Введение В условиях геополитической (политической и экономической) нестабильности, обострения отношений между Россией и зарубежными странами экономические санкции, введенные со стороны ряда зарубежных стран - США, Японии, Канады, Австралии, стран Европейского союза и др. - относительно российских предприятий, осложнили процесс развития российской экономики и ее дальнейшую интеграцию в систему мирохозяйственных связей. В качестве защитных мер от санкционной политики зарубежных стран Правительством РФ определена импортозамещающая стратегия развития российской экономики, реализация которой в ближайшей перспективе должна способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке [1]. Следует отметить, что в этих непростых условиях Россия с ее производственно-технологическим, научным, внешнеэкономическим и образовательным потенциалом не может оставаться в стороне от глобальных экономических процессов [2]. В связи с этим обеспечение экономического роста с точки зрения глобализации экономики, определение оптимального соотношения экспортной ориентации и импортозамещения с позиции национальной безопасности являются весьма актуальными. Опыт зарубежных стран в реализации стратегии импортозамещения Особенности развития национальных экономик и их встраивание в мирохозяйственную систему отражены в основных концепциях международной торговли А. Смита, Д. Рикардо, М. Портера, Б. Олина, Э. Хекшера; вопросы управления внешнеэкономическими связями, совершенствования внешнеторговой деятельности в условиях глобализации, формирования внешнеэкономической стратегии - в работах российских ученых А. Спартака, А. Барковского, В. Оболенского, Н. Евченко. Изучение проблем и разработка теоретических подходов в реализации стратегии импортозамещения с учетом внутренних и внешних факторов воздействия на национальную экономику отражены в работах зарубежных и российских ученых - Р. Пребиша, Г. Зингера, Г. Мюндаля, П. Линдерта, Т. Пугеля, О. Березинской, В. Загашвили, И. Фаминского и др. Следует отметить, что вопросы формирования внешнеэкономической (экспортной) стратегии и ее реализации в направлении инерционной диверсификации экспорта в условиях экспортной ориентации импортозамещения изучены недостаточно и требуют более глубокого исследования. Многие зарубежные страны применяли стратегию импортозамещения в различные периоды своего экономического развития, и практика использования импортозамещающей стратегии позволила выделить следующие подходы к ее реализации (рис.). Подходы к реализации стратегии импортозамещения [3, 4] Основными целями импортозамещающей стратегии являются: - обеспечение национальной и экономической безопасности страны; - достижение технологической независимости в ведущих отраслях национальной экономики (с учетом международного разделения труда (МРТ)); - формирование положительного сальдо торгового баланса страны; - создание и последующее развитие национальных предприятий (хозяйствующих субъектов), способных конкурировать на мировом рынке [3, 5]. Импортозамещающая стратегия на основе развития внутреннего рынка, в рамках которой осуществляется развитие национального производства с целью замены импортной продукции на внутреннем рынке, была реализована в странах Латинской Америки - в Аргентине, Мексике, в Бразилии и других развивающихся странах. Концептуальной основой реализации данной стратегии является теория Р. Пребыша - «теория периферийной экономики», в основу которой положена идея импортозамещающей индустриализации и переориентация развития национальной экономики с внешних рынков на внутренние. Ее реализация осуществлялась с непосредственным участием государства, однако этот процесс сопровождался формированием ряда негативных последствий в экономике латиноамериканских стран (увеличение государственных расходов в результате финансирования отраслей промышленности и инфраструктуры; рост инфляции; увеличение дефицита платежного баланса за счет сокращения экспортных операций; отсутствие конкуренции со стороны внешнего рынка, замедляющее развитие вновь созданных «молодых» отраслей), что привело к отказу развивающихся стран от реализации данной стратегии. В импортозамещающей стратегии на основе экспортного развития преимущественное внимание уделяется развитию национального производства с целью ускорения процесса индустриализации в стране на основании расширения экспорта путем стимулирования экспортной деятельности хозяйствующих субъектов (участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)), в производстве которых страна имеет сравнительные преимущества. Такая стратегия была реализована в странах Восточной Азии - Южной Корее, Малайзии, Тайване, Китае и др. В связи с этим понятие «импортозамещение» необходимо рассматривать как сокращение или полное прекращение импорта определенных товаров в результате производства в стране таких же или аналогичных товаров, производство которых возникает вследствие изменений направленности экономики на МРТ, появляющихся в результате развития международных экономических отношений [6, 7]. Экономическая политика на основе экспортного развития предполагает открытие внутренних рынков для иностранной конкуренции в обмен на доступ на рынок в других странах. Снижение тарифных барьеров, плавающий обменный курс, государственная поддержка экспорт-ориентированных отраслей, на которых строится экономика страны в целом и которые обладают экспортным потенциалом, привлечение прямых иностранных инвестиций являются основными инструментами реализации стратегии, используемыми в целях содействия экспорту и, в конечном итоге, в целях экономического развития [8]. На основании анализа данных табл. 1 следует отметить, что динамика (темп роста) ВВП стран, осуществлявших реализацию импортозамещающей стратегии на основе развития экспорта, показывает значительный рост в сравнении с другими развивающимися странами. Таблица 1 Динамика ВВП развивающихся стран в 1960-2011 гг. * Страна Показатель Год ** 1960 1985 2011 Бразилия ВВП, млрд долл. Темп роста ВВП, % 133,0 647,4 1 724,4 - 486,77 1 296,54 Южная Корея ВВП, млрд долл. Темп роста ВВП, % 27,3 260,6 1 335,1 - 954,57 4 890,47 Китай ВВП, млрд долл. Темп роста ВВП, % 581,4 2 160,5 10 375,2 - 371,6 1 784,5 * Составлено по [9]. ** Базовый год - 1960г. (100 %). Основные показатели внешней торговли стран, осуществлявших стратегии импортозамещения на основе развития внутреннего рынка и экспортного развития, представлены в табл. 2. Таблица 2 Динамика основных показателей внешней торговли развивающихся стран, 1960-2011 гг. * Страна Показатель, % Год ** 1960 1985 2011 Бразилия Удельный вес экспорта 6,0 8,1 13,6 Темп роста - 135,0 226,6 Удельный вес импорта 9,0 4,4 19,4 Темп роста - 52 215 Южная Корея Удельный вес экспорта 0,9 25,7 44,0 Темп роста - 2 855,6 4 888,9 Удельный вес импорта 7,5 26,9 38,0 Темп роста - 358,6 5 067 Китай Удельный вес экспорта 0,9 2,9 23,4 Темп роста - 322,2 2 600 Удельный вес импорта 0,7 4,1 20,5 Темп роста - 585,7 2 028,6 * Составлено по [9]. ** Базовый год - 1960г. (100 %). Анализ данных табл. 2 позволяет отметить высокие темпы роста экспортных операций стран, осуществивших реализацию стратегии импортозамещения на основе развития экспорта несырьевых товаров. Таким образом, более высокий уровень либерализации внешней торговли приводит к увеличению экспортных операций, что положительно сказывается на темпах роста ВВП (см. табл. 1). Стратегия смешанного (комбинированного) импортозамещения включает в себя элементы подходов, рассмотренных выше, и предполагает различное их сочетание - импортозамещения на основании развития внутреннего рынка и импортозамещения на основе экспортной ориентации. Определение приоритетных направлений в освоении внешнего рынка зарубежными странами осуществляется исходя из оценки их экономического (экспортного) потенциала, т. е. в соответствии с ресурсами, которыми располагает экономика. Опыт зарубежных стран позволяет сделать вывод, что формирование экономической политики, базирующейся на стратегии импортозамещения и экспортной ориентации, необходимо осуществлять на основании комплексного подхода. Этот подход требует применения инструментов внешнеэкономической политики (внешнеэкономической стратегии), при формировании которой следует принять во внимание не только национальные интересы, но и интеграционные связи, экономическую и продовольственную безопасность и, конечно, место страны в системе МРТ. Формирование и реализация внешнеэкономической (экспортной) стратегии в направлении инерционной диверсификации экспорта По мнению ряда российских исследователей, «для успешной реализации названной модели необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке, в то же время развиваемые отрасли производства и сельское хозяйство должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках» [3, с. 161]. Так, А. Спартак, В. Французов, А. Хохлов, анализируя тенденции мирового экспорта и возможности расширения экспортных поставок из России, обоснованно подчеркивают «наличие отечественного потенциала и возможностей для расширения экспорта, основанных на имеющихся конкурентных сравнительных преимуществах ряда отраслей, благоприятных перспективах развития важных для России товарных и региональных рынков» [10, с. 356]. Следует подчеркнуть, что санкции западных стран, введенные в отношении России, актуализировали задачу более детальной проработки и переосмысления внешнеэкономической стратегии и формирования действенной экспортной стратегии в условиях импортозамещения. Отсутствие на современном этапе проработанной внешнеэкономической (экспортной) стратегии не позволяет российской экономике в полной мере использовать преимущества ВЭД для эффективного участия в МРТ и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. По мнению А. Н. Спартака, «не имея четко выраженной позиции по многим актуальным вопросам развития мировой экономики и международной торговли, торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, Россия представляется пассивным участником процессов глобализации в сложившихся условиях» [11, с. 4]. Следует отметить, что проблемы формирования внешнеэкономической (экспортной) стратегии привлекают внимание экспертов Всероссийской академии внешней торговли и Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ). Основные направления формирования внешнеэкономической стратегии разработаны и представлены учеными ВНИКИ и отражены в Концепции-2020 [12]. Однако реализация приоритетных направлений Внешнеэкономической стратегии РФ-2020 [13], включающей основные положения Концепции - 2020 [12], в изменившихся условиях конъюнктуры мирового рынка затруднена. Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности на 2013-2018 гг.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ 18 марта 2013 г. № 378-р и являющаяся инструментом реализации приоритетов государственной политики в сфере ВЭД, а также проект Национальной стратегии, разработанный в целях реализации п. 1 плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [14], проект «Основные направления развития экспорта до 2030 г.» [15] в условиях санкционного давления требуют уточнения количественных индикаторов (параметров) и мер институционального характера. По мнению А. Н. Спартака, «совершенствование методологии анализа отечественного экспорта особенно актуально в периоды нестабильности и повышенной ценовой волатильности на товарных рынках, усиления внутренних структурных дисбалансов и колебаний валютных курсов, жестких финансовых ограничений и необходимости более тщательного обоснования приоритетов государственной поддержки экспорта, выстраивания перспективных экспортно-ориентированных производств, межфирменных альянсов и холдингов» [16, с. 5]. В условиях экспорт-ориентированного импортозамещения необходимо заново осмыслить подходы к формированию внешнеэкономической (экспортной) стратегии РФ в социально-экономическом развитии. В соответствии с концепцией внешнеэкономической (экспортной) стратегии, представленной учеными ВНИКИ [11], выделяют шесть взаимосвязанных субстратегий: диверсификация экспорта, эффективная транснационализация российского экспорта, повышение участия в международном обмене результатами интеллектуальной деятельности, привлечение эффективных иностранных инвесторов в национальную экономику, эффективное использование иностранной рабочей силы в интересах балансирования рынка труда и обеспечения потребностей национальной экономики, оптимизация импорта и повышение его вклада в модернизацию национальной экономики. В условиях экспорт-ориентированной стратегии импортозамещения необходимо исходить из приоритета диверсификации экспорта, основными направлениями реализации которого являются инновационное и инерционное. Инновационная диверсификация экспорта предполагает развитие и усиление национальных конкурентных преимуществ на основе осуществления проектов инновационного развития и структурной диверсификации национальной экономики, становления новых конкурентоспособных производств, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции, увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность, сферу услуг, создания стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний [17]. Следует согласиться с авторами (А. Спартак, В. Французов, А. Хохлов), которые утверждают, что «в сложной для российской экономики ситуации необходимо акцентировать внимание на поддержке инновационных (не сырьевых) направлений развития экспорта, который должен стать для предпринимательского сообщества эффективным средством, нивелирующим последствия кризиса, формирующим высокий уровень доходов и рентабельность бизнеса» [10, с. 356]. В свою очередь, инерционная (мобилизационная) диверсификация экспорта предполагает мобилизацию, консолидацию и комбинирование имеющихся конкурентных преимуществ, т. е. вовлечение в экспорт товаров и услуг, принципиально не меняющих, а корректирующих сложившуюся специализацию за счет расширения экспортной номенклатуры выпускаемой продукции, изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на мировом рынке товаров. Диверсификация экспорта на основе увеличения поставок комплектующих в рамках субподрядных отношений с различными зарубежными фирмами, восстановление и развитие производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ приведут к превращению России в региональный финансово-экономический центр. Реализация внешнеэкономической (экспортной) стратегии одновременно по двум направлениям (инновационное, инерционное) является наиболее предпочтительной, но необходимо понимать, что инерционная (мобилизационная) диверсификация позволит достичь результатов в краткосрочном периоде [14, 15]. Основополагающим направлением инерционной диверсификации экспорта в условиях экспорт-ориентированного импортозамещения является вовлечение в экспортную деятельность регионов Российской Федерации и локальных территориальных образований. Основная цель внешнеэкономической (экспортной) деятельности страны и регионов заключается в наращивании экономического потенциала, т. к. количественные и стоимостные параметры национального экспорта обусловлены экономическим потенциалом субъектов РФ, которые определяются спецификой ресурсной базы, инфраструктуры, уровнем социально-экономического развития, состоянием предприятий, уровнем развития предпринимательства и поддержки его региональными властями [18]. В решении задач внешнеэкономической (экспортной) стратегии, как подчеркивают А. Н. Спартак, А. А. Пахомов, ведущая роль отводится государству, способствующему устранению ресурсных, институциональных, инфраструктурных и иных ограничений и барьеров для развития ВЭД, совершенствованию институтов, механизмов и инструментов регулирования и координации ВЭД в условиях импортозамещения [17]. Заключение Таким образом, следует отметить, что особую значимость в настоящее время приобретает формирование экономической политики страны (Концепция-2030) в долгосрочной перспективе, определяющей внешнеэкономическую (экспортную) стратегию, развитие которой в условиях экспорт-ориентированного импортозамещения необходимо осуществлять в направлении инерционной диверсификации экспорта, реализация которой предполагает вовлечение в экспортную деятельность субъектов РФ и локальных территориальных образований, что будет способствовать повышению интенсивности и росту масштабов ВЭД [17]. Эффективная интеграция регионов России в систему мирохозяйственных связей должна обеспечиваться мерами государственного регулирования внешнеэкономической сферы и включать различные методы поддержки российских экспортеров, что позволит активизировать их деятельность и повысить значимость регионов и их территориальных образований в процессе интеграции в мировую экономику.