The modal version of consciousness organization presuming the interpretation of all its functions and elements as moods, i.e. projections of one and the same ability or entity, is considered in this paper. As evidence in favor of this version, demonstrations of synaesthesia or intermodal translation are analyzed. Synaesthesia is interpreted as phenomenon indicating the primary premodal matrix of perception or amodal semantic code that not differentiated onto aural, visual, tactile, or other modalities.
consciousness, mood, synaesthesia, perception modality, amodal semantic code.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках проекта проведения научных исследований «Теория модальности: модальный анализ сознания», проект № 13-13-24003.
Синестезия или межмодальная трансляция — интереснейший феномен восприятия, позволяющий не только продемонстрировать специфику модального анализа сознания, но и выстроить гипотезу организации последнего. Попытки объяснить устройство сознания имеют давнюю историю как в философской, так и в психологической традиции. Существенное место в этом дискурсе занимает гипотеза «отсутствующей причины», согласно которой все формы активности сознания есть реализация одного принципа или сущности — это и есть само сознание. Драматичность поисков «сознания как такового» связана с тем, что носитель сознания и его исследователь не имеют доступа к искомой «сердцевине», поскольку она существует только в форме своих проекций. Сознание присутствует в каждом нашем образе восприятия; оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, мысли, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует [1, с. 317]. Эта причина сознания, фундирующая его модусы или формы реализации (язык, психику, логику, сенсорику, символизацию), есть искомый многими учеными «чистый разум» или «амодальный смысл» (см. работы Г. Ханта, А. Марсела, В.П. Зинченко, А.Ю. Агафонова и др.).
В данной статье мы предлагаем рассмотреть модальную версию устройства сознания, или его «модусную» модель; речь идет об интерпретации сознания как модального объекта. Модальные объекты специфичны своей организацией: их субстанция, т.е. их «что» существует только в форме своих модусов или проекций. К такого рода объектам в различных философских учениях относят бытие в целом или человека в единстве его составляющих, а так же единство (тождество) человека и бытия. Подобное понимание организации сущего в различных вариациях представлено в учениях адвайта-веданты, даосизма, буддизма, онтологиях Спинозы, Шеллинга, Соловьева, Хайдеггера, оно типично в целом для религиозных и экзистенциальных концепций [2, с. 86—87]. Явление синестезии станет для нас эмпирическим материалом — его анализ прояснит предпосылки построения «модусной» модели сознания.
1. V chem trudnosti resheniya filosofskoy problemy soznaniya?. Osnovy filosofii v voprosakh i otvetakh / pod red. E.E. Nesmeyanova. — Rostov-n/Donu: Feniks, 2002. — S. 317—321.
2. Medova A.A. Uchenie Solov'eva kak obrazets modal'noy ontologii. Solov'evskie issledovaniya. — Vyp. 2 (30) 2011. — Ivanovo: Izd-vo IGEU. — S. 86—96.
3. Semenovich A.V. Neyropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste. — M.: Akademiya, 2002.
4. Lupenko E.A. Psikhologicheskaya priroda intermodal'noy obshchnosti oshchushcheniy: avtoref.: dis. … kand. psikhol. nauk: zashchishchena 20.11.2008. — M.: Izd-vo Instituta psikhologii RAN, 2008.
5. Artem'eva E.Yu. Psikhologiya sub''ektivnoy semantiki. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1980.
6. Marcel A. Phenomenal experience and functionalism. A. Marcel and E. Bisiach (eds.) Consciousness in contemporary society. — Oxford: Clarendon Press, 1988. — R. 121—158.
7. Medova A.A. Ponimanie soznaniya v modal'nom klyuche. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — № 335. — S. 38—44.
8. Medova A.A. Modal'naya priroda soznaniya: na primere kontseptsiy dzen i chan'-buddizma. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2010. — № 1 (107) — S. 16—22.