Publication text
(PDF):
Read
Download
Частные пенитенциарные учреждения (частные тюрьмы) представляют собой слож- ное и неоднозначное явление. В современном виде данные учреждения появились в ре- зультате реализации государственно-частного партнерства для повышения эффектив- ности исполнения лишения свободы и сокращения расходов государства на содержание собственной пенитенциарной системы [1, с. 2]. И если сама по себе идея государствен- но-частного партнерства в области исполнения наказаний не вызывает нареканий, яв- ляясь оправданной и целесообразной, то концепция частных тюрем как крайнее, наибо- лее «радикальное» выражение названной идеи не может быть оценена столь позитивно. Государственно-частное партнерство в области исполнения наказаний возможно в различных формах - от привлечения частных компаний для оказания тех или иных ус- луг до передачи таким компаниям права на создание и управление тюрьмами с частич- ной компенсацией их затрат за счет государственного бюджета [2, с. 151]. Привлечение частных компаний к оказанию услуг государству в части обеспечения исполнения нака- заний является повсеместно распространенной практикой, привычной и для российской уголовно-исполнительной системы, можно упомянуть хотя бы участие частных юриди- ческих лиц в технической поддержке информационных технологий в учреждениях УИС или оказание услуг по страхованию жизни и здоровья. В свою очередь, частные тюрьмы до настоящего времени достаточно редки, хотя и встречаются во многих странах мира (например, в Великобритании, Франции, странах Балтии, Бразилии, Австралии, ЮАР и пр.) [3, с. 268]. Отметим, что частные тюрьмы в тех или иных странах могут отличаться по степени «частности»: к осуществлению де- ятельности одних негосударственные организации привлекаются наравне с участием самого государства, другие же полностью передаются в «частные руки» с сохранением более или менее строгого контроля со стороны государственных институтов. Послед- ние тюрьмы, частные в полном смысле этого слова (то есть принадлежащие негосудар- ственным организациям), приобрели наибольшее значение для уголовно-исполнитель- ной системы в США, где они стали также и одиозным примером чрезмерной свободы бизнеса в достаточно «деликатной» и требующей высокой ответственности области исполнения наказаний. В США создание и управление частными тюрьмами стало именно бизнесом, притом достаточно прибыльным. Стремление любого предпринимателя к прибыли, составля- ющей основную цель его деятельности естественно, следовательно, нет ничего уди- вительного в том, что он заинтересован в получении максимальных дивидендов и ми- нимизации собственных затрат. С 1983 г., когда был заключен первый в США контракт на приватизацию тюрьмы (в штате Теннесси) [1, с. 2], сформировалась целая тюремная индустрия. В частных тюрьмах содержится около 128 тыс. осужденных, что составляет около 8,5 % от общей численности лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях США, причем с 2000 г. это число выросло на 47 % [4]. Осужденные в частных тюрьмах привлекаются к труду, и это одна из основ тюрем- ного бизнеса. При оплате труда заключенных 17-25 центов в час и минимизации затрат на их охрану (в одном из пенитенциарных учреждений пять служащих обеспечивают охрану 750 осужденных) тюремная индустрия производит значительную долю военного обмундирования и амуниции (от форменных ремней до касок и бронежилетов), монтаж- ных инструментов, бытовой техники, электроники, мебели и многого другого. «Клиен- тами» тюремного «аутсорсинга» являются Microsoft, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Boeing, PierreCardin, причем эти компании организуют производство внутри тюрем и использу- ют труд заключенных, что легализовано по меньшей мере в 37 штатах [5, с. 436-437]. Более того, коммерческая привлекательность тюремного бизнеса и неравномер- ное распределение тюрем на территории США привели к появлению специфического и родственного работорговле феномена «продажи» заключенных, приговоренных на длительные сроки, - в бедных округах штатов строятся тюрьмы, в которые переводятся заключенные из других округов, а прибыль, формируемая из государственных дотаций на их содержание и платы со стороны корпораций за дешевую рабочую силу, делит- ся между участниками «сделки» и посредниками [5, с. 437]. При этом только одна из тюремных корпораций США - Американская исправительная корпорация (Corrections Corporation of America (CCA); после «ребрендинга» - CoreCivic) имеет в собственности 50 пенитенциарных учреждений и обеспечивает деятельность еще одиннадцати, среди которых большая часть - тюрьмы для мужчин, но есть также и одна тюрьма для детей [6]. Совершенно иной как по содержанию, так и по масштабу опыт создания частных пенитенциарных учреждений имеется в Республике Корея, где уже почти десять лет существует частная тюрьма «Соманг» [7] (дословно - тюрьма «Надежда», основана в декабре 2010 г.), являющаяся не только первой частной тюрьмой в Республике Корея, но и одной из первых во всей Азии [8, с. 361]. Тюрьма «Соманг» была основана религиозным фондом «Агапе» и в первые три года своего существования показала неплохие результаты: из 228 лиц, которые отбыли сроки лишения свободы в данном пенитенциарном учреждении, только двое вновь соверши- ли преступление за рассматриваемый период [9]. Хотя пытаться оценить эффективность тюрьмы «Соманг» в долгосрочном противо- действии рецидивной преступности достаточно сложно и сейчас (ввиду труднодоступ- ности соответствующей информации), сам по себе факт существования данной тюрьмы является знаменательным - она была основана некоммерческой организацией, скорее, как благотворительное учреждение социальной направленности с акцентом на воспи- тание и социальную адаптацию осужденных, а не как источник обогащения за счет их принудительного труда, что делает тюрьму «Соманг» первой в своем роде не только в Азии, но и во всем мире (по крайней мере, так считают в Республике Корея) [10]. Следует отметить, что порядок исполнения и отбывания лишения свободы в государ- ственных и частных пенитенциарных учреждениях Республики Корея практически не отличается и определяется Законом Республики Корея «Об обращении с заключенными и их содержании в пенитенциарных учреждениях» с поправкой на ряд специальных по- ложений, закрепленных в Законе Республики Корея «О создании и функционировании частных пенитенциарных учреждений», в соответствии с которым как физические, так и юридические лица, получающие разрешение на создание и эксплуатацию частных тюрем, должны в точности соблюдать требования, установленные для государственных пенитенциарных учреждений, а их деятельность находится под постоянным контролем Министерства юстиции (заключает контракт на создание и эксплуатацию каждого из таких учреждений (ст. 3-9), проводит их инспекционные проверки (ст. 22), определяет объем финансирования для покрытия текущих расходов (ст. 23) и т. д.). При рассмотрении проблемы частных пенитенциарных учреждений нельзя обойти стороной и вопрос качественного состава персонала, нанимаемого негосударственны- ми организациями для непосредственного обеспечения деятельности контролируемых ими тюрем. В Республике Корея на законодательном уровне закреплен перечень требований, которым должны соответствовать сотрудники частных пенитенциарных учреждений. В целом они тождественны требованиям, предъявляемым к государственным служащим: полная дееспособность, непризнание банкротом, отсутствие судимости (как таковой, «судимости» в Республике Корея нет, но в отдельных статьях указывается конкретный срок, который должен пройти с момента отбытия наказания за совершение конкретных видов преступлений для снятия всех следующих из факта осуждения ограничений), от- сутствие дисциплинарных взысканий на предыдущем месте работы и т. д. (ст. 11 Закона Республики Корея «О создании и функционировании частных пенитенциарных учреж- дений»; ст. 33 Закона Республики Корея «О государственных служащих»). В свою очередь, в США подход к подбору персонала несколько иной - в уже упомя- нутой CoreCivic кандидат нанимается на работу, если он «дышит, имеет действующее водительское удостоверение и хочет работать», а также пройдет тестирование, состо- ящее из трех вопросов - имя генерального директора CoreCivic, имена основателей компании и причины, побудившие их основать компанию в 1983 г. [6]. Необходимо отметить, что как южнокорейская, так и американская концепции частных тюрем противоречат нормам международного права, а именно Конвенции № 29 Между- народной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28 июня 1930 г.), в соответствии с которой лица, отбывающие наказа- ния в местах лишения свободы, не могут быть уступлены или переданы в распоряжение частных физических или юридических лиц, поскольку эти лица привлекаются к обяза- тельному для них труду, а такой труд должен находиться под контролем государственных органов и осуществляться в государственных пенитенциарных учреждениях. Впрочем, ни для США, ни для Республики Корея данная конвенция не имеет значения, поскольку эти государства (в том числе Китай, Афганистан, Тувалу и т. д.) ее не ратифицировали [11]. Интересно, что противоречие есть только между национальным правом Республи- ки Корея и международным правом, тогда как практический опыт этого государства по созданию частной тюрьмы в конфликт с положениями Конвенции № 29 МОТ не вступа- ет. Именно этот опыт представляется наиболее ценным для Российской Федерации, и, хотя создание частной тюрьмы некоммерческой организацией в некоммерческих целях является скорее исключением из мировой практики, чем нормой, эта идея является наиболее прогрессивной и гуманной по отношению к осужденным.