Abstract and keywords
Abstract (English):
Production cost is an important indicator of the industrial and economic activity of the organization. The amount of profit and profitability depends on cost optimization. The cost reflects all aspects of the enterprise: the degree of equipment of the production, operating capacity, material and labor resources. The article studies the aspects of analysis and cost optimization for the railway infrastructure in the Russian Federation. There have been revealed shortcomings in current practice for Distance of civil water supply and drainage facilities. The technique of optimization of cost analysis for the infrastructure of JSC "Russian Railways" is under consideration. The article offers an algorithm for cost-benefit analysis taking into account the peculiarities of railway transport under cost optimization. The authors highlight main factors affecting the costs of linehaul cargo railway transport, study stages of implementation of the cost analysis methods, which considers peculiarities of the railway transport. It can be inferred that using cost analysis methods the enterprise can control all costs as well as factors influencing them, which will help to find reserves for reducing costs and upgrading the quality of services offered by the Distance.The use of cost-benefit analysis methodology, taking into account the peculiarities of rail transport comply with the requirements of internal control in managing costs.

Keywords:
costs, method of cost-benefit analysis, cost-killing, standard-costing, cost optimization, mainline freight railway transport
Text
Введение Классификация затрат, их анализ и оптимизация являются важным звеном в деятельности предприятий. Правильно выбранная методика анализа затрат, учитывающая специфику отрасли, позволит определить способы снижения себестоимости производимых услуг и повышения эффективности производства. Специфичным для транспортной отрасли является не создание новой продукции, а лишь перемещение продукции, уже созданной другими отраслями. Транспорт занимает важное место в эффективном распределении производительных сил, исследовании новых территорий, модернизации способов территориального разделения труда - как между районами РФ, так и в масштабе мирового хозяйства. Хорошо развитая и организованная транспортная система - важное условие успешного развития экономики страны. Дистанция, осуществляющая постоянное обслуживание, ремонт зданий и сооружений, систем водоснабжения и водоотведения, входит в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кроме того, данная инфраструктура находится в тесной связи с другими подразделениями железнодорожного транспорта. В ходе исследования было установлено, что на железнодорожном транспорте отсутствует отраслевая методика анализа затрат. Был проведен теоретический обзор анализа затрат различными авторами. О. А. Кулакова считает, что анализ затрат - один из эффективных методов управления, позволяющий изучать данные о затратах с целью получения информации для внутреннего планирования и контроля хозяйственных операций, а также принятия краткосрочных и долгосрочных финансовых решений [1]. По мнению Т. В. Булычевой, анализ затрат и калькулирование себестоимости предполагают экономическое обоснование состава затрат предприятий, включаемых в себестоимость и относимых за счет специальных источников [2]. Распределение затрат предприятия необходимо для оптимизации затрат, оценки экономичности процессов, эффективности использования ресурсов. Т. А. Фролова предлагает классифицировать затраты по функциям деятельности предприятия в системе управления производством, т. к. это позволяет определить величину затрат подразделений каждой сферы [3]. А. И. Кибиткин считает необходимой группировку затрат по статьям калькуляции. Такая группировка дает возможность формирования как производственной, так и полной себестоимости продукции, работ, услуг [4]. В. Э. Керимов считает, что важную роль в управлении затратами играет система контроля. Она предоставляет возможность принять в будущем правильные решения, влияющие на снижение затрат и повышение эффективности производства. Предлагаемая нами методика анализа учитывает специфичные особенности отрасли магистрального грузового железнодорожного транспорта и будет способствовать оптимизации затрат. Применение методики анализа затрат В качестве основы для разработки предлагаемой методики были взяты две существующие методики: стандарт-костинг и кост-киллинг (табл. 1). Таблица 1 Обоснование применения предлагаемой методики анализа затрат в сфере магистрального грузового железнодорожного транспорта* Затраты Методика анализа затрат Кост-киллинг Стандарт-костинг Материальные Мониторинг затрат, отслеживание отклонений. Применение ресурсосберегающих технологий: снижение затрат на сырье, материалы, уменьшение себестоимости Использование норм снижения материалов при выполнении видов работ на единицу продукции (ЕНиР, ГОСТ, СНиП) Трудовые Привлечение аутсорсинговых фирм, соответственно, снижение затрат на заработную плату, повышение производительности труда Использование тарифных ставок на заработную плату. Нормативные затраты на единицу продукции Накладные Деление на прямые и косвенные затраты, закрепляемые за центрами ответственности Фактические затраты постоянных накладных расходов. Фактические затраты переменных накладных расходов Постоянные Переменные * Составлено по [5]. Стандарт-костинг создает условия для выделения фактических постоянных накладных расходов и фактических переменных накладных расходов и предполагает использование норм затрат на единицу продукции. Деление на прямые и косвенные затраты, закрепляемые за центрами ответственности, характерно для кост-киллинга. Своевременное выявление и минимизация отклонений приведет в конечном итоге к снижению затрат на Дистанции. Алгоритм реализации предлагаемой методики анализа затрат представлен девятью последовательными этапами, каждый из которых соответствует установленной функции управления затратами и учитывает достоинства кост-киллинга и стандарт-костинга. Осуществление каждого этапа алгоритма требует соблюдения определенных условий. Так, сотрудники предприятия должны обладать соответствующими компетенциями при проведении анализа деятельности предприятия, в частности, анализа затрат и их минимизации. Важным условием является также «прозрачность» информации о фактических затратах, прежде всего, для персонала, отвечающего за процесс управления затратами и их оптимизации. На первом этапе данного алгоритма выявляются затраты в соответствии с видами деятельности предприятия. Дистанция выполняет текущий и капитальный ремонт служебно-технических зданий и сооружений, обеспечивает водой нужды перевозок, хозяйственно-бытовых потребностей, прием и качественную очистку и отвод сточных вод, бесперебойную работу котельного хозяйства, устройств и оборудования систем водоснабжения и водоотведения отделения Приволжской железной дороги (ПЖД). Производственная деятельность хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения подразделяется на эксплуатационную и на прочую деятельности. Эксплуатационные расходы предприятия - это затраты предприятия на производство продукции (работ, услуг). На железной дороге такими затратами являются затраты на перевозку грузов, пассажиров, содержание пути и вагонного парка, текущее содержание служебно-технических зданий и сооружений и т. д. По отношению к производственному процессу затраты делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т. е. по обслуживанию производства и управлению им. В свою очередь, затраты, непосредственно вызываемые процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные) для каждого места возникновения затрат и общие для всех мест возникновения затрат. Специфические (прямые производственные) затраты группируются по видам деятельности: отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта, а по локомотивному хозяйству - по видам тяги. Факторы, воздействующие на степень снижения затрат, отображают общность оснований (обстоятельств), влияющих на изменение условий производства по способам их влияния на производственный процесс (рис. 1). Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов. Рис. 1. Факторы, влияющие на затраты железнодорожного транспорта Среди представленных факторов необходимо учитывать влияние географических условий на функционирование железнодорожного транспорта и техническое состояние. На втором этапе производится деление затрат железнодорожного транспорта по обычным видам деятельности, по экономическому содержанию и на элементы затрат. Группировка затрат по экономическим элементам приведена в табл. 2. Таблица 2 Классификация затрат по обычным видам деятельности Дистанции* По элементам затрат По номенклатуре затрат Расходы, непосредственно вызываемые производственным процессом Общехозяйственные расходы Фонд оплаты труда Специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат Общие для всех мест возникновения затрат (видов деятельности) Расходы на содержание аппарата управления Расходы по обслуживанию производства Отчисления на социальные нужды Материалы Топливо Электроэнергия Амортизация Прочие * Cоставлено по [6]. Отрицательное влияние факторов, относящихся к первой группе, определяется путем прямого воздействия. Во второй и третьей группе факторов основной задачей управления является выбор стратегических решений, лишь смягчающих это влияние и снижающих возникающие последствия. Третий этап - это анализ объемных и качественных показателей эксплуатационной работы Дистанции. Он начинается с определения степени выполнения плана и сравнения фактических данных с планом и с отчетом предыдущего года [7]. Основным объемным показателем Дистанции является общий объем ремонтно-строительных работ, который включает капитальный ремонт хозяйственным способом; текущий ремонт; ремонт подрядными организациями; объем реализованной продукции по водоснабжению и водоотведению, тыс. м3. Качественными показателями Дистанции являются следующие: отсутствие жалоб при выполнении текущего и капитального ремонта служебно-технических зданий, сооружений, устройств и оборудования систем водоснабжения, канализации; обеспечение бесперебойной работы сооружений, устройств и оборудования систем водоснабжения и канализации; удовлетворение поездных, технических и хозяйственно-питьевых потребностей железной дороги в воде надлежащего качества и в нормативных объемах; прием и качественная очистка и отвод сточных вод. На четвертом этапе для расчета стандартов при сравнении с фактическими показателями используются Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР), ГОСТы и Строительные нормы и правила (СНиП). На пятом этапе рассчитываются отклонения на основе сравнения фактических показателей со стандартами. На шестом этапе все отступления фактических затрат по любой статье от действующих стандартов рассматриваются как отклонения от нормы [8]. Такой подход позволяет организовать достоверный учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, а также систематически анализировать отклонения от нормы для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости. Отклонениями считается как перерасход, так и экономия, обнаруженные при сопоставлении фактических затрат с рассчитанными нормами по использованию сырья и материалов в производстве и оплате труда. Седьмой этап предполагает анализ нерациональных затрат, которые не относятся к издержкам обращения и списываются сразу на финансовые результаты [9]. Процесс выявления нерациональных затрат проводится путем их сравнения с запланированными либо нормативными показателями. Для восьмого этапа важно определить мероприятия по ликвидации лишних и нерациональных затрат: - модернизация (обновление) оборудования; - автоматизация основного и вспомогательного производств; - смена поставщиков или видов сырья; - совершенствование планирования, нормирования, контроля; - повышение квалификации, совершенствование материального стимулирования персонала. На последнем этапе проводится оценка эффективности применяемой методики. При этом следует исходить из следующих условий: - общие издержки (Iо) должны стремиться к минимуму (Iо → min); - киллинговые издержки (Iкк) подлежат полному исключению (Iкк → 0) [10]. Показатели качества работ и другие качественные характеристики деятельности не претерпевают изменений в худшую сторону (поскольку в противном случае убытки в связи с падением уровня оказания услуг могут намного превышать эффект). Основными преимуществами методики анализа затрат, учитывающей особенности железнодорожного транспорта, являются: - ведение анализа затрат по центрам ответственности; - оперативность при сокращении затрат внешней и внутренней сред предприятия. Методика анализа затрат была апробирована на примере одного из видов деятельности Дистанции, а именно капитального ремонта служебно-технических зданий и сооружений. В основном стандарт-костинг применяется в сфере производства продукции. В нашем исследовании расчет был адаптирован для услуги «Проведение капитального ремонта». Рассчитав отклонения по материалам и трудозатратам, определили совокупность отклонений и сравнили стандартные и фактические накладные расходы (табл. 3). Таблица 3 Стандартные и фактические накладные расходы Показатель Стандартные расходы Фактические расходы Отклонения (+,-) млн руб. Постоянные накладные расходы 170 218 160 387 -9 831 Переменные накладные расходы 49 232 46 388 -2 844 Производство в нормо-часах 1 974 1 680 -294 Нормативная ставка распределения постоянных расходов 170 218 / 1974 = 86 - - Нормативная ставка распределения переменных расходов 160 387 / 1974 = 81 - - Имея издержки, полученные по данным отчетности, и фактические издержки, рассчитанные по норме, мы установили нерациональные расходы по использованию материальных ресурсов и заработной плате. Определив отклонения по издержкам, рассчитали отклонения по показателю выручки и прибыли (табл. 4). Таблица 4 Отклонения по показателю прибыли Показатель Млн руб. Нормативная прибыль 9 488 001 Издержки на единицу продукции 1 665,7 Нормативная себестоимость единицы продукции 1 665,7 Издержки фактические, рассчитанные по норме 349 797 Фактическая прибыль по нормативным издержкам 9 294 033 Отклонение прибыли 193 968 Отклонения по прибыли были вызваны двумя причинами: - изменение цены реализации как разность между прибылью, рассчитанной на базе нормативных издержек, и нормативными издержками; - изменение объема работ как разность между фактическим и нормативным объемом, умноженным на нормативную прибыль, на единицу продукции. Таким образом, предложенная методика позволяет не только рассчитать нормативы затрат, выявить нерациональные (лишние) затраты, но и спрогнозировать выручку и прибыль предприятия. Учитывая структурные особенности предприятия и параметры всех производственных процессов, она позволяет управлять затратами по видам работ, услуг и местам возникновения затрат. Так, на первом и втором этапах кост-киллинг прогнозирует уровень затрат по видам деятельности, обеспечивая достоверность и «прозрачность» информации о затратах. Использование бухгалтерского и управленческого учета обеспечивается за счет применения стандарт-костинга на третьем этапе. Четвертый этап - это практическое применение методов контроля и регулирования, что осуществляется при использовании обеих методик. Таким образом, при реализации предлагаемой методики Дистанция может оперативно: - оценить влияние внешних и внутренних факторов на затраты, выявить и устранить нерациональные (кост-киллинг); - рассчитать нормативы затрат на работы, услуги (стандарт-костинг); - сформировать состав затрат, используя преимущества двух методик, которые учтены в предлагаемой методике анализа. На рис. 2 приведен алгоритм оценки эффекта от внедрения предлагаемой методики анализа затрат для Дистанции. Рис. 2. Алгоритм оценки эффекта от внедрения предлагаемой методики анализа Преимущества предлагаемой методики Предложенная методика учитывает отраслевую специфику при анализе и контроле затрат, а также отвечает многим методическим аспектам системы внутреннего контроля затрат. Благодаря стандарт-костингу ведется расчет нормативных показателей. Вместе с тем, при существенных изменениях объема производства, что специфично для инфраструктуры РЖД и ОАО «РЖД» в целом, формируются промежуточные сметы с разделением всех статей накладных расходов на постоянные и переменные. После этого рассчитываются нормативы для переменных затрат, а для расчета стандартной себестоимости нормативные затраты на сырье и материалы, оплату труда и нормативные накладные расходы суммируются. Стандарт-костинг отвечает запросам предприятия и выступает значимым инструментом при контроле производственных затрат. Кост-киллинг позволяет иметь полную и достоверную информацию о состоянии затрат на предприятии, предполагая формирование системы управления затратами. Выводы Себестоимость продукции не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, характеризующий степень использования всех ресурсов предприятия. Классификация, анализ и оптимизация затрат влияют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, увеличивая прибыль. На железнодорожном транспорте, в частности в сфере магистрального грузового транспорта, было выявлено отсутствие отраслевой методики анализа и предложен поэтапный алгоритм внедрения методики анализа затрат. Предлагаемая методика анализа позволяет предприятию оперативно оценивать влияние различных факторов на затраты, нормировать их, достигая роста выручки и прибыли. Показана комплексность и значение предложенной методики для финансово-хозяйственной деятельности в целом.
References

1. Kulakova O. A. Analiz zatrat kak effektivnyy metod upravleniya predpriyatiem // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2009. № 2. S. 84-90.

2. Bulycheva T. V. Razvitie teorii zatrat i kal'kulirovaniya sebestoimosti v sovremennyh usloviyah // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014. № 3. S. 263-266.

3. Frolova T. A. Ekonomika predpriyatiya: konsp. lekc. Taganrog: TRTU, 2011. 185 s.

4. Kibitkin A. I., Drozhdinina A. I. i dr. Uchet i analiz v kommercheskoy organizacii. M.: «Akademiya estestvoznaniya», 2015. 279 s.

5. Pomazunova T. N., Kotova T. V., Boluchevceva A. S. Sovershenstvovanie metodiki analiza zatrat v sfere magistral'nogo gruzovogo zheleznodorozhnogo transporta // XXII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tehnologii» (Belgorod, 31 yanvarya 2017 g.): materialy dokl. Belgorod: Izd-vo «Epicentr», 2017. S. 118-123.

6. Murugov E. I. Organizaciya upravlencheskogo ucheta na predpriyatii: teoreticheskiy aspekt // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2006. T. 5, vyp. 9 (66). S. 53-60.

7. Simonenko L. G., Medvedeva L. S., Kotova T. V. Statistika: uchebn. posob. Astrahan': Izd-vo AGTU, 2016. C. 104.

8. Shevchuk D. A. Buhuchet, nalogooblozhenie, upravlencheskiy uchet: samouchitel'. Omsk: 2005. 120 s.

9. Demidov E. E. Izyskivaem rezervy dlya sokrascheniya zatrat i uvelicheniya oborachivaemosti oborotnogo kapitala // Spravochnik ekonomista. 2012. № 11 (113). S. 35-49.

10. Alekseycheva E. Yu., Magomedov M. D., Kostin I. B. Ekonomika i organizaciya predpriyatiya. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya, 2012. S. 245.


Login or Create
* Forgot password?