student
student
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
The concept of tax control, its significance, essence is considered.
: tax control, tax law, tax code, socio-economic situation
Прежде чем говорить о налоговом контроле и его роли и значении для стабилизации социальной экономической обстановки в стране, роли и значении для общества и государства, необходимо разобраться с тем, что представляет собой «контроль» в его широком понимании и прежде всего в социально-гуманитарном контексте. Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров, значимых для той или иной сферы государства и общества. В чем же заключается суть контроля с позиций юридического регулирования в государстве? Она заключается в том, что властный субъект следит за соблюдением определенных норм, правил поведения другого субъекта, следит за тем, какую деятельность осуществляет этот субъект – с разными целями и задачами, но в приоритете – обеспечение безопасности личности, общества и государства, как в отраслевом, так и в глобальном масштабе. Государственный контроль выступает необходимым «атрибутом государственного управления» в стране [2, 51]. Типичным примером может служить контроль сотрудников полиции за общественным порядком, где в случае совершения противоправного деяния сотрудник полиции может привлечь виновное лицо к ответственности либо же в силу малозначительности деяния ограничиться устным замечанием. В обществе и государстве существует множество разновидностей контроля. Например, президентский контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, внутрифирменный, аудиторский и, конечно же, налоговый контроль. Каждая разновидность контроля отвечает за конкретный участок отношений в стране.
Юридическую основу налогового контроля составляет финансовое законодательство, поскольку налоговый контроль выступает разновидностью государственного финансового контроля. В ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации [1] закреплено, что под «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Из определения следует, что налоговый контроль – это есть деятельность специальных уполномоченных органов государства. Для осуществления налогового контроля в Российском государстве специально созданы налоговые органы. В зарубежных государствах (например, в США) получила распространение практика попыток передачи полномочий по сбору налогов и контролю за их уплатой частным лицам, что знаменует общественный контроль в сфере публичных финансов [5, 166].
Доминирование налогового контроля в финансовом праве в качестве важнейшего правового института показало его значимость и для социально-экономической обстановки в стране.
Перед налоговым контролем поставлены определенные задачи, значимые для государства и общества. К задачам налогового контроля относятся:
– обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
– предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
– наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Виды налогового контроля, равно как и иных видов финансового контроля (например, бюджетного) можно классифицировать по определенным признакам, значимым для соблюдения интересов государства и населения страны: по времени проведения (предварительный, текущий, последующий); в зависимости от места проведения (камеральные и выездные налоговые проверки). Такие критерии классификации актуальны для всех видов финансового контроля [3, 361].
Проанализировав в общем виде свойства налогового контроля, рассмотрим его значение для стабилизации социально-экономической обстановки в стране. На наш взгляд, значение налогового контроля велико и оно все более возрастает в условиях современной нестабильной финансово-экономической обстановки в стране. Ведь с того момента, как появляется государство, появляются и налоги, как следствие – и объективная потребность проконтролировать их уплату населением. Налоги в бюджет играли и играют огромную роль в жизни общества и государства. Налоги, полученные от граждан, организаций расходуются на различные сферы деятельности государства и общества: на медицину и здравоохранение, на спорт и культуру, на армию, на ремонт дорог, на вознаграждение за труд государственных служащих и т.д. Налоги, выполняя фискальную функцию, обеспечивают государству в современных условиях возможность осуществлять политическую, экономическую и социальную деятельность в пользу населения. Возросшие потребности государства в денежных средствах в связи с расширением его экономических функций обусловливают необходимость усиления функции налогов для эффективного воздействия на экономику. Из этого видно, что государству необходимы налоги, так как это по сути его средства, которые он использует для реализации его задач, для улучшения жизни его граждан. Поэтому налоговый контроль, который заключается в деятельности компетентных органов по проверке, надзору соблюдения законодательства о налогах и сборах, призван для того, чтобы можно было контролировать уплату законно установленных налогов, сборов и страховых взносов для того, чтобы собранные денежные средства распределить по разным сферам общества и государства, улучшая социальное положение граждан в государстве.
В связи со значимостью налогового контроля для существования государства, обеспечения выполнения им финансовых обязательств перед населением в финансово-правовой науке высказана точка зрения относительно рассмотрения налогового контроля, как и иных видов государственного финансового контроля, в контексте элементов бюджетного устройства государства [4, 289–300]. Бюджетное устройство Российской Федерации рассматривается как основанная на провозглашенном Конституцией РФ федеративном государственном устройстве организация формирования и функционирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подчиняющаяся бюджетно-правовому регулированию, осуществляемому как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с разграничением их бюджетных полномочий [4, 116]. В литературе обоснован вывод, что юридическое установление бюджетного устройства государства, охватывающего контроль за функционированием бюджета и сопутствующий налоговый контроль, обеспечивает экономическую безопасность в стране, а именно: устойчивость бюджетной системы; централизованное регулирование мер предотвращения дефицита бюджета для выполнения финансовых обязательств государством перед населением; поддержание уровня доходов бюджетов бюджетной системы, необходимого для бюджетной обеспеченности государства; формирование юридических гарантий своевременного, законного исполнения финансовых обязательств государства в соответствии с возложенными на страну расходными обязательствами.
Налоговый контроль выступает не просто элементом устройства управления налоговой системой в стране, а, своего рода, механизмом, гарантирующим должную реализацию ее финансовой политики. Контрольные мероприятия оказывают управленческое воздействие на все элементы налоговых отношений, обеспечивая законность их реализации и действенность. В силу этого нормативное регулирование налогового контроля занимает важнейшее место в правовых основах финансовой системы Российского государства. Ни правовая природа, ни ценность финансов не решит проблему финансово-правовой стабилизации в стране без наличия инструментария контроля. Юрисдикционный контроль придает действенность иным финансовым институтам общества и государства.
Отмеченное подтверждает объективно необходимое совершенствование финансово-правовой и экономической науки относительно понятия и правового режима налогового контроля в государстве. Однако значение имеет не поверхностное исследование отдельных свойств контроля, а целостный – концептуальный – подход к его содержанию, основанный на выявлении системных связей, сторон взаимодействия между разными видами общественных отношений, сопутствующих налогообложению и налоговому контролю.
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 1) : federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ (red. ot 2 noyabrya 2013 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. – 1998. – № 31. – St. 3824; 2010. – № 40. – St. 4669; 2012. – № 26. – St. 3447; 2013. – № 9. – St. 872; № 23. – St. 2866.
2. Ivanyuzhenko A.B. Gosudarstvennyy i municipal'nyy finansovyy kontrol' (Kniga dlya podkontrol'nyh i kontrolerov) [Tekst] / A.B. Ivanyuzhenko. – SPb.: Nestor-Istoriya, 2010. – 398 s.
3. Peshkova H.V. Byudzhetnoe pravo Rossii: Uchebnik [Tekst] / H.V. Peshkova. – M.: INFRA-M, 2018. – 404 s.
4. Peshkova H.V. Teoretiko-pravovye osnovy byudzhetnogo ustroystva gosudarstva: Monografiya [Tekst] / H.V. Peshkova. – M.: INFRA-M, 2017. – 315 s.
5. Pravo i finansovyy kontrol' [Tekst] / N.M. Kazancev i dr.; In-t zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF. – M.: Eksmo, 2009. – 336 s.