INTERRELATION OF MANAGERIAL COMPETENCES WITH PERSONAL QUALITIES OF HEADS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the study of personal qualities and managerial competencies correlation in the structure of professional success of heads of Internal Affairs bodies, which was conducted among the heads of territorial bodies of internal affairs male aged 32 to 48 years, experience in law enforcement - from 10 to 16 years. The research methods are testing, level and correlation analysis, and the method of descriptive statistics. In the process of collecting data the methodology of C. L. Wilson’s “the cycle management skills in order to diagnose the managerial competencies of the leaders of the CPI methodology to diagnose the personal qualities of the leaders” was used. The analysis of the results of the study included the assessment of the profile of managerial competencies, the profile of personal qualities, the relationship of managerial competencies and personal qualities of the leaders of the study group. The results revealed the weaknesses of personal qualities and managerial competencies of heads of the study group. As the main conclusion of the study, it is noted that the assessment of the degree of formation of managerial competence in relation to the assessment of personal and business qualities of heads of Internal Affairs bodies is a necessary basis for the forecast of professional success and can be considered as a criterion for distinguishing between successful and unsuccessful leaders in the process of placement and formation of the personnel reserve of heads of law enforcement agencies.

Keywords:
Internal Affairs bodies, managerial competences, K. L. Wilson’s methodology, CPI methodology, formation of personnel reserve
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Современный этап психологического обеспечения правоохранительных органов характеризуется потребностью в повышении эффективности кадровой диагностики, в решении задач прогнозирования успешности управленческих кадров. Решение дан- ной проблемы осуществляется в контексте научно-теоретического и методического осмысления диагностико-прогностических критериев успешности руководителей в процессе профессионального психологического отбора кандидатов на руководящие должности. Прогноз в психодиагностической деятельности должен быть основан на надежных и валидных диагностико-прогностических критериях успешности управ- ленческой деятельности руководителей органов внутренних дел (ОВД), что делает актуальным проблему разработки моделей профессионально успешных руководи- телей ОВД. Наиболее распространенным подходом к оценке успешности управленческой дея- тельности руководителей является коллекционный, в основе которого лежит совокуп- ность профессионально важных качеств личности руководителя, которые в норматив- но-правовых документах определяются как деловые и личные качества руководителя. Под профессионально важными качествами руководителя понимают «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успеш- ность ее освоения» [9, с. 65]. Специфику проявления деловых и личных качеств руководителей определяют функции управленческой деятельности, поэтому необходимо раскрыть основные подходы к функциональной структуре управленческой деятельности руководите- ля. В функциональной модели управления Й. Кхола выделены управленческие ре- шения - управленческие действия [5], согласно социально-психологическому под- ходу Т. Ю. Базаровым разработаны модели личности руководителя и определены функционально-ролевые качества [2, с. 37], А. В. Петров проанализировал понятия «выработка и принятие решений», «контроль за исполнением» [7], представленная Г. Минцбергом модель содержит взаимосвязанные группы ролей руководителя: меж- личностные, информационные и решающие. Последние включают в себя иницииро- вание, планирование прогрессивных изменений ситуации, которые осуществляет сам руководитель или делегирует [6, с. 211]. Д. Клиланд, В. Кинг выделили функции планирования, организации и контроля [4], К. Л. Вилсон - умение управлять людьми и умение достигать рабочей цели. Таким образом, уровень управленческих решений, определяющих взаимодействие «средства - результаты», планирования, организации и контроля являются диагностическими показателями профессиональной успешно- сти руководителей ОВД. В последнее время в рамках функционального подхода широкое развитие получил компетентностный подход, который предполагает оценку и прогноз успешности ру- ководителя ОВД через сравнение результативности, качества и сложности осущест- вленного труда с эталонными характеристиками должности руководителя. Э. Ф. Зеер трактует компетентность как «глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответ- ствующих умений и навыков; компетенция - способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности» [3, с. 27]. Исходя из компетентностно-ориентированной модели руководителя успешность руководителя ОВД непосредствен- но определяется «наличием и уровнем сформированности многоплановой системы компетенций, личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность» [8, с. 9]. Управленческая компетентность от- ражает организаторские способности, ответственность, силу убеждения, авторитет и поведение руководителя [1], систему «внутренних ресурсов руководителя, необхо- димых для организации эффективного руководства подчиненным подразделением; доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [10, с. 158]. Таким образом, с позиции представленных теоретических подходов де- ловые и личные качества руководителя и управленческая компетентность являются ведущими показателями при оценке и прогнозе успешности управленческой деятель- ности руководителей ОВД. Теоретический анализ литературы позволил сформулировать гипотезу исследова- ния, согласно которой в структуре профессиональной успешности руководителей ОВД существует взаимосвязь между управленческими компетенциями и личными качествами руководителей. Для подтверждения данной гипотезы необходимо изучить особенности данной взаимосвязи. Методы исследования Исследование взаимосвязи личных качеств и управленческих компетенций в структу- ре профессиональной успешности руководителей ОВД было проведено среди руководи- телей территориальных органов ОВД в количестве 36 человек мужского пола в возрасте от 32 до 48 лет; имеющих стаж работы в правоохранительных органах от 10 до 16 лет. Для исследования использовались: организационные методы - планирование и ор- ганизация исследования, эмпирические методы - тестирование, интерпретационные методы - уровневый и корреляционный анализ результатов исследования, статисти- ческие методы - метод описательной статистики (среднее арифметическое значение), корреляционный анализ. В качестве метода сбора данных применялись следующие диагностические методики: методика К. Л. Вилсона «Цикл управленческих умений» с целью диагностики управленческих компетенций руководителей; методика CPI - с целью диагностики личных качеств руководителей. Результаты исследования Анализ результатов исследования включал в себя оценку профиля управленческих компетенций, оценку профиля личных качеств, оценку взаимосвязи управленческих компетенций и личных качеств руководителей исследуемой группы. Результаты изучения профиля управленческой компетентности показали, что у руководителей территориальных органов ОВД в целом имеет место достаточный уровень управленческих компетенций (М = 6,3) с доминированием стиля управле- ния на командную работу (М = 6,5), в основе которой лежит доверие подчиненных (М = 6,5) (рис. 1). К слабым сторонам относятся элементы попустительского стиля управления: недо- статочный интерес к подчиненным (М = 4,9) и мотивации цели (М = 4,8), возможно хо- роший уровень делегирования полномочий в кризисных ситуациях, но недостаточный для обычных условий (М = 4,7). У 22 % (4 чел.) руководителей выявлена проблемная управленческая ситуация в сфере управления и отношений с подчиненными, у 17 % (3 чел.) - умеренно проблемные ситуации, связанные с недостаточным уровнем компе- тенции в различных ситуациях управленческого взаимодействия (рис. 1). Рис. 1. Групповой профиль управленческой компетентности руководителей ОВД. Показатели: 1 - разъяснение целей и задач; 2 - взаимоотношения с подчиненными; 3 - тщательное планирование рабочего процесса; 4 - управленческие компетенции; 5 - обеспечение необходимыми условиями работы; 6 - обратная связь; 7 - контроль времени; 8 - контроль деталей; 9 - мотивация цели; 10 - делегирование полномочий; 11 - поощрение за хорошо выполненную работу; 12 - ориентация на людей; 13 - создание команды; 14 - заинтересованность в профессиональном росте подчиненных; 15 - доверие подчиненных; 16 - включенность в работу; 17 - профессиональная компетентность подчиненных; 18 - сплоченность группы; 19 - благоприятные условия для должностного роста; 20 - уровень напряженности; 21 - отношение к людям; 22 - социально-психологический климат; 23 - качество работы Рис. 2. Групповой профиль личных качеств руководителей ОВД. Показатели: 1 - мотивация лидерства и достижения; 2 - интеллектуальная эффективность; 3 - организаторские способности; 4 - эмоциональная стабильность; 5 - коммуникативная направленность; 6 - социальная ответственность; 7 - трудолюбие, добросовестность; 8 - терпимость, дружелюбие; 9 - независимость, самостоятельность; 10 - понимание и сопереживание Результаты исследования профиля личных качеств руководителей ОВД представ- лены на рисунке 2. Ведущими личными качествами руководителей ОВД являются коммуникативная на- правленность (М = 6,7) с проявлением самостоятельности и независимости (М = 6,1). На второй позиции - интеллектуальная эффективность (М = 5,6). Менее выражены такие личные качества руководителей, как терпимость (М = 4,9), добросовестность (М = 4,8) и эмоциональная стабильность (М = 4,3) (рис. 2). Исследование взаимосвязи управленческой компетентности и личных качеств руково- дителей ОВД с помощью корреляционного анализа показало, что чем выше мотивация до- стижения и лидерства, тем выше показатели поощрения подчиненных за хорошую работу (r = 0,618), чем выше интеллектуальная эффективность, тем выше показатели компетенции обратной связи с подчиненными (r = 0,686). Социальная ответственность руководителей имеет прямую связь с компетенциями, определяющими взаимоотношения с подчиненными (r = 0,798) и ориентацию на людей (r = 0,688) (табл.). К Таблица Взаимосвязь управленческих компетенций и личных качеств руководителей ОВД Показатели Поощрение за хорошовыполненную работу Обратная связь Взаимоотношения с подчиненными Ориентация на людей Мотивация лидерства и достижения 0,618 Интеллектуальная эффективность 0,686 Социальная ответственность 0,798 0,688 Обсуждение результатов исследования Полученные результаты позволили выявить слабые стороны личных качеств и управленческих компетенций руководителей исследуемой группы. К слабым сторо- нам относятся элементы попустительского стиля управления, недостаточный уро- вень делегирования полномочий, эмоциональной стабильности, добросовестности и терпимости. Выявлена взаимосвязь управленческих компетенций и личных качеств руководителей, согласно которой социально ответственный и интеллектуально эф- фективный руководитель ориентирован на взаимоотношения с подчиненными, на поощрение подчиненных за хорошую работу и построение системы обратной связи в процессе решения управленческих задач. Полученные результаты подтвердили вы- двинутую в ходе исследования гипотезу, что имеет важное практическое значение в процессе расстановки управленческих кадров и формирования кадрового резерва руководителей. Выводы Оценка степени сформированности управленческой компетентности во взаимо- связи с оценкой личных и деловых качеств руководителей ОВД является основой для прогноза профессиональной успешности и может рассматриваться в качестве кри- териальной оценки различения успешных и неуспешных руководителей в процессе расстановки кадров и формирования кадрового резерва руководителей правоохра- нительных органов.
References

1. Belyackiy N. P. Upravlenie personalom : ucheb. posobie. Minsk, 2000. 320 s

2. Bazarov T. Yu. Tehnologiya centrov ocenki personala: processy i rezul'taty. M., 2016. 37 s

3. Zeer E. F., Symanyuk E. Kompetentnostnyy podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. S. 23-30

4. Kliland D., King V. Sistemnyy analiz i celevoe upravlenie. M., 1974. 280 s

5. Khol Y. Effektivnost' upravlencheskih resheniy. M., 1975. 195 s

6. Mintzberg, H. 1973, The Nature of Managerial Work, Prentice Hall, New Jersey

7. Petrov A. V., Fedulov Yu. G. Podgotovka i prinyatie upravlencheskih resheniy. M., 2000. 241 s

8. Filyakin A. Yu. Social'no-psihologicheskie osobennosti razvitiya upravlencheskoy kompetentnosti buduschih rukovoditeley podrazdeleniy MVD Rossii po bor'be s ekonomicheskimi i nalogovymi prestupleniyami : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2009. 23 s

9. Shadrikov V. D. Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka : ucheb. posobie. M., 1996. 320 s

10. Shaykova I. M. Psihologo-pravovye aspekty issledovaniya lichnosti rukovoditelya pravoohranitel'nyh organov // Al'manah sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2009. № 7-2. S. 157-160

Login or Create
* Forgot password?