Abstract and keywords
Abstract (English):
The research results related to conditions of forming of professionally-ethical competences and acquisition of stakeholder analysis as a method of making of ethical managerial decisions are presented in this paper. The object of examination is one of the basic ethical competencies — the ability to make ethical assessment and choice in the mood of managerial decision with required degree of ethicality.

Keywords:
ethical education, ethical education levels; ethical competences; stakeholder analysis; making of ethical managerial decisions, ethical and educational technologies; case-study; ethics of managerial decisions; moral choice.
Text

Поиск, развитие и внедрение новых образовательных технологий является актуальной задачей современного этического образования [1; 2], поскольку неэффективное, «нетехнологичное» образование сегодня стало «непозволительной роскошью». Понимание этого стимулировало изучение форм, методов и технологий формирования этических компетенций на кафедре философии Сибирского государственного технологического университета в рамках научно-образовательного проекта «Лаборатория прикладной и практической этики». В образовательных стандартах нового поколения содержится широкий перечень профессиональных компетенций с солидной этической составляющей. Особенно четко они видны в учебных программах по деловой, профессиональной и общей этике: способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; демонстрация уважения к людям; владение правилами речевого этикета и приемами убеждения; выстраивание и реализация перспективных линий нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки и сделать необходимые выводы и др.

Перечисление этических компетенций будущего специалиста можно продолжать, но важно не на словах, а на практике сформировать эти профессионально и личностно необходимые качества. Представляется, что формирование профессиональноэти ческих компетенций эффективно как технологичный процесс, когда освоение конкретной компетенции происходит не в единичном или слу чайном опыте, а перерастает уровень «ремесла» и приобретает технологичность. В технологичном образовательном процессе решающую роль играет «изготовление», стоящее выше «ознакомления» (лекционно-семинарская форма) и даже «освоения», проходящего в форме тренингов, и практических занятий всех типов. «Изготовление» осуществляется в образовательных формах проектной мастерской, аналитической сессии, организационно-деятельностной игры и т.п.

References

1. Apresyan R.G. Etika v vysshem obrazovanii. Vedomosti Nauchno-issledovatel'skogo instituta prikladnoy etiki. Vyp. 26: Etika obrazovaniya / pod red. V.I. Bakshtanovskogo i N.N. Karnaukhova. — Tyumen': NIIPE, 2005.

2. Bakshtanovskiy V.I. Vvedenie v prikladnuyu etiku — Tyumen', 2006.

3. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii. — M.: Pedagogika, 1989.

4. Viktoruk E.N. Etika nauki v kurse dlya aspirantov i soiskateley. Prirodnye i intellektual'nye resursy Sibiri (SIBRESURS-13-2007): Doklady (materialy) 13-y Mezhdunar. nauch-prakt. konf. Kemerovo, 1—3 okt. 2007 g. / otv. red. V.N. Maslennikov. — Tomsk: SAN VSh; V. Spektr, 2007. — S. 211—214.

5. Viktoruk E.N. Etika i moral' global'nogo mira: puti k «Cheloveku vospitannomu». Kul'tura i etika novogo mira / otv. red. Moskvich Yu.N. [Seriya: biblioteka aktual'noy filosofii] Vyp. 6. — Krasnoyarsk: Litera-print, 2009.

6. Viktoruk E.N. Etika i aksiologiya nauki dlya aspirantov i soiskateley (opyt raboty v Sibirskom gosudarstvennom tekhnologicheskom universitete). Epistemologiya i filosofiya nauki. Ezhekvartal'nyy zhurnal. 2009. T. XXI, № 3 / Nauchno-teoreticheskiy zhurnal po obshchey metodologii nauki, teorii poznaniya i kognitivnym naukam. — Institut filosofii Rossiyskoy Akademii nauk. — Moskva: Kanon+, 2009. — S. 95—106.

7. De Dzhordzh R.T. Delovaya etika / per. s angl. — M.: IG «Progress»; ID «RIPOL KLASSIK», 2003.

8. Frittsshe D.Dzh. Etika biznesa. Global'naya i upravlencheskaya perspektiva / per. s angl. — M.: Olimp-Biznes, 2002.

Login or Create
* Forgot password?