Publication text
(PDF):
Read
Download
Смертная казнь является наиболее строгим видом наказания в уголовном пра- ве Вьетнама, применяемым за совершение особо тяжких преступлений [1, с. 92-97; 2, с. 406-409; 3, с. 290-296]. Исторически смертная казнь и другие наказания играли важную роль в борьбе с преступностью, обеспечивали безопасность общества и госу- дарства, а также способствовали социально-экономическому развитию страны. Однако в настоящее время Вьетнам интегрирован в международное сообщество, и с учетом обновления и совершенствования его правовой системы [4, с. 329-333] актуально изу- чение теоретических и практических аспектов применения смертной казни. Рассмотрим законодательство о смертной казни в различные периоды вьетнамской истории. После Революции 1945 г. в Демократической Республике Вьетнам, освободившейся от французского колониализма, смертная казнь была установлена в Постановлении 1967 г. за совершение контрреволюционных преступлений, а в 1970 г. - преступлений против собственности. В Уголовном кодексе Вьетнама от 1985 г. смертной казни была посвящена ст. 27, со- гласно которой она являлась специальным наказанием за совершение особо тяжких преступлений, но без ее применения к несовершеннолетним, беременным женщинам и с возможностью приостановления исполнения в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 12 месяцев. Данный вид уголовного наказания устанавливался в 29 статьях Уголовного кодекса Вьетнама (14,89 % от общего количе- ства статей Особенной части Кодекса). После изменений 1989, 1991, 1992 и 1997 гг. смертная казнь была предусмотрена уже в 44 статьях (20,37 % от общего количества статей Особенной части УК Вьетнама) за совершение преступлений, связанных с наркотиками, злоупотреблением должност- ными полномочиями, контрабандой, изнасилованием, в том числе детей, и иных особо тяжких преступлений. Впоследствии после корректировок в 1999 г. смертная казнь перестала применяться в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 36 месяцев (с заменой пожизнен- ным лишением свободы по ст. 35 и 52 Уголовного кодекса Вьетнама), за приготовле- ние к преступлению и покушение на преступление; в случае амнистии смертная казнь заменялась пожизненным лишением свободы, а также было исключено положение о том, что данное наказание исполняется сразу после его объявления. Кроме того, по Особенной части Уголовного кодекса Вьетнама смертная казнь перестала применяться за совершение следующих преступлений: против безопасности (ст. 81), против тюрьмы (ст. 90), за кражу (ст. 138), уничтожение или причинение умышленного ущерба имуще- ству (ст. 143), незаконное перемещение товаров и денег через границу (ст. 154), под- делку товаров (ст. 156 и 158), принуждение другого лица к незаконному использованию наркотических средств (ст. 200), незаконное изготовление, хранение, использование военной техники и военно-технических средств (ст. 230), злоупотребление служебным положением и разрешением пользования имуществом граждан (ст. 280), отсутствие на боевой позиции (ст. 324). Изменения 2009 г. способствовали тому, что смертная казнь предусматривалась уже только за совершение 22 составов преступлений (более 8 % от общего количества статей Особенной части УК Вьетнама). Для дальнейшей либерализации внутренней политики, гуманизации обращения с правонарушителями, повышения эффективности исправления осужденных и их ресо- циализации, а также с учетом положений международных документов в новом Уголов- ном кодексе Вьетнама от 2015 г., вступившем в силу с 1 января 2018 г., регулирование смертной казни было скорректировано: «1. Смертная казнь является специальным наказанием, применяемым к лицам, со- вершившим преступления против национальной безопасности, против жизни человека, преступления, связанные с наркотиками, коррупцией, и другие особо тяжкие преступле- ния, предусмотренные настоящим Кодексом. Не назначается смертная казнь в отношении лиц, не достигших 18-летнего возрас- та или старше 75 лет при совершении преступлений, беременных женщин, и женщин, имеющих детей в возрасте до 36 месяцев. Смертная казнь не применяется к осужденным: a) беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до 36 месяцев; б) лицам в возрасте 75 лет и старше; c) лицам, приговоренным к смертной казни за растрату или взяточничество, которые после вынесения приговора возместили три четверти причиненного ущерба и активно сотрудничали с правоохранительными органами в выявлении, пресечении, расследо- вании преступлений. В случае, предусмотренном в пункте 3 настоящей статьи, или, когда осужденный амнистируется, смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы». Уголовный кодекс Вьетнама от 2015 г. предусматривает наказание в виде смертной казни за совершение следующих 18 преступлений: изнасилование лиц в возрасте до 16 лет (ст. 142); производство и торговля поддельными товарами, являющимися медика- ментами и профилактическими лекарствами (ст. 194); убийство (ст. 123); хищение имуще- ства (ст. 353); получение взятки (ст. 354); преступления против мира, агрессивная война (ст. 421); преступления против человечества (ст. 422); военные преступления (ст. 423); государственная измена (ст. 108); незаконная торговля наркотиками (ст. 251); действия против народного правительства (ст. 109), бунт (ст. 112), шпионаж (ст. 110), терроризм (ст. 299), вооруженный мятеж (ст. 113), уничтожение материально-технических средств Социалистической Республики Вьетнам (ст. 114), незаконное производство наркотиков (ст. 248), незаконный перевоз наркотиков (ст. 250). Ранее считалось, что роль смертной казни заключается в возмездии и наказании за причиненное зло для достижения цели «мести» преступнику. Несмотря на постепен- ное распространение прогрессивных идей, в большинстве стран мира смертная казнь применяется в качестве крайней меры наказания. Между тем одновременно необходимо достижение цели исправления осужденных, чтобы они стали полезными для общества. Однако смертная казнь не предназначена для исправления осужденного, ввиду чего у них отсутствует возможность последую- щей ресоциализации. Строгость наказания в виде смертной казни ориентирована в основном на преду- преждение совершения новых преступлений, когда можно быть уверенным в том, что повторное преступление это лицо не совершит. Общий профилактический эффект на- казания в виде смертной казни можно видеть и в предостережении других членов об- щества от совершения преступлений. Либерализация уголовного законодательства Вьетнама влияет и на снижение при- менения смертной казни на практике. В настоящее время в 94 из 193 стран мира, которые являются членами Организации Объединенных Наций, предусмотрена смертная казнь в уголовном законодательстве за совершение отдельных видов преступлений (Израиль, Сальвадор, Бразилия, Чили, Перу и пр.), и наиболее активно она применяется в таких странах, как Китай, США и др. При этом в ряде государств в течение длительного времени она не применяется (Корея, Россия и пр.). Формы применения смертной казни различны: повешение и расстрел (Ма- лайзия, Сингапур, Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Ливан, Иордания, Египет и др.); обез- главливание (Саудовская Аравия); инъекция яда (Вьетнам, Таиланд, США, Гватемала и пр.); электрический стул (в частности, в США) и т. п. В целом вопрос об обоснованности (не-)применения смертной казни решает- ся в зависимости от средств обеспечения безопасности в конкретном государстве [5, с. 79-89; 6, с. 24-39; 7, с. 405-407]. Уверены, что применение этого наказания должно учитывать исторические, религиозные, социально-экономические и иные особенности каждой страны. Во Вьетнаме смертная казнь по-прежнему считается необходимым видом наказания для достижения целей восстановления справедливости, а также обеспечения безопас- ности общества и государства. Данный вид наказания в целом поддерживается обще- ством и эффективен в борьбе с терроризмом, преступностью, особенно организованной. Между тем с учетом интеграции Вьетнама в международное сообщество, обновле- ния и совершенствования его правовой системы в настоящее время также корректиру- ется уголовное законодательство, создаются условия для обеспечения прав человека, гуманизации применения различных уголовно-правовых мер. Следует учитывать и то обстоятельство, что некоторых осужденных, приговоренных к смертной казни, по всей видимости, можно попытаться исправить путем применения в качестве замены нака- зания в виде лишения свободы. Возможно, раскаяние за свое преступное поведение и ощущение правоограничений в течение отбывания лишения свободы позволят лицу ресоциализироваться после освобождения.