Исследование проблематики устойчивого развития предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является важным направлением в науке и практике управления экономикой России в целях обеспечения ее энергобезопасности, энергосбережения и энергоэффективности. Как показывает практика хозяйствования стран и отдельных субъектов, одним из ключевых условий роста экономики является использование и внедрение энергосберегающей системы, позволяющей оптимизировать потребление энергии и увеличить надежность энергоснабжения. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития ТЭК в решении выявленных проблем и построения на этой основе сбалансированной промышленной политики. Данная концепция сопряжена с формулированием генеральной цели программы энергобезопасности на основе создания необходимых экономических, правовых, организационных, технических и технологических условий, позволяющих обеспечить снижение уровня потребления ресурсов, производство новых источников энергии, эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов энергорынка, производителей и потребителей по эффективному использованию энергии. Достижение данных целевых установок возможно через создание эффективной нормативно-правовой базы и совершенствование производственно-экономических отношений посредством разработки и реализации инвестиционной, тарифной, кредитно-денежной и социальной политики. Достижению поставленной цели служит также создание специализированных рыночных инфраструктур и экономических рычагов и механизмов управления энергосбережением, а также формирование структур, сочетающих полномочия органов самоуправления и экономического самоуправления предприятий. В этой связи важным направлением представляется анализ мнений руководителей предприятий по проблемам энергопотребления и энергосбережения, включающий исследование реализуемых на предприятиях мероприятий по повышению энергоэффективности: проведение экспертизы (энергоаудит), энергетических обследований, использование средств учета (диспетчирование, приборы учета), мониторинг и регулирование энергопотребления затратным способом. Энергобезопасность – это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням: политическому, экономическому, техногенному, экологическому. Понятие «энергетическая безопасность», ставшее популярным после введения в 1973 г. нефтяного эмбарго, подразумевало энергетическую самодостаточность (количество и качество энергии в необходимом объеме в заданных экономических условиях) [1]. Отметим, что проблемы в обеспечении энергетической безопасности возникли в период назревания арабо-израильского конфликта, поскольку страны-импортеры ощутили дефицит нефти. В дальнейшем данный процесс в различных странах развивался с разной спецификой, а для России в последние годы данная проблема стоит особо остро. Следует отметить, что существуют различия в содержании понятия «энергетическая безопасность». Приведем трактовки данного понятия различными авторами. В. В. Морозов исследует энергетическую безопасность как бесперебойное и надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией [2]. К. С. Зыков в своих работах утверждает, что «...энергетическая безопасность РФ представляет собой состояние экономики и общества, которое на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала позволяет поддерживать требуемый уровень энергопотребления для социально-экономического развития страны, оптимальный с позиции критериев, уровня экспорта на мировые рынки, и достаточный уровень взаимодействия ТЭК со странами Содружества» [3]. И. И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергобезопасности (энергия будущего), в рамках которой выделяет следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологических технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование альтернативных источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений [4]. Л. Грязновым энергетическая безопасность экономики представлена как показатель обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) по стоимости, при которой возможно осуществлять воспроизводство в отраслях ТЭК, а в приоритетных отраслях экономики получается положительный показатель добавленной стоимости [5]. В работах многих отечественных исследователей энергетическая безопасность рассматривается как состояние защищенности важных интересов государства, общества и личности от угроз дефицита в обеспечении их потребностей доступными ТЭР приемлемого качества и нарушения топливо- и энергоснабжения всех потребителей. Представленные выше определения трактуют энергетическую безопасность в различных контекстах и областях исследования как обобщенную характеристику надежности достаточного и качественного уровня энергообеспечения и потребления различными субъектами, показателей и индикаторов энергоэффективности в соответствии со стратегическими целями, политическими и эколого-экономическими интересами страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности. Несмотря на преобразования, осуществляемые в ТЭК, в настоящее время отечественная экономика столкнулась с проблемой повышения тарифов на энергоресурсы. В основном это связано с продвижением дорогостоящих возобновляемых источников электроэнергии и строительством новых объектов электроэнергетики за счет потребителей. В результате энергетическая составляющая в структуре себестоимости выпускаемой продукции промышленных предприятий в 4 раза превышает данный показатель в развитых странах [6], что приводит к принятию руководством решения о снижении затрат на энергопотребление более чем на 15 % (регламентировано требованиями Федерального закона РФ № 261 от 23 ноября 2009 г. (ред. от 25.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»). В результате в качестве доминирующего показателя энергоэффективности предприятий выступает энергоемкость, а именно снижение ее величины. Однако снижение энергопотребления может существенно повлиять на уровень качества выпускаемой продукции и объемов производства. В разработанной в 2011 г. Доктрине энергетической безопасности предложен комплекс мероприятий по решению вышеуказанных проблем. Основной целью Доктрины являлась разработка стратегии взаимодействия органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и общества в вопросах обеспечения энергетической безопасности на перспективу. К этому моменту были приняты также такие нормативно-правовые документы, как «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» (2003 г.); «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (2009 г.); «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» (2009 г.); Федеральный закон «О безопасности объектов ТЭК» (2011 г.) и утвержденная распоряжением Правительства РФ 3 апреля 2013 г. «Стратегия развития электросетевого комплекса РФ на период до 2030 года» (2013 г.). Законодательно закрепленные положения регламентировали деятельность руководителей большинства промышленных предприятий в вопросах энергоэффективности и позволили внести определенные коррективы в существующие нормативно-методические документы. Отметим и тот факт, что на деятельность хозяйствующих субъектов энергетического рынка (промышленные предприятия; сервисные и обслуживающие предприятия; участники энергорынка и пр.) оказывают существенное влияние естественные, экономические, управленческие и социально-политические факторы (угрозы энергобезопасности). Это позволяет выявить ключевые этапы механизма управления энергетической безопасностью при эффективном взаимодействии хозяйствующих субъектов энергорынка, включающего в себя выявление, оценку, производство, использование и возобновление энергетических ресурсов, развитие энергетической инфраструктуры (рис.). Механизм управления энергетической безопасностью при эффективном взаимодействии хозяйствующих субъектов энергорынка Как показал анализ ситуации предприятий ТЭК, внешние факторы (угрозы) носят реальный характер, поскольку топливо- и энергообеспечение субъектов РФ находится в неудовлетворительном состоянием. Кроме этого, основными проблемами являются географическое размещение запасов первичных энергоресурсов, производство электроэнергии и нефтепродуктов субъектами РФ, а также недостаточность мощностей линий электропередачи. В частности, износ активной части основных фондов в энергетической отрасли составляет примерно 60–65 %, в сельских распределительных сетях более 75 %, поскольку отечественное техническое оборудование не в полной мере отвечает современным требованиям и во многом уступает мировым аналогам, что зачастую приводит энергетическое хозяйство в зону высокого риска, технологических аварий и снижения надежности электроснабжения. В данной ситуации необходимы модернизация и обновление существующих технологий производства и процесса распределения электроэнергии. В результате созданный по инициативе Минэнерго РФ межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами уполномочен в решении вопросов, связанных с реализацией инновационно-инвестиционных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, использованием альтернативных источников энергии и экологически чистых технологий на основе корпоративной саморегуляции и государственно-частного партнерства (ГЧП) через проектное финансирование. Решению вопросов реализации проектов по созданию ГЧП и совершенствованию механизма взаимодействия участников энергорынка (органы местного управления, промышленные предприятия, потребители) служат предлагаемые нами следующие направления: - создание акционерного общества на базе существующих муниципалитетов, которое будет осуществлять региональное энергетическое планирование при взаимодействии с предприятиями, кредитными учреждениями, местными органами самоуправления; - создание специализированного независимого энергетического центра (НЭЦ), курирующего вопросы, связанные с решением проблем повышения энергоэффективности предприятий; - создание единого информационного пространства (портала) между основными субъектами энергорынка, позволяющего осуществлять мониторинг и контроль за состоянием процессов энергопотребления и энергосбережения; - оперативное решение проблем по заявкам, направляемым в НЭЦ. Создание специализированных рыночных инфраструктур и экономических механизмов управления энергосбережением, а также формирование структур, сочетающих экономическое самоуправление предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления, позволит усовершенствовать механизм взаимодействия всех участников. Таким образом, для реализации целей, обеспечивающих энергетическую безопасность предприятий ТЭК, необходимо: - обеспечить надежность энергообеспечения экономики в полном объеме; - осуществлять мониторинг и контроль со стороны государства, органов исполнительной власти и местных органов управления за энергоснабжением объектов; - обеспечить восполняемость энергоресурсов; - осуществлять диверсификацию используемых видов топлива и энергии; - учитывать требования экологической безопасности; - предотвращать нерациональное использование энергоресурсов; - создать экономические условия (налоговые и таможенные меры), обеспечивающие одинаковую выгоду поставок энергоресурсов на рынки и оптимизации структуры экспорта; - обеспечить максимально использование конкурентоспособного отечественного оборудования в техпроцессах и проектах. Ключевым условием повышения энергетической безопасности и обеспечения сбалансированного развития предприятий ТЭК является единство целей и стратегических направлений государственной энергетической политики посредством разработки и реализации системы опережающих мер по нейтрализации внутренних и внешних угроз, эффективному использованию индикаторов энергобезопасности, созданию системы мониторинга (энергоаудит) и механизмов, стабилизирующих ситуацию.