Введение Эффективность социальной политики в целом, а также развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (НКО) региона во многом зависят от правильно выстроенной системы целеполагания. Вопросы целеполагания приобретают все большее значение при решении различных задач по управлению экономикой государства. Об этом свидетельствуют, в том числе, внедрение программно-целевых принципов организации бюджетного процесса и переход с 2014 г. к программному бюджету. В настоящее время, на наш взгляд, в сфере предоставления социальных услуг цели и задачи государства четко не сформулированы, что свидетельствует об отсутствии обоснованного грамотного распределения финансовых ресурсов на развитие сферы. Именно поэтому нами были поставлены следующие основные задачи: - разработать «дерево целей» государственной политики на уровне субъекта РФ[2] в сфере предоставления социальных услуг; - предложить критерии оценки достижения данных целей; - оценить влияние целеполагания на развитие НКО региона; - предложить подход к распределению финансовых ресурсов в сфере предоставления социальных услуг. Определение целей и задач государства в сфере предоставления социальных услуг При формировании политики в сфере предоставления социальных услуг первостепенное внимание уделяется целям и задачам государства [1]. В этой связи выделены приоритетные цели государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг и сформулированы соответствующие подцели - задачи (цели 2 уровня) для их достижения (рис.). «Дерево целей» государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг Оценка важности целей и задач государства в сфере предоставления социальных услуг Методом «Паттерн» [1] проведена оценка важности установленных целей. Критериями оценки важности целей обоих уровней выбраны экспертным путем три показателя. В табл. 1 представлена оценка целей первого уровня. Таблица 1 Оценка целей первого уровня Критерий оценки важности целей, νi Вес критерия qi Коэффициент значимости цели Контрольная сумма S1 S2 S3 Повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг 0,3 0,5 0,2 0,3 ∑Sij = 1 Увеличение доли услуг, предоставляемых негосударственным сектором экономики 0,2 0,3 0,6 0,1 ∑Sij = 1 Повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере предоставления социальных услуг 0,5 0,2 0,2 0,6 ∑Sij = 1 ∑qi = 1 r1 = 0,31 r2 = 0,28 r3 = 0,41 ∑rj = 1 Коэффициент относительной важности целей рассчитан по формуле где rjk - коэффициент относительной важности j-й цели на уровне k; qi - вес критерия νi (удельная оценка важности критерия νi в совокупности критериев); Sij - коэффициент значимости цели по критерию νi; i = 1, e - количество критериев; j = 1, m - номер цели; k = 1, n - номер уровня. Коэффициент значимости цели Sij по каждому критерию был определен экспертами в долях единицы. В числе критериев - повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг; увеличение доли услуг, предоставляемых негосударственным сектором экономики; повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере предоставления социальных услуг. В табл. 2 представлена оценка целей второго уровня. Таблица 2 Оценка целей второго уровня Критерий оценки важности целей, νi Вес критерия qi Коэффициент значимости цели Контрольная сумма S11 S12 S13 S14 S21 S22 S31 S32 Повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг 0,4 0,06 0,13 0,17 0,16 0,07 0,18 0,04 0,19 ∑Sij = 1 Увеличение доли услуг, предоставляемых негосударственным сектором экономики 0,3 0,04 0,12 0,1 0,12 0,19 0,23 0,04 0,16 ∑Sij = 1 Повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере предоставления социальных услуг 0,3 0,04 0,02 0,16 0,12 0,05 0,21 0,34 0,06 ∑Sij = 1 ∑qi = 1 r11 = 0,048 r12 = 0,094 r13 = 0,146 r14 = 0,136 r21 = 0,1 r22 = 0,204 r31= 0,13 r32 = 0,142 ∑rj = 1 Результаты расчетов значений коэффициентов относительной важности целей первого и второго уровней приведены в табл. 3. В качестве примера приведем расчет значения коэффициента относительной важности цели 1: r1 = 0,3 × 0,5 + 0,2 × 0,3 + 0,5 × 0,2 = 0,31. Таблица 3 Результаты расчетов значений коэффициентов относительной важности целей первого и второго уровней Коэффициент относительной важности rjk Значение коэффициента r1 0,31 r2 0,28 r3 0,41 r11 0,048 r12 0,094 r13 0,146 r14 0,136 r21 0,1 r22 0,204 r31 0,13 r32 0,142 Затем был осуществлен расчет общих коэффициентов важности целей, которые показывают интегральную значимость целей на всех уровнях для достижения глобальной цели и определены произведения коэффициентов относительной важности целей на всех уровнях: Rjk = rjk × rj, j = 1, …, m; k = 1, …, n , где Rjk - общий коэффициент важности j-й цели на k-м уровне. Результаты расчетов представлены в табл. 4. Таблица 4 Результаты расчетов значений общих коэффициентов важности целей Общий коэффициент важности цели Rjk Значение коэффициента Ранг R11 0,01488 8 R12 0,02914 6 R13 0,04526 4 R14 0,04216 5 R21 0,028 7 R22 0,05712 2 R31 0,0533 3 R32 0,05822 1 Полученные значения общих коэффициентов важности целей дали возможность произвести ранжирование целей. Наибольшее значение коэффициента получено по цели 32, благодаря чему ей присвоен первый ранг (R32 = 0,05822). Кроме того, необходимо было ввести и рассчитать коэффициент нормирования Km, т. к. не соблюдается условие ∑Rjk = 1: Km = 1/0,328 = 3,05. Уравнение распределения финансовых ресурсов в сфере предоставления социальных услуг Для распределения финансовых ресурсов была использована следующая формула: , где T - общий объем финансовых ресурсов; Тjk - объем средств на j-ю цель развития сферы предоставления социальных услуг региона на k-м уровне. Таким образом, рассчитать объем средств, который необходимо направить на решение задачи 22, состоящей в передаче части государственных функций в сфере предоставления социальных услуг НКО, можно по формуле T22 = 0,174 ∙ T. При затратах в 2012 г. на предоставление услуг социального обслуживания и обеспечения, по кругу ведения Министерства социальной политики Калининградской области, в размере 801,5 млн руб., на задачу 22, в соответствии с данным уравнением, необходимо направить финансовые средства в размере 139,5 млн руб. Данный подход может быть использован в различных отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита). Его использование дает возможность не только выявить наиболее перспективные направления расходования финансовых ресурсов в сфере предоставления социальных услуг, но и позволяет более рационально использовать их в зависимости от необходимости достижения той или иной цели развития сферы. Оценка степени достижения целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг Степень достижения целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг предлагается определять с использованием ряда обобщенных критериев (табл. 5). Таблица 5 Обобщенные критерии достижения целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг Цель 1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах Подцель (задача) Общий критерий достижения цели и соответствующая подцель Совершенствование системы мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг, в том числе в части соблюдения стандартов оказания социальных услуг Удельный вес жалоб граждан на качество предоставляемых услуг в общем объеме оказанных услуг, %. Удельный вес услуг, оказанных с нарушением требований стандартов качества предоставляемых услуг, в общем объеме оказанных услуг, % Утверждение регламентов предоставления социальных услуг и регламентов межведомственного взаимодействия при их предоставлении Количество утвержденных регламентов предоставления социальных услуг, шт. Доля услуг, предоставляемых в соответствии с регламентами, в общем объеме оказанных услуг, %. Количество утвержденных регламентов межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг, шт. Обеспечение адресности при предоставлении социальных услуг Наличие перечня факторов, обусловливающих индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах. Наличие порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг. Доля услуг, предоставляемых в адресном порядке, в общем объеме оказываемых услуг, % Обеспечение доступности предоставления социальных услуг населению Количество статей, посвященных условиям и порядку предоставления социальных услуг, в печатных и электронных СМИ, ед. Количество субъектов, предоставляющих социальные услуги населению, ед. Цель 2. Формирование условий для развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг Совершенствование правового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственным сектором экономики Количество совещаний/семинаров, проведенных совместно с представителями негосударственных организаций, по вопросу разработки предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты в части предоставления социальных услуг негосударственным сектором, ед. Количество принятых нормативно-правовых актов, предусматривающих совершенствование правового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственным сектором экономики, шт. Содействие в передаче части государственных функций в сфере предоставления социальных услуг НКО (в том числе развитие практики применения государственного социального заказа у НКО и механизма «целевых потребительских субсидий») Доля социальных услуг, в предоставлении которых принимают участие некоммерческие организации, в общем объеме предоставляемых социальных услуг. Доля бюджетных расходов на оказание социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями, в общем объеме расходов на финансирование социальных услуг, %. Доля услуг, предоставленных населению за счет бюджетных средств с применением механизма целевых потребительских субсидий, в общем объеме предоставленных услуг, %. Доля бюджетных средств, переданных с использованием механизмов государственного социального заказа и целевых потребительских субсидий, в общем объеме доходов негосударственных некоммерческих организаций, %. Количество новых негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, в отчетном периоде, ед. Цель 3. Повышение эффективности политики в сфере предоставления социальных услуг Оптимизация затрат в сфере предоставления социальных услуг Экономия бюджетных средств, полученная в результате размещения государственного заказа, в том числе государственного социального заказа, и применения механизма целевых потребительских субсидий, тыс. руб. Объем внебюджетных средств, привлеченных субъектами на оказание социальных услуг, тыс. руб. Доля социальных услуг, предоставленных с привлечением внебюджетных средств, в общем объеме предоставленных услуг, % Улучшение материально-технического, финансового, кадрового и информационного обеспечения деятельности субъектов предоставления социальных услуг Доля бюджетных ассигнований, израсходованных на повышение материально-технического, финансового, кадрового и информационного обеспечения деятельности субъектов предоставления социальных услуг, в общем объеме выделенных бюджетных ассигнований, % Количество сотрудников субъектов предоставления социальных услуг, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, чел. В числе описанных критериев - удельный вес услуг, оказанных с нарушением требований стандартов качества предоставляемых услуг, в общем объеме оказанных услуг; количество социальных услуг, оказанных НКО; доля социальных услуг, предоставленных с привлечением внебюджетных средств, в общем объеме предоставленных услуг и др. Необходимо отметить, что в табл. 5 представлены общие критерии. Достижение конкретной цели и задачи в разрезе отраслей в ряде случаев может характеризоваться частными критериями. Например, показатель «Количество социальных услуг, оказанных НКО, ед.» может быть детализирован на количество таких услуг в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях. В случае корректировки с течением времени целей и задач государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг перечень критериев может изменяться и дополняться. Эффективность достижения целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг определяется путем сопоставления плановых значений критериев (в качестве условного примера в табл. 6 представлены плановые значения критериев для оценки результатов достижения цели 2, предполагающей формирование условий для развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг) и фактически достигнутых значений критериев, представленных в табл. 6. Таблица 6 Плановые значения критериев для оценки результатов достижения цели 2, предполагающей формирование условий для развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг Показатель Год 2013 2014 2015 Количество совещаний/семинаров, проведенных совместно с представителями негосударственных организаций, по вопросу разработки предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты в части предоставления социальных услуг негосударственным сектором, ед. 4 4 4 Количество принятых нормативно-правовых актов, предусматривающих совершенствование правового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственным сектором экономики, шт. 7 5 4 Доля социальных услуг, в предоставлении которых принимают участие некоммерческие организации, в общем объеме предоставляемых социальных услуг. 10 15 18 Доля бюджетных расходов на оказание социальных услуг НКО, в общем объеме расходов на финансирование социальных услуг, % 2 3 4 Доля услуг, предоставленных населению за счет бюджетных средств с применением механизма целевых потребительских субсидий, в общем объеме предоставленных услуг, % 3 3,5 4 Доля бюджетных средств, переданных с использованием механизмов государственного социального заказа и целевых потребительских субсидий, в общем объеме доходов НКО, % 6 8 10 Количество новых НКО, оказывающих социальные услуги населению, в отчетном периоде, ед. 10 25 40 В качестве ориентиров плановых значений критериев могут быть показатели, достигнутые за рубежом, а также в некоторых регионах РФ. Эффективность реализации целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг, на наш взгляд, должна определяться в процентном отношении достигнутых значений к плановым: 1. 96 - 100 % - отлично. 2. 70 - 95 % - удовлетворительно. 3. Менее 70 % - неудовлетворительно. Оценка реализации целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг позволяет выявить отклонения фактических значений от плановых, установить причины указанных отклонений, а также принять меры для улучшения качества планирования и достижения плановых значений. Мониторинг значений критериев, предложенных в табл. 6, могут осуществлять профильные государственные органы исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от отрасли, в которой предоставляются услуги. Использование данных критериев создает условия для аргументированной оценки степени достижения той или иной цели, выявления и предотвращения факторов, негативно влияющих на функционирование сферы предоставления социальных услуг. Заключение В результате исследования с использованием метода «Паттерн» выделены приоритетные цели государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг и сформулированы соответствующие задачи, решение которых необходимо для их достижения. С учетом ранжирования, проведенного экспертами, а также рассчитанных общих коэффициентов важности целей предложено распределение финансовых ресурсов в сфере предоставления социальных услуг региона, методика которого носит типовой характер и может быть использована в различных отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита). Использование данного подхода не только дает возможность выявить наиболее перспективные направления расходования финансовых ресурсов в сфере предоставления социальных услуг региона, но и позволяет более рационально использовать их в зависимости от необходимости достижения той или иной цели развития сферы. Как показало исследование, в настоящее время одной из первостепенных целей государства в сфере предоставления социальных услуг является формирование условий для развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе в части привлечения в нее НКО. Рассчитан объем средств, который необходимо направить на решение задачи, состоящей в передаче части государственных функций в сфере предоставления социальных услуг НКО, что будет способствовать развитию сектора НКО региона. Разработаны обобщенные критерии, с помощью которых предлагается определять степень достижения целей государственной политики на уровне субъекта РФ в сфере предоставления социальных услуг. Использование данных критериев создает условия для аргументированной оценки степени достижения той или иной цели, выявления и предотвращения факторов, негативно влияющих на функционирование сферы предоставления социальных услуг региона.