Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the conditions and problems of the use of alternative models of regional administration. The concepts "the region", "the system of corporate governance" and "the corporation" are considered. The most acute problems of regional management and development, such as regional economic division into districts, federal districts and sectors of the economy are defined. It is stated that financial and industrial dependence is also of particular importance in the regional administration. The regional economic system is proposed to be considered as a quasi-corporation, and the possibilities of using a regional management of corporate governance practices are determined. The essence of the corporation is revealed, the subjects and purpose of the activity, including the example of the region are defined. The possible ways of using the corporate form of managing the region are determined. The influence of using quasi-corporate management model in the region on its effectiveness is demonstrated. The comparative analysis of the efficiency of corporate, quasi-corporate and non-corporate models of management at the mezo level is carried out. The advantages of using the corporate structure of the regional governance, consisting of the close relationship of all participants of the corporate relations and subordination of the entities of the region to the unified goals and interests, are found. The methods of corporate governance in terms of the possibility of their use in strategic management at the regional level are differentiate. Quasi-corporate model of the regional governance has been determined as the optimal form of management of the region in terms of its effectiveness for the majority of the average Russian regions. In general, the use of the proposed management structure of the region will increasingly contribute to sustainable socio-economic development of the region, increase its competitiveness and improve the quality of life of the population of the territory. The recommendations to the bodies of regional and municipal management how to improve the effectiveness of the methods and management tools are given.

Keywords:
regional governance, management structure, corporate governance, quasi-corporate control, performance of the regional management, effectiveness of the management of regional economic complex
Text
Введение Управление регионом представляет собой сложный и динамический процесс, требующий слаженной работы органов власти при активном участии предприятий бизнеса и непосредственно населения. Система управления является неотъемлемой частью региона. Многостороннее воздействие на развитие всех составляющих региональной системы оказывают процессы управления, создавая основы механизма ее функционирования. Регион, по мнению И. В. Арженовского, представляет собой часть территории страны, выделившуюся в процессе общественного разделения труда, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач. Сходной точки зрения придерживаются также B. C. Бильчак и В. Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) [1, c. 214]. В настоящее время понятие «регион» употребляется чаще всего как: - синоним понятия «район»; - для обозначения каких-либо территорий со сходными таксономическими характеристиками; - субъект Российской Федерации; - часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий; - воспроизводственная структура; - проблемная часть географической среды или геопространства и др. [2]. Разнообразие представленных трактовок свидетельствует о наличии общественного, природного, государственного и территориального начал существования региона. Данное обстоятельство позволяет говорить о наличии двойственной природы региональной системы, которая проявляется в следующем. С одной стороны, регион представляет собой часть государственной системы, с другой стороны - выступает в роли территориального образования, возникшего еще на догосударственном этапе развития общества. Кроме этого, регион, являясь природным образованием, со специфическим особенностями климата и ландшафта, имеет также свои социально-экономические особенности развития, тем самым выступая в роли природно-общественной системы. Таким образом, регион представляет собой территорию в административных границах субъекта федерации и характеризуется рядом основополагающих черт, таких как комплексность, целостность, специализация и управляемость или наличие политико-административных органов управления. Специфика управления региональными хозяйственными системами Управление является необходимым и неотъемлемым элементом или фактором развития систем, присутствуя как в повседневной жизни каждого человека, так и в любой организации и на предприятиях. Регион, как социально-экономическая система, также требует управления. В широком смысле под управлением регионом понимается регулирование поведения управляемого объекта региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом. Изучая проблемы управления развитием региона, следует использовать системный подход, позволяющий рассмотреть систему управления регионом как функционирование нескольких сложных систем, среди которых: - система управляющая - категория, определяющая сущность субъекта управления; - система управляемая - общество в целом и его компоненты как объекты управления; - система взаимодействия - различные институты, реализующие связи (прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.). Таким образом, применительно к административно-территориальному образованию субъектно-объектная зависимость составляет сущностную характеристику системы управления развитием региона. От субъекта исходит управляющая информация, от объекта поступает информация обратной связи [3, c. 118]. Экономическое и социальное развитие регионов обеспечивается исполнительной и законодательной властью, которая при помощи проектов, прогнозов и программ формирует кадровый потенциал и направляет его на решение стратегических задач подчиненной территории. В настоящее время управление регионами осуществляется по централизованному принципу, несмотря на наличие полномочий и самостоятельности в принятии решений региональными властями. Часто регионы находятся под жестким направленным воздействием общей экономической и социальной политики государства как в управленческих вопросах, так и в возможностях экономического развития отраслей народного хозяйства. В связи с этим по-прежнему остаются острыми такие проблемы регионального управления, как экономическое разделение регионов на районы, федеральные округа и отрасли народного хозяйства. Структура субъектов РФ, их подчиненность, финансовая и отраслевая зависимость также имеют особое значение в управлении регионом. Так, наиболее удаленные от центра регионы являются менее экономически зависимыми, если стратегические интересы внешней политики государства их не затрагивают. И наоборот, северные регионы, имеющие богатые природные ресурсы, наиболее зависимы. Они выстраивают свою внутреннюю стратегию развития экономики и социальной сферы в зависимости от имеющихся товаров и потоков сырья, материалов и оборудования. Возможности использования корпоративных форм управления на мезоуровне Управление любой системой, организацией, предприятием должно быть выстроено на основе некой структуры управления, с наличием определенных механизмов и принципов. Регион не является исключением, и, на наш взгляд, наиболее подходящей формой управления регионом является корпоративная организационная форма. Прежде чем говорить о преимуществах данной организационной формы и о необходимости её применения в управлении регионом, следует определить, что представляет собой корпоративное управление. Система корпоративного управления - это организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, с другой - согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая эффективное функционирование компаний [4]. Под корпоративным управлением понимается набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией [5]. Корпоративное управление можно рассматривать также как процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами. Большинство специалистов и научных работников рассматривают корпоративное управление в двух аспектах: в узком понимании корпоративное управление - это система правил и стимулов, которые побуждают руководителей компании действовать в интересах акционеров; в широком - это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интересы которых связаны с деятельностью компании (рис. 1). Рис. 1. Структура системы корпоративного управления. Составлено по [6] Выгода от использования корпоративной структуры управления регионом заключается в том, что при такой структуре управления происходит объединение всех ресурсов региона для потенциального противостояния субъектам других регионов. Регион получает возможность уверенного выхода на межрегиональный рынок или доступа к необходимым информационным ресурсам, усиление своих возможностей и повышение совокупных производственных издержек для получения определенных преимуществ в межрегиональной конкурентной борьбе. Иными словами, корпоративные структуры управления обладают целым рядом преимуществ перед структурами управления единичными предприятиями либо их разрозненной совокупностью. Такие структуры имеют большую экономическую власть, которая может существенно повлиять на различные процессы рынка и составить сильную конкуренцию внешним хозяйствующим субъектам. Так, предлагается рассмотреть регион как целостную социально-экономическую систему в виде некой региональной корпорации. Данная корпорация будет объединять в себе все население региона, финансовые институты, объекты производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, общественные организации и региональные органы власти. Вся совокупность представленных компонентов региональной корпорации будет действовать сообща для достижения как общих для всех целей, так и индивидуальных для каждого элемента целей. Для более полного описания данной корпоративной структуры выделим следующие её основные черты: - территориальная концентрация; - институциональная и организационная устойчивость и относительная автономия; - добровольность входа и выхода участников; - согласование интересов; - социальная направленность; - избирательная конкуренция внутри и идентификация в межрегиональной конкурентной среде как целого, противостоящего внешней конкуренции; - диверсификация деятельности; - длительный срок существования [7, c. 125]. Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики, а наличие эффективной структуры корпоративного управления - вопрос чрезвычайной важности. Корпоративное управление заключается в управлении деятельностью отдельной корпорации советом директоров и менеджментом, что затрагивает такие аспекты, как постановка корпоративных целей, в том числе и извлечение экономической выгоды для собственников и управление текущей деятельностью корпорации, учетом интересов участников корпоративных отношений. Под субъектами корпоративного управления понимаются менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти). Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в том числе: - создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией [8]; - увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов; - получение доступа к внешнему финансированию (рынки капитала); - получение доступа к трудовым ресурсам (кадры менеджеров и других работников); - увеличение рабочих мест и общий рост экономики [9]. Система корпоративного управления (рис. 2), состоит из взаимодействия трех субъектов - акционеров, совета директоров и менеджеров. Рис. 2. Система корпоративного управления. Составлено по [9] Бизнес как собственность в данной системе принадлежит собственникам, акционерам, а права управления этим имуществом делегированы агентам - совету директоров и менеджменту. На общем собрании акционеров принимаются глобальные и серьезные решения в отношении судьбы и дальнейшей жизнедеятельности корпорации. К таким вопросам относят реорганизацию, слияние, ценные бумаги, крупные сделки и т. п. Данная система управления обеспечивает ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента - перед советом директоров, корпорации в целом - перед работниками и покупателями. Все перечисленные группы и субъекты корпоративных отношений должны выполнять свои функции и задачи наилучшим образом при сохранении баланса интересов друг друга, в чем и проявляется механизм корпоративного управления, обеспечивающий ответственность участников. Основываясь на данной системе корпоративного управления, можно применить её в отношении к региону. Участники предлагаемой корпоративной структуры управления регионом, так же как и субъекты любой корпорации, будут иметь общие цели. К числу таких целей можно отнести: - создание жизнеспособной социально-экономической системы региона, обеспечивающей высокое качество жизни населения; - стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета; - участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов; - обеспечение продовольственной безопасности региона; - развитие инфраструктуры региона; - увеличение квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест. Субъекты системы корпоративного управления регионом (рис. 3) представляют собой управляющую систему, а к субъектам управляемой системы следует отнести представителей бизнес-сообщества региона в лице предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, общественные и некоммерческие организаций, кредитно-финансовые и страховые институты региона, объекты социальной сферы и бюджетные учреждения. Рис. 3. Система корпоративного управления регионом Как показано на рис. 3, взаимодействие законодательных и исполнительных органов власти в регионе в рамках управляющей системы может осуществляться на принципах корпоративного управления, для которого характерно единство целей, высокая степень централизации, жесткое распределение полномочий по вертикали. Сравнительный анализ преимуществ корпоративного, квазикорпоративного и некорпоративного управления в регионе Однако, несмотря на сходство между корпорациями и регионами как хозяйственными системами, между ними все-таки существуют различия. Если в корпорации все интересы и принимаемые решения подчинены в основном одной экономической цели - максимизации прибыли, то регион в этом отношении имеет глубокую дифференциацию целей экономического, социального и экологического развития. Многие из этих целей могут противоречить друг другу и исключать друг друга. Кроме того, регион - более открытая экономическая система с глубокой диверсификацией экономической деятельности. Вследствие этого считать регион полным аналогом классической корпорации, конечно же, нельзя. Скорее всего, регион можно условно рассматривать как квазикорпорацию, которая лишь частично может использовать методы и подходы корпоративного управления. Конечно, как было отмечено, каждый регион имеет свою специфику, поэтому модель системы его управления может тяготеть к трем различным типам: корпоративному, квазикорпоративному, некорпоративному (ситуационному), каждый из которых может иметь свои преимущества в соответствии со спецификой того или иного региона (табл.). Сравнительный анализ альтернативных подходов к региональному управлению Форма управления. Критерий Корпоративная форма Квазикорпоративная форма Некорпоративная форма Наличие единого внешнего целевого фактора (максимизация прибыли) Да Частично Нет Приоритет экономических целей над социальными Да Частично Нет Степень интеграции функций управления Высокая Средняя Низкая Уровень результативности и эффективности управления Высокий Средний Средний Уровень стратегического планирования Высокий Высокий Низкий Что касается результативности и эффективности регионального управления, осуществляемого в той или иной форме, они оцениваются по конкретным показателям развития региона [10]. В этом случае, даже если применение классической корпоративной формы управления и даст высокие показатели экономического развития, то, в силу недостаточного внимания к социальным и экологическим вопросам, общий интегральный показатель эффективности может оказаться невысоким. В то же время использование некорпоративной формы, ориентированной в основном на ситуационную модель управления, может привести к утрате стратегических ориентиров развития и рассеиванию ресурсного потенциала долгосрочного стратегического развития. В связи с этим для большинства среднестатистических регионов России оптимальной с точки зрения ее эффективности будет являться квазикорпоративная форма. Выводы Таким образом, основное преимущество корпоративной структуры управления регионом заключается в тесной взаимосвязи всех участников корпоративных отношений и подчиненности хозяйствующих субъектов региона единым целям и интересам. Принятие таких принципов корпоративного управления, как своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам корпорации, эффективный контроль над администрацией со стороны правления, подотчетность правления перед акционерами, признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц применительно к корпоративной структуре управления регионом позволит региональным органам власти осуществлять эффективное управление. Вместе с этим, в связи с выявлением специфики региона как открытой системы, в большинстве случаев целесообразно применение квазикорпоративной системы управления [11, 12], сочетающей в себе как принципы интеграции функций управления в рамках единого целевого фактора, так и их диверсификацию в зависимости от необходимости определения компромисса между социальными и чисто экономическими целями развития. Применение подобной структуры управления в большей степени будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона в целом, росту его конкурентоспособности, развитию промышленности и бизнеса, а также повышению качества жизни населения данной территории.
References

1. Podprugin M. O. Ustoychivoe razvitie regiona: ponyatie, osnovnye podhody i faktory / M. O. Podprugin // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 24 (222). S. 214-221.

2. Panasyuk M. V. Upravlenie regionom: territorial'nyy podhod: monogr. / M. V. Panasyuk. Kazan', 2005 // URL: http://kpfu.ru/docs/F1189854637/PanUpr.pdf.

3. Smirnov V. V. Osobennosti effektivnogo upravleniya razvitiem regiona / V. V. Smirnov // Audit i finansovyy analiz. 2007. № 6. S. 117-124.

4. Modeli korporativnogo upravleniya // URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ korporativnoe-upravlenie.html.

5. Korporativnoe upravlenie v Rossii // URL: http://www.cfin.ru/investor/ao/cginrussia.shtml.

6. Asaul A. N. Menedzhment korporacii i korporativnoe upravlenie / A. N. Asaul, V. I. Pavlov, F. I. Beskier', O. A. Myshko. SPb.: Gumanistika, 2006. 328 s.

7. Chaykovskiy D. G. Korporativnaya model' upravleniya regionom kak usloviya formirovaniya konkurentnoy sredy na regional'nom i mezhregional'nom urovne / D. G. Chaykovskiy // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. 2009. № 8. S. 123-128.

8. Kurchenkov V. V. Innovacionnaya aktivnost' predpriyatiy v usloviyah global'noy konkurencii / V. V. Kurchenkov // Innovacii. 2013. № 5 (175). C. 60-64.

9. Shihverdiev A. P. Suschnost' i struktura korporativnogo upravleniya / A. P. Shihverdiev // Vestn. Nauch.-issled. centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkar. gos. un-ta // URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-1/1.htm.

10. Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rayonov: Ukaz Prezidenta RF ot 28.04.2008 № 607 // URL: http://www.consultant.ru.

11. Kurchenkov V. V. Institucional'nye faktory formirovaniya gosudarstvennyh korporaciy v sovremennoy rossiyskoy ekonomike / V. V. Kurchenkov, T. N. Kalmykova // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2013. № 2 (38). C. 37-45.

12. Kurchenkov V. V. Rol' gosudarstva v konsolidacii rossiyskogo kapitala na sovremennom etape / V. V. Kurchenkov // Vestn. Volgograd. gos. un-ta. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiya. 2012. № 1. C. 6-13.


Login or Create
* Forgot password?