Введение Физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) призвана создавать благоприятную среду для занятий физической культурой, привлечения к ним максимально возможного количества населения путём формирования соответствующей современной инфраструктуры и обеспечения комфортных условий получения физкультурно-оздоровительных услуг. Она призвана решить задачу физического совершенствования и поддержания надлежащей физической формы граждан через здоровый образ жизни (ЗОЖ). Проблема сохранения ЗОЖ в России достаточно актуальна, поскольку в стране довольно высокий уровень курящего, злоупотребляющего алкоголем, страдающего ожирением и ведущего малоподвижный образ жизни населения. Физкультурно-оздоровительная деятельность призвана снизить деструктивный уровень указанных факторов. Согласно ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные» физкультурно-оздоровительной услугой (ФОУ) выступает деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Потребителями ФОУ могут являться гражданин или организация, имеющие намерение заняться (или занимающиеся) физическими упражнениями для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности. В качестве исполнителя ФОУ может выступить организация, независимо от её организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, оказывающие ФОУ. Оказание ФОУ предусматривает: - обучение потребителей рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний в избранной спортивной дисциплине; - педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям области ФОД; - организацию консультативной помощи (информирование о структуре и содержании ФОУ, по вопросам рационального режима питания и приёма пищевых добавок, витаминов; по проведению медико-оздоровительных процедур) и комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя ФОУ. Требования к ФОУ должны учитывать интересы потребителей и обеспечивать: - формирование ЗОЖ (использование индивидуальных методик занятий и систем тренировок; применение разнообразных видов общеукрепляющих и оздоровительных процедур, включая закаливание, массаж, правильное питание и пр.; распространение знаний о ФОУ как средстве формирования ЗОЖ); - точность и своевременность исполнения (соответствие требованиям нормативной и технической документации на конкретные виды ФОУ, а также правилам и договорам их оказания); - эргономичность (соответствие условий обслуживания и применяемого оборудования, снаряжения и инвентаря гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления); - эстетичность (соответствие оформления инфраструктуры организаций ФОД информационно-композиционной целостности и гармоничности); - этичность обслуживающего персонала (приветливость, доброжелательность, коммуникабельность и умение создавать для потребителей комфортные условия); - адресность (доступность и обеспеченность населения ФОУ; соответствие ФОУ ожиданиям и физическим возможностям различных, в том числе маломобильных, групп потребителей; установление режима и методов оказания ФОУ) [1]. Безусловная важность физкультурно-оздоровительной деятельности предопределяет уточнение особенностей в управлении её функционированием в контексте темы исследования с целью выявления слабых мест и разработки предложений по их устранению [2]. Процесс формирования физкультурно-оздоровительной услуги Рассмотрим физкультурно-оздоровительную услугу как комплекс характеристик, учитывающих предпочтения потребителей, с учётом ранжирования их значимости для конкретной целевой аудитории. Это позволит сопоставить реальное состояние деятельности бизнес-структуры с проектным на основе количественных и качественных критериев учёта уровня потребительского спроса. Проектирование физкультурно-оздоровительной услуги по блокам позволяет расставить акценты на ключевых аспектах, способствующих продвижению услуги, выявить факторы и условия негативного воздействия на процессы её оказания (табл. 1). Таблица 1 Блоки и характеристика процессов физкультурно-оздоровительных услуг Блок Характеристика процессов Степень доступности услуги Доступность цен, режим работы организации ФОД, наличие скидок, свободный доступ к информации о физкультурно-оздоровительной организации, близость расположения базы организации от места жительства и/или удобный подъезд к ней, наличие парковки и пр. Уровень безопасности потребления услуги Степень травматичности конкретного вида услуги, наличие службы по оказанию медпомощи, безопасность оборудования и предметов окружающей обстановки и т. п. Материально-техническое обеспечение организации ФОД и наличие сопутствующих услуг Внешний вид сооружения, качество оборудования, комплексность набора спортивных тренажёров, оздоровительных процедур, а также торговля спортивным инвентарём, питанием, экипировкой, услуги солярия, сауны. Консультации специалистов по питанию, режиму двигательной активности, анамнез, различные виды тестирования и т. д. Имидж физкультурно-оздоровительной организации Сформировавшийся образ организации или отдельных её составляющих, наделённых определёнными характеристиками, которые обладают социальной значимостью для потребителя: популярность и престижность организации, её финансовое положение, история деятельности, деловая репутация, личность топ-менеджера, рекламная известность, фирменный стиль, этичность деятельности. Окончание табл. 1 Блок Характеристика процессов Характеристика качества предоставления ФОУ Спортивный аспект (степень использования спортивного оборудования, сбалансированность и разнообразие комплекса упражнений); Оздоровительный аспект (эффективность применяемых методик, соблюдение качества ФОУ, соответствие оздоровительных процедур современным медицинским методам профилактики и лечения болезней). Характеристика тренерского персонала Обязательное профильное образование, опыт работы, индивидуальный подход к потребителю, уважение, коммуникабельность, доброжелательность. В условиях повышения конкуренции приоритетным для успешности проектирования и реализации ФОУ стал фактор рекламы как инструмент внедрения в сознание потребителей уникальных преимуществ конкретного субъекта хозяйствования. Следует при этом уделять особое внимание как характерным особенностям и преимуществам ФОУ, так и репутации бизнес-структуры ФОД, которая влияет на привлечение новых клиентов в силу высокого уровня субъективизма при восприятии услуги. Направления проектирования ФОУ представлены на рис. 1. Рис. 1. Направления проектирования ФОУ Инвестирование в ФОД позволяет повысить удельный вес экономически активного населения, что приводит в конечном счёте к росту ВВП, стимулирует деловую активность и создаёт основу для масштабных инвестиций в развитие человеческого потенциала. Характеристики эффективности развития человеческого капитала здоровья подразделяются: - на уровне личности (наследственность, образ жизни, экологические условия, степень развития здравоохранения); - уровне организаций (количество физкультурно-оздоровительных мероприятий, соблюдение требований охраны труда); - уровне государства (экологическое состояние, продолжительность и качество жизни граждан, масштабы и качество профилактических мероприятий, степень охвата массовой физической культурой населения) [3]. Физкультурно-оздоровительный цикл С позиции предмета настоящего исследования представляет интерес рассмотрение физкультурно-оздоровительного цикла (ФОЦ), обладающего чёткой фиксацией периода его длительности. Физкультурно-оздоровительный цикл может быть изучен как в контексте отдельной услуги, так и организации, оказывающей комплекс услуг, в целом. Априори физкультурно-оздоровительный цикл организации превышает длительность цикла отдельной услуги. Таким образом, возникает потребность в выделении таких понятий, как жизненный цикл организации ФОД (далее ЖЦО) (период, в течении которого организация, предоставляющая физкультурно-оздоровительные услуги, функционирует на рынке до её ликвидации или кардинально меняет сферу деятельности) и жизненный цикл услуги ФОД (далее ЖЦУ) (жизненный цикл физкультурно-оздоровительной услуги, предоставляемой конкретной организацией). Эффективную деятельность организации в рамках любой стадии ЖЦО можно достичь с использованием организационного обеспечения, в соответствии со спецификой каждой из услуг, учитывая фазы ЖЦУ. При этом любое организационное изменение должно конкретно соотноситься с внешним окружением организации (клиенты, конкуренты, поставщики и т. д.). Одновременно организационные изменения определяются приспосабливаемостью к внутренним условиям функционирования путём установления степени централизации и децентрализации организации, осуществляющей ФОД. Эффективными инструментами ценовой политики и рыночного продвижения организаций ФОД являются: - дифференцирование цен на услуги, позволяющее обеспечивать гармонизацию взаимодействия в системе «клиент-организация» на основе степени удовлетворённости потребителей услуг, систем скидок и бонусов постоянным клиентам и пр.; - удержание и расширение целевой аудитории - адресная реклама на предприятиях, в организациях и учреждениях, продажи через Интернет, каталоги, обслуживание по абонементам, специальные акции, маркетинг мероприятий, клубы клиентов и т. д. Рыночная концепция деятельности физкультурно-оздоровительной организации Качество оказываемых услуг помогает организации удержать и увеличить поток клиентов. На наш взгляд, для обеспечения общественного контроля за качеством следует разработать стандарты качества физкультурно-оздоровительных услуг. Процесс совершенствования организационно-экономического механизма ФОД может осуществляться в направлениях развития среды: внешней (установление целей государственной политики и приоритетных векторов развития ФОД; актуализация нормативной и правовой базы; оптимизация структуры управления и механизма финансирования; развитие и модернизация инфраструктуры ФОД и др.) и внутренней (применение прогрессивных методов управления организацией; повышение качества услуг и др.). С позиций рыночного взаимодействия для физкультурно-оздоровительных организаций, необходим акцент на формировании и контроле качества предлагаемой услуги. Это предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику организации, направленную на определённый сегмент потребителей (рис. 2). Рис. 2. Рыночная концепция деятельности физкультурно-оздоровительной организации В целом управление развитием ФОД субъекта РФ, на наш взгляд, должно учитывать постоянную адаптацию к изменениям потребностей в услугах. С учётом возрастающих потребностей и требований потребителей в числе рыночных инструментов управления на первое место выходят качество и конкурентоспособность услуг ФОД. Для оценки качества услуги необходимо определиться с характеристиками или свойствами, представляющими существенный интерес для потребителя. Оценка качества услуг ФОД производится поэтапно (рис. 3). Рис. 3. Этапы оценки качества услуг ФОД Оценка качества физкультурно-оздоровительных услуг, предлагаемых спортивно-зрелищным комплексом «Звёздный» г. Астрахани (СЗК «Звёздный») Нами были проведены исследования, результатом которых явилась адаптация существующих методик к оценке качества организаций ФОД Астраханской области. Объектом исследования были выбраны физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги ФОД, предлагаемые СЗК «Звёздный» г. Астрахани. Спортивно-зрелищный комплекс «Звёздный» является современной организацией ФОД, предоставляющей физкультурно-оздоровительные услуги высокого качества. Комплекс оснащён спортивным инвентарём от ведущих производителей: Precor, Matrix, Bremshi, Kettler, Tunturi, Larsen, Body-Solid, Panatta. Он располагает бассейном глубиной 3 м, объёмом 3 300 м3, площадью зеркала воды - 1 250 м2; оснащён теннисными кортами, фитнес-залом, залами для занятия кикбоксингом и настольным теннисом, прыжковым бассейном. Комплекс пользуется успехом не только у жителей г. Астрахани и Астраханской области, но и у гостей города и туристов. Мы определили перечень показателей, необходимых для оценки качества конкретной услуги, исходя из её характеристик, с помощью опроса потребителей. При этом были выбраны десять её основных характеристик и оценена их значимость с точки зрения потребителей путём выставления баллов по 5-балльной шкале (5 баллов - наиболее важно, 1 балл - наименее важно). Перевод баллов в соответствующие индикаторам коэффициенты весомости производится в соответствии с формулой где Ki - коэффициент весомости i-го индикатора; Xi - балл i-го индикатора; n - количество оцениваемых индикаторов качества ФОУ. В соответствии с данными, приведёнными в табл. 2, следует, что максимальной важностью обладают следующие характеристики: высокая квалификация тренера, индивидуальный подход к потребителям, доступность цен, сбалансированность комплекса упражнений и занятий. Таблица 2 Показатели качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг спортивно-зрелищного комплекса «Звёздный» Индикатор свойств ФОУ Сумма баллов, Xi Коэффициент весомости, Ki Сумма баллов, Yi Индекс качества, Ri Ki · Ri Близость расположения от места жительства 142 0,122 0 119 0,680 0 0,083 0 Доступность цен 159 0,136 7 133 0,760 0 0,103 9 Соответствие СЗК международным стандартам 130 0,111 8 120 0,685 7 0,076 6 Охват рекламой целевой аудитории 120 0,103 2 110 0,628 6 0,064 9 Сбалансированность комплекса упражнений и занятий 154 0,132 4 154 0,880 0 0,116 5 Квалификация тренерского состава 165 0,141 9 135 0,771 4 0,109 4 Индивидуальный подход к потребителям 165 0,141 9 126 0,720 0 0,102 1 Наличие и качество сопутствующих услуг 128 0,110 1 131 0,748 6 0,082 4 Итого 1 163 1,000 0 1 028 - 0,073 9 Нами была осуществлена балльная оценка выбранных характеристик по шкале удовлетворённости, также 5-балльной (от «отличного качества» до «очень плохого качества»). В качестве «эталона» для сравнения принимается образец услуги с наибольшим баллом удовлетворённости. Поскольку все характеристики «эталона» обладают высшими баллами, значение каждого индикатора «эталона» составит: 35 респондентов · 5 баллов = 175 баллов. Последовательное сопоставление каждой характеристики оцениваемой организации с эталонным индикатором было произведено в соответствии с формулой где Ri - индекс качества i-го индикатора оцениваемой ФОУ; Yi - величина i-го индикатора оцениваемой ФОУ; Yэi - величина i-го индикатора «эталона». По результатам сопоставления значений совокупности характеристик оцениваемой организации с соответствующими эталонными значениями рассчитывается комплексный показатель её качества в соответствии с формулой Качественная оценка изучаемой услуги проводится по шкале приемлемости в интервале от 0 до 1 (R > 0,1 - высокое качество ФОУ; R = 0,1÷0,08 - хорошее качество ФОУ; R = 0,079÷0,06 - среднее качество ФОУ; R = 0,04÷0,059 - низкое качество ФОУ; R < 0,04 - очень низкое качество ФОУ. При R < 0,4 качество услуги/комплекса услуг неприемлемое). В соответствии с табл. 2 следует: а) ни одна услуга СЗК «Звёздный», по мнению потребителей, не отличается наивысшим уровнем качества; б) индикаторы «Доступность цен» и «Сбалансированность комплекса упражнений и занятий» оценены на «хорошо»; в) все остальные индикаторы свойств ФОУ оценены на «удовлетворительно». Согласно приведённым данным физкультурно-оздоровительные услуги комплекса «Звёздный» удовлетворяют требованиям потребителей на 73,9 %. Возможными направлениями повышения качества его физкультурно-оздоровительных услуг являются реклама самого комплекса, возможность получения сопутствующих дополнительных услуг, постоянное улучшение материально-технической базы и приближение его к международным стандартам за счёт проведения сертификации услуг. Заключение Обобщая изложенное, проектированию конкретной физкультурно-оздоровительной услуги предшествует её моделирование как комплекса характеристик, учитывающих предпочтения потребителей с учётом ранжирования их значимости для определённой целевой аудитории, позволяющее расставить акценты на ключевых аспектах, способствующих продвижению услуги, и выявить факторы и условия негативного воздействия на процессы её оказания. В условиях повышения конкуренции приоритетным для успешности проектирования и реализации ФОУ стали такие инструменты рыночного продвижения, как: дифференцирование цен на услуги, позволяющее обеспечивать гармонизацию взаимодействия в системе «клиент - организация» на основе степени удовлетворённости потребителей услуг, систем скидок и бонусов постоянным клиентам и пр.; удержание и расширение целевой аудитории - адресная реклама на предприятиях, в организациях и учреждениях, продажи через Интернет, каталоги, обслуживание по абонементам, специальные акции, маркетинг мероприятий, клубы клиентов и т. д. Процесс совершенствования организационно-экономического механизма ФОД может осуществляться в направлениях сбалансированного развития внешней и внутренней среды. Постоянная адаптация к изменениям потребностей в услугах ФОД требует перманентного повышения их качества и конкурентоспособности; возможными направлениями обеспечения указанных требований могут выступать реклама организации ФОД, предоставление сопутствующих дополнительных услуг, постоянное улучшение материально-технической базы и приближение её к международным стандартам за счёт проведения сертификации услуг. В итоге отметим, что разработанные мероприятия могут внести значительный вклад в развитие физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях экономической нестабильности, способствуя повышению мотивации граждан к ЗОЖ и, в конечном результате, обеспечению высокого уровня качества человеческого капитала.