Abstract and keywords
Abstract (English):
The article gives a description of the children's game environment and its main agent - toys as a specific means of information impact on the child. The author determines the significance of the game in the child's safe development, as well as the crisis state of the modern game culture. The basic criteria of game production for its all-round expertise and formulations of corresponding legal regulation are formulated.

Keywords:
game environment, childhood, development safety, toy, game products
Text
Publication text (PDF): Read Download

Предметно-пространственная среда образовательного учреждения является неотъемлемой частью образовательной среды, в которую погружен ребенок. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. Одним из таких важных факторов воздействия в детстве является детская игровая среда, в частности, – игры и игрушки [1, 8, 9].

БРД предполагает опору не только и не столько на благоприятные и комфортные условия материального уровня жизни, сколько на высокие показатели качества жизни ребенка: его внутреннего психоэмоционального благополучия, позитивных переживаний собственной защищенности, наличия светлой оптимистической картины мира и уверенности в будущем. Сила ребенка – одно из центральных оснований  безопасности детства, это те «неучтенные возможности» как мощный потенциал ребенка, не ставший еще  предметом исследования в психологии и смежных с ней дисциплинах. «Сила ребенка» – это сложно-сочлененное единство физиологической (телесной), психологической (душевной), культурно-исторической и нравственной (духовной) сущностей его содержания.

Первым проявлением и осознанием собственной силы является  детская игра, в которой ребенок не только опробует свои физические  возможности, выносливость и мышечный тонус, но и силу воли, самоконтроль, выдержку, способность противостоять другой силе. Содержание игры зачастую определяет игрушка, способная задавать определенные игровые модели. Являясь культурной универсалией, игрушка есть инструмент социализации, своеобразное звено между ребенком и предметным миром, а также часть детской игровой реальности. Для ребенка игрушка важнейший предмет, включенный в его жизнедеятельность и оказывающий на него исключительное воздействие. В игре с игрушками ребенок посредством механизма идентификации с различными свойствами игрушки (прыгучестью мяча, гибкостью резинового клоуна, смелостью богатыря и красотой куклы) оказывается повелителем и творцом новых свойств игрушки и себя самого [9, 10].

Сегодня, к сожалению, игра совместная со сверстником в современной социальной ситуации развития – перестает выступать ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит глубокая трансформация игры. Сегодня нарастает кризис игровой культуры: примитивизация, особенно ролевой игры, из которой  уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого, а также вестернизация содержания и меркантилизация мотивов. Экспертиза и требова­ния к игровой продукции по показателям химической, биологической, механической и  др.  безопасности, действительно, исключительно важны для защиты жизни и здоровья детей и подростков, но явно недоста­точны для защиты от вреда, причиняемого содержащейся в такой продукции информа­цией, угрожающей физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей.

В настоящее время  изобилие игрушек у детей порождает серьезную  социально-психологическую и педагогическую проблему, связанную с правильным отбором игровых материалов, технологий, самих  игрушек, их  использованием и размещением. В связи с этим, а  также активно развивающимся  рынком игровой продукции в России, оказывается  настоятельно необходимым повышение профессиональной компетентности специалистов образования  в области формирования детской игровой культуры, оценки игрового набора,  внимание к   правильной организации предметно-развивающей игровой среды  детей в образовательных учреждениях, активное просвещение родителей в области игры и игрушки, ограничения на государственном законодательном уровне появления игровой продукции, способной оказать негативное воздействие на ребенка. Важнейшим видом игровой среды, и наиболее опасным являются компьютерные игры  4, 5, 6. Они фактически «успешно» заменяют традиционную конструктивную игру и игрушку, становясь страстью, пагубным влечением буквально с первой пробы.

Таким образом, общее современное состояние детской игровой среды свидетельствует о глубоком  кризисе. В чем он?

Экспертиза и требова­ния к игровой продукции по показателям химической, биологической, механической и другой  безопасности, действительно, исключительно важны для защиты жизни и здоровья детей и подростков, но явно недоста­точны для защиты от вреда, причиняемого содержащейся в такой продукции информа­цией, угрожающей физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей.

Современные высокотехнологичные куклы и роботы с распознаванием речи и камерами бесконтрольно получают информацию о ребенке и его родных, хранят ее на серверах, что нарушает Закон о неприкосновенности частной жизни семьи и ребенка (государственный запрет в Норвегии и Германии).

Например, анимматроники воздействуют на психологический статус и здоровье ребенка разрушительным образом. Как пишут  разработчики:  «Несмотря на большое количество мягких игрушек, игра создана вовсе не для детей, и даже не для каждого взрослого. Это игра для тех, у кого стальные нервы». Содержание ее таково, что происходит живое воспроизведение детских ночных страхов.

Игрушки  повсюду преследуют детей, находят и:  либо откусывают части тела (н-р, правую половину мозга), либо буквально убивают их души. Каждый из образов – это больное воображение ребенка, вызванное душевной травмой.

Задача взрослых – обеспечить безопасность взаимодействия ребенка с современной  игровой средой, для чего возникает настоятельная необходимость четкого прогноза неблагоприятных последствий  воздействия детской игровой продукции, формирующей негативные игровые модели.

 

References

1. Abramenkova V. Vo chto igrayut nashi deti? Igrushka i AntiIgrushka. – M.: Yauza, Eksmo, Lepta Kniga, 2010. – 640 s.: il. – (V pomosch' roditelyam).

2. Abramenkova V.V., Ponkin I.V., Pristanskaya O.V. Koncepciya gosudarstvennoy politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya detey v Rossiyskoy Federacii i zaschity ih nravstvennosti (proekt). – M., 2008; Grigor'ev S.V. Razvivayusche-vospitatel'nyy potencial igry i prazdnika na rubezhe HH! Veka. M., 2001.

3. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi: psihologiya chelovecheskih vzaimootnosheniy/ Erik Bern;[per.sangl.A.Gruzberg]. – M.: Eksmo, 2010. – 352 c.

4. Belovolov E.V., Kolotilova I.V. Razrabotka oprosnika dlya ocenki stepeni uvlechennosti rolevymi komp'yuternymi igrami. – Psihologicheskiy zhurnal. – 2011. – T. 32. – №6. – S. 49–58.

5. Gazman O.S. O ponyatii detskoy igry // Igra v pedagogicheskom processe: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: Izd NGPI, 1989. – 122 s.

6. Grigor'ev V.M. Issledovaniya rolevyh igr //Arhiv Lesnogorodskogo Kluba Druzey Igry, 1990.

7. Muhina V.S. Igrushka kak sredstvo psihicheskogo razvitiya rebenka // Voprosy psihologii. – 1988. – №2.

8. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. – M.: Shkol'naya Pressa, 2000.

9. Heyzinga Y. HomoLudens. V teni zavtrashnego dnya: Per. s niderl./Obsch.red. i posl.G.M. Tavrizyan. – M.:Izdatel'skaya gruppa «Progress», «pProgress-Akademiya», 1992. – 464 s.

10. El'konin D.B. «Psihologiya igry», Moskva Pedagogika, 1978.

Login or Create
* Forgot password?