Publication text
(PDF):
Read
Download
Международное и национальное законодательство в сфере борьбы с преступностью устанавливают одной из приоритетных задач снижение уровня повторной преступно- сти. Так, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации опреде- ляет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Предупреждение преступности можно обозначить как один из уровней профилак- тики криминального поведения, ведь именно это направление представляется весьма важным и приоритетным в деятельности правоохранительных органов. В. И. Зубкова считает, что общество и государство пришли к выводу о том, что уси- ление карательных начал в противодействии преступности усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе [2, с. 295]. Совершение повторного преступления лицом возможно на досудебном этапе, в момент отбывания наказания и после его отбытия. Остановимся на рассмотрении повторной преступности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в период отбывания наказания. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2017 г. к наказанию в виде лишения свободы из числа несо- вершеннолетних был осужден 3601 человек, а к наказаниям без изоляции от общества, в том числе к штрафу, - 7739 несовершеннолетних (официальный сайт Судебного де- партамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http://www.cdep.ru). Приведенные статистические данные показывают, что назначение судами наказа- ний без изоляции несовершеннолетнего от общества превышает в 4,5 раза назначение наказаний, связанных с лишением свободы. Согласно данным ФСИН России, по учетам уголовно-исполнительных инспекций за I полугодие 2018 г. прошло 11 519 несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 5699 несовершеннолетних. В I полугодии в отношении 197 несовершеннолетних были возбуждены уголовные дела после постановки на учет (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su). Таким образом, повторная преступность несовершеннолетних, осужденных к нака- заниям без изоляции от общества, остается на высоком уровне. Предупреждение совершения повторных преступлений невозможно реализовать без тесного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с институтами граж- данского общества. Поиск новых мер и способов воздействия на несовершеннолетних обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства. В 1990 г. были разработаны Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), которые устанавливают необходимость привлечения всех общественных институтов с целью эффективного воздействия на профилактику пре- ступности несовершеннолетних. По мнению Ю. В. Баранова, в рамках расширяющихся в последнее десятилетие меж- дународных пенитенциарных контактов стало очевидным, что если за рубежом для вы- полнения требований международных правовых актов целенаправленно внедрялись разнообразные формы и технологии общественного воздействия на несовершеннолет- них осужденных, то в современной российской практике сохранились лишь отдельные элементы из ранее имевших место [1]. Повышение эффективности общественного воздействия на осужденных - объек- тивная необходимость функционирования как данного, так и любого другого средства исправления [3, с. 881]. В свою очередь, ст. 9 УИК РФ устанавливает, что одним из средств исправления осужденных является общественное воздействие, которое возможно осуществлять по- средством привлечения общественных объединений в процесс исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое фор- мирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди- нения. В отдельных регионах имеется свой практический опыт по взаимодействию уголовно- исполнительных инспекций с общественными объединениями и организациями при исполнении наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Одним из примеров такого взаимодействия является привлечение несовершенно- летних осужденных к участию в акции, организованной в Саратовской области волон- терским движением «Саратов молодой» и Саратовской региональной общественной организацией трезвости и здоровья. Несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, приняли участие в высадке деревьев в парке Победы г. Саратова. Кроме того, при содействии Саратов- ской региональной общественной организации трезвости и здоровья в целях патрио- тического воспитания осужденных подростков, приобщения к культурному наследию на постоянной основе организуются походы в музеи. С несовершеннолетними также работают психологи данной организации (официальный сайт УФСИН России по Сара- товской области. URL : http://64.fsin.su). С 2012 г. на базе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области действует пси- хологический отряд «Единство». Волонтеры-студенты проводят работу с несовершен- нолетними осужденными, состоящими на учете инспекции, направленную на профилак- тику безнадзорности. Основная цель данной работы - снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации проекта сотрудниками уголов- но-исполнительной инспекции было заключено соглашение с факультетом психоло- гии Кемеровского государственного университета, в соответствии с которым студенты в летнее время в качестве волонтеров привлекались для организации и проведения различных мероприятий для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su). Приведенные примеры взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и обще- ственных объединений не являются единичными. Положительный опыт взаимодействия общественных объединений с инспекциями необходимо рассматривать и внедрять в практическую деятельность в целом по России. Вместе с тем естественная среда для развития ребенка - это семья. Данный инсти- тут нельзя оставлять без должного внимания, в том числе при исполнении наказаний без изоляции от общества. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет участие общественных объединений в работе воспитательных колоний посредством создания родительских комитетов. Функциями родительских комитетов являются ока- зание помощи администрации воспитательных колоний, повышение эффективности воспитательного процесса, участие в оказании помощи сиротам и несовершеннолет- ним из неблагополучных семей и др. В состав родительских комитетов могут входить родители несовершеннолетних осужденных или законные представители и даже род- ственники подростка. Создание родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях законо- дательством не предусмотрено. Однако данный институт необходим в целях совместной работы сотрудников инспекции и комитета по обеспечению прав несовершеннолетних, оказания им необходимой социальной помощи. Родительские комитеты также позволят оказывать воспитательное воздействие на подростка. Функции родительских комитетов относятся в том числе и к профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Однако возможны и определенные трудности, обусловленные позицией самих родите- лей несовершеннолетних осужденных. Иногда родители несовершеннолетних правонарушителей сами имеют проблемы с законом и ведут антиобщественный образ жизни. В данном случае привлечение их в состав родительского комитета является нецелесообразным и недопустимым. Следует также отметить, что правовой статус родителей несовершеннолетних осу- жденных законом также не определен. Единственное упоминание о них есть в приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», который устанавливает, что для постановки несовершеннолетнего осужденного на учет он вызывается в инспекцию с родителями или иными законными представителя- ми. Считаем, что это является существенным недостатком в регулировании процесса исполнения наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Необходимо на законодательном уровне определить правовой статус родителей не- совершеннолетних осужденных с момента постановки подростка на учет до момента отбытия им наказания. В связи с изложенным целесообразно внести дополнения в приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, а именно включить раздел 2.1 «Правовое положение законных представителей несовершеннолетних осужденных», изложив его в следующей редакции: «Законными представителями несовершеннолетних осужденных являются их ро- дители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и по- печительства и иные определенные действующим законодательством представители. Законные представители несовершеннолетнего осужденного должны иметь право: на получение информации о порядке и об условиях отбывания назначенного су- дом наказания; вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции; обращение с предложениями, заявлениями, жалобами к начальнику уголовно- исполнительной инспекции и в другие органы; получение объяснений по вопросам, связанным с исполнением назначенного на- казания несовершеннолетним; психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы уголовно-исполнительных инспекций. Законные представители несовершеннолетнего осужденного обязаны: надлежащим образом исполнять обязанности по его воспитанию и развитию; вежливо относиться к сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции; принимать участие в судебных разбирательствах при решении вопроса о прод- лении испытательного срока при условном осуждении, о возложении дополнительных обязанностей или ограничений, о замене неотбытой части наказания более строгим». Предлагаем включить в раздел 2.2 «Порядок создания и функционирования дея- тельности родительского комитета» приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 следующее дополнение: «В целях повышения эффективности воспитательного воздействия, профилакти- ки повторной преступности осужденных и оказания помощи сотрудникам уголовно- исполнительных инспекций при филиалах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Дея- тельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым началь- ником уголовно-исполнительной инспекции». Таким образом, есть основание предполагать, что эффективность профилактической работы по снижению уровня повторной преступности несовершеннолетних возрастет в связи с привлечением общественных объединений при исполнении наказаний, не свя- занных с лишением свободы, во всех регионах России. Законодательное закрепление порядка создания и функционирования родительских комитетов позволит также повысить эффективность проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осу- жденными. Определение правового статуса родителей осужденного даст возможность восполнить существующие пробелы в законодательстве.