The article considers the concept of musical communication as the content of music and performing practice. Phenomenon of existence of a musical work in miscommunication relationships. Reveals the importance of an integrated approach for the most successful performance of a musical work. The need detailed consideration of the phenomenon of musical communication serves to update through a review and analysis as a means of Humanities and art history. The essence and specific features of the phenomenon are projected on specific examples of music: in the process of composing musical works of the composer, his artistic interpretation by the contractor and multifaceted perception of the recipient. The authors of this article, with special emphasis on musical practice of the twentieth century (especially in the field of writing and interpretation of piano works by russian and western european composers and performers), allowing most adequately and fully disclose material provisions of musical communication.
intercultural communication, composer, contractor, recipient.
Существование всех стадий музыкальной культуры — от композиторского замысла до восприятия реципиентом исполненного произведения — в конкретных исторических условиях можно определить как процесс, в котором на практике осуществляются динамические взаимосвязи открытого коммуникативного процесса. Основу данного процесса составляет триада «композитор — исполнитель — реципиент», внутри которой активно сосуществуют различные элементы, испытывающие различные трансформации под воздействием внутренних творческих факторов.
М. Бахтин рассматривает данные три измерения в динамическом движении, в результате которого вступают между собой в диалогическую связь. Такой тип развертывания развития характерен для процесса создания, воспроизведения и восприятия музыкального произведения. Композиторский замысел (первый пласт), не являющийся, за редкими исключениями, четкой монолитной структурой, включается в диалогические перипетии (субъектно-субъектное общение) [2, с. 234]. Начинать свой труд композитор может с замысла, с поступка, причем поступок понимается и осознается, а не просто фиксируется, вместе с его мотивами, основаниями, замыслами и целями, тем самым вступая в субъектно-объектное взаимодействие с исполнителем (второе измерение), который трактует текст, изначально раскрывая его композиторский смысл и высказывая свое отношение к нему путем интерпретации.
Таким образом, в каждом исполнении возникает исполнительское содержание, частично трансформированное по сравнению с авторским. Данных интерпретаций существует столько, сколько существует различных исполнителей со своими трактовками произведения, и все они — трактовки авторского содержания, результат активности сознания исполнителей.
1. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1979.
2. Betkhoven L. Sonaty dlya fortepiano: V 4 t. [Sonatas for Piano: 4 volumes]. Moscow, 1955.
3. Buzoni F. Eskiz novoy estetiki muzykal’nogo iskusstva [Sketch the new aesthetics of music]. St. Petersburg, 1912.
4. Voprosy muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva [Questions musical performing arts]. Moscow, 1967.
5. Ingarden R. Issledovaniya po estetike [Studies in aesthetics]. Moscow, 1962.
6. Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta [The structure of the artistic text]. Moscow, 1970.
7. Rakhmaninov S.V. Kompozitor kak interpretator [Composer as an interpreter]. Literaturnoe nasledie [Literary Heritage]. Moscow, 1978.