahanskiy universitet», 2010. – S. 267–270.

8. Aleksandrova S. A. Analiz faktorov, vliyayuschih na obscheprofessional'nye kompetencii pri proektirovanii avtomatizirovannoy sistemy upravleniya obrazovatel'nyh processom kolledzha / S. A. Aleksandrova, A. M. Lihter // Prikaspiyskiy zhurnal: Upravlenie i vysokie tehnologii. – 2013. – № 1. – S. 117–123.

9. Aleksandrova S. A. Vybor kriteriev dlya avtomatizirovannoy sistemy upravleniya obrazovatel'nym processom kolledzha / S. A. Aleksandrova, A. M. Lihter // Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura. – 2013. – № 1 (34). – S. 148–155.


Login or Create
* Forgot password?