Введение В современной экономике вопросы эффективного управления выходят на первый план, что обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для развития российских предприятий. Различными специалистами в течение последних лет делаются выводы о том, что от уровня развития системы управления предприятием прямо пропорционально зависит уровень успешности и эффективности его деятельности. Актуальность данного вопроса возрастает в связи с необходимостью инновационного развития отечественных предприятий как приоритетного направления в экономике нашей страны. Как показывает практика, для того чтобы процесс внедрения продуктовых и технологических инноваций имел положительный результат, необходимо, чтобы реализация всех этапов данного процесса осуществлялась на основе эффективной системы управления, способной не только грамотно спланировать весь процесс, учитывая возможные внешние и внутренние влияния, но и обеспечить высокую точность выполнения намеченных планов по ключевым параметрам. Информация для управления Информационной основой для управления является управленческий учет, цель которого - предоставление менеджменту всей необходимой информации для принятия управленческих решений. Управленческий учет не регламентирован законодательно, не существует и каких-либо единых стандартов, определяющих процесс формирования управленческих отчетов. Соответственно, каждое предприятие формирует весь контур управленческой информации в зависимости от своих нужд. Однако иногда создать эффективный управленческий учет на предприятии как часть системы управления не позволяет отсутствие необходимых знаний и практических навыков. Как показывает практика, на многих российских предприятиях в настоящее время принятие управленческих решений основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, учитывая специфику формирования бухгалтерских отчетов, можно говорить о малой пригодности последних для целей управления. По нашему мнению, бухгалтерский учет должен присутствовать в системе управленческого учета, но не должен быть его основой. Для принятия обоснованных и своевременных решений менеджменту необходимо предоставить комплексную оперативную информацию, характеризующую деятельность предприятия в актуальных разрезах. Именно поэтому в настоящее время возникает вопрос о том, каким образом осуществить консолидацию и интерпретацию данных для формирования полноценных управленческих отчетов. Информационная система для целей управления Очевидным в данной ситуации является применение информационных систем для формирования управленческой отчетности. Как показывает практика, в настоящее время на отечественных предприятиях все чаще в работу управленческих подразделений «вводятся» различные информационные системы, грамотное использование которых позволяет сократить время движения информации, повысить оперативность занесения и предоставления фактических данных и, конечно же, приводит в единый формат управленческие отчёты. Все это, безусловно, повышает качество и эффективность управленческих решений, принимаемых на их основе. Мы особо подчеркиваем необходимость грамотного использования информационной системы, в обратном случае ее внедрение и использование, кроме сопротивления персонала и путаницы в работе подразделений, ничего хорошего не принесет. Использование различных информационных технологий для целей управления в настоящее время является ответной реакцией предприятий на изменения во внешней среде. Учитывая факт перехода отечественных предприятий на рельсы рыночной экономики, где время реагирования на происходящее во внешней и внутренней среде определяет успешность деятельности и, в принципе, возможность ее ведения, оперативность предоставления информации и ее актуальность получают один из высших рейтингов по значимости в системе управления предприятием. В настоящее время существует положительный опыт внедрения системы управленческого учета на отечественных предприятиях на основе различных программных решений, например в подсистеме «БИТ.ФИНАНС» [1]. Однако не все отечественные предприятия могут «позволить» себе реализацию подобных проектов ввиду различных обстоятельств (отсутствие специалистов в данной сфере, высокая стоимость программы, ограниченность во времени на внедрение и отработку системы и т. д.). Решить проблему продолжительности и затратности процесса внедрения информационной системы для целей управления мы предлагаем с помощью программы Excel. С одной стороны, данная программа достаточно распространена на отечественных предприятиях и входит в стандартный пакет Microsoft Office, с другой - возможности программы позволяют создать достаточно информативный инструмент для целей управления. Специалисты полагают, что с помощью Excel можно внедрить полноценную систему формирования управленческой отчетности, и утверждают, что затраты на поддержку системы в будущем, как и риск ошибок, будут минимальными [2]. По нашему мнению, на этапе внедрения и отработки управленческой системы решение в программе Excel будет оптимальным вариантом, не требующим существенных затрат на приобретение специализированного программного продукта и продолжительного периода изучения программы пользователями. В настоящее время Excel находит широкое применение на отечественных предприятиях. С помощью данной программы решается огромный спектр задач: проведение расчетов, редактирование таблиц, выгруженных из «1С», составление диаграммы Ганта, ведение системы бюджетирования, формирование планов производства и реализации [3]. И это далеко не весь перечень. Информационная система для целей управления как организационно-управленческая инновация По своей сути процесс разработки и внедрения информационной системы для целей управления является организационно-управленческой инновацией для предприятия. Действительно, инновации в системе управления представляют собой изменения в привычных, сложившихся принципах, процессах и методиках управления, что отражается на работе менеджеров и ее результатах [4]. Внедрение информационной системы для целей управления до сих пор является для большинства отечественных предприятий новым, принципиально отличающимся от используемого в настоящее время способом введения, интерпретации, отражения и передачи информации менеджменту. Особенно это касается предприятий, руководители которых начали свою деятельность в рамках административного режима, что, естественно, отразилось на принципах их работы и взглядах на изменения. Другим примером могут быть организации, созданные в «лихие» 90-е гг., когда возможность создания и ведения бизнеса не зависела от управленческих качеств руководителя. В наши дни руководители таких организаций начинают понимать актуальность проблемы получения информации, отражающей реальное состояние дел. При организации процесса разработки и внедрения информационной системы для целей менеджмента важно учитывать все аспекты, свойственные инновационному процессу. Конечно же, реализация организационно-управленческих инноваций на предприятии может быть не такой высокозатратной, как, например, внедрение новой технологии производства или организация производства новой продукции, однако данному процессу свойственны риски (особенно обусловленные сопротивлением персонала), определенная продолжительность (в зависимости от сложности изменений), потребность в материальных, финансовых, трудовых ресурсах. Описание «управленческого экрана» В качестве инструмента, позволяющего получить необходимую информацию для целей управления, мы предлагаем использовать так называемый «управленческий экран». Данное решение было разработано нами в рамках участия в реализации консалтингового проекта по постановке системы управления. При описании данного решения в качестве примера будут приведены формы управленческой отчетности, разработанные для предприятия, основным видом деятельности которого являются различные виды перевозок. Отметим, что предприятие осуществляет и другие виды деятельности, а именно оказание услуг в сферах, смежных с перевозками. В общем случае «управленческий экран» представляет собой книгу Excel. Первый лист книги отражает структуру «управленческого экрана», а все последующие листы представляют собой формы управленческой отчетности. Отчеты могут быть как в виде таблиц, так и в виде графиков, что обеспечивает лучшее восприятие информации. Таблицы, расположенные на различных листах книги, имеют единый формат, выполнены в едином стиле, что обеспечивает унификацию форм управленческих отчетов. Логика формирования управленческих отчётов такова, что в начале книги Excel располагаются таблицы, в которые необходимо занести данные, а все последующие формы являются агрегированными, сформированными автоматически на основе уже введенных данных. Все таблицы «управленческого экрана» являются взаимосвязанными. Структура «управленческого экрана» представлена на рис. 1. Рис. 1. Структура «управленческого экрана» В качестве основных составляющих системы управления предлагаются система бюджетирования и система мониторинга. Являясь эффективным современным инструментом финансового планирования, система бюджетирования позволяет через призму финансовых потоков отразить всю деятельность хозяйствующего субъекта. Отражение отдельных сфер деятельности предприятия через соответствующий бюджет (закупки, продажи, инвестиции, работа с дебиторами и кредиторами и т. д.) обеспечивает конкретизацию информации по данному направлению, что повышает эффективность управления, включая планирование, контроль исполнения, выявление отклонений и принятие соответствующих управленческих решений. Система мониторинга является неотъемлемой частью управления, т. к. предоставляет необходимый «срез» информации, который позволяет «держать руку на пульсе» по контролируемому направлению, своевременно реагировать на изменения по ключевым точкам. Соответственно, все формы управленческой отчетности условно делятся на две основные группы: бюджетные формы и формы мониторинга. Бюджетные формы отражают информацию об эффективности деятельности организации, денежных потоках и финансовом состоянии организации, а система мониторинга отражает данные, требующие более тщательного управленческого контроля. В данном случае это финансово-экономическая сторона, кадровая и имущественная составляющие. Условность определяется тем, что одни и те же формы могут использоваться как для целей бюджетирования, так и в рамках системы мониторинга, например для конкретизации интересующей информации. Наименование каждой из управленческих форм представляет собой кнопку, нажатие которой позволяет перейти к данной форме без использования ярлыков. Кнопки расположены в соответствии с иерархией формирования основных управленческих отчетов, что также отражает логику «перетекания» данных из одних бюджетов в другие. Особенностью «управленческого экрана» является тот факт, что формированию совокупности бюджетов и отчетов мониторинга предшествует занесение в соответствующие формы основных параметров и целевых показателей деятельности предприятия за рассматриваемый период. В качестве основных параметров выступают характеристики внешней и внутренней среды, выраженные в показателях инфляции, стоимости приобретаемых ресурсов, ставок налогов, тарифов, устанавливаемых на регламентируемые государством виды деятельности, и т. д. Основные параметры выступают в роли ограничений, которые могут повлиять на достижение поставленных целей на определенный период. Соответственно, их отображение в «управленческом экране» позволяет сформировать своеобразное «пространство», в рамках которого будет планироваться и реализовываться деятельность хозяйствующего субъекта. «Материализация» основных параметров позволяет также достаточно быстро выявить причины невыполнения планов при проведении план-фактного анализа. Пример отображения основных параметров предприятия представлен на рис. 2. Рис. 2. Пример отображения основных параметров предприятия Целевыми в данном управленческом решении являются показатели, характеризующие основные результаты деятельности к концу планируемого периода. Целевые показатели являются стоимостным выражением целей, поставленных менеджментом предприятия на установленных временных участках. Необходимость отображения целевых показателей определяется также стремлением сформировать у всех участников бюджетного процесса единое понимание поставленных целей. Пример отображения целевых показателей предприятия представлен на рис. 3. Рис. 3. Пример отображения целевых показателей предприятия Отражение основных параметров и целевых показателей в соответствующих формах «управленческого экрана» является первым этапом формирования информационной базы системы управления, затем осуществляется заполнение бюджетов первого и второго уровней в соответствии с представленной бюджетной структурой. Порядок занесения плановой и порядок занесения фактической информации аналогичны. В «управленческий экран» могут быть включены различные виды бюджетов, данные которых участвуют в формировании основных финансовых бюджетов. Количество бюджетов определяется необходимостью контролировать те или иные аспекты деятельности: объемы реализации и производства, заработную плату, дебиторскую задолженность, налоговые платежи, инвестиционные затраты и т. д. Мы не будем подробно останавливаться на описании процесса занесения плановых и фактических данных. Выделим лишь основные характеристики бюджетов «управленческого экрана»: - за бюджетный период принимается год с разбивкой по кварталам, что позволяет избежать излишней трудоемкости процедуры заполнения бюджетов. В случае необходимости имеется возможность детализировать бюджетный период; - вводимые и рассчитываемые данные различаются цветом; - ячейки с консолидированными показателями имеют серую заливку; - расчет абсолютных и относительных изменений по всем статьям бюджетов осуществляется автоматически; - на каждом листе имеются кнопки, нажатие которых позволяет перейти в бюджетную структуру, в один из основных бюджетов и на лист, графически отражающий изменения важнейших статей бюджета; - аналитический разрез бюджетов приближен к аналитике счетов бухгалтерского учета, что позволяет сократить время ввода фактических данных в бюджетные формы; - для каждого бюджета определена выделенная область, что сокращает время подготовки бюджета в качестве управленческого отчета при его печати, т. к. не требует дополнительного форматирования. В качестве примера одного из заполненных бюджетов приведем «короткую» форму бюджета общехозяйственных расходов (рис. 4). Рис. 4. «Короткая» форма бюджета общехозяйственных расходов Еще одной особенностью «управленческого экрана» является наглядное отражение порядка формирования каждого из основных финансовых бюджетов, а именно бюджета доходов и расходов и бюджета движения. Как показывает приведенная ранее бюджетная структура, здесь различаются бюджеты, отражающие фактическое движение средств, например бюджет закупок и бюджет налогов, и участвующие в формировании финансового результата, например бюджет доходов и расходов отдельной услуги. Такое деление призвано помочь менеджменту предприятия понять различие между реальными тратами и поступлениями предприятия и прибылью, получаемой методом начислений и расчетов. К сожалению, как показывает практика, в настоящее время такое понимание у многих представителей менеджмента на отечественных предприятиях отсутствует. Теперь рассмотрим основные бюджетные формы. Как отмечалось выше, в «управленческом экране» их две. Бюджет доходов и расходов является консолидированной формой, куда «стекаются» данные бюджетов второго уровня, отражающих формирование финансовых результатов по отдельным направлениям деятельности. Эти бюджеты заполняются исходя из планируемых/фактических данных об объемах реализации по каждому из направлений, прямых расходов, определяемых по каждой услуге, и величины общехозяйственных расходов, относящихся к деятельности предприятия в целом. Основой распределения общехозяйственных расходов является величина прямых затрат. Имея, в принципе, достаточно традиционный для отечественной практики вид, форма бюджета доходов и расходов имеет отличительную черту - возможность реализации функции гибкого бюджета. В данной форме установлена взаимосвязь между уровнем выручки и расходами на ее достижение. Это позволяет при формировании плановых значений бюджета выбрать оптимальный вариант соотношения уровня выручки и статей затрат. При внесении же полученных результатов за период наличие гибкого бюджета обеспечивает корректное сравнение плановых и фактических показателей затрат путем их пересчета для фактически полученного объема реализации, что упрощает проведение план-фактного анализа и позволяет соответствующим образом скорректировать планы на будущее. Таким образом, уже на стадии планирования «управленческий экран» предоставляет менеджменту возможности своеобразного сценарного анализа развития предприятия. Пример «короткой» формы консолидированного бюджета доходов и расходов, реализованного в «управленческом экране», представлен на рис. 5. Рис. 5. «Короткая» форма консолидированного бюджета доходов и расходов Бюджет движения денежных средств «управленческого экрана», в отличие от бюджета доходов и расходов, отражает реальное движение денежных потоков. Сюда «стекается» вся информация о планируемых/фактических поступлениях и тратах предприятия за период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В данной форме предусматривается ручной ввод данных по поступлениям денежных средств от реализации услуг, что определено отражением специфики ведения расчетов с потребителями, а именно: по тем или иным услугам могут осуществляться поступления не только за текущий период, но и за прошедший, как погашение дебиторской задолженности. Пример «короткой» формы бюджета движения денежных средств, реализованного в «управленческом экране», представлен на рис. 6. Рис. 6. «Короткая» форма бюджета движения денежных средств Как отмечалось выше, «управленческий экран» включает два основных блока: блок системы бюджетирования и блок системы мониторинга. В рассматриваемом примере система мониторинга включает три составляющие. Это финансово-экономические показатели, показатели кадрового потенциала и показатели имущественного потенциала. Выбор указанных составляющих был обусловлен необходимостью контроля состояния указанных параметров предприятия для руководства. Так, блок финансово-экономических показателей призван обеспечить менеджмент предприятия информацией о его ликвидности и платежеспособности, рентабельности, а также о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами. Кроме того, в данный блок включен такой показатель, как коэффициент социальной нагрузки, отражающий соотношение численности перевозимых льготных пассажиров в общем объеме реализуемых перевозок и являющийся характеристикой специфики деятельности рассматриваемого предприятия. Графическое отображение динамики финансово-экономических показателей позволяет наглядно изобразить их изменение за период и определить основные тенденции, т. к. именно последнее, а не одномоментное значение коэффициентов позволяет принять соответствующее управленческое решение. Аналогичным образом в «управленческом экране» сформированы блоки кадрового и имущественного потенциала. Пример отображения блока «Финансы и экономика» представлен на рис. 7. Рис. 7. Пример отображения блока «Финансы и экономика» Отметим, что на одном листе располагается вся информация, позволяющая объективно оценить финансовое состояние предприятия и его динамику. Графическая визуализация показателей обеспечивает «понимание» выраженных в цифрах тенденций. Отличительные черты предлагаемого решения Очевидно, что в рамках одной статьи не представляется возможным подробным образом описать представленный управленческий инструмент. Выше указаны лишь основные характеристики «управленческого экрана», «зафиксированные» на примере одного из предприятий. При этом можно отметить следующие основные отличительные его черты. Во-первых, данный инструмент имеет четкую структуру, наглядно отраженную в начале книги. Это позволяет пользователям понимать логику формирования управленческих данных и их взаимосвязь. Во-вторых, планированию на период предшествует формирование основных «ограничительных» факторов в виде основных параметров, что позволяет менеджменту уже на этом этапе объективно оценивать возможности и формировать целевые показатели как результаты деятельности. Данный инструмент имеет комплексный характер и позволяет «видеть» все основные характеристики хозяйствующего субъекта. При этом он не «перегружен» излишней информацией. Каждый отчет содержит только ту информацию, которая достаточна для принятия решения. Бюджетные формы не только отображают планируемые и фактические данные, но и позволяют анализировать выполнение планов. Кроме того, менеджменту предоставляется возможность «просчитывать» различные сценарии финансового результата за счет функции «гибкого» бюджета. Необходимо отметить и следующее: формы бюджетов имеют простой вид, перечень статей близок к аналитике счетов бухгалтерского учета, что упрощает ввод фактических данных. Можно указать ряд недостатков, имеющих место при использовании Excel для нужд менеджмента, нивелированных в представленном «управленческом экране». 1. Излишняя информативность. Пытаясь сформировать наиболее информативный управленческий отчет, разработчики размещают в одном пространстве информацию бухгалтерского и экономического учета, объединяют натуральные и стоимостные величины, начисленные значения «смешивают» с реальными движениями потоков. Конечно же, все это «рассеивает» внимание пользователя информации, позволяет понять суть только при глубоком, тщательном анализе данных, что требует затрат времени, в котором, как правило, управленец испытывает недостаток. 2. Отсутствие связи между управленческими формами. Отсутствие явной связи между отчетными формами не позволяет качественно провести план-фактный анализ и выявить причины негативных изменений. 3. Ошибочно расставленные акценты в управленческих отчетах. Как правило, еще одним желанием разработчиков управленческих отчетов, наряду с обеспечением информативности, является обеспечение их визуальной эстетичности. В связи с этим строки отчетов выделяются различными цветами, жирным шрифтом или курсивом (красиво!). В результате управленцем больше времени затрачиваться на «любование» отчетом, чем на анализ содержащейся в нем информации. Естественно, все указанные «украшения» отчета отвлекают от главного, его сути. 4. Предоставление управленческих данных в различных информационных разрезах. Встречается, что в управленческих отчетах одна и та же информация предоставляется в различных разрезах. Такое возможно, например, при отсутствии единых классификационных справочников наименований продукции/оказываемых услуг или затрат. В результате одни и те же данные воспринимаются руководством по-разному. Заключение Таким образом, являясь организационно-управленческой инновацией, «управленческий экран» может быть эффективным инструментом для менеджмента, используемым при принятии и обосновании управленческих решений. Преимуществом предлагаемой модели является ее простота, гибкость, прозрачность и, что немаловажно, низкая стоимость внедрения и реализации. Разумеется, нельзя утверждать, что предложенный инструмент является панацеей при преодолении проблем российских предприятий при постановке системы управления, однако его использование, даже на первоначальном этапе, позволит сформировать ви́дение той системы, к которой стремится менеджмент предприятия, отработать основные процедуры формирования управленческих данных и, как показывает опыт, получить положительные результаты уже в ближайшее время после начала его применения.