Abstract and keywords
Abstract (English):
The modern economy is based on information technologies that generate network effects and new opportunities for businesses and consumers. In information economy key elements are: intellectual knowledge, information transfer through information and communication technologies, as well as remote activities of independent employees. Structural forms of businesses are transformed into flexible systems able to react quickly to external changes. There take place the redistribution of production capacities and transfer of nonspecialized activities (accounting, legal support, marketing, advertising, etc.) to outsourcing or freelancing. Effective use of the latest techniques in business causes increase of competition. Business entities that use these techniques have an opportunity to overtake big corporations on many factors. But, despite the objective advantages of modern information and communication technologies, not all managers are ready to accept new conditions and are still influenced by the classical management of XX century. Classical management laid the foundation for further development of methods and principles of interaction between participants of business processes. However, currently, the main problem is incompatibility of traditional methods of managing enterprises with the methods used in the information economy. Consumers have got an access to information that was previously either too difficult to get, or prohibited. Manipulating the obtained data on prices and properties of goods, buyers have an impact on producers, pushing them to greater openness and loyalty. As a consequence, new forms of interaction are emerging in economic systems, which are poorly understood at the moment, but whose effectiveness has already been proven in practice.

Keywords:
information economy, network structures, remote employees, information technologies, consumer power, intellectual capital
Text
Стремительное развитие информационных технологий преобразовало систему взаимоотношений между экономическими субъектами. Существенные изменения коснулись организационных структур, методов управления персоналом и обслуживания потребителей. Современный этап развития экономики принято называть информационным или инновационным. Также встречаются термины «постиндустриальная экономика», «экономика знаний» и «интеллектуальная экономика». Сущность производных терминов заключается в специфике области применения, но базовым элементом во всех случаях является информация. Сущность информационной экономики С появлением высокотехнологичного оборудования изменились принципы формирования, использования и передачи информации (данных), появились новые сетевые структуры. Подобные изменения сформировали информационную экономику, которой присущи следующие черты: - в новой парадигме информация является сырьём. Совершенствуются технологии воздействия на информацию; - всеохватность эффектов новых технологий. Информация является интегральной частью современной человеческой деятельности. Организационные процессы формируются новым технологическим способом; - сетевая структура организационных систем. Сетевая совокупность взаимоотношений, использующих новые информационные технологии; - гибкость процессов, основанных на сетевых принципах, которые имеют косвенную принадлежность. Модификация, изменения, преобразования, перегруппировка различных компонентов системы; - конвергенция технологий, процессов, элементов различных систем. Разработка совместных проектов различными организациями и интегрирование дифференцированных технологий в общую рабочую структуру. Информационная экономика порождает новые социальные процессы, с которыми традиционная экономическая система не сталкивалась. Общество получило инструменты «воздействия на информацию, а не просто информацию, предназначенную для воздействия на технологии» [1, с. 77]. Впервые термин «информационная экономика» в 1976 году ввёл М. Порат [2] в одноимённой работе [3]. Этим термином он обозначил «кластер отраслей, производящих современные базы данных и средства, обеспечивающие их функционирование и применение» [4, с. 10]. В России термин «информационная экономика» стал активно использоваться после издания книг испанского социолога М. Кастельса в начале 2000-х гг. В своём исследовании он предложил три базовых утверждения: - знание является ключевым источником производительности и роста в информационной экономике. Процесс сбора и распространения знаний осуществляется через обработку информации; - меняется структура экономики: оказание услуг вытесняет производственную деятельность; - информационная экономика трансформирует рынок труда. Появляются так называемые «компьютерные специализации», активно использующие ИКТ (информационно-коммуника-ционные технологии) в своей основной деятельности. Исследователь М. Кастельс так определяет роль информации в современном обществе: информация как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, в том числе и в средневековой Европе. Однако, благодаря новым современным технологиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Ключевое значение М. Кастельс придает сетевой логике социальных взаимоотношений. Сетевая логика способствует возникновению самоорганизующихся открытых систем. Социальные сети и различные информационные порталы образуют платформы для специалистов, с помощью которых они могут обмениваться знаниями между участниками проектов, развивая свои профессиональные компетенции. Традиционная экономика имеет ряд преимуществ: накопленный опыт управления организациями, стандартизация производства, экономия за счёт «эффекта масштаба». Но переход на цифровую обработку информации значительно сократил транзакционные издержки на её передачу. Теперь информация молниеносно распространяется по каналам связи; она дифференцирована и персонализирована. Предпосылками перехода от традиционной к информационной экономике стали следующие факторы [5]: - использование информационных технологий обеспечивает существенный рост производства и снижение уровня затрат; - различная динамика внедрения информационных технологий предоставляет конкурентные преимущества производителям на определённое время; - работают сетевые эффекты, которые позволяют более эффективно управлять спросом и ценовой политикой организаций; - экономика масштаба и опыта регулярно увеличивает спрос и снижает себестоимость продукции; - жизненный цикл товаров значительно сокращается из-за регулярного появления новых потребительских свойств и изменения вкусов потребителей; - появление новых игроков на рынке затрудняется доступом к информационным технологиям, обеспечивающим производство; - информация как ресурс экспоненциально увеличивается и дешевеет по мере её использования. Элементы информационной экономки К основным элементам информационной экономики относят: информационные технологии, сетевые структуры, интеллектуальный капитал, дистанционных сотрудников (фрилансеров) и «власть потребителей» (рис.). Элементы современной информационной экономики Интеллектуальный капитал. Высокий профессионализм и знания позволяют менеджерам информационной экономики одновременно совмещать несколько различных направлений деятельности. Конкурентным преимуществом интеллектуального капитала становится его способность создавать новую стоимость [6]. Кроме того, умственный характер труда переводит сотрудника с позиции наёмного рабочего на позицию инвестора интеллектуального капитала. Американский исследователь в области менеджмента П. Друкер на конференции «Создание новых организаций» в своём докладе, посвящённом бизнесу и управлению, заявил, что в XXI в. «изменятся принципиальные основы деятельности компаний» [7, с. 1]. Будут появляться компании, ориентированные на знания и информацию, а классическая рациональная структура трансформируется в виртуальную. Например, многие корпорации прекратили создавать и наращивать производственные мощности за свой собственный счет. Это связано, в первую очередь, с доступностью свободных производственных мощностей на других предприятиях и их готовностью к загрузке продукцией заказчика. Также в настоящее время нет необходимости приобретать свой собственный автотранспортный парк и выстраивать логистическую цепочку от изготовителя до потребителей, содержать сеть магазинов. В настоящий момент эффективнее передавать непрофильные виды деятельности на аутсорсинг, таким образом, распределяя риски и оптимизируя производственную деятельность. В итоге капитализацию компаний на фондовых биржах будет определять не стоимость её активов, а интеллектуальный капитал, обеспечивающий прирост дополнительной стоимости за счёт опыта и сформировавшихся за XX в. производственных мощностей. Оценка коммерческого предприятия путём анализа стоимости традиционного капитала постепенно теряет свою актуальность. Более существенно с позиции потенциальных инвесторов оценивается использование инноваций и знаний. Интеллектуальный капитал - это знания, обеспечивающие деятельность организации и взаимодействие между сотрудниками. Его стоимость заключается в оценке накопленного практического полезного опыта. Информационные технологии. Создание, передача, хранение и восприятие информации, а также поиск универсального средства, с помощью которого «знание» было бы доступно в любом месте, активно ведутся современными специалистами в области информационных технологий. В данный момент в развитых странах практически отсутствуют области человеческой деятельности, в которые не внедрены информационные технологии. Они широко применяются в науке (системы обработки экспериментальных данных, моделирование), образовании (электронные учебники, системы дистанционного обучения), медицине (системы диагностики, аналитические системы), искусстве (поддержка электронных видов искусства), военной области (системы мониторинга, анализа боевой обстановки, ситуационное моделирование), государственном управлении (системы электронного голосования, справочные и аналитические информационные системы), производстве (системы автоматизации производства, системы автоматизации проектирования), коммерции (системы управления компаниями, поддержки взаимодействия компаний, интернет-магазины, системы заказов билетов) [8], а также в системе коммуникаций между людьми посредством социальных сетей. Информационные технологии включают: технические и программные средства, организационно-методическое обеспечение и разработку стандартов. Технические средства подразделяются на средства компьютерной и коммуникационной техники. Средства компьютерной техники предназначены для ввода, обработки, вывода и хранения данных. Программные средства делятся на системное и прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение используется для управления компьютерами и сетевыми коммуникациями, а также для поддержки процессов разработки и выполнения прикладных программ. Организационно-методическое обеспечение включает нормативно-методические материалы и инструкции по подготовке и организации работ, инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств. Стандартизация технологий необходима для совместного использования продуктов, производимых разными поставщиками, замены одного продукта на другой, сравнения качеств однотипных продуктов различных поставщиков. Сетевые структуры. Сетевая структура - это организационный механизм, признаками которого являются свобода выбора деятельности, гибкость, горизонтальная связь между равноправными по функциям независимыми партнёрами [9]. Преимущества сетевых структур [10]: - высокая скорость реакции на происходящие изменения в экономике; - адаптивность, взаимозаменяемость, гибкость организационных структур; - фокусирование на основных направлениях деятельности; - рационализация и сокращение издержек; - использование знаний и возможностей участников сети; - качественный обмен релевантной информацией. Гибкие сетевые структуры стали появляться благодаря снижению издержек коммуникации (табл.). Изменение времени и стоимости доставки информации Средство связи Время запаздывания доставки, ч Издержки доставки, долл. Почта (1840 г.) 252 0,25 Железная дорога (1850 г.) 48 0,03 Телеграф (1850 г.) 0,083 7,50 E-mail (2000 г.) ~ 0 ~ 0 Информация стала доступной в нужном объёме, быстро и без искажений [11]. Это придало импульс развитию экономики и разделению труда. Современные транснациональные корпорации работают 24 часа в сутки, обеспечивают производство дифференцированно по всему миру, точечно взаимодействуют с сотрудниками и потребителями. Ряд эффектов от использования сетевых структур выделил Р. Вайбер [12, 13]: - эффект общего сетевого взаимодействия, который увеличивается с ростом участников сети; - эффект роста доходов от увеличения масштабов производства; - эффект усиления ожиданий от развития сети и включения дополнительных участников; - эффект наличия высоких постоянных затрат и продуктов с низкими предельными издержками, такими как информация, программное обеспечение, ИКТ; - эффект накопления опыта и знаний. Исследователь Р. Вайбер считает, что «косвенный эффект характерен для обычных рыночных событий, а прямой сетевой эффект возникает тогда, когда выгода от инновации повышается благодаря применению идентичной инновации другими людьми» [12, с. 87]. Покупатель приобретает инновационный товар как средство коммуникации. Только с ростом числа пользователей сети и их связей увеличивается полезность продукции и выгода от её использования. Соответственно отсутствие коммуникаций лишает отдельного потребителя получения должного сетевого эффекта. Таким образом, информационная экономика, в отличие от индустриальной, ориентируется на активное использование сетевых эффектов. Закон экономии на предельных издержках в настоящее время целесообразно рассматривать с позиции внедрения информационно-коммуникационных технологий в основную деятельность организаций. Дистанционные сотрудники. Благодаря информационным технологиям современные компании нанимают внештатных сотрудников для дистанционного оказания услуг на договорной основе. Основным преимуществом такого взаимодействия является оптимизация затрат на содержание штата сотрудников, включая трансакционные издержки на обслуживание штата: аренда офиса, социальное обеспечение, страховые взносы, затраты на адаптацию и обучение и пр. Сотрудники, в свою очередь, получили больше свободы в выборе проектов и их реализации, управление своим временем, независимость. Идея привлечения внештатных сотрудников для выполнения определённых услуг не является новой в мире бизнеса. Изменилось профессиональное отношение к труду как к форме постоянной занятости на протяжении всей жизни у одного работодателя. Существенным критерием в организации труда прошлого столетия было то, что средства труда мог предоставить только работодатель. Стоимость оборудования и технологий были так высоки, что они могли принадлежать только организациям. Таким образом, сотрудники были тесно связаны с источниками средств труда (организациями) и заключали долговременные контракты на предоставление рабочей силы. С появлением персональных компьютеров в организациях значительно выросла эффективность труда. Программное обеспечение стало универсальным, оно легко адаптируется под конкретные потребности бизнеса. Совместимость компьютерных программ позволила выполнять работу вне офиса. Универсальные программы используются в проектных организациях, в сфере услуг, в образовании, разработке компьютерных программ, в медицине и пр. За последние два десятилетия участился переход сотрудников с официальной работы на фриланс. Многие фрилансеры совмещают несколько видов деятельности, при этом не информируя работодателей о своей дополнительной занятости. Исходя из ключевых характеристик фриланса, таких как самостоятельная занятость, автономия, независимость, высококвалифицированная деятельность, можно определить фриланс как «деятельность независимых профессионалов высокой квалификации, которые не состоят в штате организаций и не включены в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализуют свои услуги на рынке различным клиентам, не являясь субподрядчиками единственного заказчика» [14, с. 46] . «Власть потребителей». В информационной экономике перестают работать классические законы маркетинга. Происходит сдвиг от разработки продукта, где потребитель рассматривается как пассивный элемент, в сторону построения долгосрочных взаимоотношений с потребителем на условиях доверия. На протяжении XX в. владельцы ведущих брендов диктовали свои условия и стандарты в производстве, продвижении, сбыте и обслуживании продукции. Такая позиция была предопределена жёстким контролем над действием конкурентов, отсутствием информации и альтернатив у потребителей. В настоящее время созданы условия, при которых потребитель имеет возможность получать максимум релевантной информации о производителях и их товарах на официальных сайтах компаний. Дополнительно полезные свойства и недостатки товаров обсуждаются потребителями на специализированных форумах. Также появились дополнительные инструменты управления покупками и взаимодействия с продавцами/производителями: - интернет-магазины; - форумы владельцев; - социальные сети; - карты скидок (накопительные карты, система бонусов); - обмен продукцией; - утилизация и получение скидок; - обслуживание и консультации; - универсальность и стандартизация услуг и пр. Ранее конкурентоспособность продукции определялась сочетанием двух характеристик: цены и качества (ожидаемая полезность от пользования). В последнее время добавилась третья характеристика - инструмент коммуникации. Полезность продукции отчасти состоит ещё в том, какими коммуникативными качествами она обладает помимо своего прямого функционального назначения [15]. Например, владельцы определённой марки автомобиля чувствуют принадлежность к группе автолюбителей аналогичных моделей. Таким образом, они показывают другим, с кем себя идентифицируют и как об этом сообщают. От владения определённой категорией продукции часто меняется социальное поведение потребителей, продиктованное желанием отличаться от других. Исследователь Ф. Котлер рассматривает перестановку сил в отношениях между продавцом и покупателем с начала 1980-х гг. как в США, так и в других развитых странах. Согласно результатам его исследований, «теперь клиенты диктуют поставщикам свои желания, способы, сроки доставки. Эта новая ситуация беспокоит компании, которые привыкли к условиям массового рынка. Раньше охотились за потребителем, теперь охотником стал он сам» [16, с. 38]. Если в XX в. потребитель рассматривался как объект маркетинговых исследований, который не способен оказывать влияние на производственные процессы, то в начале XXI в. его роль существенно изменилась: теперь потребитель является ключевым субъектом рыночных отношений, привносящим свои видения и корректировки в бизнес-процессы организаций. Быстрый и недорогой способ доступа к значительному объёму данных переориентировал власть с позиции производителей в сторону потребителей. Клиенты хотят получать персонифицированные услуги, которые способны удовлетворить их конкретные потребности. Массовый рынок уходит в прошлое. В настоящее время труднее всего приходится тем производителям, которые не успели адаптироваться к информационной экономике. Потребители внимательно относятся к рекламным кампаниям, выбирают продукции взвешенно и рационально. Наблюдается некая стандартизация, пакетирование и унификация услуг, которые стали предлагаться как товары. Идентификация клиентов как отдельного рыночного сегмента теряет актуальность. Предприниматели работают с конкретным клиентом, идентифицируя его с определённой группой товаров и услуг. В результате действия сетевых эффектов потеря одного клиента может обернуться крахом для компании. Век информации создал гиперконкурентные рынки. Покупатели лучше осведомлены о различных предложениях, свободно ориентируются в ценах, более требовательны, чем в прошлом. Производители и розничные продавцы потеряли свою власть, уступив её потребителям, которые сами стали определять, что именно выбирать из предлагаемых товаров, услуг, цен, каналов и способов сбыта и даже рекламы. Заключение Генеральный директор IBM Л. Герстнер считает, что «войны не изменились, просто был изобретён порох» [17]. Таким «порохом» в экономике стали информационные технологии. Периодически появляются технологии и идеи, которые настолько глубоки, мощны и универсальны, что под их воздействием всё изменяется. Например, печатный станок, лампочка накаливания, автомобиль, полёт человека в космос. Это происходит не часто, но меняет мир навсегда. Организациям, привыкшим работать по правилам XX в., трудно адаптироваться к происходящим изменениям. Следует тщательно анализировать современные способы коммуникации как с партнёрами, так и с клиентами. Предлагать интерактивные возможности общения, разнообразные услуги сервиса и постобслуживания, учитывать индивидуальные характеристики каждой группы потребителей. Те компании, которые вовремя успеют осмыслить и принять методы и средства информационной экономики, будут способны эффективно конкурировать на рынке, опережая время.
References

1. Kastel's M. Informacionnaya epoha: ekonomika, obschestvo i kul'tura. M.: GU VShE, 2000. 608 s.

2. Porat M. The information economy. Washington, 1977. 319 p.

3. Plotnikov V. A., Yablochnikov A. V. Koncepciya informacionnoy ekonomiki i osobennosti ee realizacii v voenno-ekonomicheskoy sfere // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii. 2014. № 2 (20). URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/kontseptsiya-informatsionnoy-ekonomiki-i-osobennosti -ee-realizatsii-v-voenno-ekonomicheskoy-sfere (data obrascheniya 17.03.2018).

4. Suharev O. S. Informacionnaya ekonomika: aspekty razvitiya. URL: http://www.library. fa.ru/files/ Suharev.pdf (data obrascheniya: 17.03.2018).

5. Koh R. Zakony sily. M.: Popurri, 2004. 400 c.

6. Efremov B. C. Biznes-sistemy postindustrial'nogo obschestva. URL: https://www.cfin.ru/press/ management/1999-5/01.shtml (data obrascheniya: 17.03.2018).

7. Dement'eva M. M. Virtual'naya korporaciya kak perspektivnaya forma organizacii biznesa // Kreativnaya ekonomika. 2009. T. 3. № 4. S. 101-108.

8. Kuznecov S. D. Informacionnye tehnologii. Bol'shaya rossiyskaya enciklopediya. URL: https:// bigenc.ru/technology_and_technique/text/2016059 (data obrascheniya: 17.03.2018).

9. Enciklopedicheskiy slovar'. Sovremennaya rynochnaya ekonomika. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnyh processov / obsch. red. V. I. Kushlina, V. P. Chichkanova. M.: Izd-vo RAGS, 2004. 744 s.

10. Makoveeva V. V. Setevoe vzaimodeystvie - klyuchevoy faktor razvitiya integracii obrazovaniya, nauki i biznesa. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevoe-vzaimodeystvie-klyuchevoy-faktor-razvitiya-integratsii-obrazovaniya-nauki-i-biznesa (data obrascheniya: 18.03.2018).

11. Maloun T. Trud v novom stoletii. Kak novye formy biznesa vliyayut na organizacii, stil' upravleniya i vashu zhizn'. M.: Olimp-Biznes, 2006. 272 s.

12. Vayber R. Empiricheskie zakony setevoy ekonomiki // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2003. № 3. URL: http://vasilievaa.narod.ru/14_3_03.htm (data obrascheniya: 18.03.2018).

13. Vayber R. Empiricheskie zakony setevoy ekonomiki (okonchanie) // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2003. № 4. URL: http://vasilievaa.narod.ru/15_4_03.htm (data obrascheniya: 18.03.2018).

14. Strebkov D. O., Shevchuk A. V. Frilansery na rossiyskom rynke truda // Sociologicheskie issledovaniya. 2010. № 2. S. 45-55.

15. Shmigin I. Filosofiya potrebleniya. Har'kov: Gumanitarnyy centr, 2009. 304 s.

16. Kotler F., Dzhayn D. K., Meysinsi S. Manevry marketinga. Sovremennye podhody k pribyli, rostu i obnovleniyu. M.: Olimp-Biznes, 2003. 224 s.

17. Mandel M. Commentary: You've Got The New Economy All Wrong, Mr. Gerstner. URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2000-11-26/commentary-youve-got-the-new-economy-all-wrong-mr-dot-gerstner (data obrascheniya: 20.03.2018).


Login or Create
* Forgot password?