Suhum, Abkhazia
The article is devoted to the problems of university training students of pedagogical specialties. Presents descriptions of professional competencies, tasks and content of practice-oriented learning. The main problems of using interactive teaching methods for future teachers are revealed.
practice-oriented training of students, competence, interactive teaching methods, activity-competence approach, technology teaching workshops
Практико-ориентированное обучение студентов характеризуется освоением ими образовательной программы с целью формирования профессиональных компетенций в процессе решения реальных практических задач. Основу практико-ориентированного обучения определяет оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки [3].
B процессе профессиональной подготовки специалистов любого профиля актуальной признается проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи возможно через внедрение и применение интерактивных форм и методов обучения [1; 5].
Приведем примеры работы по формированию профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей Абхазского государственного университета. Так, студент готовится реализовывать учебные программы базовых курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); учится применять современные методики и технологии, в том числе информационно-коммуникационные для обеспечения качества воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени (ПК-2, ПК-4); решает задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). Повышение продуктивности практик, как справедливо отмечают Шаповалова И.А., Ростовская Т.К. «во многом определяется человеческим потенциалом – специалистами действующими и будущими, их уровнем: владения (овладения) компетенциями – профессиональными, общепрофессиональными, общекультурными; социализации; рефлексии; инкультурации; духовности» [4, с. 223].
ГОСТ Абхазского государственного университета, разработанный с учетом опыта развития российского образовательного пространства, ориентирован на усиление прикладного, практического характера профессионального образования, на соответствие современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Поэтому практико-ориентированное обучение студентов Абхазского государственного университета предполагает: формирование профессиональных компетенций за счет решения ими реальных практических задач в учебное время; практическую деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности. При этом содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:
– теоретическую часть – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по интеллектуальному развитию студентов. На формирование у студентов представлений о новых научных достижениях в педагогической науке влияют возможности проведения занятий «в парах», когда в диалоге преподавателя вуза и приглашенного специалиста, внедряющего личностный опыт успешных культурных практик, раскрываются смыслы инновационных исследований;
– прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, интерактивные формы организации деятельности студентов в период учебных педагогических практик;
– самостоятельную работу: выполнение научно-исследовательских проектов, работа в библиотеках и в компьютерных классах, ведение портфолио (электронный и бумажный варианты), участие в конкурсах профессионального мастерства, предметные олимпиады;
– участие студентов в научно-практических конференциях, проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями общеобразовательных учреждений (в условиях сотрудничества с научными руководителями-преподавателями университета и общеобразовательных учреждений Абхазии).
Создание практико-ориентированной образовательной среды вуза, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой профессорско-преподавательского состава Абхазского государственного университета. Связано это, прежде всего, с необходимостью поиска эффективных форм сочетания традиционных и инновационных подходов к организации лекционно-семинарско-зачетной работы, при которой учебный материал сначала предлагается через лекции, затем базовые сведения применяются на семинарских, практических и лабораторных занятиях. Результаты деятельности студентов проверяются разнообразными средствами контроля качества (промежуточная аттестация, итоговая сессия – зачеты, экзамены, исследовательские работы).
В Абхазском государственном университете поддерживается включение в учебный процесс практико-ориентированных технологий, технологий педагогических мастерских. Вслед за Б. Блумом, В. Беспалько, В. Журавлевой, М. Клариным, В. Монаховым и другими учеными мы рассматриваем эти технологии в целостной системе интерактивных форм успешной профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.
Педагог в условиях сотрудничества со студентами ограничивает влияние репродуктивных форм усвоения знаний на формирование ключевых компетенций, отдавая предпочтение выбору эвристических форм организации аудиторной и самостоятельной работы. В таком контексте деятельности преподаватель включается в работу по инициативе студента, т.е. когда обучающийся актуализирует необходимость участия педагога в ситуациях, требующих решения проблем. Таким образом, функции сотрудничества преподавателя и студента приобретают новый характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, с одной стороны, с другой – поддерживается самостоятельность поиска решения студентом возникших задач. Преподаватель при этом реализует уникальную функцию мастера.
Педагогическая мастерская как нестандартная организация учебно-воспитательного процесса создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту взаимодействия преподавателя и студента. Педагогическая мастерская – это всегда процесс исследования, эвристическая деятельность по поиску знаний и открытий. Эта технология соответствует эффективным формам деловой игры. Технологии педагогических мастерских располагают своим алгоритмом, который включает семь этапов, каждый из которых ориентирован на решение задач, конкретных на разных уровнях: содержательном, коммуникативном, личностном. Работа педагогической мастерской тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из индивидуальных особенностей готовности к применению сформированных умений, реализации личностного жизненного опыта, профессиональных интересов и способностей. Остановимся подробнее на краткой характеристике каждого из этих этапов.
1. Этап индукции. Создание эмоционального настроя, мотивации включения чувств студента, создание личного отношения к предмету обсуждения.
На этом этапе студентам предлагается отразить свои ассоциации (схемы, таблицы, вопросы) по определенным явлениям, понятиям, событиям, ситуациям. Чтобы включить в сотрудничество всех участников образовательного процесса важно регулировать их взаимодействие.
2. Этап самоконструкции. Индивидуальное создание решения, текста, схемы, таблицы, проекта. Преподаватель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит рефлексировать.
3. Этап социоконструкции. Работа студентов в парах, в группах. Преподаватель – организатор этой работы.
4. Этап социализации: выступление студентов в группе – сопоставление, оценка, коррекция полученных ранее результатов. Преподаватель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление студента от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
5. Этап афиширования. Это предъявление коллективных работ студентов (текстов, рисунков, схем, проектов), ознакомление с результатами групповой работы. Преподаватель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
6. Этап разрыва: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
7. Рефлексия. Преподаватель инициирует и активизирует рефлексию студентов на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях (индивидуально и в групповой деятельности).
На практических занятиях по методике преподавания русского (неродного), русского (родного) языка и литературного чтения студентам педагогического факультета Абхазского государственного университета предлагаются примерные модели уроков по технологии педагогических мастерских [2, с. 79]. В дальнейшем, в процессе педагогической практики такой материал используется с перспективой широкого внедрения на занятиях по другим дисциплинам учебного плана.
1. Doronicheva R.M., Ivaschenko G.A. Praktiko-orientirovannyy podhod v podgotovke konkurentosposobnyh specialistov v sisteme SPO [Tekst] // Aspekty i tendencii pedagogicheskoy nauki: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2016 g.). – SPb: Svoe izdatel'stvo, 2016. – S. 167–170. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (data obrascheniya: 05.06.2019).
2. Zhvaniya S.Yu. Ispol'zovanie tehnologii pedagogicheskih masterskih na urokah literaturnogo chteniya v nachal'nyh klassah. Sovremennoe nachal'noe obrazovanie: vuz – shkola: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem/Otv. red. Z.B.Red'ko. – M.: RIC MGGU im. M.A.Sholohova, 2012. – 244 s., s. 72–80
3. Polisadov S.S. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v VUZE. // Urovnevaya podgotovka specialistov: elektronnoe obuchenie i otkrytye obrazovatel'nye resursy sbornik trudov I Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferencii, 20-21 marta 2014 g., Tomsk: / Nacional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy politehnicheskiy universitet (TPU); red. kol. A. I. Chuchalin [i dr.]. — Tomsk: Izd-vo TPU, 2014. — [S. 349-352] . — Zaglavie s titul'nogo lista. — [Bibliogr. s. 352 (4 nazv.)]. – Rezhim dostupa: http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_ / (data obrascheniya: 05.06.2019).
4. Shapovalova I.A., Rostovskaya T.K. Izmenyayuschayasya real'nost' social'nogo obrazovaniya: antropologicheskie osnovaniya. Molodezh' i molodezhnaya politika: novye smysly i praktiki. Seriya «Demografiya. Sociologiya. Ekonomika». Tom 5, № 1 / Pod redakciey chl.-korr. RAN Ryazanceva S.V., d.s.n., Rostovskoy T.K., d.s.n., Zubok Yu.A. – M.: Izd-vo «Ekon-inform», 2019. – 325 s., s. 222-225.
5. Shapovalova I.A. Obuchenie russkomu yazyku v aspekte razvitiya rechi uchaschihsya shkol Karachaevo-Cherkesskoy Respubliki: opyt i problemy// Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – №1. – 2019. – S. 67–72.