graduate student
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
At the moment, one of the problems of labor psychology is not developed images of professions of employees of internal Affairs. This article discusses the theoretical aspect of psychological cognition of the Self-concept. In addition, the author defines its understanding as a system of images of police officers, as well as the results of empirical research in a sample of cadets and students of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Kikot. The greatest emphasis is placed on the study of the specifics of the image of the profession of future employees of investigative units. The relevance of the scientific problem is due to the high shortage of personnel in the investigation departments of the internal Affairs bodies.
profession image, Self-concept, official activity, professional self-determination, police officer, investigator, professionally important qualities
Научный руководитель:
Профессор кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
доктор психологических наук – Агапов Валерий Сергеевич
Введение. В настоящее время в Российской Федерации постоянно возрастает нагрузка на следователей, что предъявляет к их личности высокие профессиональные требования. Данная проблема была рассмотрена Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе его послания Федеральному Собранию 20.02.2019 года, где он уточняет: «там загрузка огромная, конечно, у следственных работников, в МВД – особенно, просто вал, и с этим тоже нужно что-то делать, надо посмотреть на это повнимательнее. Необходимо, может, и ресурсы дополнительные выделять, количество следователей увеличивать» [8]. По нашему мнению, основная научная проблема изучаемого вопроса состоит в выявлении психологических аспектов привлекательности профессии сотрудника полиции. Важнейшим фактором выбора профессии является Я-концепция личности.
Теоретический обзор проблемы исследования. Впервые термин
«Я-концепция» был использован в гуманистической психологии
К. Роджерсом и А. Маслоу. Указанные ученые пытались включить новую научную категорию в свои исследования с целью определения психологического содержания компонентного наполнения структуры
Я-концепции, как ключевой движущей силы развития личности.
К. Роджерс определяет Я-концепцию как «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемый» [5].
В научных трудах В.С. Агапова понятие «Я-концепция» трактуется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. Выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Частично существует и в бессознательной сфере [1].
Стоит отметить, что развитие профессиональной Я-концепции происходит значительно позже, чем формирование общей Я-концепции личности. Данный факт обусловлен тем, что на определенном этапе развития личность начинается соотносить с себя с профессией, которая наиболее значима и интересна для нее. Здесь происходит соотнесение образа Я с профессиональной деятельностью, в которой личность ежедневно развивается [4]. В результате формируется сложное личностное образование под названием профессиональная Я-концепция.
Данное теоретическое положение легло в основу настоящего исследования, и помогло уточнить определение «Я-концепция сотрудника полиции», под которым мы понимаем динамичную систему образов себя, профессии и своей жизни, являющихся системообразующими компонентами структурных и функциональных элементов профессиональной деятельности.
Проведя теоретический анализ, нами установлено, что М.Н. Рыбникова рассматривает образ профессии, как структурное динамическое образование, формирующееся в процессе профессионального развития идентификации образа «Я сам» специалистов с «образом-идеалом» при условии наличия у них мотивационной направленности и соответствующих качеств личности [6].
Понятие «образ профессии» сотрудника полиции мы определяем как систему представлений сотрудником полиции о собственной служебной деятельности, о своих профессионально-важных качествах, о факторах привлекательности профессии, а так же их рефлексия.
Необходимо отметить, что разработкой профессионального самосознания занимались В.Б. Вяткин и О.Б. Беляев, изучавшие его динамику у курсантов в процессе их обучения. Они установили, что курсанты последних курсов обучения, имея наиболее реальное представление о своей будущей службе, активно и сознательно настраивают себя на будущую сложную и напряженную служебно-боевую деятельность [2].
Следует подчеркнуть, что в процессе обучения в образовательном учреждении системы Министерства внутренних дел Российской Федерации развитие профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей происходит в несколько этапов, наиболее значимые из которых охватывает 1, 2 и 5 курсы.
На первом этапе происходит развитие позитивной профессиональной Я-концепции, так как именно здесь курсанты в наибольшей степени имеют мотивацию на познание своей будущей служебной деятельности и в наибольшей степени вкладывают силы в образовательный процесс.
Обнаружено, что у выпускников института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования удовлетворенность от избранной профессии носит противоречивый характер в связи со сложностями, с которым сталкивается слушатель проходящий практику в следственном подразделении [3, 7].
Объект исследования - проявление и развитие образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования.
Предмет исследования – психологическая специфика представлений об образе профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудника полиции.
Цель исследования – выявить психологическую специфику и динамику привлекательности образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Эмпирическую базу исследования составили курсанты 1 курса (n=30) и слушатели 5 курса (n=30) Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования (следователи) Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Методики исследования: В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие психодиагностические методики.
С целью определения факторов привлекательности образа профессии, была использована одноименная методика, разработанная В. Ядовым. Для проведения настоящего исследования применялась ее усовершенствованный вариант в модификации Н.В.Кузьминой, А.А.Реана.
Данная методика включает в себя список из 22-х утверждений, разделенный на 2 колонки (по 11 утверждений, в каждой). Так, колонка «А» включается в себя положительно окрашенные факторы привлекательности, в то время как, колонка «Б» их отрицательное значение. Респонденту необходимо выбрать ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение. Интерпретация результатов определяется коэффициентом значимости (далее КЗ), каждого из указанных факторов.
Одним из составляющих компонентов образа профессии являются знания о своей служебной деятельности, с целью их уточнения нами был использован метод нестандартизированного самоописания - сочинение на тему «Я-полицейский» с последующим контент-анализом.
Практическая часть исследования. Далее обратимся к результатам эмпирического исследования факторов привлекательности образа профессии (рисунки 1 и 2).
Рисунок 1 - Соотношения показателей отношения курсантов и слушателей
к положительным факторам привлекательности образа профессии следователя
Установлено, что курсанты 1 курса (n=30) в наибольшей степени выделяют следующие факторы привлекательности образа профессии.
Ф.1 (важнейшая для общества профессия) КЗ = 0,2. Ф.2 (работа с людьми) КЗ = 0,46. Ф.8 (работа соответствует моему характеру) КЗ = 0,53.
Ф.11 (возможность достичь социального признания, уважения) КЗ = 0,53.
Слушатели 5 курса (n=30), предлагают следующие факторы.
Ф.1 (важнейшая для общества профессия) КЗ = 0,8. Ф.2 (работа с людьми) КЗ = 0,7. Ф. 6 (возможность самосовершенствования) КЗ = 0,06.
Ф.7 (работа соответствует моим способностям) КЗ = 0,53. Ф.8 (работа соответствует моему характеру) КЗ = 0,13. Ф.11 (возможность достичь социального признания, уважения) КЗ = 0,73.
Анализируя полученные эмпирические данные, обнаружена устойчивая зависимость в выборе наиболее привлекательных факторов образа профессии следователя в обеих выборках: важнейшая для общества профессия (курсанты 1 курса КЗ = 0,2; слушатели 5 курса
КЗ = 0,8); работа соответствует моему характеру (курсанты 1 курса КЗ = 0,53; слушатели 5 курса КЗ = 0,13); возможность достичь социального признания, уважения (курсанты 1 курса КЗ = 0,53; слушатели 5 курса КЗ = 0,73).
Сравнение результатов по данной методике свидетельствует о том, что слушатели 5 курса, прошедшие преддипломную практику, в большей степени, выражают положительные стороны своей будущей профессии. С нашей точки зрения данный факт объясняется тем, что полноценные знания о выбранной профессии в структуре профессиональной Я-концепции обучаемых начальных курсов еще не сформированы и восполняются за счет ориентации на мнение окружающего социума.
Рисунок 2 - Соотношения показателей отношения курсантов и слушателей
к отрицательным факторам образа профессии следователя
Выявлено, что курсанты 1 курса (n=30) оценили следующие отрицательные факторы образа профессии.
Ф.3 (нет условий для творческого подхода) КЗ = -0,33. Ф.4 (работа вызывает переутомление) КЗ = -0,86. Ф.5 (небольшая зарплата) КЗ = -0,66. Ф.6 (возможность самосовершенствования) КЗ = -0,06. Ф.7 (работа соответствует моим способностям) КЗ = 0,53. Ф.9 (большой рабочий день) КЗ = -0,6. Ф.10 (излишне частый контакт с людьми) КЗ = -0,73.
Эмпирические данные в выборке слушателей 5 курса (n=30) показывают следующие отрицательные факторы:
Ф.3 (нет условий для творческого подхода) КЗ = -0,33. Ф.4 (работа вызывает переутомление) КЗ = -0,86. Ф.5 (небольшая зарплата) КЗ = -0,66. Ф.9 (большой рабочий день) КЗ = -0,6. Ф.10 (излишне частый контакт с людьми) КЗ = -0,73.
Итак, в эмпирическом исследовании выявлено противоречие, которое заключается в том, что в обеих выборках респондентами избран отрицательным фактором образа профессии следователя излишний контакт с людьми (Ф.10). При этом они отметили положительной работу с людьми (Ф.2). Объяснение подобного противоречивого эмпирического результата необходимо трактовать с точки зрения, переизбытка контактирования с населением и другими государственными органами, не зависимо от наличия у них достаточных умений и навыков взаимодействия с указанными субъектами. Более того, в системе МВД России в нормативном порядке определена недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, предъявления незаслуженных обвинений в процессе взаимодействия [7].
Далее следует заметить, что многие показатели факторов привлекательности образа профессии получили низкий коэффициент значимости. Обобщая результаты эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что обе выборки испытуемых акцентировали свой выбор на пяти отрицательных факторах образа профессии. К ним относятся: нет условий для творческого подхода (курсанты 1 курс КЗ = -0,33; слушатели 5 курса
КЗ = -0,93); небольшая зарплата (курсанты 1 курса КЗ = -0,66; слушатели
5 курса КЗ = -0,2); работа вызывает переутомление (курсанты 1 курса
КЗ = -0,86; слушатели 5 курса КЗ = -0,6); большой рабочий день (курсанты 1 курса КЗ = -0,86; слушатели 5 курса КЗ = -0,8); излишне частый контакт с людьми (курсанты 1 курса КЗ = -0,73; слушатели 5 курса КЗ = -0,93).
Данный факт объясняется тем, что в служебной деятельности следователя, много времени отводится на большой объем бумажной работы, исходящей от надзирающих и контролирующих органов, что становится причиной зарождения профессионального выгорания. Помимо этого, результатом такого эмоционального истощения становится отсутствие интереса к применению творческого подхода в служебной деятельности. Более того, следователь не успевает всецело охватить необходимые действия за восьмичасовой рабочий день, так как находится в прямой зависимости от графика работы органов суда, прокуратуры, медицинских учреждений, а так же граждан, которые подлежат вызову для проведения различных следственных действий. Подобные трудности так же порождают наличие такого отрицательного фактора в привлекательности образа профессии, как чрезмерный контакт с людьми.
Далее перейдем к результатам эмпирического исследования профессиональной Я-концепции на основе контент-анализа сочинений
«Я-полицейский». В результате обработки полученных данных нами были выделены категории, которые определялись как на основе частоты высказываний, так и с учетом имеющихся теоретических представлений об образе профессии и служебной деятельности следователя у курсантов 1 курса, и слушателей 5 курса.
Согласно основной цели исследования, нами был проведен детальный анализ специфических характеристик, связанных со служебной деятельностью, в результате чего были выделены следующие смысловые единицы:
А) Знание о качествах, необходимых для качественного исполнения служебных обязанностей;
Б) Уважение к форме сотрудника полиции;
В) Направленность на саморазвитие личности;
Г) Уровень социального статуса сотрудника.
Данные категории в наибольшей степени выделялись респондентами, в качестве определяющих характеристик позитивно и гармоничного сформированного образа профессии следователя (рисунок 3).
Рисунок 3 - Соотношение категорий контент-анализа наиболее важных единиц образа профессии следователя в выборках курсантов и слушателей
Выявлено, что 25 раз в своих сочинениях курсанты упоминали о профессионально-важных качествах, а также 22 раза о значимости правильного ношения форменного обмундирования. Помимо этого респондентами 1 курса 19 раз был отмечен престиж профессии следователя, в то время как о самосовершенствовании личности упоминалось 15 раз.
Контент-анализ сочинений, написанных слушателями 5 курса, показывает, что ими 29 раз упоминалось о личностных качествах следователя, которые влияют на успешность служебной деятельности; 25 раз о саморазвитии; 21 раз об уровне социального статуса человека, работающего в полиции;17 раз отмечалось о том, что следователь всегда должен обращать внимание на внешний вид и держать форму в порядке.
Исходя из полученных данных, следует утверждать, что приоритетные направления в характеристике личности подвергаются трансформации, в связи с увеличением профессионального опыта.
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.
Наиболее значимыми факторами привлекательности профессии следователя для обеих выборках являются: важнейшая для общества профессия, работа соответствует моему характеру, а так же возможность достичь социального признания, уважения.
К приоритетным психологическим характеристикам служебной деятельности следователя, относят: знание о качествах, необходимых для качественного исполнения служебных обязанностей, уважение к форме сотрудника полиции, направленность на саморазвитие личности, уровень социального статуса сотрудника.
Исходя из ранее полученных данных следует, что развитие в процессе обучения образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудника полиции, приводит к изменениям личностных качеств, а так же компонентов структуры профессионального самосознания, что является значительным катализатором к преобразованию представления об образе профессии следователя.
1. Agapov V.S. Formation of Self-concept in managerial activity of managers. Monograph [Stanovlenie Ya-koncepcii v upravlencheskoy deyatel'nosti rukovoditeley. Monografiya]- M.: ed. OOO "PKC Altex Publ.", 2012-488 p. (in Russia)
2. Vyatkin B.A., Belyaev O.B. Dynamics of professional self-consciousness of cadets in the process of their training / / Psychopedagogics in law enforcement. [Dinamika professional'nogo samosoznaniya kursantov v processe ih obucheniya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah] - 2010. No. 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnogo-samosoznaniya-kursantov-v-protsesse-obucheniya (in Russia)
3. Kamasova A.G., Chumanov Yu.V. Legal regulation of moral and psychological support of the operational activities of OVD as the direction of personnel work in the internal Affairs bodies // In the book: Topical issues of administrative-legal regulation ("Korenevsky reading") collection of scientific articles of I International scientific-practical conference (Moscow, Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, November 8, 2017) [Pravovoe regulirovanie moral'no-psihologicheskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti OVD kak napravleniya kadrovoy raboty v organah vnutrennih del // V sbornike: Aktual'nye voprosy administrativno-pravovogo regulirovaniya («Korenevskie chteniya») sbornik nauchnyh trudov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (g. Moskva, Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 8 noyabrya 2017 goda)]. 2017. 340 p. 344. (in Russia)
4. Mal'ceva T.V. Approaches to overcoming intrapersonal conflicts among employees of internal affairs bodies // Applied Legal Psychology. [Podhody k preodoleniyu vnutrilichnostnyh konfliktov u sotrudnikov organov vnutrennih del // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya] 2014. No. 1. pp. 72-76. (in Russia)
5. Rodzhers K. View on psychotherapy. The formation of man. [Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka]M.: "Progress Publ.", 1994. (in Russia)
6. Rybnikova M.N. Individual typological and socio-psychological factors of formation of the image of the profession: dis. ... Cand. the course of studies. sciences '[Individual'no-tipologicheskie i social'no-psihologicheskie faktory formirovaniya obraza professii: dis. ... kand. psihol. nauk] . – M., 2008. (in Russia)
7. Structure and functions of the police officer's self-concept" (RSCI). Electronic resource: Saint Petersburg 2019. pp. 118-120, St. PETERSBURG: St. Petersburg University of the MIA of Russia 2019. [Struktura i funkcii Ya-koncepcii sotrudnika policii». Elektronnyy resurs: Sankt-Peterburg 2019g. str. 118-120, SPB: Sankt-Peterburzhskiy universitet MVD Rossii 2019 g. ]
8. http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.