Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Современный этап психологического обеспечения правоохранительных органов характеризуется потребностью в повышении эффективности кадровой диагностики, в решении задач прогнозирования успешности управленческих кадров. Решение дан- ной проблемы осуществляется в контексте научно-теоретического и методического осмысления диагностико-прогностических критериев успешности руководителей в процессе профессионального психологического отбора кандидатов на руководящие должности. Прогноз в психодиагностической деятельности должен быть основан на надежных и валидных диагностико-прогностических критериях успешности управ- ленческой деятельности руководителей органов внутренних дел (ОВД), что делает актуальным проблему разработки моделей профессионально успешных руководи- телей ОВД. Наиболее распространенным подходом к оценке успешности управленческой дея- тельности руководителей является коллекционный, в основе которого лежит совокуп- ность профессионально важных качеств личности руководителя, которые в норматив- но-правовых документах определяются как деловые и личные качества руководителя. Под профессионально важными качествами руководителя понимают «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успеш- ность ее освоения» [9, с. 65]. Специфику проявления деловых и личных качеств руководителей определяют функции управленческой деятельности, поэтому необходимо раскрыть основные подходы к функциональной структуре управленческой деятельности руководите- ля. В функциональной модели управления Й. Кхола выделены управленческие ре- шения - управленческие действия [5], согласно социально-психологическому под- ходу Т. Ю. Базаровым разработаны модели личности руководителя и определены функционально-ролевые качества [2, с. 37], А. В. Петров проанализировал понятия «выработка и принятие решений», «контроль за исполнением» [7], представленная Г. Минцбергом модель содержит взаимосвязанные группы ролей руководителя: меж- личностные, информационные и решающие. Последние включают в себя иницииро- вание, планирование прогрессивных изменений ситуации, которые осуществляет сам руководитель или делегирует [6, с. 211]. Д. Клиланд, В. Кинг выделили функции планирования, организации и контроля [4], К. Л. Вилсон - умение управлять людьми и умение достигать рабочей цели. Таким образом, уровень управленческих решений, определяющих взаимодействие «средства - результаты», планирования, организации и контроля являются диагностическими показателями профессиональной успешно- сти руководителей ОВД. В последнее время в рамках функционального подхода широкое развитие получил компетентностный подход, который предполагает оценку и прогноз успешности ру- ководителя ОВД через сравнение результативности, качества и сложности осущест- вленного труда с эталонными характеристиками должности руководителя. Э. Ф. Зеер трактует компетентность как «глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответ- ствующих умений и навыков; компетенция - способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности» [3, с. 27]. Исходя из компетентностно-ориентированной модели руководителя успешность руководителя ОВД непосредствен- но определяется «наличием и уровнем сформированности многоплановой системы компетенций, личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность» [8, с. 9]. Управленческая компетентность от- ражает организаторские способности, ответственность, силу убеждения, авторитет и поведение руководителя [1], систему «внутренних ресурсов руководителя, необхо- димых для организации эффективного руководства подчиненным подразделением; доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [10, с. 158]. Таким образом, с позиции представленных теоретических подходов де- ловые и личные качества руководителя и управленческая компетентность являются ведущими показателями при оценке и прогнозе успешности управленческой деятель- ности руководителей ОВД. Теоретический анализ литературы позволил сформулировать гипотезу исследова- ния, согласно которой в структуре профессиональной успешности руководителей ОВД существует взаимосвязь между управленческими компетенциями и личными качествами руководителей. Для подтверждения данной гипотезы необходимо изучить особенности данной взаимосвязи. Методы исследования Исследование взаимосвязи личных качеств и управленческих компетенций в структу- ре профессиональной успешности руководителей ОВД было проведено среди руководи- телей территориальных органов ОВД в количестве 36 человек мужского пола в возрасте от 32 до 48 лет; имеющих стаж работы в правоохранительных органах от 10 до 16 лет. Для исследования использовались: организационные методы - планирование и ор- ганизация исследования, эмпирические методы - тестирование, интерпретационные методы - уровневый и корреляционный анализ результатов исследования, статисти- ческие методы - метод описательной статистики (среднее арифметическое значение), корреляционный анализ. В качестве метода сбора данных применялись следующие диагностические методики: методика К. Л. Вилсона «Цикл управленческих умений» с целью диагностики управленческих компетенций руководителей; методика CPI - с целью диагностики личных качеств руководителей. Результаты исследования Анализ результатов исследования включал в себя оценку профиля управленческих компетенций, оценку профиля личных качеств, оценку взаимосвязи управленческих компетенций и личных качеств руководителей исследуемой группы. Результаты изучения профиля управленческой компетентности показали, что у руководителей территориальных органов ОВД в целом имеет место достаточный уровень управленческих компетенций (М = 6,3) с доминированием стиля управле- ния на командную работу (М = 6,5), в основе которой лежит доверие подчиненных (М = 6,5) (рис. 1). К слабым сторонам относятся элементы попустительского стиля управления: недо- статочный интерес к подчиненным (М = 4,9) и мотивации цели (М = 4,8), возможно хо- роший уровень делегирования полномочий в кризисных ситуациях, но недостаточный для обычных условий (М = 4,7). У 22 % (4 чел.) руководителей выявлена проблемная управленческая ситуация в сфере управления и отношений с подчиненными, у 17 % (3 чел.) - умеренно проблемные ситуации, связанные с недостаточным уровнем компе- тенции в различных ситуациях управленческого взаимодействия (рис. 1). Рис. 1. Групповой профиль управленческой компетентности руководителей ОВД. Показатели: 1 - разъяснение целей и задач; 2 - взаимоотношения с подчиненными; 3 - тщательное планирование рабочего процесса; 4 - управленческие компетенции; 5 - обеспечение необходимыми условиями работы; 6 - обратная связь; 7 - контроль времени; 8 - контроль деталей; 9 - мотивация цели; 10 - делегирование полномочий; 11 - поощрение за хорошо выполненную работу; 12 - ориентация на людей; 13 - создание команды; 14 - заинтересованность в профессиональном росте подчиненных; 15 - доверие подчиненных; 16 - включенность в работу; 17 - профессиональная компетентность подчиненных; 18 - сплоченность группы; 19 - благоприятные условия для должностного роста; 20 - уровень напряженности; 21 - отношение к людям; 22 - социально-психологический климат; 23 - качество работы Рис. 2. Групповой профиль личных качеств руководителей ОВД. Показатели: 1 - мотивация лидерства и достижения; 2 - интеллектуальная эффективность; 3 - организаторские способности; 4 - эмоциональная стабильность; 5 - коммуникативная направленность; 6 - социальная ответственность; 7 - трудолюбие, добросовестность; 8 - терпимость, дружелюбие; 9 - независимость, самостоятельность; 10 - понимание и сопереживание Результаты исследования профиля личных качеств руководителей ОВД представ- лены на рисунке 2. Ведущими личными качествами руководителей ОВД являются коммуникативная на- правленность (М = 6,7) с проявлением самостоятельности и независимости (М = 6,1). На второй позиции - интеллектуальная эффективность (М = 5,6). Менее выражены такие личные качества руководителей, как терпимость (М = 4,9), добросовестность (М = 4,8) и эмоциональная стабильность (М = 4,3) (рис. 2). Исследование взаимосвязи управленческой компетентности и личных качеств руково- дителей ОВД с помощью корреляционного анализа показало, что чем выше мотивация до- стижения и лидерства, тем выше показатели поощрения подчиненных за хорошую работу (r = 0,618), чем выше интеллектуальная эффективность, тем выше показатели компетенции обратной связи с подчиненными (r = 0,686). Социальная ответственность руководителей имеет прямую связь с компетенциями, определяющими взаимоотношения с подчиненными (r = 0,798) и ориентацию на людей (r = 0,688) (табл.). К Таблица Взаимосвязь управленческих компетенций и личных качеств руководителей ОВД Показатели Поощрение за хорошовыполненную работу Обратная связь Взаимоотношения с подчиненными Ориентация на людей Мотивация лидерства и достижения 0,618 Интеллектуальная эффективность 0,686 Социальная ответственность 0,798 0,688 Обсуждение результатов исследования Полученные результаты позволили выявить слабые стороны личных качеств и управленческих компетенций руководителей исследуемой группы. К слабым сторо- нам относятся элементы попустительского стиля управления, недостаточный уро- вень делегирования полномочий, эмоциональной стабильности, добросовестности и терпимости. Выявлена взаимосвязь управленческих компетенций и личных качеств руководителей, согласно которой социально ответственный и интеллектуально эф- фективный руководитель ориентирован на взаимоотношения с подчиненными, на поощрение подчиненных за хорошую работу и построение системы обратной связи в процессе решения управленческих задач. Полученные результаты подтвердили вы- двинутую в ходе исследования гипотезу, что имеет важное практическое значение в процессе расстановки управленческих кадров и формирования кадрового резерва руководителей. Выводы Оценка степени сформированности управленческой компетентности во взаимо- связи с оценкой личных и деловых качеств руководителей ОВД является основой для прогноза профессиональной успешности и может рассматриваться в качестве кри- териальной оценки различения успешных и неуспешных руководителей в процессе расстановки кадров и формирования кадрового резерва руководителей правоохра- нительных органов.