Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses current issues of interethnic relations. Due to the fact, that the personal qualities of young people are only at the stage of formation, youth is a favorable audience for any propaganda, all this leads to the emergence in the worldview of the young generation of the rudiments of nationalism, chauvinism, xenophobia, ethnic and racial prejudices. The authors conducted a secondary analysis of sociological data on this topic and found ways of forming tolerance among the younger generation.

Keywords:
youth, interethnic conflicts, communities, nationalities, tolerance, tension
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 21 веке возрастает уровень значимости этнокультурного фактора. Это проявляется в развитии всего мира и также отдельных этнических групп. В жизни мирового сообщества постоянно происходят изменения, они связаны с экономической, политической и социальной сферами. Именно эти изменения требуют коренного пересмотра межнациональной, международной и межэтнической политики. Одним из наиболее важных направлений этой политики является проблема межэтнических отношений.

В наши дни продолжают существовать регионы, в которых проходят затяжные межнациональные конфликты. В этой ситуации возникает необходимость поиска социально-психологических механизмов и эффективных путей преодоления этих конфликтов.

Молодежь представляет собой ту социально-демографическую группу, которая находится в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости. Эти качества служат основой для успешного исполнения социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям. В этом возрасте развивается критичность мышления, возникает стремление дать собственную оценку происходящему, проявляется самосознание и мировоззрение. Слабая вовлеченность молодых людей в систему общественных отношений, сохранение установок и стереотипов предшествующего поколения вызывают у них тяготение к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход, отрешенность от внешнего мира. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание межэтническому взаимодействию в молодежной среде.

Теоретические разработки в области межэтнических отношений ведут многие ученые.

Д.М. Фельдман выделяет две главные линии в развитии современных международных отношений. Первая линия – глобализация – понимаемая как становление единого, целостного мира. Она проявляется в интернационализации экономической, социальной, политической и общественной жизни современного общества. Вторая линия – фрагментация, понимаемая как создание новых форм раскола единого общества. Она проявляется в создании и укреплении суверенных государств, развитии национальных общностей и национальных движений, стремящихся к реализации своих интересов вне национально-государственных границ [1].

М.О. Мнацаканян в работе, посвященной изучению национально-этнических процессов в современном мире, обращает своё внимание на полярные этнические тенденции, преобладающие в современном обществе. Разнонаправленные процессы национально-этнического характера, интеграционные и дезинтеграционные тенденции сопровождаются межэтнической напряженностью, множеством конфликтов, в том числе военных [2].

Продолжая изучение универсальных форм установления контактов в ситуациях межнационального, межэтнического общения, С. Бочнер выделяет следующие четыре формы: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

Межнациональные отношения в современной молодежной среде представляют собой одно из направлений развития стабильности и единства Российского государства и гражданского общества. Молодежь является социально активной и образованной группой в структуре российского общества. Именно поэтому развитию культуры межнационального взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде уделяется серьезное внимание в проведении национальной политики государства. Об этом говорится в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [3]. В ней определены цели и задачи в сфере гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде, образования и воспитания патриотизма, формирования гражданской идентичности у молодежи.

Молодежь является одной из самых важных социально-демографических групп нашего общества. Молодые люди не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в разных общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие взгляды, интересы и ценности будут превалировать в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Россия является многонациональным государством, и под воздействием объективных факторов в ней периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате этого механизма молодежи постоянно приходится находиться в многонациональной среде. И когда они попадают в нее, то должны проявлять уважение, терпимость по отношению к нормам поведения, обычаям и культуре других народов. В процессе общения между молодежью различных национальностей происходит не только обмен определенной информацией, который располагает общающиеся стороны, но и идет усвоение, переработка, осмысление иных ценностей. И каждый молодой человек должен понимать, что все народы имеют право на жизнь и собственную культуру [4].

Молодежное межнациональное общение влечет за собой взаимодействие различных традиций, языков и нравов. Из СМИ постоянно говорится о фактах и событиях, которые свидетельствуют о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России существуют группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи.

Несмотря на официальные запреты, в СМИ довольно часто ведется пропаганда шовинизма, национальной ненависти, антисемитизма, насилия. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т.е. проявляет неприязнь многим или одной национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди большой части молодежи преобладают националистические установки. Это объясняют по большей части возрастными причинами, которые имеют свои психологические особенности: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на «своих» и «чужих» по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности определяют национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму [5].

Таким образом, получается, что межнациональные конфликты в молодежной среде являются наиболее острыми в настоящее время, и их решение может стать ключом к улучшению социальной, культурно-духовной и социально-политической ситуации в стране в целом и для политической модернизации страны не только на текущий момент, но и на будущее [6].

Одним из механизмов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов социокультурного характера может стать развитие и формирование толерантности в процессе воспитания, овладения собственной национальной культурой. Каждая национальная культура является важным аспектом в межнациональном взаимодействии, поскольку представляет собой закономерную ступень в развитии мировой культуры, внося вклад в общечеловеческую цивилизацию. Культура межэтнического общения зависит от уровня общего развития общества, умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие молодые люди в современном обществе имеют очень низкую этнографическую грамотность. Более или менее зная и изучая культуру своего народа, они имеют очень слабые знания о культурах других национальностей. Поэтому так важно, чтобы население многонационального государства имело хотя бы минимум знаний по основам межэтнических и международных отношений, базовые представления о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион.

В качестве эффективного инструмента решения проблем, связанных с формированием толерантности у молодежи, может стать активно ведущийся социальный диалог. Этот диалог должен реализовываться через средства массовой информации. Он призван создать почву для общественной дискуссии, которая сможет от разногласий через обсуждение привести к сближению позиций и единому решению.

Исходя из вышесказанного, можно определить ряд задач, успешное выполнение которых может привести к формированию толерантности у населения:

1. Выработка журналистским сообществом профессиональных стандартов и этических норм, основанных на ценностях толерантности, что позволит создать благоприятные условия для повышения коммуникативной толерантности средств массовой информации.

2. Внедрение в СМИ норм корректного публичного языка, пропаганда его профессионального употребления.

3. Вовлечение представителей СМИ в пропаганду толерантного поведения, использование мирового опыта взаимодействия власти и медиасообщества в этой сфере.

4. Воспитание средствами массовой информации и средствами социальной рекламы установок на взаимопонимание и взаимоуважение в российском сообществе.

Также определим наиболее эффективные механизмы реализации этих задач:

1. Пропаганда идей толерантности в Интернет-пространстве с помощью официальных информационных ресурсов.

2. Производство и размещение в СМИ программ, которые способствуют формированию позитивных толерантных установок у аудитории.

3. Производство и публикация в печатных СМИ серии статей, которые будут направлены на формирование толерантности у читателей.

4. Жесткий контроль за публикациями, которые отражают межнациональные процессы.

5. Производство и размещение на различных рекламных конструкциях серии плакатов, пропагандирующих идеи толерантности. Размещение рекламы на улицах города и в общественном транспорте с целью максимального охвата населения.

В наше время проводится много исследований, посвященных теме межнациональных отношений. В 2017 г. крупным исследовательским центром «Левада-Центр» было проведено исследование «Молодежь в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения», а в 2018 г. – «Молодежь России» [7].

Согласно результатам этих исследований в обществе сохраняются конфликтность и межэтническая напряженность, ксенофобские и националистические настроения. С помощью опроса было выявлено, что 48% опрошенных положительно относятся к людям другой национальности, а также 35% опрошенных относятся к людям другой национальности без особого интереса. Неприязненное отношение к людям другой национальности высказали 7% опрошенных.

Результаты опроса показали, что у 63% опрошенных в студенческой группе есть люди другой национальности. Также было выяснено, что опрошенные негативнее всего относятся к приезду в город для обучения молодых людей с Северного Кавказа из Закавказья, стран Африки и Юго-Восточной Азии. Скорее всего, такое негативное отношение к представителям этих этнических групп вызвано их особыми манерами поведения и традициями.

Среди опрошенных 60% отметили, что никогда не сталкивались с недоброжелательным отношением среди представителей другой национальности, но также 23% сказали о том, что непосредственно принимали участие в межнациональных конфликтах.

Из всех опрошенных 57% студентов положительно отнеслись к толерантному утверждению «Россия – общий дом для всех ее народов». Однако интолерантное суждение «Россия – для русских» также получило поддержку большого числа опрошенных, оно составило 30%, причем 27% опрошенных, выбравших это суждение, принадлежат к представителям русской национальности.

Являясь наиболее конфликтной ячейкой общества, молодежь выступает как благоприятная аудитория для любой пропаганды. Современная российская молодежь следит за политикой не меньше, чем старшие поколения. Но у молодежи есть возможность использовать больше альтернативных источников информации за счет Интернета. Опрос показал, что 57 % опрошенных проявляют интерес к различным телевизионным передачам, а также к публикациям в СМИ и интернет-ресурсах, связанным с межнациональными отношениями.

Информация может быть направлена как на принятие и толерантное поведение, так и на неуважение и неприятие других национальностей, вызывая этнические и расовые предубеждения, этноцентрические взгляды, ксенофобские и шовинистические настроения. Представители молодежи, которые сталкивались в СМИ с информацией скандального характера в сфере межэтнических отношений, в два раза чаще оценивают возможность массовых проявлений конфликтов по сравнению с молодежью, не владеющей такой информацией. Молодые люди также выступают за то, что необходим определенный контроль над СМИ в отношении публикаций межэтнического, межнационального характера: 63% выступили за внедрение такого контроля и 24% опрошенных считают, что в таком контроле нет необходимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень толерантности российской молодежи находится на достаточно низком уровне и в стране происходит рост ксенофобских и националистических настроений.

К сожалению, в последние годы в нашей стране существует множество стереотипов и обстоятельств, которые оказывают большое отрицательное влияние на развитие межнациональных отношений. Особенно беззащитны в этой ситуации молодые люди, поскольку их личности еще только начинают формироваться. Эти обстоятельства накладываются на свойственные молодому возрасту максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благоприятная аудитория для любой пропаганды, свои обиды и неудачи они переносят на врага в образе другого народа или конкретного человека другой национальности. Все это приводит к возникновению в мировоззрении молодого поколения зачатков национализма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений. Проблема межэтнических отношений актуальна в наши дни и требует решения необходимых для её преодоления задач.

References

1. Fel'dman D.M. Zakonomernosti i tendencii v razvitii mezhdunarodnyh otnosheniy. Vvedenie v sociologiyu mezhdunarodnyh otnosheniy: Ucheb. posobie. – M. : Kanon, 1992. – 378 s.

2. Mnacakanyan M.O. Nacii, «nacie-stroitel'stvo» i nacional'no-etnicheskie processy v sovremennom mire // Sociologicheskie issledovaniya. – 1999. – № 3. – S. 118–127.

3. O Strategii gosudarstvennoy nacional'noy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs] // Dokumenty: [sayt]. [2018]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (data obrascheniya: 01.07.2019).

4. Avksent'ev V.A., Shapovalov V.A. Etnicheskie problemy sovremennoy Rossii: social'no-filosofskiy aspekt analiza. S.: Feniks, 1997. 328 s.

5. Asmolov A.G., Shlyagina E.I. Nacional'nyy harakter i individual'nost' Opyt etnopsihologicheskogo issledovaniya // Socis. – 2004. – № 2. – S. 32–37.

6. Muha V.N. Konceptual'nye podhody k issledovaniyu fenomena identichnosti v zapadnoy sociologii // Obschestvo i pravo. – 2013. – № 2 (44). – S. 253–255.

7. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaya N.A. Molodezh' Rossii [Elektronnyy resurs] // Prilozhenie k zhurnalu «Obschaya tetrad'»: [sayt]. [2018]. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/molodezh.pdf (data obrascheniya: 01.07.2019).

Login or Create
* Forgot password?