FSBSI NU "Federal Research Center" Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (FRC KSC SB RAS) (laboratories of scientific and educational technologies for the training of highly qualified personnel, Leading Researcher)
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk, Russian Federation
The research results related to conditions of forming of professionally-ethical competences and acquisition of stakeholder analysis as a method of making of ethical managerial decisions are presented in this paper. The object of examination is one of the basic ethical competencies — the ability to make ethical assessment and choice in the mood of managerial decision with required degree of ethicality.
ethical education, ethical education levels; ethical competences; stakeholder analysis; making of ethical managerial decisions, ethical and educational technologies; case-study; ethics of managerial decisions; moral choice.
Поиск, развитие и внедрение новых образовательных технологий является актуальной задачей современного этического образования [1; 2], поскольку неэффективное, «нетехнологичное» образование сегодня стало «непозволительной роскошью». Понимание этого стимулировало изучение форм, методов и технологий формирования этических компетенций на кафедре философии Сибирского государственного технологического университета в рамках научно-образовательного проекта «Лаборатория прикладной и практической этики». В образовательных стандартах нового поколения содержится широкий перечень профессиональных компетенций с солидной этической составляющей. Особенно четко они видны в учебных программах по деловой, профессиональной и общей этике: способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; демонстрация уважения к людям; владение правилами речевого этикета и приемами убеждения; выстраивание и реализация перспективных линий нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки и сделать необходимые выводы и др.
Перечисление этических компетенций будущего специалиста можно продолжать, но важно не на словах, а на практике сформировать эти профессионально и личностно необходимые качества. Представляется, что формирование профессиональноэти ческих компетенций эффективно как технологичный процесс, когда освоение конкретной компетенции происходит не в единичном или слу чайном опыте, а перерастает уровень «ремесла» и приобретает технологичность. В технологичном образовательном процессе решающую роль играет «изготовление», стоящее выше «ознакомления» (лекционно-семинарская форма) и даже «освоения», проходящего в форме тренингов, и практических занятий всех типов. «Изготовление» осуществляется в образовательных формах проектной мастерской, аналитической сессии, организационно-деятельностной игры и т.п.
1. Apresyan R.G. Etika v vysshem obrazovanii. Vedomosti Nauchno-issledovatel'skogo instituta prikladnoy etiki. Vyp. 26: Etika obrazovaniya / pod red. V.I. Bakshtanovskogo i N.N. Karnaukhova. — Tyumen': NIIPE, 2005.
2. Bakshtanovskiy V.I. Vvedenie v prikladnuyu etiku — Tyumen', 2006.
3. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii. — M.: Pedagogika, 1989.
4. Viktoruk E.N. Etika nauki v kurse dlya aspirantov i soiskateley. Prirodnye i intellektual'nye resursy Sibiri (SIBRESURS-13-2007): Doklady (materialy) 13-y Mezhdunar. nauch-prakt. konf. Kemerovo, 1—3 okt. 2007 g. / otv. red. V.N. Maslennikov. — Tomsk: SAN VSh; V. Spektr, 2007. — S. 211—214.
5. Viktoruk E.N. Etika i moral' global'nogo mira: puti k «Cheloveku vospitannomu». Kul'tura i etika novogo mira / otv. red. Moskvich Yu.N. [Seriya: biblioteka aktual'noy filosofii] Vyp. 6. — Krasnoyarsk: Litera-print, 2009.
6. Viktoruk E.N. Etika i aksiologiya nauki dlya aspirantov i soiskateley (opyt raboty v Sibirskom gosudarstvennom tekhnologicheskom universitete). Epistemologiya i filosofiya nauki. Ezhekvartal'nyy zhurnal. 2009. T. XXI, № 3 / Nauchno-teoreticheskiy zhurnal po obshchey metodologii nauki, teorii poznaniya i kognitivnym naukam. — Institut filosofii Rossiyskoy Akademii nauk. — Moskva: Kanon+, 2009. — S. 95—106.
7. De Dzhordzh R.T. Delovaya etika / per. s angl. — M.: IG «Progress»; ID «RIPOL KLASSIK», 2003.
8. Frittsshe D.Dzh. Etika biznesa. Global'naya i upravlencheskaya perspektiva / per. s angl. — M.: Olimp-Biznes, 2002.