Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the problems of sustainable and balanced development of industry in the Republic of Dagestan, caused by the lack of investment resources, which is the reason why large-scale production of the region has lost the ability to diversify and to ensure sustainable development trends. The factors, impeding the development of industry in the region and the creation of favourable investment climate, are investigated. In order to change the investment situation in the region, it is proposed to set the measures aimed at neutralizing the negative factors, including the institutional and structural reforms, the efficient use of the reserves of the real sector of the economy, improvement of tax and financial activities, the methods and forms of the state property management, development of the market infrastructure and introduction of the innovative technologies, creation of favorable conditions for attracting investment, in particular through the organization of special economic zones and zones of cross-border trade, etc. The adequacy of potential is fixed; its system disclosure will assist an implementation of the complex of measures of industrial development. The main measures are presented; their implementation will promote to an increase in the production potential of the industry and development of sustainable regional socio-economic system, including intensive modernization of the industrial complex on the basis of more complete use of its investment potential, increase in the economic activity of the population by enhancing social mobility and improving the quality of human capital, the development of new foreign markets of high-tech products and industries of promising specialization, the introduction of the new resource-saving technologies and others.

Keywords:
industry, Republic of Dagestan, investment resources, factors of development, economic potential
Text
Введение На этапе активизации промышленной политики наряду с общественной составляющей, формирующей экономическую, институциональную, организационную среду активности хозяйствующих субъектов, усиливается ее селективная составляющая в форме целенаправленного влияния на те, или иные группы субъектов рынка (отрасли, организации). Успешность межрегиональной конкуренции за привлечение ресурсов развития во многом определяет благополучие каждого субъекта Федерации. В свою очередь, ее фактический уровень обеспечивается степенью использования регионом конкурентных преимуществ при формировании и реализации социальной и экономической политики, основанной на развитии и наращивании промышленно-производственного потенциала. Для устойчивого и сбалансированного развития региона необходимо определиться со специализацией отраслей, номенклатурой продукции, производимой для внутреннего и внешнего рынка, с учетом сложившихся межрегиональных связей. Вследствие сложившихся обстоятельств и отсутствия финансовых ресурсов крупное производство регионов оказалось неспособным диверсифицироваться и сохранить установившиеся темпы развития. В силу этого их экономика находится в состоянии упадка, ухудшается социально-экономическое положение населения, в обществе растет социально-политическая напряженность. Развитие промышленности, ее стабилизация и приспособление к существующим социально-экономическим условиям неразрывно связаны с интеграцией науки и производства, внедрением интенсивных инновационных методов, осуществлением государством комплекса законодательных, исполнительных и контролирующих мер. Проблемы развития промышленности, в том числе на региональном уровне, исследованы достаточно подробно в [1-3]. Анализ состояния промышленности Республики Дагестан Авторы [1-3] уделяют внимание таким показателям, как индекс промышленного производства» и объемы товаров собственного производства. Рассмотрим факторы развития промышленности одного из проблемных субъектов Федерации - Республики Дагестан. Отметим, что при изучении социально-экономического положения территории ключевым критерием выступает удельный размер валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. По этому показателю в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Дагестан занимает третье место - 139,4 тыс. руб., при среднем по округу 135,7 тыс. руб., однако доля промышленности в структуре ВРП республики составляет 6,6 %, что свидетельствует о достаточно низком уровне развития промышленности. Индекс промышленного производства в Дагестане в 2013 г. вырос на 50,2 % по сравнению с 2012 г. Отметим, что в РФ в целом наблюдается снижение данного показателя на 3 % (табл. 1). Таблица 1 Индекс промышленного производства и объем товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по субъектам СКФО в 2010-2013 гг. Год Метод Субъект Федерации 2010 2011 2012 2013 Ипп, % к 2009 г. Vтсп, млн руб. Ипп, % к 2010 г. Vтсп, млн руб. Ипп, % к 2011 г. Vтсп, млн руб. Ипп, % к 2012 г. Vтсп, млн руб. СКФО 103,4 316692,0 109,8 381606,6 106,3 388863,6 104,5 417769,8 Республика Дагестан 91,2 36 005,0 92,3 38 627,0 100,4 40 987,0 150,6 49 117,0 Республика Ингушетия 97,4 1 701,0 111,4 2 483,0 110,0 2 989,0 116,1 3 645,0 Кабардино-Балкарская Республика 100,2 28 518,0 107,9 37 457,6 122,4 41 525,6 90,2 37 641,8 Карачаево-Черкесская Республика 116,0 23 411,0 119,7 29 655,0 124,7 42 374,0 91,2 44 770,0 Республика Северная Осетия - Алания 99,0 19 048,0 109,7 20 411,0 102,6 20 233,0 113,2 22 704,0 Чеченская Республика 93,7 12 047,0 97,3 13 630,0 99,7 14 553,0 100,9 17 876,0 Ставропольский край 105,3 195 962,0 111,9 239 343,0 102,9 226 202,0 100,6 242 016,0 Примечание: Ипп - индекс промышленного производства; Vтсп - объем товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами. В структуре объема товаров собственного производства РД в 2013 г. (табл. 2) наибольший удельный вес имела добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 75,5 %, производство пищевых продуктов - 36,3 %, производство и распределение электроэнергии - 89,8 %. Следует отметить сохранение данных тенденций по указанным видам экономической деятельности и в 2014 г. Таблица 2 Структура объема товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по отдельным видам экономической деятельности Республики Дагестан в 2010-2013 гг. Год Вид деятельности 2010 2011 2012 2013 Добыча полезных ископаемых В том числе: топливно-энергетических 100 100 100 100 73,8 76,2 76,4 75,5 Обрабатывающие производства В том числе: пищевых продуктов кокса и нефтепродуктов резиновых и пластмассовых изделий прочих неметаллических минеральных продуктов готовых металлических изделий электрооборудования, электронного и оптического оборудования транспортных средств и оборудования прочие 100 100 100 100 47,0 45,6 43,2 36,3 7,0 7,8 5,7 7,6 7,3 11,4 8,3 8,0 8,3 6,9 6,7 5,6 0,5 0,6 0,5 0,4 15,2 6,8 4,6 2,9 3,0 5,8 7,3 4,5 8,2 12,2 21,3 32,8 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды В том числе: электроэнергии 100 100 100 100 91,1 90,2 87,5 89,8 Анализ экономики Республики Дагестан на современном этапе позволил установить ее характерные особенности. По темпам роста ВРП республика опережает, а по их объему значительно отстает от других субъектов РФ. Инновационная составляющая инвестиционной политики региона весьма незначительна. Приведенные выше данные показывают, что в целом экономика республики находится в начале подъема. Сравнивая структуру отдачи по видам промышленной деятельности, отметим существенные структурные несоответствия. При проведении инвестиционной политики в регионе не учитывается фактор структурной инфляции, т. е. игнорируется необходимость осторожного подхода к инвестированию в «инфляциогенные» отрасли региональной экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт), с целью избежать воздействия инфляционной волны на отрасли, чувствительные к изменению финансового климата (сельское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроение, строительство). Несмотря на институциональные трансформации, все еще велика доля государственного вмешательства в деятельность бизнес-структур промышленности. При несовершенстве производственно-рыночной инфраструктуры неотрегулированность земельных отношений, безусловно, накладывает особый отпечаток на преобразования в промышленном секторе экономики региона. На фоне недостаточности уровня выделяемых финансовых средств на модернизацию, поддержку и развитие промышленного сектора в инвестиционный процесс слабо вовлечены сбережения населения. Региональные особенности в развитии отраслевых структур промышленности (воспроизводственная, функциональная, институциональная) способствуют формированию их различных устойчивых структурно-динамических типов: соотношение, форма и способы взаимодействия мотивационных, воспроизводственных, защитных механизмов; степень доминирования институтов власти над институтами собственности; соотношение в регионе между развитием малого и крупного бизнеса. Таким образом, экономика региона продолжает функционировать в достаточно сложных условиях, а наметившийся подъем носит неустойчивый характер. Это требует стабилизационных мер по обеспечению экономического роста и придания ему устойчивого характера путем активизации инвестиционно-инновационной деятельности; проведения реструктуризации экономики, в том числе отдельных хозяйствующих субъектов промышленности. Системная интеграция разноуровневых процессов промышленного развития региона, управляющие воздействия на которые осуществляются посредством реализации ресурсных, информационных, институциональных и организационных мер, осуществляется в контурах регионального воспроизводства во взаимосвязи с инвестиционными программами, выверенными по критериям и приоритетам структурной политики [4]. Необходимый и достаточный уровень устойчивости, безопасности и конкурентоспособности региональной экономики может обеспечить системное воспроизводство лишь на инновационной основе. Значимым фактором развития промышленности выступает технологический фактор, до настоящего времени, к сожалению, недооцененный. Комплекс мер эффективной реализации промышленной политики определяется технологическими особенностями хозяйствующих субъектов. Поскольку заказчиком высокотехнологичной продукции является государство, то его задача состоит в формировании спроса на нее, привлечении инвестиционных ресурсов. Поддержка высокотехнологичных хозяйствующих субъектов может осуществляться в форме внешнеэкономического содействия, предоставления государственных гарантий; содействия в формировании совместных предприятий; создания государственных и государственно-частных лизинговых компаний, приобретающих отечественную высокотехнологичную продукцию; содействия созданию вертикально интегрированных структур, включающих научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные предприятия [5]. Поддержка сырьевых производств республики имеет экономическое значение при условии внедрения ими инновационных технологий. Поскольку одной из возможных причин их кризисного состояния является отсутствие устойчивых корпоративных связей с партнерами, задача власти республики - оказать помощь в выстраивании системы взаимоотношений между участниками единого бизнес-процесса. Прямое участие региона в инвестировании сырьевого сектора должно выражаться в форме инвестирования геологоразведочных работ при условии наличия контрактов на поставку сырьевых ресурсов для производства продукции с гарантированным сбытом. В промышленности республики присутствуют группы отраслей, в значительной мере влияющие на ВРП (добывающая и ряд отраслей машиностроения). В отношении предприятий добывающей отрасли (нефтяная, газовая, производство минеральных удобрений) необходима дифференциация платы за пользование недрами, а для отраслей машиностроения - поддержка конкурентоспособной импортозамещающей продукции и протекция отечественных товаропроизводителей от вытеснения зарубежными конкурентами. Таким образом, системный анализ народнохозяйственных, региональных и отраслевых факторов, условий и ограничений их влияния позволил сформулировать потенциально возможные направления промышленного развития республики. Мероприятия по формированию условий эффективного развития промышленности Республики Дагестан На наш взгляд, реализация структурных преобразований должна происходить по следующим качественным направлениям: сохранение отраслей промышленности традиционной специализации региона в общероссийской системе развития экономики (машиностроение, производство электроэнергии, минеральных удобрений, строительных материалов и т. д.); стимулирование развития перспективных сегментов промышленного производства, отвечающих современным общественным потребностям (обрабатывающие производства, в том числе пищевых продуктов, нефтепродуктов; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и т. д.). Для формирования благоприятных условий развития промышленности региона необходимо устранить следующие препятствия: высокую степень изношенности основных фондов; недостаточный уровень модернизации хозяйствующих субъектов; технологическое отставание в ее ключевых сегментах; низкую производительность труда; большую капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость продукции; отсутствие достаточных собственных финансовых средств на реструктуризацию бизнес-процессов; трудности в привлечении кредитных ресурсов; неразвитость института государственных гарантий для хозяйствующих субъектов; неиспользование действенных инструментов государственной поддержки, в том числе на основе проектного финансирования и др. Отметим, что регион все же обладает достаточным потенциалом, в том числе промышленным, благодаря выгодному транспортно-геополитическому и геоэкономическому положению, благоприятному климату и наличию земель сельскохозяйственного назначения, способствующих развитию агропромышленного комплекса; туристскому и рекреационному потенциалу; наличию производственных мощностей с потенциальной возможностью их модернизации; квалифицированным трудовым ресурсам и кадрам, способным повысить конкурентоспособность экономики республики. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование профессиональных компетенций у работников являются ключевыми моментами в процессе модернизации промышленности и экономики в целом, который поспособствует достижению планируемых стратегических ориентиров инновационного развития региона и позволит повысить его технико-технологическую конкурентоспособность. Именно промышленность способна обеспечить быстрый и качественный рост экономики региона за счет наиболее высоких темпов прироста производительности труда и высокого мультипликативного воздействия на другие сектора. Эффективное функционирование экономики региона должно обеспечиваться постоянной поддержкой оптимальных структурных соотношений, т. е. ее сбалансированностью. В этой части задача региональных органов власти заключается в учете как стратегических перспектив развития каждого сектора промышленности, их взаимовлияния, так и в поддержании сбалансированности всего индустриального комплекса республики. Реализация мер структурной политики закладывает в экономику региона долговременные стимулы развития. Для изменения инвестиционной ситуации в регионе необходимо разработать и реализовать комплекс мер по нейтрализации негативных факторов, противодействующих инвестиционной активности, и по созданию благоприятного инвестиционного климата. В этом комплексе наиболее важными и перспективными направлениями мы считаем проведение институциональных и структурных преобразований; эффективное задействование резервов реального сектора экономики; совершенствование налоговой и кредитно-финансовой деятельности, методов и форм управления государственной собственностью; развитие рыночной инфраструктуры и внедрение инновационных технологий; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и путем организации особых экономических зон и зон приграничной торговли; выстраивание интеграционных связей с хозяйствующими субъектами соседних регионов, увеличение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов промышленности путем внедрения современного менеджмента и антикризисного управления. Реализация вышеуказанных мероприятий в конечном итоге должна привести к сокращению централизованных дотаций в бюджет республики, повышению инвестиционной активности, обеспечению роста промышленного производства, созданию новых конкурентоспособных производств, увеличению налоговых поступлений. Выводы Таким образом, ключевыми факторами ускорения роста региональной экономики являются: интенсивная модернизация промышленного комплекса на основе более полного использования его инвестиционного потенциала; повышение экономической активности населения путем усиления социальной мобильности и улучшения качества человеческого капитала; освоение новых внешних рынков высокотехнологичной продукции и отраслей перспективной специализации; внедрение новых ресурсосберегающих технологий; формирование современных организационных структур на основе кооперационно-технологических связей. Переориентация промышленности Республики Дагестан на удовлетворение внутренних потребностей в производимых товарах, на развитие перспективных высокорентабельных производств, на формирование эффективного, целостного народнохозяйственного комплекса - приоритетное направление, которое позволит преодолеть стагнационные проявления в экономике региона.
References

1. Kurbanova U. A. Restrukturizaciya upravleniya promyshlennost'yu regiona / U. A. Kurbanova // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2014. № 1. S. 199-202.

2. Kutaeva R. A. Napravleniya razvitiya promyshlennosti regiona // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) / R. A. Kutaeva // URL: http://www.sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/kutaeva.pdf (data obrascheniya: 20.12.2014).

3. Sultanov G. S. Osobennosti formirovaniya strategii promyshlennogo predpriyatiya / G. S. Sultanov, E. A. Sultanova // Vestn. Dagestan. gos. un-ta. 2009. № 5. S. 148-153.

4. Nabiev R. A. Finansovaya politika Rossii / R. A. Nabiev, G. A. Taktarov, R. K. Arykbaev, E. N. Vahromov, T. F. Lokteva, A. R. Nabieva, V. V. Chalov. M.: Finansy i statistika, 2008. 398 s.

5. Moseyko V. O. Osobennosti ocenki konkurentosposobnosti regionov / V. O. Moseyko // Fenomen rynochnogo hozyaystva: ot istokov do nashih dney: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyaschennoy pamyati izvestnogo uchenogo i krupnogo organizatora ekonomicheskoy nauki Yuga Rossii doktora ekonomicheskih nauk, professora A. F. Sidorova. Krasnodar, 2014. S. 199-211.


Login or Create
* Forgot password?