FORMATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION: INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines international and Russian experience of quality control, in particular ISO 9001:2000 (GOST R ISO 9000–2001), TQM/TQE, EFQM, CHEPS, to ensure the quality as the most important means of achieving the competitiveness of national educational institutions. Quality control is needed in the long term, in order to unify the processes of control, security and guarantee the quality of educational services.

Keywords:
quality management education, ISO 9001:2000, TQM/TQE, EFQM, CHEPS, GOST R ISO 9000–2001.
Text

Сложность решения актуальной задачи обеспечения качества образования обусловлена необходимостью активного и эффективного взаимодействия и координации усилий различных субъектов образовательной политики институционального, национального, наднационального (регионального) и транснационального (мирового) уровня.

Проблема повышения качества как важнейшего средства достижения конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений (ОУ) в долгосрочной перспективе и приоритетного направления развития системы образования в целом актуализировалась в связи с подписанием Россией Болонской декларации, требующей унификации процессов контроля, обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.

В мировой практике совершенствование деятельности образовательных учреждений сопровождается добровольной сертификацией систем менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартом ISO 9001:2000. Добровольная сертификация системы менеджмента качества классифицируется как один из общепризнанных способов демонстрации достигнутого учебным заведением уровня менеджмента на национальном и международном рынках образовательных услуг, гарантирующем возможность обеспечения и постоянного улучшения образовательного процесса, отвечающего всем установленным международным стандартам, нормативным требованиям и требованиям всех заинтересованных сторон, с которыми взаимодействует образовательное учреждение при реализации сети внутренних бизнес-процессов [1].

Сегодня интеграция нашей страны в единое глобальное образовательное пространство ассоциируется с активным и масштабным использованием зарекомендовавших в мировой практике образовательных методов, технологий, инструментария и приемов управления качеством. Организационно-нормативной основой унификации образовательного процесса являются международные стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000:2000, ключевым фактором эффективного функционирования образовательных учреждений — процессный подход, методической основой управления качеством процессов — концепция Всеобщего Менеджмента Качества (TQM/TQE).

References

1. Kirillov L. Kachestvo — prioritet sovremennogo obrazovaniya: Opubl. 25.04.2007 Rezhim dostupa: http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgibin/pl/nv.pl?art=271193463).

2. Taizova O.S. Modernizatsiya soderzhaniya i struktury obshchego obrazovaniya. Sushchnost', vozmozhnosti, perspektivy (opyt osmysleniya). Permskiy virtual'nyy pedagogicheskiy sovet. Rezhim dostupa: http://gcon.pstu.ac.ru.

3. Antipov S.A., Bogdanova N.O., Zaika V.S., Lependina R.N. Struktura sistemy kontrolya kachestva podgotovki spetsialistov. Materialy Kh Simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika». Kn. 3 / Pod nauch. red. N.A. Seleznevoy i A.I. Subetto. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002. 335 s.

4. Belov V.S. Model' organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vysshem uchebnom zavedenii kak bazis sistemy otsenki kachestva vuza. Materialy Kh Simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika». Kn. 17 / Pod nauch. red. N.A. Seleznevoy i A.I. Subetto. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002. 232 s.

5. Gorbashko E.A. Samootsenka v upravlenii kachestvom obrazovaniya v vuze: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt. Materialy Kh Simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika». Kn. 4 / Pod nauch. red. N.A. Seleznevoy i A.I. Subetto. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002. 232 s.

6. Nuzhdin V.N, Kadamtseva G.G. Strategicheskoe upravlenie kachestvom obrazovaniya: Ucheb. posobie. Ivanovo: Ivan. gos. energ. un-t, 2002. 88 s.

7. Il'inskiy I.M. Kachestvo — yadro obrazovatel'nogo protsessa. Standarty i kachestvo. 2002. № 4. S. 22–24.

8. Levshina V.V., Zinenko V.K., Repyakh S.M., Buka E.S., Kharin V.F. Upravlenie protsessami proizvodstva obrazovatel'nykh uslug v universitete po kriteriyu kachestva. Standarty i kachestvo. 2001. № 3. S. 71–73.

9. Salimova T.A., Akhmetova N.Sh. Samootsenka kak instrument upravleniya kachestvom v vuze. Standarty i kachestvo. 2002. № 4. S. 49–51.

10. Granichina O.L. Kontrol' kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vuzakh Rossii i za rubezhom. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburg. un-ta, 2006. 184 s.

11. Klycheva E.V., Merkulova O.P. Obespechenie sistemy podderzhki kachestva obrazovatel'nogo protsessa (uroven' fakul'teta): Nauch.-metod. materialy. Volgograd: Peremena, 2000.

12. Lopukhova T.V., Ibragimov G.I. Kak otsenit' kachestvo uchebno-vospitatel'nogo protsessa. Srednee professional'noe obrazovanie: Ezhemes. teoret. i nauch.-metod. zhurn. M., 2005. № 4. C. 41–43.

13. Matros D.Sh., Polev D.M., Mel´nikova N.N. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novykh informatsionnykh tekhnologiy i obrazovatel´nogo monitoringa. M.: Peda gogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999. 96 s.

14. Fomenko S.L. Pedagogicheskiy monitoring obrazovatel´nogo protsessa kak problema pedagogicheskoy teorii i praktiki: Ucheb. posobie. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2003. 94 s.

15. Mezhdunarodnyy standart ISO 9000:2000. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar´. 2-e izd. Vveden 2000-12-15. ISO-2000.

16. GOST R ISO 9004–2001. Sistema menedzhmenta kachestva. Rekomendatsii po uluchsheniyu deyatel´nosti / Utv. Postanovleniem Gosstandarta Rossii ot 15.08.2001 № 334-st. M.: IPK Izd-vo standartov, 2001. 30 s.

17. Gosteva M.A. Razrabotka mekhanizma formirovaniya tselevykh pokazateley razvitiya promyshlennogo predpriyatiya na osnove kontseptsii zainteresovannykh storon: Avtoref. dis. … kand. ekon. nauk. M., 2006. 19 s.

18. Metodicheskie rekomendatsii dlya vuzov i ssuzov po organizatsii i provedeniyu samootsenki effektivnosti funktsionirovaniya sistem upravleniya v oblasti menedzhmenta na osnove modeli sovershenstvovaniya deyatel´nosti / Ruk. proekta S.A. Stepanov. SPb.: Sankt-Peterburg. gos. elektrotekhn. un-t (LETI), 2005. 84 s.

19. Metodicheskie rekomendatsii dlya vuzov i ssuzov po proektirovaniyu i vnedreniyu sistem kachestva obrazovatel´nykh uchrezhdeniy / Ruk. proekta S.A.Stepanov. SPb.: Sankt-Peterburg. gos. elektrotekhnich. un-t (LETI), 2005. 112 s.

20. Stepanov S.A., Sobolev V.S., Azar´eva V.V. Metodologiya postroeniya sistemy menedzhmenta kachestva vuza na osnove protsessno-orientirovannogo podkhoda. Materialy nauch. konf. «Kachestvo i IPI-tekhnologii» / Pod red. V.N. Azarova. M.: Fond «Kachestvo», 2002. S. 59–61.

21. Kels G.R. Protsess samootsenki. Rukovodstvo po samootsenke dlya vysshego obrazovaniya / Per s angl. O. Bukhinoy. M.: Moskovskiy obshchestvennyy nauchnyy fond, 1999. 152 s.

22. http://www.engec.ru/ru/ka4estvo/sistema/models/premRF/

23. Saydakova E.I. Voprosy organizatsii vseobshchego obucheniya. M., 1953.

24. Kolesnikov A.A., Kozin I.F., Kozhevnikov S.A. i dr. Vseobshchiy menedzhment kachestva: Ucheb. posobie / Pod red. S.A. Stepanova. SPb.: Sankt-Peterburg. gos. elektrotekhnich. un-t (LETI), 2001. 200 s.

25. Konti T. Samootsenka v organizatsiyakh: Per. s angl. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2006. 328 s.

26. Ignat´eva E.Yu. Samootsenka v obuchayushcheysya organizatsii. Universitetskoe upravlenie: Praktika i analiz. 2006. № 6 (46). S. 32–39.

27. Kels G.R. Protsess samootsenki. Rukovodstvo po samootsenke dlya vysshego obrazovaniya / Per s angl. O. Bukhinoy. M.: Moskovskiy obshchestvennyy nauchnyy fond, 1999. 152 s.

28. Menedzhment kachestva v obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh: Materialy kursa povysheniya kvalifikatsii. Ch. 1 i 2 / D.V. Puzankov, S.A. Stepanov, V.S. Sobolev i dr. SPb.: Sankt-Peterburg. gos. elektrotekhnich. un-t (LETI), 2003. 508 s.

29. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group. Eindhoven, 1999. 88 p.

30. Rukovodstvo dlya uchastnikov konkursa 2003 goda «Vnutrivuzovskie sistemy obespecheniya kachestva podgotovki spetsialistov». M.: Ministerstvo obrazovaniya RF, 2003. 27 s.

31. http://iph.ras.ru/~imosk/Seminar/shemyakina/Shemyakina.htm

32. Sankt-Peterburgskie vedomosti. 2003. 11 okt.

33. Matskevich V.V. Entsiklopediya sotsiologii. Rezhim dostupa: http://slovari.yandex.ru.

34. http://distance.ru/files/umk/psy_ped/psy_ped18.html

35. GOST R 52614.2–2006. Sistemy menedzhmenta kachestva.

36. Rukovodyashchie ukazaniya po primeneniyu GOST R 9001–2001 v sfere obrazovaniya / Prikaz Rostekhregulirovaniya ot 15.12.2006 №309-st.

37. Menedzhment kachestva v vuze / Pod red. Yu.P. Pokholkova, A.I. Chuchalina. M.: Logos, 2005. 208 s.


Login or Create
* Forgot password?