PROBLEMS RELATED TO CREATION OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN PEDAGOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author analyzes the content of concept «scientific school» in the past and present times, describes the experience of «Education Quality Monitoring» scientific school formation on the basis of «Pedagogy and Psychology» Chair of Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky.

Keywords:
scientific school, research activity, monitoring, education quality assessment, continuity, staff training.
Text

В последние десятилетия возрастание роли человеческого капитала стало одним из основных факторов экономического развития» [9]. Поэтому проблемы модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг можно решить только при условии качественной подготовки научно-педагогических кадров, в том числе в отечественных научных школах. Актуальность проблемы подготовки отечественных кадров для вузов обусловила интерес и внимание к понятию «научная школа», о чем свидетельствуют дискуссии в научных изданиях.

Понятие научной школы как института сотрудничества, по мнению многих авторов, изучавших этот феномен, пришло из древнего мира и связано, как правило, с пифагорейской школой, Академией Платона, Аристотелевой школой перипатетиков и др. Школы возникали, прежде всего, для обучения, передачи знаний ученикам, воспроизведения ими наследия учителя. Содержание деятельности школ менялось в зависимости от исторического времени. Объединения вокруг выдающихся мыслителей порождали «культ гения, или интеллектуального героя», ученики следовали идеям своего учителя и выступали хранителями этих идей, формировали научные направления, обретавшие статус научных школ [8, с. 47].

В XVI—XVII вв. ситуация изменилась: основной функцией научной школы стало развитие идей создателя школы. Вариант художественных школ эпохи Возрождения мог стать образцом для первых научных школ как форма организации коллективной научной деятельности. Появляются группы единомышленников, тесный кружок, партнеры по обсуждениям, порой это приобретает черты социальных движений, если идеи подхватывают и возникает некая организованная группа, члены которой необязательно лично знакомы, но разделяют, а главное отстаивают и творчески развивают идеи «интеллектуального гения».

К примеру, в конце XVIII — начале XIX в. появилась организованная группа, подхватившая идеи «интеллектуального родоначальника идеализма» И. Канта. Возникло философское движение, внутри интеллектуального сообщества. «Данное движение, рекрутируя новых членов, заражало их творческой энергией и предлагало им перспективные задачи на вновь открывшихся направлениях мышления, — описывает идеалистическое движение Р. Коллинз. — Идеалистическое движение появилось во время борьбы за трансформацию немецких университетов, что привело к автономии философского факультета и рождению современного исследовательского университета…» [8, с. 49].

References

1. Borzenko I.A. Nauchnye shkoly vysshikh uchebnykh zavedeniy v podgotovke kvalifitsirovannykh kadrov i progresse nauki. http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/pmtb/2010_1/7-11.pdf

2. Vedushchie nauchnye shkoly Rossii. Spravochnik. — M.: Yanus-K, 1998. http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=20640

3. Vernadskiy V.I. Trudy po istorii nauki v Rossii. — M., 1988. — S. 63.

4. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. — M., 1995. — S. 35.

5. Grezneva O. Nauchnye shkoly: printsipy klassifikatsii. Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2004. — № 5. — S. 42—48.

6. Levin A.S. Soobrazheniya k kontseptsii razvitiya programmy. Kur'er obrazovaniya. — 2000. — № 10(106). http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.htm

7. Loginova N.A. Fenomen uchenichestva: priobshchenie k nauchnoy shkole. Psikhologicheskiy zhurnal. — 2000. — № 5. — T. 21. — S. 106—111.

8. Yaroshevskiy M.G. Logika razvitiya nauki i nauchnaya shkola. Shkoly v nauke / pod red. S.R. Mikulinskogo, M.G. Yaroshevskogo, G. Krebera, G. Shteynera. — M., 1977. — S. 28 i dr.

9. Grezneva O.Yu. Nauchnye shkoly (pedagogicheskiy aspekt). — M., 2003.

10. Dezhina I., Egerev S. Vedushchie nauchnye shkoly — rossiyskiy fenomen? 10.12.2008. http://jakunin.viperson.ru/wind.php?ID=545014; http://kapital-rus.ru/society/element.php?clear_cache=Y&ID=7617 (Issledovanie podderzhano grantom RGNF № 08-03-00648a).

11. Dezhina I., Kiseleva V. Nauchnye shkoly: forma stagnatsii ili intellektual'noy kapitalizatsii? http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc

12. Gasilov V. Nauchnaya shkola — fenomen i issledovatel'skaya programma naukovedeniya. Shkoly v nauke / pod red. S.R. Mikulinskogo, M.G. Yaroshevskogo, G. Kremera. — M., 1977. — S. 119—153.

13. Guzevich D. Nauchnaya shkola kak forma deyatel'nocti. Voprosy istorii estestvoznanii i tekhniki. — 2003. — № 3. — S. 64.

14. Levin A. Itogi semiletnego funktsionirovaniya programmy podderzhki vedushchikh nauchnykh shkol i tumannye perspektivy ee dal'neyshego sushchestvovaniya. Akustika neodnorodnykh sred. Sbornik trudov seminara nauchnoy shkoly prof. S.A. Rybaka. — M., 2002. — S. 151.

15. Lievrouw L. Reconciling structure and process in the study of scholarly communication// C. Borgman (ed.) Scholarly communication and bibliometrics. — 2004. — P. 59. Newbury Park. http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc

16. Kollinz R. Sotsiologiya filosofiy. Global'naya teoriya intellektual'nogo izmeneniya / per. s angl. N.S. Rozova i Yu.B. Vertgeym. — Novosibirsk: Sibirskiy khronograf, 2002.

17. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2011—2015 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 163-r. http://www.referent.ru/1/173627

18. Krivoruchenko V.K. Nauchnye shkoly — vazhneyshiy faktor razvitiya sovremennoy nauki. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/

19. Krivoruchenko V.K. Nauchnye shkoly. Informatsionnyy gumanitarnyy portal zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie». — 2011. — № 2. http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/

20. Polozhenie o nauchnykh shkolakh. [http://mgutm.ru/science/activity/scientific-schools/polojenie_o_schools.php

21. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 sentyabrya 1994 goda o sozdanii Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda (RGNF) //Rossiyskiy gumanitarnyy nauchnyy fond. http://www.rfh.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=11

22. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 aprelya 1995 g. № 360 «O gosudarstvennoy podderzhke razvitiya nauki i nauchno-tekhnicheskikh razrabotok». Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy. http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4153

23. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 sentyabrya 1995 g. № 957 «O gosudarstvennoy podderzhke vedushchikh nauchnykh shkol Rossiyskoy Federatsii». Garant. http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

24. Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy. http://www.rfbr.ru/rffi/ru/rbfr_history

25. Shishov S.E. Determination of the Purposes of Education in the Knowledge Economy From the Position of Competence Approach. European Journal of Contemporary Education. — 2012. — Number 1 (in 1 part) September 24. — R. 58—67.

26. Shishov S.E. Kontseptual'nye problemy monitoringa kachestva obshchego obrazovaniya. — M.: Izdatel'stvo NTsSiMO, 2008.

27. Shishov S.E., Kal'ney V.A. Shkola monitoringa kachestva obrazovaniya. — M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000.

28. http://csr.spbu.ru/archives/30174

29. Formirovanie novogo pokoleniya professional'nykh kadrov: problemy sovremennoy organizatsii i soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya v Rossii: teoriya, metodologiya, metodika / Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. MGUTU, 22—24 oktyabrya 2009 g. — M.: Finansy i statistika, 2011. — (Kachestvo obrazovaniya).

30. Modernizatsiya organizatsii i soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya: teoriya, metodologiya, metodika / Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. MGUTU, 18—19 noyabrya 2010 g. — M., Kaluga, 2010.

Login or Create
* Forgot password?