OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF A RISK MANAGEMENT SYSTEM AND CONTROL FOR THE EVALUATION OF VALUE-EXPERT EXAMINATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Considering the author’s experience gained as a result of the review of appraisal and cost assessments conducted by both qualified appraisers and current experts, the following questions are proposed in the article for consideration: • We consider “gaps” in the legislation regulating expert activity; • We accumulate errors in the conclusions of experts of the appraisal and value examination, which allow them to be “broken up" in court; • We develop recommendations for avoiding the risks of making mistakes in the production of valuation and valuation expertise; • We are considering the possibility of developing a risk management system and monitoring the production of cost-based expertise.

Keywords:
market value, appraiser, expert, review, valuation appraisal
Text

 Законодательство в сфере экспертной деятельности в настоящий момент требует значительных доработок. Основным «пробелом» можно считать отсутствие контроля за самими субъектами экспертной деятельности. В соответствии со ст. 57 УПК РФ и положениями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» «эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения». То есть любое лицо, имеющее документы, подтверждающие его специальные познания может назваться экспертом, а результаты его труда могут быть приобщены к судебному делу в качестве доказательства (ст. 26.2 КоАП РФ, ст. 55 ГПК РФ, ст. 74 УПК РФ). В смежных сферах деятельности законодательство строго регламентирует деятельность своих представителей, к примеру, аудиторы и оценщики обязаны сдавать квалификационные экзамены контролирующему органу, состоять в саморегулируемых организация, страховать риски, а также формируются официальные реестры представителей данных специальностей.

В силу отсутствия каких-либо официальных реестров экспертов, квалификационных экзаменов на подтверждение права называться экспертом и прочих регуляторов экспертной деятельности все более востребованной является практика производства рецензирования сомнительных заключений эксперта их более «именитыми» коллегами с наработанной долгой практикой безупречной репутацией.

Опыт автора в рецензировании заключений оценочно-стоимостных экспертиз, произведенных как профессиональными оценщиками, так и судебными экспертами, позволяет сформулировать основные рекомендации на основании аккумулирования ошибок в заключениях, позволяющих «разбить» их в суде.

При этом надо оговориться, что именно профессиональные оценщики в большей степени попадают в «ловушку» отождествления отчета оценщика и оценочной экспертизы, что и приводит к возникновению подавляющего большинства ошибок.

Замечания по содержанию Заключения эксперта оценочно-стоимостной экспертизы:

  • без необходимого обоснования смешаны положения НК РФ, входящие в исключительную компетенцию налогового органа, Федеральные стандарты оценки, регулирующие деятельность профессиональных оценщиков. Прямое применение законодательства, регулирующего деятельность иных субъектов (профессиональные оценщики, налоговики), недопустимо в судебной экспертизе и приводит к выходу экспертов за пределы своей компетенции;
  • эксперт должным образом не обосновывает примененную методику (собственные умозаключения);
  • самостоятельный сбор материалов для экспертного исследования (нарушение ст. 57 УПК РФ);
  • не использование права эксперта ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения (нарушение п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ);
  • в представленных на исследование материалах уголовного дела отсутствуют ссылки на источники и документы, на основании которых экспертом устанавливалась стоимость
  • в исследовательской части отсутствуют ссылки на источники и документы, на основании которых экспертом устанавливалась стоимость;
  • арифметические ошибки;
  • вариативность выводов по разным подходам к оценке;

Замечания по оформлению Заключения эксперта:

  • смешением элементов оформления заключения эксперта и отчета профессионального оценщика;
  • приводя в данных о себе вместо свидетельств о праве самостоятельного производства судебных экспертиз (сертификатов соответствия) свои страховые полисы, которые требуются именно в оценочной, а не в судебно-экспертной деятельности;
  • не понятен статус «экспертного учреждения», в котором выполнена экспертиза. Как и ОКВЭД, так и сайт свидетельствуют, что это не судебно-экспертное учреждение, а оценочная организация;
  • отсутствие обязательных к отражению элементов в соответствии с требованиями ст. 25 Фед. закона № 73-ФЗ «О ГСЭД», ст. 204 УПК РФ;
  • отсутствует подписка эксперта о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Выход из непростой ситуации законодательной «дыры» и рекомендации «как подстелить соломку»:

  1. судебным экспертам необходимо устанавливать фактическую, а не рыночную стоимость объекта. Заменяемыми понятиями может быть справедливая стоимость, действительная стоимость, реальная стоимость. Так как определение «рыночной стоимости» и «рыночной цены» застолбили за собой оценщики (ст. Фед. закона № 135-ФЗ) и Налоговые органы (ст. НК РФ);
  2. использование научных трудов, апробированных результатов научных исследований, учебных пособий с грифом «Минобрнауки РФ»;
  3. необходимость доказать в суде правомочность эксперта делать оценочные экспертизы (соответствующее образование, научная деятельность, научно обоснованная методика, подкрепление нормативной базой об экспертной деятельности своих доводов);
  4. хотя зачастую именно статус субъекта оценки располагает к себе судей, поэтому лучше сдать экзамен на оценщика, оформить членство в одной из саморегулируемых организаций и застраховать свою ответственность.

Учитывая изложенное, автор считает необходимым рассмотреть вопрос о возможности разработки системы управления рисками и контроля за производством оценочно-стоимостной экспертизы в целях приведения практики оценочной деятельности к оформлению заключения эксперта.

Проект управления рисками и контроля за производством оценочно-стоимостной экспертизы предполагает выделение основных этапов, а именно (наглядно представлено на рисунке 1):

 

Рисунок 1. Схема проекта управления рисками и контролем за производством оценочно-стоимостной экспертизы.

 

  1. Идентификация рисков – процесс выявления общих и индивидуальных рисков производства конкретной оценочно-стоимостной экспертизы. Данный этап может распространяться на весь процесс производства экспертизы.
  2. Качественный анализ рисков – процесс выявления высокоприоритетных рисков как индивидуального, так и общего характера, на которых необходимо сосредоточить особое внимание. Данный этап позволит избежать совершения критичных ошибок, позволяющих «разбить» заключение эксперта в суде.
  3. Количественный анализ рисков – процесс количественного анализа возникающих ошибок и неопределенностей, позволяющих усомниться в компетентности эксперта либо экспертной организации, представляющей результаты экспертного исследования.
  4. Обеспечение выполнения действий по реагированию на риски, принятие мер против совершения ошибок как индивидуального, так и общего характера. Данный этап может распространяться на весь процесс производства экспертизы.
  5. Мониторинг и контроль рисков – совершение согласованных действий по выявлению новых рисков с целью создания основы из актуальной информации для производства оценочно-стоимостной экспертизы.

Разработка исходных данных, инструментов и методов процесса управления рисками и контроля за производством оценочно-стоимостной экспертизы является приоритетной темой для последующих научных изысканий автора.

References

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii. Chast' pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. N 51-FZ: prinyat Gos. Dumoy 21 okt. 1994 g.//Ros. gaz. – 1994. – 8 dek.; Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii – 1994. – 5 dek. – № 32, st. 3301.

2. Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ: prinyat Gos. Dumoy 22noyab. 2001 g.: odobren Sov. Fed. 4 dek. 2001 g.// Ros. gaz. – 2001. – 22 dek.; Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii – 2001. – 24 dek. – № 52; Parl. gaz. – 2001. – 26 dek. - № 245.

3. Federal'nyy zakon ot 29.07.1998 № 135-FZ «Ob ocenochnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii».

4. Federal'nyy zakon ot 31.05.2001 № 73-FZ «O gosudarstvennoy sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii».

5. Federal'nyy zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ «O nekommercheskih organizaciyah».

6. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF № 28 ot 21.12.2010 «O sudebnoy ekspertize po ugolovnym delam».

7. Pis'mo Minekonomrazvitiya RF ot 19.07.2010 № D06-2301 «Vklyuchenie otcheta ob ocenke v sostav ekspertnogo zaklyucheniya, podgotovlennogo ekspertom-ocenschikom po iniciative sudov i sledstvennyh organov».

8. Voprosy organizacii proizvodstva sudebnyh ekspertiz v ekspertno-kriminalisticheskih podrazdeleniyah organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: Prikaz MVD Rossii ot 29.06.2005 № 511.Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Ob utverzhdenii Perechnya rodov (vidov) sudebnyh ekspertiz, vypolnyaemyh v federal'nyh byudzhetnyh sudebno-ekspertnyh uchrezhdeniyah Minyusta Rossii, i Perechnya ekspertnyh special'nostey, po kotorym predstavlyaetsya pravo samostoyatel'nogo proizvodstva sudebnyh ekspertiz v federal'nyh byudzhetnyh sudebno-ekspertnyh uchrezhdeniyah Minyusta Rossii: Prikaz Minyusta Rossii ot 27.12.2012 № 237. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

10. Federal'nyy standart ocenki «Obschie ponyatiya ocenki, podhody k ocenke i trebovaniya k provedeniyu ocenki» (FSO №1): Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i torgovli ot 20.05.2015 № 297. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. Federal'nyy standart ocenki «Cel' ocenki i vidy stoimosti» (FSO №2): Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i torgovli ot 20.05.2015 № 298. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

12. Federal'nyy standart ocenki «Trebovaniya k otchetu ob ocenke» (FSO №3): Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i torgovli ot 20.05.2015 № 299. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

13. Rukovodstvo k svodu znaniy po upravleniyu proektami (Rukovodstvo PMBOK). Shestoe izdanie / [per. s angl.] – M.: Izdatel'stvo «Olimp-Biznes», 2019. 792 s.: ill.

14. Petrov V.I. Ocenka stoimosti predpriyatiya (biznesa): uchebnoe posobie. M.: Institut professional'nogo obrazovaniya, 2015 g.

15. Suglobov A.E., Grigor'eva I.V. Sovremennye problemy ucheta i ocenki ne- material'nyh aktivov v buhgalterskom uchete/ Suglobov A.E., Grigor'eva I.V.// Voprosy regional'noy ekonomiki. 2010. T. 3. № 3. S. 28-37.


Login or Create
* Forgot password?