Введение Одной из актуальных и сложных проблем деятельности предприятий является организация системы хозяйственной безопасности и ее мониторинг. В современных условиях одна из важнейших задач хозяйствующих субъектов, являющихся налогоплательщиками, - совершенствование системы безопасности, которая система обеспечивает их устойчивое развитие и, как следствие, устойчивое развитие национальной экономики. По нашему мнению, в зону хозяйственной безопасности должны быть включены основные риски хозяйствования: финансовые (бухгалтерские); жизнедеятельности; налоговые. Следует подчеркнуть, что для любого хозяйствующего субъекта даже в самых благоприятных экономических условиях всегда сохраняется вероятность наступления кризисных ситуаций, которые ассоциируются с риском. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов стал проявляться при конкуренции участников хозяйственного оборота во всеобщности товарно-денежных отношений. В условиях современной российской экономики в хозяйственную деятельность предприятий вносятся дополнительные элементы неопределенности, что расширяет зоны рисковых ситуаций. Однако для дальнейшего исследования хозяйственной безопасности, включающей прежде всего риски хозяйствования, необходимо определить исходное, базисное понятие - «риск». А. Альгин определяет риск как деятельность или действие по «снятию неопределенности» [1]. Б. Райзберг определяет риск как «ущерб, возможные потери», придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска [2]. По нашему мнению, с позиций деятельности предприятий риск - это угроза минимизации доходов в результате непредвиденных потерь. Анализ основных подходов к категории «риск» позволил вышеназванным авторам сделать обоснованные выводы о потенциальных возможностях и вероятности потери ресурсов, влекущих за собой недополучение ожидаемых доходов. Основные характерные моменты рисковых ситуаций В деятельности хозяйствующих субъектов большое значение имеют бухгалтерские и налоговые риски, оказывающие существенное влияние на финансовый результат. Подход к определению понятия «риск», основанный на анализе многочисленных определений, позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковых ситуаций (рис. 1). Рис. 1. Основные моменты рисковых ситуаций в бухгалтерском и налоговом учете Рассмотрим систему рисков в бухгалтерском учете, которые обусловлены необходимостью обеспечить непрерывность деятельности предприятия (рис. 2). Рис. 2. Риски в системе бухгалтерского учета Проблема хозяйственной безопасности, в том числе риска хозяйствования, особенно актуальна в связи с появлением в современных условиях дополнительных элементов неопределенности, что влечет за собой расширение зоны рисковых ситуаций. Неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата обусловливают рост степени риска. Причины, приводящие к возникновению неопределенности в бухгалтерском учете, можно разделить на внешние и внутренние (рис. 3). Рис. 3. Причины возникновения неопределенности в бухгалтерском учете Существуют и иные внешние факторы (погодные условия; финансовые потери, вызванные компьютерными вирусами, и другие форс-мажорные события), вызывающие неопределенность в бухгалтерском учете, но они носят случайный характер. Рассмотрим основные факторы, определяющие возникновение неопределенности в бухгалтерском учете (рис. 4). Рис. 4. Основные факторы, определяющие возникновение неопределенности в бухгалтерском учете Обобщив вышеперечисленное, мы предлагаем следующее определение бухгалтерского риска: «Бухгалтерский риск - это составляющие внешних и внутренних угроз предприятия, рассматриваемых как в отдельности, так и в совокупности и объединенных причинно-следственными связями». Существенное значение приобретает порядок налогообложения, и именно поэтому налоговые последствия управленческих решений необходимо изучать, чтобы по возможности минимизировать налоговые риски. Выделим основные направления анализа влияния налогообложения на результаты деятельности предприятия: - перераспределение налогов (налогового бремени) между продавцом и покупателем; - расчет налогов при выборе варианта инвестиционного проекта; - планирование налоговых платежей, их влияние на потоки денежных средств хозяйствующего субъекта. По нашему мнению, налоговые риски - это неопределенность, которая может привести к негативным последствиям. Для ее устранения предприятиям необходимо разработать стратегию по управлению налоговыми рисками и проводить их мониторинг с помощью внутренней управленческой отчетности, что является неотъемлемой частью внутреннего контроля за рисками. В результате взаимоотношений государства и налогоплательщика возникает конфликт интересов двух сторон по причине присвоения денежных средств, направляемых в бюджет в качестве налоговых, и связанных с ними платежей (рис. 5). Рис. 5. Решение конфликта интересов государства и налогоплательщика Решение конфликта интересов позволит предприятию в обозримой перспективе осуществлять стабильные налоговые платежи, регулярно пополняя бюджет государства. Налоговые риски можно подразделить на следующие группы: - государственные налоговые риски; - налоговые риски хозяйствующего субъекта. Причиной возникновения налогового риска является неопределенность финансовой среды хозяйствования, в которой осуществляется процесс налогообложения. Возникновение неопределенности обусловлено действием объективных и субъективных факторов (рис. 6). Рис. 6. Факторы риска налогоплательщика При анализе последствий налогового риска можно ориентироваться на степень ответственности - от финансовой до уголовной. Нормальное финансовое состояние предприятия обеспечивается рациональной платежной дисциплиной, при которой хозяйствующий субъект полностью и своевременно уплачивает начисленные налоги, а исполнительные и законодательные органы осуществляют предусмотренную законом защиту, что обеспечивает рост прибыли и повышение хозяйственной безопасности предприятий. По нашему мнению, налоговые риски и налоговая нагрузка могут быть исследованы специальными методами и инструментарием по оценке их влияния на экономическую безопасность и эффективность деятельности организации. Процесс адаптации хозяйствующих субъектов к постоянно меняющейся конкурентной среде, параметрам налогообложения требует от каждого из них совершенствования деятельности, поиска новых форм и моделей управления, которые обеспечивали бы эффективность функционирования и налоговую безопасность. В целях снижения неопределенности различных параметров налогообложения следует более четко определять значения показателей, характеризующих налогооблагаемую базу. Следует отметить, что налоги взаимосвязаны и представляют собой целостную систему налоговых отношений. На их совокупность влияют: величина налоговых баз и ставки по каждому начисленному налогу; штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные, которые увеличивают налогооблагаемую базу; величина НДС в выручке; величина НДС в стоимости приобретенных ресурсов, товаров; просроченная кредиторская задолженность; просроченная дебиторская задолженность. Таким образом, организация работы по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта в части налоговой политики позволит не только максимизировать прибыль, минимизировать ошибки в налоговых расчетах, что влечет за собой штрафные санкции, но и грамотно воздействовать на управление налоговыми рисками. Рассмотрим варианты решений по минимизации хозяйственных рисков для принятия своевременных управленческих решений: 1) оптимизация налогового бремени хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством; 2) принятие решений о переносе налоговых выплат с учетом временного интервала; 3) использование информации о возможных изменениях налоговых ставок и механизма их формирования. Исследования показали, что порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов, но основным нормативным документом, регулирующим налогообложение в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (1 и 2 части), в который практически ежегодно вносятся изменения и дополнения. Этим нормативным документом определены условия исчисления, порядок и сроки представления налоговой отчетности. Использование системы внутреннего мониторинга в сфере управления Налоговые декларации заполняются на основании данных налогового и бухгалтерского учета. Информационной базой для составления налоговой отчетности, как правило, считаются аналитические регистры налогового учета, справки бухгалтера или специальные расчеты (расчет налоговой базы), что соответствует ст. 313 НК РФ. Система экономической информации предприятия, опирающаяся на сложившуюся в организациях систему документации, не удовлетворяет требованиям управления в рыночных условиях. Необходимо формирование комплексной системы информации о деятельности предприятия в целях хозяйственной безопасности, которая может быть обеспечена в результате непрерывного внутреннего мониторинга. На наш взгляд, система внутреннего мониторинга - это система наблюдения, оценки и прогноза эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, при организации которого особенно важно соблюдение основных требований (полнота, достоверность, своевременность, репрезентативность) к информации, используемой в сфере управления. На различных предприятиях применяются различные способы сбора информации по налогообложению. При учете вручную ведутся дополнительные карточки, бухгалтерские справки и др. При автоматизации учета открываются отдельные электронные документы по каждому налогу для сбора информации для целей налогообложения с использованием разных программных продуктов (MS Exsel, MS Word и др.). Вследствие того, что отчеты составляются в различных программах, эта информация разрознена и не представляет собой целостной системы. В настоящее время налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления хозяйствующего субъекта, влияет на все ключевые финансовые решения предприятия, а также расчеты с бюджетом по налогам и сборам, что, в свою очередь, является неотъемлемым инструментом внутреннего мониторинга деятельности предприятия в организации системы налоговой безопасности. Очевидно, что главная цель системы внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта - это обеспечение руководства комплексной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих внутри хозяйствующего субъекта, а также о складывающейся финансовой ситуации для принятия экономически обоснованных управленческих решений, влияющих также и на систему хозяйственной безопасности в области налогообложения (рис. 7). Рис. 7. Взаимосвязи категорий, от которых зависит хозяйственная безопасность (в том числе и налоговая) хозяйствующего субъекта Согласно этому процессом проведения внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта является формирование соответствующей отчетной информации, обеспечивающей внутренних пользователей всей полнотой учетной информации и значительно дополняющей сведения, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важность этого этапа заключается в том, что финансовая отчётность, раскрывающая заинтересованным пользователям состояние дел на предприятии, не содержит полного объёма сведений о ней и показывает незаконченную картину результатов ее деятельности. Факты хозяйственной деятельности включаются в основные формы отчётности только после их стоимостного измерения, а большое количество фактов, не измеренных в количественном или денежном выражении, остаётся за рамками этих отчетов. Именно они могут представлять интерес для управленческого персонала, способствуя принятию эффективных деловых решений. В отечественной экономической литературе отмечается, что налоговая отчетность во взаимосвязи с бухгалтерской (финансовой) отчетностью обладает богатым набором аналитических возможностей, позволяющим проводить анализ хозяйственных процессов деятельности предприятий не только внутренним, но и внешним пользователям учетно-аналитической информации. На наш взгляд, налоговая и финансовая отчетность констатирует факты прошедшего времени, поэтому повлиять на их результаты невозможно никакими решениями, учесть негативные тенденции можно только в следующих периодах. Мы считаем необходимым по результатам внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта формировать систему внутренней управленческой отчетности, всесторонне характеризующую функционирование хозяйствующего субъекта и позволяющую уточнять отдельные ее показатели в конкретный период времени, что способствует оптимизации внутренних процессов эффективности развития и повышению показателей конкурентоспособности, а также обеспечению и укреплению хозяйственной безопасности в области налогообложения. Таким образом, для проведения управленческого анализа и принятия эффективных управленческих решений информация, полученная из финансовой и налоговой отчетности, часто бывает несвоевременной и недостаточной, в связи с чем в процессе внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта разрабатывается и внедряется внутренняя управленческая отчетность, состав форм, периодичность, адрес и сроки представления которой регламентируются самим предприятием в зависимости от его организационной структуры, функций учетной службы и особенностей видов экономической деятельности. Очевидно, что современные проблемы постановки и совершенствования системы внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте в настоящее время являются актуальными и дискуссионными. В большинстве научных источников подчеркивается важность информации для существования внутренней отчетности (аналитические налоговые регистры) в налоговом аспекте. Наиболее подробно, на наш взгляд, совершенствование системы внутренней отчетности в налоговом аспекте как модели формирования налогового учета, которая неразрывно связана с правовым регулированием налогообложения и этой системы учета, исследует В. В. Худолеев [3]. Подходы, рассмотренные в [3], в формировании налогового учета в России определяют различные методы его ведения, но не раскрывают содержание внутренних отчетов в налоговом аспекте. Недостатком работы В. В. Худолеева и других исследователей в этой области (А. Б. Тепляков, В. Ф. Палий, М. А. Вахрушина, Н. П. Кондраков) является отсутствие конкретных примеров по составлению учетных регистров по формированию налогооблагаемой базы. Согласно этому, на наш взгляд, предприятиям, особенно крупным, для принятия эффективных управленческих решений о деятельности хозяйствующего субъекта необходимо получать информацию в управленческом разрезе с требуемой детализацией в следующих аспектах: финансовом, жизнедеятельности и налоговом. Все три аспекта отчетности в управленческом разрезе позволяют организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия, что является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на крупном предприятии. Таким образом, формирование внутренней управленческой отчетности по предлагаемым аспектам деятельности хозяйствующего субъекта является необходимым условием грамотного управления и развития предприятия. Охарактеризуем каждый аспект деятельности хозяйствующего субъекта. Финансовый аспект. Это непрерывный процесс кругооборота капитала, изменение структуры средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Изучение финансового аспекта деятельности предприятия необходимо прежде всего для оптимизации движения финансовых потоков предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения их финансовой устойчивости и предотвращения отрицательных результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Производственный аспект. В общем жизнедеятельность предприятия можно рассматривать во взаимосвязи трех основополагающих (основных, первостепенных) процессов - это получение сырья или ресурсов из внешнего окружения; все стадии изготовления продукта; передача продукта во внешнюю среду. Отсюда следует, что любое предприятие можно представить в виде открытой системы, встроенной во внешний мир. На входе организация получает (принимает) ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает (сбывает, реализует) созданный продукт. Процессы, играющие на предприятии определяющую роль, и являются бизнес-процессами - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий предприятия, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат. Таким образом, жизнедеятельность предприятия - это главный источник прибыли, которая необходима для максимизации стоимости предприятия и его бизнеса, что, в свою очередь, является главной целью собственников предприятия. Налоговый аспект. Одним из главных источников поступлений денежных средств на предприятия является денежная выручка от реализации товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Большинство налогов рассчитывается именно от этой суммы. Правильность исчисления налоговых платежей с учетом налогового и бухгалтерского законодательства оказывает влияние на формирование полной, достоверной и своевременной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода; обеспечивает внутренний мониторинг деятельности хозяйствующего субъекта информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов, что, в свою очередь, гарантирует хозяйственную безопасность предприятия. Таким образом, информация о деятельности хозяйствующего субъекта в управленческом разрезе с детализацией по вышеописанным аспектам, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны между собой, необходима для управления, планирования, принятия обоснованных управленческих решений, анализа и контроля, что немаловажно для организации и проведения комплексного внутреннего мониторинга по всем аспектам деятельности хозяйствующего субъекта. По нашему мнению, понятия «внутренняя отчетность» и «управленческая отчетность» тождественны. Внутренняя (управленческая) отчетность предприятия разрабатывается организацией для целей внутреннего управления и имеет конфиденциальный характер, может предоставляться по запросу, с различной периодичностью: ежедневно, один раз в неделю, в месяц, квартал. Отметим, что в настоящее время внутренняя (управленческая) отчетность не регламентируется законодательными актами. Обобщая вышеизложенное, дадим определение внутренней управленческой отчетности: «Внутренняя управленческая отчетность - это система взаимосвязанных показателей об условиях и оценке эффективности результатов деятельности хозяйствующего субъекта». Из этого следует, что информационная база, используемая аналитиками для оценки эффективности результатов деятельности хозяйствующего субъекта, а также выводы, сделанные на их основе, должны отражать действительную ситуацию, а данные отчетности основываться на качественной информации. Принимая решения о выборе параметров налогообложения, следует помнить, что налоги - это производная хозяйственной деятельности предприятия. Все это указывает на формирование внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте и способствует мониторингу налоговых ошибок в деятельности предприятия. Таким образом, по нашему мнению, внутренний мониторинг деятельности предприятия при организации системы хозяйственной безопасности в области налогообложения должен обеспечиваться с помощью системы внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте. Следует отметить, что в связи с отсутствием на промышленных предприятиях внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте (регистры налогового учета) по формированию налогооблагаемой базы не только очень сложно заполнить налоговую декларацию, но и самое главное - проанализировать показатели с целью минимизации налоговых рисков и максимизации прибыли. Таким образом, для реализации внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта в организации системы налоговой безопасности необходимо работать в следующих направлениях. 1. Создание на предприятии службы внутреннего мониторинга по налоговой безопасности для выполнения следующих функций: правильно определять налогооблагаемую базу налогов; знать особенности исчисления всех налогов предприятия; правильно производить расчеты по налогам (заполнять декларации); своевременно платить налоги; не создавать проблем во взаимоотношениях с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами; получить кредит доверия у всех кредиторов. Выполнение вышеперечисленных функций обеспечит предприятию уверенность и стабильность. 2. Разработка предприятием комплексной внутренней (управленческой) отчетности в трех аспектах: финансовом, жизнедеятельности и налоговом. Все эти три аспекта внутренней отчетности объединяются в управленческом разрезе и необходимы для принятия экономически обоснованных управленческих решений, а также с целью формирования достоверных данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 3. Совершенствование налоговой политики предприятия. Налоговая безопасность и экономическая эффективность деятельности предприятия во многом зависят от правильного понимания учетной и налоговой политики и их документального оформления. Очевидно, что внедрение на предприятиях системы хозяйственной безопасности в части налогообложения позволит совершенствовать информационную базу для анализа, реализующуюся через формирование системы внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте. В этой связи нами рекомендуется: 1. для обеспечения качественного ведения расчетов по налогам (для каждого хозяйствующего субъекта индивидуально) внедрить подсистему налогового документооборота, включающую первичные документы, формы для расчета элементов налога (налоговая база, льготы и т. д.), суммы налога и регистры по формированию величины налоговых обязательств и их исполнению; 2. для обеспечения своевременной передачи информации о налогах определить круг лиц, ответственных за каждый вид документов и сроки их составления. При обработке бухгалтерских документов, связанных с налогообложением, соблюдение вышеуказанных требований будет способствовать уменьшению количества бухгалтерских ошибок и, как следствие, снижению налогового риска (рис. 8). Рис. 8. Процесс формирования данных в бухгалтерском и налоговом учете Оценка степени разработанности внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте и использование регистров аналитического учета для исчисления налогов с высокой степенью детализации Система формирования данных для финансового и бухгалтерского учета позволит легко сгруппировать все объекты налогообложения для исчисления налоговой базы и суммы конкретного налога, а также взаимоувязать при необходимости данные финансового и налогового учета с помощью внутренней управленческой отчетности, разрабатываемой по финансовому, налоговому аспектам и аспекту жизнедеятельности,. При разработке внутренней управленческой отчетности в налоговом аспекте следует учитывать, что величина прибыли от деятельности хозяйствующего субъекта, отраженная в финансовой отчетности, часто отличается от прибыли, полученной в целях налогообложения и отраженной во внутренней управленческой отчетности. В связи с этим необходимо разработать регистры аналитического налогового учета, которые помогут руководителям различных структурных звеньев не только оперативно получать информацию, но и правильно исчислять налоги с высокой степенью детализации. С помощью этих регистров можно безошибочно заполнить соответствующие декларации, в том числе и декларацию по налогу на прибыль. Для раскрытия информации в налоговом аспекте нами предложено вести аналитический налоговый регистр «Расчет текущего налога на прибыль» - регистр ведется ежемесячно с начала года нарастающим итогом. В этом регистре накапливается информация с начала года по разного рода выручке, доходам и расходам, принимаемым для целей налогообложения. Для этой цели предложен учетный регистр (табл.). Фрагмент аналитического налогового регистра «Расчет текущего налога на прибыль» за отчетный период (форма № 1-Н) Показатель Источник информации (форма учета) Бухгалтерский учет Налоговый учет Отклонение Налог на прибыль. Ставка - 20 % Механизм образования ОНА* (09-68) ОНО* (68-77) ПНА* (68-99) ПНО* (99-68) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. Проценты к уплате Регистры по счету 91.2 «Прочие расходы» 25 937 956,53 25 050 036,00 887 920,53 177 584,11 - - - 177 584,11 Прочие расходы Регистры по счету 91.2 «Прочие расходы» 797 841,15 - 797 841,15 159 568,23 - - - 159 568,23 ПРИБЫЛЬ -27 069 724,97 -25 383 963,29 - - - - - - ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. * ОНА - отложенный налоговый актив; ОНО - отложенное налоговое обязательство; ПНА - постоянный налоговый актив; ПНО - постоянное налоговое обязательство. По сути, нами разработан один из примеров внутреннего управленческого отчета с целью снижения влияния бухгалтерских и налоговых рисков, т. е. с целью устойчивого развития хозяйственной безопасности предприятий. После того как доходы и расходы сформированы (в вышерассмотренном аналитическом налоговом регистре), итоговые показатели переносятся в налоговую декларацию и, соответственно, в бухгалтерскую отчетность - «Отчет о финансовых результатах». Таким образом, весь процесс формирования налоговой базы для исчисления налога на прибыль можно представить в виде схемы (рис. 9). Рис. 9. Алгоритм формирования налоговой базы для исчисления налога на прибыль На рис. 9 показано, как на основе аналитического налогового регистра «Расчет текущего налога на прибыль» полученная налогооблагаемая база заносится в Отчет о финансовых результатах и Налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций на отчетную дату. Таким образом, предложенная схема аналитических регистров позволит легко сгруппировать все объекты налогообложения для исчисления налоговой базы и суммы налога на прибыль. Внутренняя управленческая отчетность, разработанная для хозяйствующих субъектов в налоговом аспекте, поможет быстро выявить или избежать ошибок в учете и отчетности; минимизировать, а в некоторых случаях исключить налоговые риски, связанные с ошибками при определении налогооблагаемой базы и расчета налогов. Заключение Подводя итог, можно отметить основные этапы проведения внутреннего мониторинга деятельности предприятия в организации системы хозяйственной безопасности: 1) организация наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта, т. е. получение достоверной и объективной информации о результативности бизнес-процессов внутри предприятия; 2) разработка регистров налогового учета, удобного для отдельного (каждого) вида деятельности; 3) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, определяющих тот или иной характер бизнес-процессов; 4) выявление тенденций функционирования и разработка прогнозов финансово-экономической ситуации хозяйствующего субъекта и налоговой безопасности; 5) подготовка рекомендаций или определение необходимых мероприятий по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций, доведение их до сведения руководства предприятия; 6) обеспечение в установленном порядке руководства предприятия информацией, полученной при осуществлении внутреннего мониторинга деятельности хозяйствующего субъекта. Исследования в части мониторинга деятельности предприятия в организации системы хозяйственной безопасности в области налогообложения показали, что для объективной оценки и минимизации налоговых рисков на предприятии ключевую роль играет внутренняя управленческая отчетность (учетные регистры) в налоговом аспекте. В связи с этим возникает необходимость в разработке учетных регистров и по другим видам налогов.