HEALTH-SAVING EDUCATION AS A FACTOR OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, the authors show that health-saving education in secondary schools and residential districts of children acts as a factor of additional education and upbringing of children. In MOSOSH No. 25 of Sochi of Krasnodar Krai several years the teacher of physical culture of the highest category V. V. Shpet some improving projects "the project energy of summer", "jump in summer", "energy of Health"are realized. Students of the Kuban state University of physical culture, sports and tourism participate in school health projects that help in the manifestation of General cultural and professional competencies, thereby increasing their basic, research and methodological level with the help of the directions "Pedagogical biomechanics", "Biomechanics in design technologies".

Keywords:
project technology, health-preserving education, teaching biomechanics, method, sample Rufe –Dixon line
Text
Publication text (PDF): Read Download

Система дополнительного образования и воспитания детей школьного периода жизни,  работавшая в СССР, видоизменилась из-за необратимых трансформаций, происходящих в общественном развитии. Забота о здоровье ребенка в 90 гг. 20 века потеряла свою приоритетность в общей массе и стала носить индивидуальный характер. Однако в последние годы потребность в оздоровлении населения в массовом масштабе стала остро проявлять себя в разных возрастах из-за пагубного пристрастия населения к алкоголю, наркотическим средствам и другим асоциальным привычкам (Романцов М.Г., Лисовская Н.И., Рыбалкин С.Б.) [9]. Такая асоциальная картина выявила кризисные точки в оздоровлении детей и подростков. Физическое и духовно-нравственное развитие ребенку дают занятия  спортом. Приобщение к спорту главная задача не только государства, но и регионов. Общеобразовательные школы стремятся внедрить свои концепции здоровьесберегающих технологий для учащихся, но не всегда транслируют свой педагогический опыт по России (Айзман Р.И.; Шадрина А.А.) [1, 10]. Именно трансляция опыта позволяет не только перенять методику, но и прежде всего в регионе провести ситуационный анализ, а также выстроить пути взаимодействия с различными структурными организациями, работающими с детьми.

 

Материалы исследований

В МОУСОШ № 25 г. Сочи Краснодарского края уже несколько лет учителем физической культуры  высшей категории В.В. Шпет реализуется серия оздоровительных проектов «Проект энергия лета», «Прыгни в лето», «Энергия Здоровья» и др. [6, 7, 11]. В проекты включены различные физические упражнения и командные соревнования, способствующие не только повышению двигательной активности, но и помогающие учителю физической культуры определить уровень развития биомеханических характеристик как у группы детей, так индивидуально-личностные критерии (Биндусов Е.Е., Марьянкова Д.А., Овсянникова М.А. ;Лукьяненко В.П., Краморова М.В., Муханова Н.В.) [2, 4].

Эстафеты проводились с различным реквизитом:

– дети бегали в надувных кроссовках, в ластах (фото 1);

– упражнение на ведение мяча одной рукой (фото 2);

– бег втроём  в  штанах для трёх человек.

Эстафета с замкнутой лестницей, в этой эстафете вся команда становится в лестницу, руки поднимают вверх, чтобы одновременно перемещаться ногами внизу лестницы и руками перебирать лестницу, чтобы двигаться вперёд (Фото 3) .

Студентка факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма  Якунина В.А.(избранный вид спорта «Баскетбол»)  развивает научно-исследовательское направление «Биомеханика в проектных технологиях», принимает участие в оздоровительных проектах, реализуемых в МОУ СОШ№25 с целью приобретения педагогического опыта, овладения на практике знаниями и умениями, полученными по предмету «Биомеханика двигательной деятельности». После завершения учебы в университете студентка возвращается работать в школу, которую окончила (Зимина И.С., Кондратенко Е.В.) [3]. Такое проектно-методическое сотрудничество позволяет развивать и совершенствовать предметные технологии, делать их более практико-ориентированными.

Результаты исследований

В проведении спортивных соревнований использовался известный метод – проба Руфье–Диксона, применяемая при проведении прикладных исследований, как с участием школьников, так и студентов (Шутова Т.Н.) [12].

Метод – проба Руфье – Диксона – состоит в следующем:
Р-1 – количество ударов сердца за 15 секунд в покое;
Р-2 – 30 приседаний за 30 секунд, учитывая глубину дыхания и темп приседаний. После тридцатого приседания замерить количество ударов своего сердца в течение 15 секунд;
Р-3 Положение сидя создает организму состояние успокоенности и спустя минуту производим подсчет пульса за 15 секунд. В формуле это показатель Р-3.
Считаем индекс Руфье – Диксона по формуле:

RDI = (4х (Р1 + Р2 + Р3) - 200) /10

0 и  не менее – отлично
0-3  – выше среднего
3-6  – удовлетворительно
6-10 – ниже среднего
выше 10 – неудовлетворительно.

Полученные результаты заносились в карточку здоровья ребенка, которую видел не только ребенок, но и пришедшие на спортивное мероприятие родственники (рис. 1).

Фото 3. Командная эстафета с замкнутой лестницей демонстрирует необходимость выполнения согласованных двигательных действий всех участников.

Данные проекты реализуются при активном взаимодействии со специалистами детско-юношеской спортивной школы №10 г. Сочи (директор Бурьян К.В.) [8].

 Выводы. С помощью метода «проектных технологий» дети и студенты получают знания о собственном здоровье, пропагандируют на определенной территории знания и умения, воспитывают потребность в двигательной активности [5]. Из проведённого научно-педагогического исследования видно, что в домашнем дворе можно получить интересную и полезную информацию о здоровье, посостязаться в силе и ловкости командой своих друзей. Обычно придомовые площадки эстетически приведены в порядок, но  дети разных возрастов не знают, куда «деть время». Придомовые территории нуждаются в развитии социальной среды. Данные практико-ориентированные проекты показывают реальную заботу о здоровье детей не только в физическом, но и в нравственно-психологическом плане у дома проживания.

References

1. Ayzman R.I. Metodologicheskie principy i metodicheskie podhody k organizacii monitoringa zdorov'ya obuchayuschihsya i zdorov'esberegayuschey deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizaciy// Vestnik pedagogicheskih innovaciy. – 2019. – № 1 (53). – S. 5–13.

2. Bindusov E.E., Mar'yankova D.A., Ovsyannikova M.A. Sravnitel'naya harakteristika vozdeystviya razlichnyh grupp gimnasticheskih uprazhneniy na organizm detey 10-12 let s pomosch'yu metodiki «OMEGA-POTENCIAL»// Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. – 2017. – № 1 (143). – S. 25–29.

3. Zimina I.S., Kondratenko E.V. Formirovanie gotovnosti buduschego pedagoga k organizacii zdorov'esberegayuschey obrazovatel'noy sredy // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2019. – T. 13. – № 3. – S. 335–345.

4. Luk'yanenko V.P., Kramorova M.V., Muhanova N.V. Kompleksnoe razvitie fizicheskih kachestv kak osnova ukrepleniya zdorov'ya shkol'nikov// Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. – 2018. – № 2 (65). – S. 178–184.

5. Ovchinnikov Yu.D. Biomehanika v proektnyh tehnologiyah// Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. – 2013. – № 3. – S. 32–35.

6. Ovchinnikov Yu.D., Shpet V.V., Yakunina V.A. Skipping: populyarnyy vid dvigatel'noy aktivnosti//ModernScience. – 2019. – № 7-2. – S. 213–216.

7. Ovchinnikov Yu.D., Shpet V.V., Yakunina V.A. Sportivnye tradicii-semeynye cennosti v regional'nom aspekte razvitiya obschestva // Voprosy pedagogiki. – 2019. – № 9-2. – S. 70–74.

8. Pedagogika i psihologiya: aktual'nye problemy i perspektivy issledovaniy na sovremennom etape/Baybarodskih I.N., Belyak E.L., Davydova N.N., Dashkevich I.S., Eliseeva E.V., Kiseleva N.I., Kondrat'eva G.A., Kurina V.A., Lazareva N.S., Leskova I.A., Loseva N.I., Mihaleva G.V., Naumkin N.I., Nyushenkova M.L., Ovchinnikova Yu.D., Petuhova L.P., Podkopaev O.A., Prischepova I.V., Pyatkin N.P., Rogaleva G.I. i dr. Monografiya / Pod red. Yu.D. Ovchinnikova, R.K. Serezhnikovoy. Samara, 2016.

9. Romancov M.G., Lisovskaya N.I., Rybalkin S.B. Zdorov'esberegayuschee obrazovanie - strategicheskaya liniya razvitiya sistemy// Innovacii v obrazovanii. – 2004. – № 1. – S. 100–103.

10. Shadrina A.A. Kompleksnoe ozdorovlenie shkol'nikov 6-8 let s narusheniem v sostoyanii zdorov'ya // Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost'. – 2018. – № 1 (13). – S. 69–78.

11. Shpet V.V., Yakunina V.A., Ovchinnikov Yu.D. Festival' zdorov'ya «Hodi,Sochi!»- v masshtabnom proekte «Hodi, Rossiya»!// Vestnik sportivnoy istorii. – 2019. – № 3 (18). – S. 89–96.

12. Shutova T.N. Planirovanie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh tehnologiy dlya studentov-ekonomistov na osnove analiza rabotosposobnosti serdechnoy myshcy // Plehanovskiy nauchnyy byulleten'. – 2017. – № 1 (11). – S. 199–204.

Login or Create
* Forgot password?