ON THE QUESTION OF ESTABLISHING THE CIRCUMSTANCES TO BE PROVED IN CRIMINAL CASES ON ILLEGAL EXTRACTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES AND LOGGING OF FOREST PLANTATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the peculiarities of establishing the circumstances to be proved in criminal cases of illegal extraction of aquatic biological resources and logging of forest plantations. These crimes are characterized by similar features in the event of the crime. The authors propose a classification of considered crimes according to purposes of their commission: for independent use of extracted resources; for further implementation within the country; for further implementation outside the Russian Federation. In addition, a description to each type of presented characteristics is given; attention is paid to the methods of committing crimes and the identity of criminals. So, the persons committing the considered crimes for independent use of extracted resources are inhabitants of villages and settlements located in the area of finding of water or forest object, have education to average (averagespecial), are lowskilled specialists, are not employed; tools and means of crimes commission can be hand saws, axes, horsedrawn transport; water bioresources are extracted by means of networks, rowing, or motor boats (less often); wood is used as a raw material for heating, construction and repair of houses and economic structures; water bioresources are used for food, and also used for piece sale. Illegal extraction of aquatic biological resources and felling of forest plantations for further implementation in the country is carried out by criminal groups consisting of: the organizers (no more than 3-5 people, including a representative of legal business in the field of transportation, law enforcement officials); executors (can be divided into several teams, numbering from 5 to 10-12 people); persons engaged in the protection of mined items and their processing; persons engaged in the transportation of resources. The third type of crime is characterized by presence among the organizers of foreign citizens of the country where resources are exported; the object of criminal encroachment is of high quality and selective (redbook animals, highgrade wood species); resources are transported in a large volume, which requires their storage and processing; transportation is carried out either openly under the guise of legal cargo, or secretly (in the hollows of the vehicle or under the guise of not prohibited goods). The authors indicate that from the point of view of the completeness and adequacy of collection, verification and evaluation of evidence to establish the existence of an event being considered a crime and the guilt of those who committed them, it is necessary to focus on the aspects of the circumstances to be proved, including those relating to the mechanism of illegal extraction of aquatic biological resources and felling of forest plantations, studied in the article. It is proposed, using the information on the specified typology of types of committed environmental crimes, to put forward investigative versions and to plan the investigation to improve its quality and efficiency.

Keywords:
illegal extraction of aquatic biological resources, illegal logging of forest plantations, circumstances to be proved, investigation, wood, fish, the identity of the offender, the mechanism of the crime
Text
Publication text (PDF): Read Download

Объектом уголовного процесса в широком смысле является преступная деятель- ность, которая пресекается и карается в уголовно-процессуальном порядке. Обладая знаниями о закономерностях действий лиц, совершающих преступления, органы рас- следования могут обнаруживать следы такой деятельности и в конечном счете уста- навливать преступников и их виновность в совершении преступлений. По нашему мнению, имеются специфические преступления, которые обладают опре- деленными схожими чертами в его событии (время, место, способ их совершения - ст. 74 УПК РФ). Остановимся на двух преступлениях, представляющих серьезную об- щественную опасность по которым установление обстоятельств, подлежащих доказы- ванию, вызывает определенные трудности в правоприменительной деятельности: не- законный вылов (добыча) водных биологических ресурсов и незаконная рубка лесных насаждений. Объектом этих преступлений в своем сущностно-глобальном плане (ви- довой объект) выступает экологическая безопасность Российской Федерации, а также ее ресурсная составляющая. Войны XIX и XX веков, по большому счету, были продиктованы борьбой за ресурсы. Такую же ситуацию мы видим и теперь в Ираке, Ливии, Сирии и других странах, где про- исходили и происходят военные действия, одной из причин которых является борьба за право обладания углеводородными ресурсами. Биологические и лесные запасы не менее ценны, чем углеводороды, поэтому в этом случае также идет противостояние, которое не так ярко выражено в виде открытой войны. Наша страна богата водными биоресурсами и лесом. Основные объемы этого до- стояния сосредоточены в Сибири (лес) [2], а также на Дальнем Востоке (лес, водные ресурсы) [2, 3]. Указанные регионы, особенно Дальневосточный, граничат с Китайской Народной Республикой, являющейся, по многим экспертным оценкам, второй экономи- кой в мире по номинальному значению валового внутреннего продукта [1], в связи с чем требующей для развития и поддержания своего экономического уровня обозначенных выше жизненно необходимых ей ресурсов. Рассмотренная ситуация детерминирует спрос на древесину, рыбу, млекопитающих не только на нашем внутреннем рынке, но и за рубежом [8]. Этим пользуются преступные элементы, действуя по известному закону экономики «спрос рождает предложение», создавая и модернизируя методы совершения экологических преступлений, благодаря чему раскрываемость данной категории преступлений лишь немного превышает поло- вину (50,3 %) (форма «4-Е» (723) за январь - декабрь 2018 г. ГИАЦ МВД России). Эколо- гические преступления наносят существенный ущерб нашему государству, но другим странам приносят обогащение и экономическую стабильность. Вопросы охраны окружающей среды, защиты отдельных природных ресурсов ис- следовались специалистами разных юридических наук [4, 5, 6, 7], но низкие показатели раскрываемости и стабильно высокие показатели регистрации сообщений о совершении этих преступлений (с 2014 по 2018 год совершено более 120 тыс. экологических престу- плений, зарегистрированных в Российской Федерации различными правоохранитель- ными органами) (Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности» за январь - декабрь 2014 г., форма «1-ЕГС» (491), кн. 1; Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности» за январь - декабрь 2015 г., форма «1-ЕГС» (491), кн. 1; Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности» за январь - декабрь 2016 г., форма «1-ЕГС» (491), кн 1; Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности» за январь - декабрь 2017 г., форма «1-ЕГС» (491), кн. 1; Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности» за январь - декабрь 2018 г., форма «1-ЕГС» (491), кн. 1) актуализируют продолжение научных разработок и их активное внедрение в практическую деятельность. Считаем значимой классификацию рассматриваемой категории преступлений по целям их совершения, которая условно может быть представлена в следующем виде: экологические преступления, совершаемые для самостоятельного пользования добытыми ресурсами; экологические преступления, совершаемые для дальнейшей реализации внутри страны; экологические преступления, совершаемые для дальнейшей реализации за пре- делы Российской Федерации. Для первого вида характерны следующие обстоятельства преступления. Как пра- вило, они совершаются жителями сел, деревень, поселков, проживающими в районе нахождения водного или лесного объекта. Лица, занимающиеся преступной деятель- ностью, имеют образование до среднего (среднего специального), являются низкоква- лифицированными специалистами без постоянного источника доходов (нетрудоустраивающиеся либо потерявшие работу), часто характеризуются как злоупотребляющие спиртными напитками, допускающие административные правонарушения, в том числе на почве хулиганских побуждений, в некоторых ситуациях совершают экологические преступления, граничащие по незначительности ущерба с административными пра- вонарушениями в силу незнания норм закона и соответственно неосведомленности о наличии наказания в уголовном порядке за их нарушения. Орудия и средства совершения преступлений не обладают высокой степенью тех- нологичности, основываются не на автоматизированном, а на механическом способе применения. Так, для заготовки древесины применяются ручные пилы, топоры, гужевой транспорт. Водные биоресурсы добывают при помощи сетей, весельных либо мотор- ных лодок (реже). Древесина используется в качестве сырья для отопления в осенне-зимне-весенний период, постройки и ремонта жилья и хозяйственных сооружений, облагораживания придомовой территории, для поштучной продажи в небольшом объеме, заготавлива- ется она по мере надобности, но чаще всего в сентябре, октябре. Приведем характерный для обозначенной группы экологических преступлений при- мер из следственной практики. Так, Уссурийским районным судом (приговор № 1-779/2018 Уссурийского районного суда Приморского края) в отношении гр. К. вынесен приговор в связи с совершением им незаконной рубки семи берез, которые он высадил несколько лет назад перед своим домом с декоративной целью, но в осенне-зимний период ре- шил их срубить для отопления дома, не осознавая, что таким образом причиняет ущерб окружающей среде и государству. О его противоправном поступке соседи сообщили в правоохранительные органы. Водные биоресурсы употребляются в пищу лицом, их выловившим, и его семьей, а также реализуются ограниченному кругу лиц (родственники, знакомые, соседи). Место совершения преступления в этих случаях часто совпадает с районом места их проживания, обычно удаленным от промышленных центров, где присутствует слабая инфраструктура, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, не развита материально- техническая оснащенность. Действия, связанные с сокрытием преступлений, примитивны и минимальны, о пре- ступной деятельности известно значительному кругу лиц, проживающих совместно (либо по соседству) с данными лицами. Преступления совершаются систематически, по мере необходимости получения ресурсов, но объемы преступной деятельности не- значительны по сравнению с другими видами, которые мы рассмотрим ниже. Механизм совершения второго вида преступлений более сложен и представляет собой организованную деятельность (вовлечено значительное количество участников), характеризующуюся признаками коррупции, преступного нарушения должностных ин- струкций. Действия лиц носят профессиональный характер, наличествует вовлечен- ность представителей правоохранительных органов. Добытое в качестве предмета преступного посягательства реализуется на внутреннем рынке России, в первую оче- редь в центральных регионах. Исходя из анализа изученных материалов уголовных дел (проанализировано 157 материалов уголовных дел, расследованных и рассмотренных в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах) можно выделить следующую структуру участников преступной группы этого вида и характер их действий. Организаторы преступного сообщества, не более 3-5 человек, включая предста- вителя легального бизнеса в данной сфере, должностное лицо правоохранительных органов (представитель МВД России, прокуратуры и пр.). Основная часть группы - исполнители. Могут быть поделены на несколько бригад численностью от 5 до 10-12 человек. Их набирают из числа жителей региона добычи ресурсов. Лица занимаются непосредственной добычей ресурсов. Ими используются высокотехнологичные орудия и средства добычи: моторные катера, аквалангистское снаряжение, сети-ловушки для водных биоресурсов; погрузчики, трактора, лесовозы и другие орудия для незаконной рубки лесных насаждений. Лица, в обязанности которых входит охрана добытых предметов и их обработка. В зависимости от объемов заготовляемой продукции используется от 3 до 6 человек. Ими могут быть местные жители, как граждане России, так и иностранцы. Лица, занимающиеся транспортировкой ресурсов. Они перевозят груз под видом легальных перевозок. Как правило, используется специализированный перевозочный транспорт компании одного из организаторов преступной группы, открытый бизнес ко- торого связан с перевозками. Преступления третьего вида совершаются при активном участии представителей зарубежных стран, в том числе в составе преступных сообществ, носят ярко выражен- ный транснациональный характер. Рынки сбыта наиболее часто расположены в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, реже в странах Европы. Исходя из анализа изученных материалов уголовных дел можно выделить следую- щую структуру участников преступного сообщества и характер их действий (проанали- зировано 73 материала уголовных дел, расследованных и рассмотренных в Дальне- восточном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах). Она в целом схожа с представленной по второму виду, но среди организаторов преступного сообщества обычно присутствует иностранный гражданин (граждане) государства, куда экспор- тируется ресурс; представитель легального бизнеса в сфере зарубежных перевозок; должностное лицо правоохранительных органов (МВД России, таможни и пр.). Предмет преступного посягательства в этом случае обладает высоким качеством и избирателен (отличен) в сравнении с рассмотренными при описании первых двух видов преступле- ний (краснокнижные животные, высокосортные древесные породы). Ресурсы транс- портируются в большом объеме, что требует их хранения и переработки. Для водных биоресурсов необходимо наличие промышленных морозильных камер, для обработки - сушильные устройства (например, для дальневосточного трепанга), цеха по разделке рыбы и пр. (например, при сокрытии возможности установления ценных пород рыбы удаляется голова, плавники, хвост, остается тушка), для древесины - складские поме- щения; лесопилки в случае обработки. Перевозка осуществляется либо открыто под видом легального груза, либо тайно (в пустотах транспортного средства или под видом незапрещенного товара). Взаимодействие со странами, куда незаконно перемещаются добытые ресурсы, на- ходится не на должном уровне. Одной из причин отсутствия наступательности и заин- тересованности в пресечении действий международных организованных преступных групп (сообществ) со стороны иностранных государств, по нашему мнению, являются экономические обстоятельства. Соседним государствам выгодно приобретать таким способом богатства нашей стра- ны, для этого в том же Китае на приграничных территориях выстроена целая инфра- структура по приему биологических и лесных ресурсов из России. При этом практически все доходы от рассматриваемых преступных действий включаются в экономику ино- странных государств. Часть средств аккумулируется в теневой экономике нашей страны. Мы полагаем, что затронутые в статье некоторые аспекты обстоятельств, подлежа- щих доказыванию, в том числе связанные с механизмом совершения незаконной добычи водных биоресурсов и незаконной рубки лесных насаждений, имеют важное значение с точки зрения полноты и достаточности сбора, проверки и оценки доказательств для установления наличия события рассматриваемых преступлений и виновности лиц, их совершивших. Используя информацию о рассмотренной в статье типологии видов со- вершаемых экологических преступлений против лесных насаждений и водных биоло- гических ресурсов, характеристике личности преступников, способах реализации форм соучастия, механизме совершаемых преступлений, можно на основе имеющейся инфор- мации о предмете преступного деяния, его качестве и объеме выдвигать следственные версии, учитывая вероятность вхождения в состав преступной группы (преступного со- общества) иностранных граждан, а также осуществлять планирование расследования для повышения его качества и оперативности.
References

1. Byulleten' o tekuschih tendenciyah mirovoy ekonomiki. Analiticheskiy centr pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii. 2019. № 41. URL : http://ac.gov.ru/files/ publication/a/20868.pdf (data obrascheniya: 15.09.2019)

2. Obschaya ploschad' zemel' lesnogo fonda. Federal'noe agentstvo lesnogo hozyaystva. URL : https://roslesinforg.ru/atlas (data obrascheniya: 28.09.2019)

3. Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii Rossiyskoy Federacii. Dal'nevostochnyy federal'nyy okrug. Vodnye resursy. URL : https://gosdoklad-ecology.ru/2017/ subjects/dfo (data obrascheniya: 10.10.2019)

4. Bulgakova M. A. Metodologiya sbalansirovannogo vedeniya lesnogo hozyaystva v interesah sohraneniya biosfernogo ravnovesiya : monografiya. M., 2019. 168 s

5. Bessonov A. A. Rassledovanie nezakonnoy dobychi rybnyh resursov : ucheb. posobie. M. : Yurlitinform, 2015. 197 s

6. Garmaev Yu. P. Ekologo-pravovoe prosveschenie kak innovacionnaya tehnologiya v obrazovanii i pravoprimenenii // Nacional'naya bezopasnost' v ekologicheskoy sfere: problemy teorii i praktiki : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 2017. S. 72-80

7. Lapshin V. F. Pravila postroeniya sankciy norm ob otvetstvennosti za otdel'nye prestupleniya, posyagayuschie na gosudarstvennye interesy v sel'skohozyaystvennom sektore ekonomiki // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2017. T. 25. № 4. S. 522-526

8. Davydov A. A., Makrickaya E. D. Ugolovno-processual'nye osnovy mezhdunarodnogo vzaimodeystviya pri rassledovanii transgranichnyh ekologicheskih prestupleniy // Exlegis: pravovye issledovaniya. 2017. № 3. S. 16-19

9. Bulletin on current trends in the world economy 2019, iss. 41, Analytical center under the Government of the Russian Federation, viewed 19 September 2019, http://ac.gov.ru/files/pub- lication/a/20868.pdf

10. The total land area of the Forest Fund. Federal Forestry Agency, viewed 28 September 2019, https://roslesinforg.ru/atlas

11. Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation. Eastern federal district. Water resources management, viewed 10 October 2019, https://gosdoklad-ecology.ru/2017/subjects/dfo/

12. Bulgakova, M. A. 2019, Methodology of balanced forest management for biosphere balance preservation, Moscow

13. Bessonov, A. A. 2015, Investigation of illegal extraction of fish resources, Yurlitinform Publ., Moscow

14. Garmaev, Yu. P. 2017, ‘Environmental and legal education as an innovative technology in education and law enforcement’, in National security in the environmental sphere: problems of theory and practice: proceedings of the International scientific and practical conference, pp. 72-80, Cheboksary

15. Lapshin, V. F. 2017, ‘Rules of sanctions construction of norms about responsibility for separate crimes encroaching on the state interests in agricultural sector of economy’, Man: crime and punishment, vol. 25(1-4), iss. 4, pp. 522-526

16. Davydov, A. A. & Makritskaya, E. D. 2017, ‘Criminal procedural bases of international cooperation in the investigation of transboundary environmental crimes’, Exlegis: legal research, iss. 3, pp. 16-19

Login or Create
* Forgot password?