DEVELOPING MECHANISM OF INTERACTION IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT FUND OF THE WIDESPREAD SUB-SOIL MINERALS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The mineral and raw-material potential is the basis for stable and balanced development of modern economy in case of its rational and complex use across the whole spectrum of natural resources. There has been considered the existing system of the subsoil resources management at the federal and regional level, in terms of interaction in solving the problems of accounting and information support for widespread minerals.As a methodological base of research there come out the methods of structural analysis and design in IDEF0 notation using Ramus software product. Using the context diagram of the functional process model of subsoil resources management there have been determined the place and role of territorial geoinformation analytical system of geological-economic monitoring in the management structure of state-owned subsoil Fund. Subsequent decomposition of the process control allowed to itemize the powers of the authorities of the Fund in the framework of geoinformation analytical system of natural resources management. Finally, it has been inferred that for the solution of problems of interaction of federal and regional authorities in the sphere of mineral resources it is necessary to create a territorial geo-information system of geological and economic monitoring hierarchical multilevel structure aiming the interaction of various authorities and subsoil users to increase the efficiency of mineral raw material complex management, which will contribute to: streamlining the system of data exchange; forming a unified methodological base on geologic and economical information of legal and regulatory acts and standards, formation of the regional cluster economic structures built subject to the available natural and mineral potentials, which are the locomotives of development of regional economy.

Keywords:
territorial geoinformation analytical system, geological and economic monitoring, widespread minerals, regional economy
Text
Введение В современных условиях некогда единая система геолого-экономической информации, представленная профильными институтами и ведомствами, оказалась нарушена ввиду отсутствия в ней компонента, отражающего состояние общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Состав ОПИ отличается по регионам и утверждается региональными органами власти, однако большинство из них относятся к невозобновляемым ресурсам, поэтому требуется всесторонний экологический контроль над их использованием. При этом геологические запасы месторождений требуют дополнительного изучения, лабораторной апробации. Однако достаточно часто стали возникать случаи безлицензионной добычи не только на месторождениях, но и на участках недр, месторождениями не являющихся, не прошедших в установленном порядке апробацию и по этой причине небезопасных для применения в жилищном и дорожном строительстве, как наиболее востребованных с точки зрения применимости общераспространенных полезных ископаемых. В настоящее время в филиалы геологических фондов не поступает информация о выполненных геологоразведочных работах на участках недр местного значения за счет средств областного бюджета и средств недропользователей. Кроме того, в филиалы геологических фондов не передаются данные об общераспространенных полезных ископаемых, территориальные балансы запасов по общераспространенным полезным ископаемым, сведения о движении запасов минерального сырья и аналогичная информация [1]. Возникли трудности с предоставлением недропользователями паспортов месторождений. Основными причинами отсутствия информации о геологоразведочных и буровых работах являются их выполнение непрофильными организациями и полное отсутствие требуемого геологического контроля над выполнением геологоразведочных работ и полнотой предоставляемой информации. В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект перечня геологической информации, предоставляемой недропользователями в территориальные фонды, в котором учтены все виды информации, подлежащие хранению, включая информацию по участкам, отнесенным к фонду субъектов федерации. В перечне обозначено, что финансовое обеспечение деятельности территориальных фондов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, из чего можно сделать вывод, что данный перечень будет распространяться на информацию об объектах федерального значения. В том случае, если перечень будет действовать и на объекты местного значения (на региональном уровне), возникает вопрос о взаимоотношениях между фондами геологической информации субъектов Российской Федерации и территориальными филиалами федерального уровня, т. к. в ряде субъектов уже функционируют собственные фонды геологической информации. Вышерассмотренная проблематика характерна практически для всех субъектов России, этим объясняется актуальность исследования в рамках данной статьи. Материалы и методы исследования Информационная база исследования основана на сведениях фондов геологической информации за 2000-2017 гг., а также материалах научно-технических советов ФГБУ «Росгеолфонд». Методика исследования предполагает комплексный анализ проблем взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере общераспространенных полезных ископаемых; в этих целях были проанализированы основные методические документы, регламентирующие данную предметную область: «Временные методические рекомендации по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным», утвержденные распоряжением Минприроды Российской Федерации от 07 февраля 2003 г. № 47-р [1]; «Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденные распоряжением Минприроды Российской Федерации от 05 июня 2007 г. № 37-р [2]. В процессе анализа использована международная методология структурного анализа и проектирования SADT в части применения нотации функционального моделирования IDEF0, которая была адаптирована нами к действующей системе недропользования и впервые применена к рассматриваемому объекту исследования. В качестве экономических показателей геолого-экономического мониторинга используются необходимые затраты на получение прогнозируемого прироста разведанных запасов и объема локализованных прогнозных ресурсов и инвестиционный потенциал. Необходимые затраты на получение прогнозируемого прироста разведанных запасов и объема локализованных прогнозных ресурсов рассчитываются исходя из удельных затрат на прирост 1 т запасов и 1 т локализации прогнозных ресурсов, установленных за ретроспективный период. Выделяются предполагаемые затраты на геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета. Инвестиционный потенциал, его денежная оценка по отдельным промышленно-сырьевым объектам, промышленно-сырьевым узлам принимаются согласно технико-экономическому обоснованию, технико-экономическим докладам, бизнес-планам на освоение месторождений. При отсутствии данных по конкретным объектам инвестиционный потенциал геолого-экономических районов, субъектов федерации определяется по формуле ИП = Ц · Кс · Мсум · Ки + Згр, где ИП - денежная оценка величины инвестиционного потенциала; Ц - текущая цена первого товарного продукта; Мсум - суммарное количество запасов либо запасов и прогнозных ресурсов конкретного полезного ископаемого в недрах оцениваемого объекта, приведенное к количеству разведанных запасов; Ки - коэффициент сквозного извлечения полезного ископаемого из недр в товарный продукт; Кс - коэффициент, учитывающий долю предстоящих текущих и капитальных затрат в цене первого товарного продукта (коэффициент Кс учитывает долю затрат на капитальные вложения в цене первого товарного продукта (в зависимости от вида и геолого-промышленного типа полезных ископаемых колеблется в пределах 0,15-0,2) и производственных расходов (колеблется в пределах 0,25-0,4) и составляет 0,4-0,6. Коэффициент Кс не учитывает ранее выполненные текущие и капитальные затраты и затраты на геологоразведочные работы); Згр - тот объем, который может быть востребован в предстоящие 25 лет. За уровень перспективной потребности в минеральном сырье принимается объем погашения запасов в недрах данного вида полезного ископаемого в 2020 г. Результаты исследования С целью устранения вышерассмотренных проблем, по нашему мнению, необходимо: внести изменения в методические рекомендации в части передачи экземпляров отчетов о проведенных геологоразведочных работах (необходимо передавать информацию фонду геологической информации субъекта); при заключении контрактов на выполнение работ на территории нескольких субъектов необходимо предусмотреть представление отчетов в филиалы федерального уровня каждого субъекта и отдельно - фондам геологической информации субъекта; усилить геологический контроль над предоставлением информации о недрах недропользователем, в соответствии с условиями пользования недрами, установленными лицензией и нормативными документами, в соответствии с методическими рекомендациями [3]; создать территориальную информационно-аналитическую систему недропользования и охраны недр, которая будет действовать в каждом субъекте России и интегрироваться с существующими информационными системами Роснедра. В данной системе требуется сформировать общий подход к систематизации и интерпретации геолого-экономической информации в рамках единого хранилища данных. Информационная система позволит установить порядок информационного взаимодействия и источники взаимодействия федеральных и региональных органов власти [4]. Также считаем необходимым разработать регламент информационного обмена федеральных и территориальных органов власти, конкретизировать порядок представления информации в федеральные территориальные фонды вне зависимости от источников ее получения и контроля над его исполнением. Наиболее приемлемым вариантом считаем создание Территориальной геоинформационной аналитической системы геолого-экономического мониторинга (ГЭМ) по субъекту Российской Федерации [5]. С целью определения места и роли территориальной геоинформационной аналитической системы ГЭМ построим контекстную диаграмму, представленную блоком A0 (рис. 1). Рис. 1. Контекстная функциональная диаграмма процесса «Территориальная геоинформационная система геолого-экономического мониторинга»: C1-С3, М1, M2, I1, O1 - обозначения стрелок управления, механизма, входа и выхода системы с их номером соответственно Система предназначена для обеспечения основных направлений государственной политики в системе управления фондом недр: - реализации задач на территории субъекта России, поставленных целевой программой «Воспроизводство минерально-сырьевой базы (2011-2020 гг.)»; - управления фондом недр и информационного обеспечения функционирования в субъекте Российской Федерации. Основными целями создания системы являются: - повышение качества обработки и обеспечение надежности хранения информации о недрах; - повышение качества и полноты исполнения государственной услуги по предоставлению геологической информации в пользование; - достижение открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в области недропользования. Обобщая вышесказанное, выполним декомпозицию рассмотренной контекстной диаграммы для детализации процесса создания территориальной геоинформационной аналитической системы ГЭМ, представленной функциональными блоками A1-A4 (рис. 2). Рис. 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня: Р1-Р3 - категории прогнозных ресурсов согласно классификации [4] Данные модели (рис. 1, 2) построены согласно методологии структурного анализа и проектирования системы управления недропользованием в нотации IDEF0. Методология предусматривает рассмотрение системы как «черного ящика», на вход которого подаются начальные параметры, представленные первичной геологической информацией (рис. 1, стрелка I1), природными, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами. Выходными параметрами модели являются: - cбор, накопление, обработка, анализ и распространение данных по оценке состояния недр субъекта недропользования (стрелка O1); - формирование информационных ресурсов, включающих кадастровые и иные данные о состоянии недр, об их использовании и охране. Регламентирующее воздействие на блоки обозначается в методологии структурного моделирования стрелками «управления» (стрелки C1 и С2). Таким образом, разработанная нами система геолого-экономического мониторинга как общедоступный ресурс в сети Интернет с разграничением прав доступа, включающий векторные и растровые слои, подключаемые картографические сервисы, информационные веб-сервисы, реализующие ввод исходной информации, расчет параметров, индикаторов мониторинга и представление результатов на картограмме и в виде отчетов, была сформирована и декомпозирована с применением международной нотации IDEF0. Выводы Обобщая вышесказанное, следует отметить, что для решения проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере общераспространенных полезных ископаемых необходимо создание территориальной геоинформационной системы геолого-экономического мониторинга, имеющей иерархическую многоуровневую структуру с целью взаимодействия различных органов власти и недропользователей в целях повышения эффективности управления минерально-сырьевым комплексом на уровне региона и стимулирования инвестиционной активности. Данная система будет способствовать: - упорядочению системы сбора, учета, хранения и использования первичных материалов; - формированию и развитию баз и банков данных с учетом действующих нормативно-правовых актов и стандартов; - развитию территориального фонда в области обработки находящейся на хранении научно-технической информации на основе современных информационных технологий; - формированию на территории региона кластерных экономических структур, построенных с учетом имеющихся природного и минерально-сырьевого потенциалов, которые являются локомотивами развития региональной экономики.
References

1. Vremennye metodicheskie rekomendacii po rassmotreniyu materialov, svyazannyh s formirovaniem, soglasovaniem i utverzhdeniem regional'nyh perechney poleznyh iskopaemyh, otnosimyh k obscherasprostranennym (utv. rasporyazheniem Minprirody Rossiyskoy Federacii ot 07.02.2003 g. № 47-r). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_98193/ (data obrascheniya: 10.07.2017).

2. Dadykin V. S. Problemy vosproizvodstva i ispol'zovaniya mineral'no-syr'evoy bazy i puti ih resheniya v regional'noy ekonomicheskoy sisteme // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Ekonomika. 2013. № 1. S. 18-23.

3. Dadykina O. V., Dadykin V. S. Model' geologo-ekonomicheskogo monitoringa v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti regiona // Upravlenie v usloviyah global'nyh mirovyh transformaciy: ekonomika, politika, pravo: cb. nauch. trudov. Simferopol': OOO «Izd-vo Tipografiya «Arial», 2016. S. 106-108.

4. Metodicheskie rekomendacii po primeneniyu Klassifikacii zapasov mestorozhdeniy i prognoznyh resursov tverdyh poleznyh iskopaemyh (utv. rasporyazheniem Minprirody Rossiyskoy Federacii ot 05.06.2007 № 37-r). URL: http://www.gkz-rf.ru/tverdye-poleznye-iskopaemye (data obrascheniya: 10.07.2017).

5. Strategiya razvitiya geologicheskoy otrasli do 2030 goda / Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii Rossiyskoy Federacii. URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/ (data obrascheniya: 10.07.2017).


Login or Create
* Forgot password?