THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN CORRECTION OF JUVENILE CONVICTS, REGISTERED IN PENAL INSPECTIONS, AND PREVENTION OF RECIDIVISM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the interaction of public associations with penal inspections in the execution of sentences against juvenile convicts. The value of public associations in the correction of juvenile, their role in prevention of recidivism. The perspective of creation of parent committees at penal inspections and fixing of parents’ legal status of juvenile convicts on legislative level is analyzed.

Keywords:
public associations, penal inspection, juvenile, parents’ committee, correction, prevention of recidivism
Text
Publication text (PDF): Read Download

Международное и национальное законодательство в сфере борьбы с преступностью устанавливают одной из приоритетных задач снижение уровня повторной преступно- сти. Так, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации опреде- ляет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Предупреждение преступности можно обозначить как один из уровней профилак- тики криминального поведения, ведь именно это направление представляется весьма важным и приоритетным в деятельности правоохранительных органов. В. И. Зубкова считает, что общество и государство пришли к выводу о том, что уси- ление карательных начал в противодействии преступности усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе [2, с. 295]. Совершение повторного преступления лицом возможно на досудебном этапе, в момент отбывания наказания и после его отбытия. Остановимся на рассмотрении повторной преступности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в период отбывания наказания. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2017 г. к наказанию в виде лишения свободы из числа несо- вершеннолетних был осужден 3601 человек, а к наказаниям без изоляции от общества, в том числе к штрафу, - 7739 несовершеннолетних (официальный сайт Судебного де- партамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http://www.cdep.ru). Приведенные статистические данные показывают, что назначение судами наказа- ний без изоляции несовершеннолетнего от общества превышает в 4,5 раза назначение наказаний, связанных с лишением свободы. Согласно данным ФСИН России, по учетам уголовно-исполнительных инспекций за I полугодие 2018 г. прошло 11 519 несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 5699 несовершеннолетних. В I полугодии в отношении 197 несовершеннолетних были возбуждены уголовные дела после постановки на учет (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su). Таким образом, повторная преступность несовершеннолетних, осужденных к нака- заниям без изоляции от общества, остается на высоком уровне. Предупреждение совершения повторных преступлений невозможно реализовать без тесного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с институтами граж- данского общества. Поиск новых мер и способов воздействия на несовершеннолетних обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства. В 1990 г. были разработаны Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), которые устанавливают необходимость привлечения всех общественных институтов с целью эффективного воздействия на профилактику пре- ступности несовершеннолетних. По мнению Ю. В. Баранова, в рамках расширяющихся в последнее десятилетие меж- дународных пенитенциарных контактов стало очевидным, что если за рубежом для вы- полнения требований международных правовых актов целенаправленно внедрялись разнообразные формы и технологии общественного воздействия на несовершеннолет- них осужденных, то в современной российской практике сохранились лишь отдельные элементы из ранее имевших место [1]. Повышение эффективности общественного воздействия на осужденных - объек- тивная необходимость функционирования как данного, так и любого другого средства исправления [3, с. 881]. В свою очередь, ст. 9 УИК РФ устанавливает, что одним из средств исправления осужденных является общественное воздействие, которое возможно осуществлять по- средством привлечения общественных объединений в процесс исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое фор- мирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди- нения. В отдельных регионах имеется свой практический опыт по взаимодействию уголовно- исполнительных инспекций с общественными объединениями и организациями при исполнении наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Одним из примеров такого взаимодействия является привлечение несовершенно- летних осужденных к участию в акции, организованной в Саратовской области волон- терским движением «Саратов молодой» и Саратовской региональной общественной организацией трезвости и здоровья. Несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, приняли участие в высадке деревьев в парке Победы г. Саратова. Кроме того, при содействии Саратов- ской региональной общественной организации трезвости и здоровья в целях патрио- тического воспитания осужденных подростков, приобщения к культурному наследию на постоянной основе организуются походы в музеи. С несовершеннолетними также работают психологи данной организации (официальный сайт УФСИН России по Сара- товской области. URL : http://64.fsin.su). С 2012 г. на базе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области действует пси- хологический отряд «Единство». Волонтеры-студенты проводят работу с несовершен- нолетними осужденными, состоящими на учете инспекции, направленную на профилак- тику безнадзорности. Основная цель данной работы - снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации проекта сотрудниками уголов- но-исполнительной инспекции было заключено соглашение с факультетом психоло- гии Кемеровского государственного университета, в соответствии с которым студенты в летнее время в качестве волонтеров привлекались для организации и проведения различных мероприятий для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su). Приведенные примеры взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и обще- ственных объединений не являются единичными. Положительный опыт взаимодействия общественных объединений с инспекциями необходимо рассматривать и внедрять в практическую деятельность в целом по России. Вместе с тем естественная среда для развития ребенка - это семья. Данный инсти- тут нельзя оставлять без должного внимания, в том числе при исполнении наказаний без изоляции от общества. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет участие общественных объединений в работе воспитательных колоний посредством создания родительских комитетов. Функциями родительских комитетов являются ока- зание помощи администрации воспитательных колоний, повышение эффективности воспитательного процесса, участие в оказании помощи сиротам и несовершеннолет- ним из неблагополучных семей и др. В состав родительских комитетов могут входить родители несовершеннолетних осужденных или законные представители и даже род- ственники подростка. Создание родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях законо- дательством не предусмотрено. Однако данный институт необходим в целях совместной работы сотрудников инспекции и комитета по обеспечению прав несовершеннолетних, оказания им необходимой социальной помощи. Родительские комитеты также позволят оказывать воспитательное воздействие на подростка. Функции родительских комитетов относятся в том числе и к профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Однако возможны и определенные трудности, обусловленные позицией самих родите- лей несовершеннолетних осужденных. Иногда родители несовершеннолетних правонарушителей сами имеют проблемы с законом и ведут антиобщественный образ жизни. В данном случае привлечение их в состав родительского комитета является нецелесообразным и недопустимым. Следует также отметить, что правовой статус родителей несовершеннолетних осу- жденных законом также не определен. Единственное упоминание о них есть в приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», который устанавливает, что для постановки несовершеннолетнего осужденного на учет он вызывается в инспекцию с родителями или иными законными представителя- ми. Считаем, что это является существенным недостатком в регулировании процесса исполнения наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Необходимо на законодательном уровне определить правовой статус родителей не- совершеннолетних осужденных с момента постановки подростка на учет до момента отбытия им наказания. В связи с изложенным целесообразно внести дополнения в приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, а именно включить раздел 2.1 «Правовое положение законных представителей несовершеннолетних осужденных», изложив его в следующей редакции: «Законными представителями несовершеннолетних осужденных являются их ро- дители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и по- печительства и иные определенные действующим законодательством представители. Законные представители несовершеннолетнего осужденного должны иметь право: на получение информации о порядке и об условиях отбывания назначенного су- дом наказания; вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции; обращение с предложениями, заявлениями, жалобами к начальнику уголовно- исполнительной инспекции и в другие органы; получение объяснений по вопросам, связанным с исполнением назначенного на- казания несовершеннолетним; психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы уголовно-исполнительных инспекций. Законные представители несовершеннолетнего осужденного обязаны: надлежащим образом исполнять обязанности по его воспитанию и развитию; вежливо относиться к сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции; принимать участие в судебных разбирательствах при решении вопроса о прод- лении испытательного срока при условном осуждении, о возложении дополнительных обязанностей или ограничений, о замене неотбытой части наказания более строгим». Предлагаем включить в раздел 2.2 «Порядок создания и функционирования дея- тельности родительского комитета» приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 следующее дополнение: «В целях повышения эффективности воспитательного воздействия, профилакти- ки повторной преступности осужденных и оказания помощи сотрудникам уголовно- исполнительных инспекций при филиалах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Дея- тельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым началь- ником уголовно-исполнительной инспекции». Таким образом, есть основание предполагать, что эффективность профилактической работы по снижению уровня повторной преступности несовершеннолетних возрастет в связи с привлечением общественных объединений при исполнении наказаний, не свя- занных с лишением свободы, во всех регионах России. Законодательное закрепление порядка создания и функционирования родительских комитетов позволит также повысить эффективность проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осу- жденными. Определение правового статуса родителей осужденного даст возможность восполнить существующие пробелы в законодательстве.
References

1. Baranov Yu. V. Resocializaciya osuzhdennyh k lisheniyu svobody i osvobozhdennyh ot etogo nakazaniya: teoretiko-metodologicheskie i pravovye osnovy : avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2008. 37 s

2. Zubkova V. I. K nekotorym voprosam realizacii Koncepcii razvitiya ugolovno- ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii do 2020 goda // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4), № 3. S. 294-298

3. Matveenko V. E., Mayorov O. A. Sovershenstvovanie pravovoy bazy dlya realizacii obschestvennogo vozdeystviya na osuzhdennyh // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnyh nakazaniy : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ryazan', 24-25 noyab. 2016 g.) : v 2 t. Ryazan', 2016. T. 2. S. 881-883


Login or Create
* Forgot password?