Введение В последние годы в системе здравоохранения Российской Федерации наблюдаются позитивные тренды роста продолжительности жизни и снижения смертности населения, а также улучшения других критериев состояния здоровья. В 2006-2016 гг. рост расходов на сферу охраны здоровья населения составил более 20 %, что выше аналогичных расходов Германии и Великобритании. Тем не менее, расходы на данную сферу в России продолжают оставаться на относительно низком уровне: в 2016 г. этот показатель составил 5,8 % от ВВП (806,7 долл. США на душу населения), в то время как в среднем по странам ЕС он составил 10,1 % (3 550,7 долл. США). Следует отметить, что при названном уровне расходов на сферу здравоохранения критерии качества системы здравоохранения РФ не соответствуют мировым (в 2016 г. российская система здравоохранения по уровню развития находилась на 61-м месте из 74-х лучших по данному показателю стран мира). Современное состояние рынка медицинских услуг Российской Федерации На российском рынке медуслуг доминирующая роль априори принадлежит государству и более ¾ объема медуслуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) реализуются государственными ЛПУ. В то же время влияние государства на рынок медуслуг в стране является противоречивым. Государственная политика в области охраны здоровья определяет порядок предоставления подавляющей части медуслуг, косвенно регулируя объем спроса и уровень цен в частном сегменте рынка медуслуг. Повышение качества и доступности бесплатной медпомощи по Программе государственных гарантий (ПГГ) в госсекторе априори снижает стоимость и спрос на медуслуги частного сектора. Это ведет к ценовой диспропорции ввиду возникающей неравномерности и взаимозависимости распределения услуг между государственным и частным секторами. Противоречивости влияния государства на развитие рынка платных медуслуг в стране также способствует декларация общедоступности бесплатной медпомощи в рамках ПГГ. Возможности реализации мероприятий ПГГ ограничены разбалансированностью финансовых, кадровых и инфраструктурных ресурсов госсектора системы здравоохранения. Ненадлежащее качество бесплатной медпомощи вызывает низкую удовлетворенность граждан услугами госсектора здравоохранения и стимулирует спрос на платные медуслуги. Этим объясняется наблюдаемый за последние годы тренд роста сегмента платных медуслуг (рис. 1). Рис. 1. Динамика развития рынка медицинских услуг в России в 2005-2015 гг. [1] . Анализируя ситуацию на российском рынке, отдельно остановимся на особенностях «легального» сегмента рынка платных медуслуг, рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) и «нелегального» сегмента рынка (рис. 2). Рис. 2. Динамика развития сегментов рынка медицинских услуг в России в 2005-2015 гг. Российский рынок медуслуг, ввиду относительно низкого уровня развития ДМС, достигающего около 20 % объема страхования, а также значительного «теневого» сегмента, является слаборазвитым. В то же время по мере повышения оплаты труда медработников наблюдается тенденция к сокращению «теневого» сегмента. Соответственно, «легальный» сегмент рынка медуслуг растет за счет увеличения объема предоставленных медуслуг и снижения нелегальных платежей. С 2005 г. доля сегмента легальных платежей ежегодно росла примерно на 10 % и к началу 2017 г. составила около 60 %. Низкая стоимость услуг государственных ЛПУ снижает рыночную цену услуги, и частные ЛПУ не всегда имеют возможность продавать медуслугу по цене, отражающей их фактические затраты. Как компонент российского рынка медуслуг, сегмент ДМС, преимущественно за счет корпоративных клиентов, демонстрирует ежегодный рост в 10 %. Во многих компаниях участие в программах ДМС, ввиду улучшения здоровья работников, считают важным инструментом повышения производительности труда вследствие сокращения периода отсутствия сотрудников по болезни. В России формирование спроса на программы ДМС достаточно полно соответствует рыночному принципу его организации из-за эластичности по цене. При этом предпосылкой увеличения спроса на услуги частных ЛПУ является рост осознания того, что здоровье - приоритетная жизненная ценность на все времена. Анализ фирменной структуры росийского рынка медуслуг приведен в табл. 1. Таблица 1 Фирменная структура российского рынка медицинских услуг Компания Краткая характеристика деятельности ЗАО Группа компаний «МЕДСИ» Крупнейшая в стране федеральная частная сеть ЛПУ представлена 22 клиниками в Москве, 11 клиниками в 8 других городах России и более 80 медицинскими пунктами в регионах. Доход компании в 2016 г. составил около 7 млрд руб. ЗАО «Европейский медицинский центр» Имеет 8 клиник в Москве (две многопрофильные), а также стоматологическую клинику, клинику медпомощи, хирургический стационар и пр. Доход компании в 2016 г. составил около 3 млрд руб. ОАО «Медицина» Многопрофильный медицинский центр, доход которого в 2016 г. составил около 3 млрд руб. В 2012 г. 6 % акций компании приобрела международная финансовая корпорация IRC. ООО «АВА-ПЕТЕР» Работает на рынке частной медицины с 1996 г. и является крупнейшей медицинской компанией на Северо-Западе России, входит в состав международной сети медицинских клиник AVA, которая принадлежит финской компании Scanfer. Доход компании в 2016 г. составил более 2 млрд руб. Инвестиционная привлекательность частной медицины в стране ограничивается высокими административными и бюрократическими барьерами, низким уровнем платежеспособности в большинстве субъектов РФ. Отметим, что потенциал отечественного рынка платных медуслуг не полностью востребован государством. Согласно же мировой практике, он применяется в качестве эффективного ресурсосберегающего инструмента воспроизводства трудового потенциала нации, способного решать проблемы в социально-экономическом развитии. Либерализация рынка медуслуг как положительно, так и негативно воздействует на развитие национальных систем здравоохранения (табл. 2). Таблица 2 Возможности и риски либерализации рынка медицинских услуг Способ поставки услуги Возможности Риски Трансграничная поставка (телемедицина) Повышение доступности услуг в удаленных районах Отвлечение ресурсов от других медуслуг Потребление услуг за рубежом (пациент уезжает на лечение за границу) Перевод средств в медучреждения импортирующей страны Вытеснение местного населения и отвлечение ресурсов для обслуживания иностранцев Коммерческое присутствие (учреждение медицинской организации за границей) Дополнительная занятость населения и доступ к новым технологиям Развитие двухступенчатой системы здравоохранения, с внутренней утечкой умов Присутствие физических лиц (врачебная практика за границей) Экономическая выгода от перевода заработанных за рубежом денег Отток медицинских кадров, потеря инвестиций в их обучение Международные обязательства России позволяют ограничивать доступ иностранных медицинских фирм к субсидиям при сохранении права поддержки российских. Однако господдержка не должна выступать в качестве инструмента необоснованного протекционизма отечественных компаний, средства компенсации потерь их неэффективного управления. Априори господдержка должна оказываться при условии повышения конкурентоспособности бизнес-моделей российских компаний, модернизации их инфраструктуры, повышения квалификации персонала и транслирования передовой практики оказания медуслуг на всей территории страны [2]. В соответствии с обязательствами России иностранные компании могут оказывать на территории страны следующие платные медуслуги: стоматологические; диагностика и лечение заболеваний в амбулаторных условиях без ограничения спектра заболеваний и состояний. Деятельность иностранных поставщиков медуслуг разрешается лишь в форме создания отдельного юридического лица и при наличии соответствующих разрешений. Таким образом, по значительному спектру медуслуг РФ не ставит барьеры зарубежным поставщикам, что в перспективе, возможно, приведет к появлению новых поставщиков медуслуг, усилит конкуренцию и спровоцирует уход с рынка неэффективных медицинских компаний. В сфере медуслуг отечественные поставщики будут вынуждены повысить конкурентоспособность на региональном и глобальном уровнях, интегрироваться в международный рынок. Анализ процессов интегрирования РФ в международную торговлю медуслугами выступает отправной точкой для разработки направлений повышения конкурентоспособности российского рынка. Направления развития российского рынка медицинских услуг Исходя из современных тенденций, формирующихся на международном рынке медицинских услуг, одним из ключевых векторов развития отечественного рынка медуслуг считаем международный медицинский туризм, реализуемый путем создания рекреационных зон и медицинских центров международного уровня. Поскольку слаборазвитая инфраструктура препятствует развитию данного вектора, полагаем, что решение проблемы находится в области привлечения инвесторов в развитие инфраструктуры, повышение безопасности туристов, привлечение высококвалифицированного персонала [3]. Необходимо реформировать также сегмент санаторно-курортного лечения. Более 2000 санаторно-курортных организаций, функционирующих в рамках нескольких десятков объединений, не способны самостоятельно сформировать устойчивый спрос на свои услуги. Это вызвано неготовностью субъектов рынка к созданию единого отечественного сегмента санаторно-курортного лечения рынка медуслуг, отсутствием видения специфики и структуры услуг в условиях международной конкуренции из-за недостатка специальных знаний и навыков ведения экспортной деятельности, нехватки релевантной информации. Для снижения воздействия информационного барьера следует, на наш взгляд, создать единый «Портал санаторно-курортных услуг», в то время как на сегодняшний день созданы лишь разрозненные сайты отдельных субъектов рынка. Важным инструментом достижения конкурентных преимуществ отечественных медицинских организаций выступает внедрение системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9000, прохождение аттестации международных ассоциаций (Trent Accreditation Scheme, The Society for International Healthcare Accreditation и др.) Для сопоставления уровня обслуживания поставщиков медуслуг применяются показатели IHC, позволяющие зарубежным пациентам и их страховым компаниям обоснованно выбирать поставщиков тех или иных медуслуг (табл. 3) [4]. Таблица 3 Международные категории рейтингов по системе IHC Категория международного рейтинга Рейтинг Количество иностранных пациентов Госпитали International Hospital Rating >1 000 Distinguished International Hospital Rating >5 000 Outstanding International Hospital Rating >10 000 Premier International Hospital Rating >15 000 World Leading International Hospital Rating >20 000 Клиники International Clinic Rating >1 000 Distinguished International Clinic Rating >5 000 Outstanding International Clinic Rating >10 000 Premier International Clinic Rating >15 000 World Leading International Clinic Rating >20 000 Хирургические услуги International Surgery Excellence Rating 300-499 International Five-Star Surgery Rating 500-999 International Center of Excellence Rating >1 000 Услуги родовспоможения Maternity Care Excellence Rating 300-499 Five-Star Maternity Care Rating 500-999 Maternity Care Center of Excellence >1 000 Услуги по трансплантации International Transplant Surgery Rating >50 Five-Star Transplant Surgery Rating >100 World Leading Transplant Surgery Rating >150 К сожалению, в настоящее время на практике на системной основе в России не применяется процессный подход к оценке широкого спектра видов деятельности медицинских учреждений (профессионализм медперсонала, организация процессов самосовершенствования, функционирование документооборота, контроль санитарного благополучия, эффективность управленческой деятельности). Выводы Аккредитация российских клиник в международных организациях позволит повысить конкурентоспособность отечественного рынка медуслуг и спрос со стороны зарубежных клиентов. Организация информационной поддержки отечественных клиник обеспечит возможность их международной аккредитации и включения в общепризнанные рейтинги.