Состояние проблемы В 2013 г. учеными Волгоградского государственного аграрного университета была разработана «Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях Всемирной торговой организации с учетом социально-экономических и почвенно-климатических особенностей», в том числе проводился анализ представления и раскрытия публичной корпоративной отчетности крупнейшими агропромышленными холдингами Волгоградской области [1]. Особое внимание уделялось формированию и представлению интегрированных отчетов, включающих финансовую и нефинансовую (прочую) информацию (устойчивое развитие, социальная, экологическая, кадровая политика, взаимодействие со стейкхолдерами и т. д.). Принципиальное значение имеет уровень раскрытия информации о создании стоимости агрохолдингами Волгоградской области (стратегия, бизнес-модель, элементы и механизм создания стоимости, перспектива и менеджмент). По данным табл. 1, уровень соответствия отчетов агропромышленных предприятий Волгоградской области Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) невысок - 38 %. Примерно 19 % проанализированных агрохолдингов готовят отчетность в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития (the Global Reporting Initiative (G3.1, G4)). В то же время четверть агрохолдингов представляют учетную информацию в соответствии со стандартами Международного совета по интегрированной отчетности [2-3]. Таблица 1 Соответствие публичной отчетности агрохолдингов Волгоградской области Предприятие Международный стандарт финансовой отчетности Руководство устойчивого развития (GRI) Международный стандарт интегрированной отчетности Российский стандарт бухгалтерского учета Внутренний аудиторский отчет Холдинговая компания «Гелио-Пакс» + - + + + ООО «Випойл» (Холдинг «Випойл) + - + + + Агрохолдинг «Новоаннинский» - - - + + Агропредприятие «Заря» (холдинг «ПомидорПром») - - - + - ЗАО «Краснодонское» (Агрохолдинг «Копитания») + + + + + ООО «Городищенская птицефабрика» - - - + - ООО «Птицефабрика «Камышинская» - - - + - ЗАО «Агрофирма «Восток» - - - + + Агрохолдинг «Агро Инвест» + + - + + Агрохолдинг «Волгоградский» - - - + - Агрохолдинг «Гетэкс» + - - + + Агрохолдинг «Терра-Инвест» - - - + - Группа компаний «Агрохолдинг» - - - + - Агрохолдинг «ООО «Нагавское» - - - + - ООО «Агрохолдинг «Поволжье» - - - + - ОАО «Национальная продовольственная группа (НПГ) «Сады Придонья» + + - + + По результатам исследования можно отметить, что многие сельскохозяйственные предприятия в составе группы компаний пока игнорируют требования МСФО и Международного стандарта интегрированной отчетности в части раскрытия нефинансовой информации, а ряд предприятий вовсе не формирует прочую информацию, обосновывая это добровольным характером в современных условиях. Цель исследования Раскрытие информации о создании стоимости агропромышленным холдингом должно быть следующим шагом в развитии публичной отчетности. В основе лежит Международный стандарт интегрированной отчетности и авторская концепция когерентно-интегрированной отчетности [4, 5]. Цель исследования - разработка подходов в части совершенствования инструментария раскрытия информации о создании стоимости агропромышленными холдингами на базе выявления рекомендованных к раскрытию элементов создания стоимости (структура бизнеса, аспекты государственного регулирования агробизнеса, организация деятельности, оценка рыночной ситуации, характеристика менеджмента, перспективы компании). Разработаны ключевые показатели эффективности деятельности агрохолдинга, помогающие более эффективно раскрыть информацию, релевантную для заинтересованных пользователей. Научная новизна Исследовав базовые принципы концепции интегрированной отчетности, мы пришли к промежуточному выводу, что необходимо развивать интегрированное мышление в части отчетности, развивать и использовать принцип связности информации. На рис. 1 представлены аспекты авторской концепции когерентно-интегрированной отчетности, в основу которой положены когерентные и когезионные связи между разными элементами интегрированной отчетности. В современных условиях наблюдается дефицит релевантной информации, формируемой в текущей модели отчетности сельскохозяйственных предприятий, несмотря на увеличенный объем представляемой информации за счет новых стандартов (МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты») и нефинансовых отчетов (рис. 1). Рис. 1. Блок-схема проблемы когерентности (взаимосвязанности) учетной информации публичных агропромышленных компаний Система когерентно-интегрированной отчетности - это унифицированный комплексный инструмент коррелированности и взаимосвязи разнородных отчетов в единое целое, который базируется на концепции, на фундаментальных основах и ведущих принципах [4]. Результатом функционирования системы является интегрированный отчет - единый когерентно-унифицированный документ, где отражается существенная и точная информация о стратегии холдинга, системе управления на всех уровнях и взаимосвязанных показателях в экономической, социальной и экологической сферах деятельности [6]. Постановка задачи В когерентно-интегрированном отчете фиксируются разноформатные направления учетной информации и предоставляется информация о полном наборе факторов, всесторонне воздействующих на возможность компании генерировать стоимость в течение долгого времени. По нашему мнению, когерентно-интегрированный отчет является кратким изложением того, как стратегия, управление, результаты и перспективы холдинга в части внешней среды приводят к формированию стоимости в краткосрочном и долгосрочном будущем периоде. Мы считаем, что нормы стандарта не в полной мере определяют состав информации, которая должна быть раскрыта в когерентно-интегрированном отчете холдинга и использована для оценки потенциала агрохолдинга генерировать стоимость, и, соответственно, в стандарте не устанавливаются структурные и сравнительные показатели для базовых аспектов раскрытия прочей информации (качество стратегии организации, гибкость бизнес-модели, эффективность организации бизнеса, результаты деятельности компании). Необходимо также отметить, что понятие создания стоимости содержит случаи сохранения и снижения стоимости, подразумевает создание стоимости на протяжении определенного периода времени (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспектива). В рамках исследования нами сформулирована задача для когерентно-интегрированного отчета, который объяснял бы поставщикам финансового капитала, как холдинг создает стоимость в течение долгого времени и как он будет содержать соответствующую финансовую и прочую информацию. На рис. 2 представлена схема, где показана разность масштабов двух видов стоимости: для холдинга и для стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Рис. 2. Стоимость, создаваемая для холдинга и для заинтересованных сторон Стоимость, создаваемая организацией в течение долгого времени, проявляется в увеличении, уменьшении или трансформации капитала в результате реализации бизнес-процессов компании. Такая стоимость имеет два взаимосвязанных аспекта: - стоимость, создаваемая для самой организации, что обеспечивает возврат инвестиций поставщикам финансового капитала; - стоимость, создаваемая для заинтересованных сторон и общества в целом. Поставщики финансового капитала заинтересованы в стоимости, которую организация создает для себя. Они также заинтересованы в стоимости, которую организация создает для других, когда она влияет на возможность организации создавать стоимость для себя или относится к заявленной цели организации (например, явной социальной цели), которая влияет на их оценки. Способность агрохолдинга создавать стоимость для себя связана со стоимостью, которую он создает для других. Как показано на рис. 2, это происходит за счет широкого спектра действий, взаимодействий и отношений в дополнение к таким, как, например, продажи клиентам, которые напрямую связаны с изменениями в финансовом капитале. Кроме этого, к данному спектру относятся: воздействие результатов деятельности по получению прибыли; удовлетворенность клиентов; готовность поставщиков работать с организацией и условия, на которых они готовы это делать; инициативы, которые бизнес-партнеры согласились предпринять вместе с организацией; репутация организации; условия, накладываемые на социальные лицензии для работы компании; а также навязывание условий цепочке поставок или юридических требований. Основываясь на современных тенденциях бухгалтерского учета и опросах работников финансово-экономических служб, можно сделать вывод, что интегрированный отчет полезен для большинства мотивированных сторон, которым важна способность компании создавать стоимость в течение долгого времени, включая сотрудников, контрагентов, клиентов, поставщиков, бизнес-партнеров, саморегулируемые сообщества, законодательные и регулятивные структуры, а также субъектов, определяющих финансовую и инвестиционную политику. Методы и результаты исследования Основываясь на концепции интегрированной отчетности, отметим, что способность организации создавать стоимость лучше всего выражается сочетанием количественной и качественной информации. В этом случае необходимо уделить принципиальное внимание когерентным и когезионным связям между монетизированными и качественными данными. С нашей точки зрения, количественные показатели, такие как ключевые (базовые) показатели эффективности (КПЭ), монетизированные (финансовые) показатели, а также контекст, в котором они предоставляются, могут быть очень полезны при объяснении того, как агропромышленная компания создает стоимость, использует различные капиталы и влияет на них. Мы рекомендуем количественные показатели включать в когерентно-интегрированный отчет на основании принципа целесообразности, т. е. в существенных случаях, когда эти действия практичны и актуальны. Цель интегрированного отчета - исключительно количественная оценка или монетизация стоимости, создаваемой организацией в определенный момент времени, стоимости, создаваемой за период времени, или использования всех видов капитала и воздействия на его объем. Когерентные отчеты должны быть не простой сводкой других информационных продуктов, а должны, скорее, способствовать проявлению связанной информации и объяснять, как стоимость создается в течение долгого времени, т. е. должны показывать, как организация создает стоимость на протяжении существенного временного интервала. Стоимость не генерируется только силами самого холдинга или только внутри его периметра, она подвергается воздействию внешних сил, создается через взаимодействие с заинтересованными сторонами, зависит от различных ресурсов, получается при взаимодействии организации с внешней средой и финансовыми капиталами. Все это направлено на получение стоимости в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Если эти взаимодействия, действия и отношения существенным образом влияют на способность компании получать стоимость для своих нужд, они раскрываются в отчете новой формации. Сюда входит учет того, каков уровень воздействия на капиталы, выходит ли влияние за периметр самой группы компаний (т. е. затраты не являются внутренними). Процесс создания стоимости представлен на рис. 3. Рис. 3. Укрупненная схема процесса формирования стоимости, создаваемой для агропромышленного холдинга Важно также рассмотреть, как заинтересованные пользователи должны оценивать раскрытие релевантной информации, и дать конкретные рекомендации в части определенной структуры элементов и показателей, предлагаемых к раскрытию в интегрированном отчете. Представленные ниже подходы предлагаем адаптировать на крупнейших высокотехнологичных, интегрированных групп компаний Волгоградской области: ОАО «НПГ «Сады Придонья», ЗАО «Агро Инвест». Предлагаемые учетные мероприятия являются целесообразными для холдингов, а их внедрение будем считать существенным для развития компаний в целом. Это связано с хорошим уровнем учетно-информационного обеспечения деятельности, диверсифицированным бизнесом, достаточным количеством отчетных и операционных сегментов. Следует отметить следующие подходы. 1. Агроформирование должно достоверно и в полном объеме раскрыть внешние последствия для процесса создания стоимости, которые могут быть позитивными или негативными (т. е. могут дисконтировать чистое изменение (увеличение, уменьшение) стоимости, зафиксированной в капиталах). Внешние последствия могут в конечном итоге увеличивать или снижать стоимость, созданную для организации. В связи с этим поставщикам финансового капитала необходима существенная информация о конкретных внешних последствиях и процессах, которая поможет оценить их вектор воздействия и эффективно распределить финансовые и производственные ресурсы. Поскольку стоимость создается в течение дифферентных временных периодов, для разноформатных стейкхолдеров с помощью неоднородных по структуре и ликвидности капиталов, считаем, что ее генерация через увеличение одного вида капитала при игнорировании других позиций невозможна. Существует пример, когда максимизация финансового капитала (например, прибыли) за счет человеческого капитала (при некачественной политике и практике менеджмента человеческим и трудовым потенциалом) не ведет к повышению стоимости для холдинга в течение долгосрочного периода. Основные бизнес-процессы и деятельность по бизнес-сегментам приводят к несомненно более нелинейному преобразованию (увеличение, уменьшение), чем в отрасли сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственного сырья, хотя агробизнес предполагает разностороннее применение капитала или его компонентов (например вода, ресурсы мелиорации используются для выращивания урожая, который направляется как корм для животноводства, что является компонентами природного капитала). В целом агропромышленные холдинги нацелены на создание стоимости, что может включать снижение стоимости, заключенной в некоторых капиталах, и чистому снижению общего запаса финансовых и производственных ресурсов. В определенных ситуациях то, является ли воздействие-нетто увеличением или уменьшением (или ни тем, ни другим, т. е. стоимость сохраняется), будет зависеть от занимаемой позиции. В данном случае термин «создание стоимости» включает случаи, когда общий резерв капитала не изменяется или снижается, а в частности, когда стоимость сохраняется или уменьшается. Для эффективного формирования когерентно-интегрированных отчетов и представления информации о стоимости, созданной холдингом, рекомендуется раскрывать информацию по следующим элементам содержания (табл. 2). Таблица 2 Рекомендуемые к раскрытию элементы создания стоимости агропромышленных холдингов (с учетом специфики ОАО «НПГ «Сады Придонья», ЗАО «Агро Инвест») Элемент Описание (пример раскрытия) Диверсифицированная структура бизнеса Многообразие сегментов, возможность существовать в сложных рыночных условиях Государственное регулирование агробизнеса Политика импортозамещения (введение импортных пошлин на мясо, импортные квоты), замена одного вида продукции другим, льготное налогообложение, субсидирование процентной ставки, региональные программы, запрет ввоза некачественного сырья Организация бизнеса Вертикальная, горизонтальная интеграция Доступность продуктов населению Бренды, описание продуктов, процент населения по регионам Внешние последствия, внешняя среда Благоприятная ценовая конъюнктура, рост рынка, кредиты под низкие проценты Инвестиционная программа Увеличение, расширение мощности (описание проектов), вложения в производство, продажи, маркетинг, вложения в инфраструктурные проекты (инкубаторы, зернохранилища, комбикормовые заводы), IT-системы, логистические центры Описание эффективности операционных сегментов Растениеводство, садоводство, мясопереработка, переработка растительного сырья, производство соковой продукции, детского питания, процесс улучшения операционных показателей, экономичность производства, стабильная цепочка поставок Менеджмент Приглашение и обучение высококвалифицированных специалистов, внедрение технологий менеджмента, продаж, инновации в производстве Дивидендная политика Внедрение системы выплаты дивидендов либо путем обратного выкупа акций, выпуск опционов, деривативы, учет текущей ситуации в отрасли, долговая нагрузка Перспективы Реализация стратегии роста, повышение эффективности производства, уменьшение себестоимости, увеличение выручки и прибыли, дефицит мощности, увеличение цен, приобретение конкурентов, укрепление работы с ключевыми клиентами Решение задачи потери прибыли Диверсификация производства (потери одного сегмента компенсируют потерю прибыльности другого сегмента), увеличение продаж брендированной продукции Продолжение табл. 2 Рекомендуемые к раскрытию элементы создания стоимости агропромышленных холдингов (с учетом специфики ОАО «НПГ «Сады Придонья», ЗАО «Агро Инвест») Элемент Описание (пример раскрытия) Социальная значимость Продовольственная безопасность страны Стоимость нематериальных активов (брендов) Оценка справедливой стоимости брендов, ранжирование по стоимости, брендирование ферм, элеваторов, рефрижераторов Стратегия группы Рост объемов производства, повышение прибыльности сегмента, улучшение портфеля продукции, сбалансированное сочетание закупок у внешних подрядчиков, доступность продукции, качество и безопасность продукции, экономия на масштабах Снижение издержек агробизнеса Оптимизация численности персонала, сокращение количества автомобилей - кормовозов, переход на круглосуточный график работы, приобретение высокоэкономичных основных фондов, эффективные технологии управления запасами, оптимизация стоимости и увеличение эффективности доставки продукции Информационное обеспечение GPS-системы, внедрение учетно-информационных систем, представление интегрированных отчетов, система бюджетирования, контроля, ERP, SAP, Oracle Ликвидность и капитал Финансирование капитальных вложений, погашение долгов, приобретение активов 2. Необходимо качественно представить информацию о внешней среде функционирования компании, включая социально-экономические аспекты, технологический процесс, общественные и экологические вопросы, что создает контексты, в сфере которых функционирует агрохолдинг. Миссия и стратегическое видение охватывают всю организацию, четко и полно определяя ее цели и намерения. 3. При характеристике менеджмента необходимо раскрыть лица-субъекты, которым делегировали управленческие функции, отвечающие за внедрение и работу внутренней контрольно-ревизионной структуры, поддерживающей потенциал компании создавать стоимость. Следует также отметить, что стимулирование инвестиционно-инновационного процесса является приоритетным бизнес-направлением деятельности холдинга с точки зрения генерации новых идей, инновационных продуктов, брендов, нематериальных активов, организационно-производственных процессов и услуг, которые мотивируют потребительский спрос, интенсифицируют эффективность, направлены на более качественное применение технологий, на замещение ресурсов при минимизации вредного общественного или экологического влияния и находят иные способы применения инновационной продукции. Особое внимание инвесторы и кредиторы уделяют перспективам и стратегии холдинга, которые необходимо показывать более детально. Процесс создания стоимости не является статичным. Регулярный анализ каждого компонента и его взаимодействия с другими компонентами, а также внимание к перспективам организации приводят к изменению и усовершенствованию с целью эволюции всех компонентов. Формируемый в рамках концепции отчет должен содержать анализ бизнес-стратегии холдинга, а также объяснять, как эта стратегия «уживается» с возможностями агроформирований; генерировать стоимость в краткосрочном и долгосрочном периодах, с применением компонентов капитала и влиянием на него. В этом элементе актуально раскрытие стратегического фокуса и экономическо-технологическая ориентация на будущее, включая обоснованное формулирование того, как постоянное существование, объем, качество, доступность значимых капиталов способствуют достижению агропромышленными предприятиями своих стратегических целей в будущих периодах и достижению результатов по созданию стоимости [7]. В современном бухгалтерском учете существует тренд взаимодействия с стейкхолдерами. Стратегическое развитие отражает важность взаимодействия с стейкхолдерами, поскольку стоимость создается не только возможностями компании (внутри периметра и за ним), но и через взаимодействие с другими субъектами. Это не значит, что в представленном согласованном отчете следует искать возможность удовлетворить информационно-аналитические нужды всех заинтересованных пользователей, которые предоставляют существенные сведения об аспектах, критичных для них, включая финансово-экономические, технологические, природные, кадровые, социальные вопросы, которые напрямую влияют на потенциал холдинга создавать стоимость. Эти мнения могут помочь агропромышленному холдингу: - проанализировать, как заинтересованные стороны воспринимают стоимость; - выявить тенденции, не привлекшие всестороннее внимание, но становящиеся все более существенными; - определить значимые факты (риски, угрозы, потенциал, иски, санкции); - разработать и оценить стратегию; - управлять рисками; - предпринять конкретные действия (разработать и реализовать стратегические меры в ответ на существующие угрозы). Большое значение при раскрытии прочей информации имеет достоверное отражение немонетарных показателей и данных, которые помогают наладить когезионные связи в единой унифицированной системы финансового и управленческого учета. В табл. 3 представлены рекомендуемые к раскрытию показатели, которые характерны для агробизнеса и характеризуют стоимость, созданную анализируемыми агроформированиями. Таблица 3 Рекомендуемые сферы и показатели КПЭ, необходимые для раскрытия созданной стоимости [8, 9] Функционально-ориентированные сферы Показатель Внешние условия деятельности Темп роста рынка в среднесрочной перспективе (1-5 лет), %. Темп роста рынка в краткосрочной перспективе (0-1 год), %. Темп роста производительности труда в отрасли, %. Уровень динамичности рыночной конъюнктуры Позиция среди конкурентов Рыночная доля по отношению к основному конкуренту. Темп роста относительной рыночной доли, % Качество товара. Лояльность потребителей. Характер конкуренции Ключевые показатели эффективности деятельности Отношение валовой продукции к затратам живого и овеществленного труда. Отношение реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда. Отношение чистого дохода к затратам живого и овеществленного труда. Рентабельность продукции. Рентабельность основных средств и материальных оборотных средств. Рентабельность вложений в предприятие; уровень эффективности производства. Эколого-экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Уровень интенсивности. Производственная мощность и эффективность инвестиций Рентабельность инвестиций, %. Коэффициент инвестирования. Темп роста капиталоемкости (ресурсоемкость), %. Рентабельность продаж по чистой прибыли (норма прибыльности), %. Коэффициент использования производственной мощности Использование бюджетов по функциональным бизнес-процессам, сегментам деятельности Затраты на маркетинг по отношению к объему продаж, % Затраты на НИОКР по отношению к объему продаж (наукоемкость), %. Затраты на новые продукты по отношению к объему продаж (инновационная активность), %. Затраты на управление (административные расходы) по отношению к объему продаж (экономичность управления), %. Затраты на управление качеством продукции по отношению к объему продаж, % Уровень экономической эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства Валовой доход с гектара сельскохозяйственных угодий. Чистый доход или прибыль с единицы сельскохозяйственных угодий. Размер производства валовой продукции (валового и чистого дохода в расчете на единицу затрат труда). Выход валовой продукции (валового и чистого дохода) в расчете на основные и оборотные производственные фонды. Показатели производственной и коммерческой деятельности. Показатели эффективности использования ресурсов: капиталоемкость, ресурсоемкость. Удельные капитальные вложения на 1 руб. прироста продукции и др. Текущие результаты Маржинальный доход, руб. Затратоотдача, руб. Рост совокупной прибыли, %. Рентабельность активов по чистой прибыли (экономическая рентабельность), %. Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % Технологическая политика Темп роста затрат на НИОКР, %. Эффективность инноваций, %. Коэффициент прогрессивного обновления оборудования. Коэффициент освоения новой (инновационной) продукции. Степень автоматизации производственного процесса Продолжение табл. 3 Рекомендуемые сферы и показатели КПЭ, необходимые для раскрытия созданной стоимости [8, 9] Функционально-ориентированные сферы Показатель Уровень развития системы менеджмента Занятость персонала в аппарате управления. Уровень управляемости (норма управляемости). Коэффициент надежности системы управления. Коэффициент дублирования функций. Коэффициент рациональности структуры Экономическая эффективность Эффективность сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства. Эффективность отдельных отраслей сельского хозяйства (растениеводство, животноводства, материально-техническое снабжение). Эффективность производства отдельных сельскохозяйственных культур или видов животноводческой продукции; эффективность сельскохозяйственного производства предприятий. Эффективность структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Эффективность отдельных мероприятий - технических, организационно- технических Интегрированный отчет предполагает раскрытие информации по вопросам, оказывающим существенное влияние на оценку способности организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Значимые факторы - это факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на способность компании генерировать собственную стоимость. Они определяются путем оценки влияния на стратегию холдинга, ее управление, результаты деятельности или перспективы. Обычно факторы, связанные с созданием стоимости, которые обсуждаются на заседаниях субъектов, наделенных управленческими функциями (президент, директора, топ-менеджеры), являются существенными и значимыми. Понимание точки зрения ключевых заинтересованных пользователей принципиально актуально для определения значимых факторов. Значимые аспекты, воздействующие на внешнюю инфраструктуру, содержат аспекты юридического, финансового, маркетингового, социально-политического, экологического контекста, влияющего на потенциал холдинга генерировать стоимость в необходимые временные интервалы (до 1 года, 1-3 лет, 3-5 лет и т. д.). Аспекты могут воздействовать на компанию прямо или косвенно. Представленные факторы возникают в контексте определенной публичной компании, в контексте ее отрасли (агропромышленный бизнес) или региона (Волгоградская область) или в более широком общественно-социальном или в глобальном (мировом) контексте. Представленные показатели характеризуют риски и возможности агрохолдинга, эффективно раскрывают конкретный потенциал и риски, влияющие на возможность компании генерировать стоимость в течение разных временных интервалов, и как конкретный холдинг использует такой потенциал и управляет текущими рисками. Конкретные действия, предпринимаемые для уменьшения базовых угроз или воздействия на них, а также для создания стоимости в результате использования ключевых возможностей, в том числе определение соответствующих стратегических целей, бизнес-направлений, производственных и сбытовых политик, подходов при определении операционных сегментов, целевых показателей и КПЭ. По нашему мнению, когерентный отчет должен пояснить, как структура управления компании помогает увеличить потенциал при создании стоимости в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Для этого предоставляется информацию о том, как следующие аспекты связаны с процессом генерированием компанией стоимости. 1. Структура руководства холдинга, включая навыки, социальное и культурное разнообразие (например, разное происхождение, пол, компетенции и опыт) среди лиц, наделенных управленческими функциями, а также влияние нормативных требований на проектирование структуры управления. 2. Особые операции и процессы, используемые для принятия эффективных стратегических решений для учета, контроля и мониторинга организации бизнеса, включая отношение к рискам и механизмы решения вопросов целостности и деловой этики. 3. Оптимальные решения, которые принимают лица, наделенные руководящими полномочиями, для влияния на стратегию компании и на подходы к управлению рисками и для их мониторинга (например, определение производственного, продуктового или географического сегмента холдинга). 4. Как корпоративная и бизнес-культура, этические нормы и ценности компании фиксируются в использовании ею капиталов и влиянии на них, включая взаимодействие с основными заинтересованными сторонами. Существенное значение имеет подробное описание бизнес-модели компании. Бизнес-модель организации представляет собой систему трансформации ресурсов через ее коммерческую деятельность в продукты и результаты, направленную на достижение стратегических целей организации и создание стоимости на протяжении необходимых периодов времени. В интегрированном отчете должно быть показано, как ключевые ресурсы компании соотносятся с капиталом, влияющим на бизнес в целом, которые являются источниками отличительной особенности холдинга, в тех случаях, когда они являются значимыми для представления устойчивости и перспектив бизнес-модели в целом. По нашему мнению, необходимо подходить целесообразно к раскрытию информации о капиталах, не нужно пытаться представить весь перечень использованных капиталов, а лишь сосредоточиться на тех, которые существенно воздействуют на способность создавать стоимость за периоды времени, которые критичны для заинтересованных сторон, и независимо от того, принадлежат капиталы организации или нет. Он может также включать обсуждение характера и значимости существенных компромиссов, влияющих на выбор ресурсов. Несомненно, руководители бизнеса должны определить и описать результат деятельности холдинга за отчетный период, особенно внешних результатов, что требует от компании более широкого рассмотрения капиталов, с учетом не только тех, которыми владеет или которые контролирует субъект отчетности. Например, может потребоваться раскрытие информации о влиянии на капитал на всех переделах цепочки создания стоимости (внесение удобрений, утилизация отходов, выбросы углерода, вызванные произведенными побочными продуктами, практика трудовых и контрактных отношений основных контрагентов). Необходимо отметить, что ключом к процессу определения существенности является концепция периметра отчетности. Определение периметра формирования когерентной отчетности имеет следующие аспекты: - компания, представляющая финансовую отчетность (т. е. граница, используемая в целях финансовой отчетности); - риски, возможности и результаты, относимые к стейкхолдерам или связанные с ними, выходящие за пределы компании; - контрольной точкой, с которой может быть связана другая релевантная информация в отчете. Заключение В рамках современных тенденций развития корпоративной публичной отчетности особое внимание уделяется взаимоотношениям с стейкхолдерами (заинтересованными пользователями), в том числе наличию перечня заинтересованных сторон, описанию приоритетных групп, раскрытию механизмов взаимодействия с ними. Представленные подходы к формированию и раскрытию существенной информации о стоимости, созданной агропромышленными холдингами, интегрируются в тенденции, т. к. достоверная информация получается только при полном взаимодействии с лицами, которым предназначается отчетность. Когерентно-интегрированная отчетность дает возможность холдингу организовать эффективную систему отчетности, увеличивая уровень транспарентности внутри подразделений, и помогает развитию синергии между сегментами, аккумулирующими те или иные данные для отчета. Система интегрированной отчетности направлена прежде всего на повышение инвестиционной привлекательности и прозрачность, что актуально не только для инвесторов, но и для руководства компании.