This article demonstrated the reasonability of teaching oral Russian among Chinese Russian major students based on communication principles, which explained the possibility of communication principles using «the method of discussion» as an example. We believe communication principle plays an important role in foreign Russian teaching. Researchers of modern Russian teaching methodology, such as T.M. Balyhina, O.Ya. Goyhman, G.G. Gorodilova, V.G. Kostomarov, E.I. Passov, M.B. Uspensky, N.I. Formanovskaya, A.N. Schukin etc. all contributed to achievement of this principle. «Discussion», as a methodology displaying the communication principle in Foreign Russian teaching, could enrich students knowledge, develop their communication ability and skills, and create enthusiasm. The application of this methodology could lead to the enhancement of students communication skills, and increases the interaction among them.
communication principles, Chinese college students-linguist, linguistics, discussion, argument, holism, communication ability.
В современных социокультурных условиях значительно возрос поток значимой информации. Приоритетной задачей в обучении студентов русскому языку как иностранному стало овладение ими на высоком уровне всеми 4 видами речевой деятельности: разговорной речью, чтением, письмом и слушанием. В современной методике преподавания русского языка как иностранного на первый план выдвигается работа по развитию речи студентов, приоритетным является процесс формирования умения владеть речью практически. В нормативных документах [2] подчеркивается первостепенное значение развития устной речи студентов — «достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовывать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы» [2, с. 13]. Именно поэтому принцип коммуникативности должен учитываться преподавателем с самых начальных стадий обучения РКИ. Умение свободно общаться на иностранном (русском) языке выявляется как насущная потребность у китайских студентов-русистов, желающих добиться профессионального роста и успеха в жизни. Именно поэтому обучение РКИ в аудитории китайских студентов-филологов должно строиться на коммуникативной основе.
Принцип коммуникативности в обучении русскому языку как иностранному, на наш взгляд, по ряду причин имеет приоритетное значение. Современные исследователи в области методики преподавания РКИ, такие как Т.М. Балыхина, О.Я. Гойхман, Г.Г. Городилова, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, М.Б. Успенский, Н.И. Формановская, А.Н. Щукин и др., обращают внимание на широкие возможности реализации принципа коммуникативности в обучении языку.
Как утверждает Е.И. Пассов, «принцип коммуникативности предусматривает использование на занятиях следующих присущих этому принципу признаков, совокупность которых и позволяет считать учебный процесс коммуникативным» [6, с. 167]. К числу отличительных признаков, свойственных принципу коммуникативности, относятся мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, индивидуальность отношений, речемыслительная активность, взаимодействие, контактность, ситуативность, информативность, новизна, эвристичность, функциональность, проблемность.
1. Goykhman O.Ya., Nadeina T.M. Rechevaya kommunikatsiya [Speech Communication]. Moscow, Infra-M Publ., 2008.
2. Ivanova T.A., Popova T.I., Rogova K.A., Yurkov E.E. Gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Vtoroy uroven’. Obshchee vladenie [State educational standard for Russian as a foreign language. The second level. Common ownership]. Moscow; St. Petersburg; Zlatoust, 2012.
3. Maslova V.A. Sovremennye napravleniya v lingvistike [Modern trends in linguistics]. Moscow, Akademiya Publ., 2008.
4. Pryakhin M.N. Praktikum po kursu «Zhurnalistskoe masterstvo». Tema: «Televizionnaya diskussiya» [Workshop on course «Journalistic skills.» Theme: «TV debate»]. Moscow, UDN Publ., 1989.
5. Formanovskaya N.I. Russkiy rechevoy etiket: lingvisticheskiy i metodicheskiy aspekty [Russian speech etiquette: linguistic and methodological aspects]. Moscow, 1982.
6. Shchukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2010.