Publication text
(PDF):
Read
Download
В современной геополитической обстановке на евразийском геополитическом пространстве сформировались две противоположные по целям и содержанию региональные концепции безопасности. Оригинальное понимание безопасности заложено в «Глобальную стратегию Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности «Общее видение, единый подход: сильная Европа» (далее - Глобальная стратегия), принятую Европейским Союзом (далее - ЕС, Евросоюз) в декабре 2016 года. Провозглашенный ЕС «глобализм» практически с первых страниц Глобальной стратегии сужается до пределов Западной Европы (наверное, уже без Великобритании) и части Восточной Европы (без России и Беларуси). Несмотря на то, что в Глобальной стратегии провозглашена нацеленность, по словам Федерики Могерини - Верховного Представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, Заместителя Председателя Европейской Комиссии - «на миростроительство и поддержание устойчивости государств и обществ как в Европе, так и вокруг нее», реально она «пестует стремление Европейского Союза к стратегической автономии». Такова «логика» современных европейских политиков. Стратегия «необходима, чтобы продвигать общие интересы наших граждан, а также наши принципы и ценности. Мы будем действовать практично и бескомпромиссно», - заключает Ф. Могерини. В этих целях уже развернуты около двух десятков военных и гражданских миссий Евросоюза, в рамках которых тысячи европейцев служат во имя, подчеркнем, «собственной безопасности и безопасности европартнеров». Это необходимо потому, что согласно данной стратегии «была нарушена Европейская система безопасности и напряженность в Азии нарастает». Очевидно четкое деление геополитического пространства и систем безопасности на две разные части. Вызывает настороженность и исторические аналогии провозглашение среди европейских интересов и принципов, такие, как: выступление за «основанный на правилах мировой порядок» (вызывает историческую аналогию с «новым порядком», который нес германский вермахт миру); «бескомпромиссный прагматизм»; ответственность в действиях в Европе и регионах, расположенных к востоку и югу от границ Евросоюза [1]. В полном соответствии с провозглашенными принципами на Санкт-Петербургском экономическом форуме Э. Макрон заявил о движении Франции на африканский континент «южнее Сахары» [2]. Европейцы и англоамериканцы уже действуют на «востоке» - на Украине. А со второго по тринадцатое мая 2018 года в Эстонии были проведены крупнейшие в истории республики военные учения НАТО «Siil 2018» (перевод с эстонского - «Ёж 2018»). В них принимали участие около двух десятков тысяч полицейских, спасателей, членов военизированного ополчения «Кайтселиит» («Союз обороны»), военнослужащих еще из 15 стран, включая Украину [3]. С целью «защиты от возрастающей угрозы со стороны России» Польша ведет переговоры с США о размещения на своей территории американской военной базы. Возможна историческая аналогия с предвоенным периодом во Второй мировой войне, когда Польша, отвергая предложения СССР по защите от агрессивных намерений Германии, надеялась на помощь «надежного союзника» того времени - Великобритании. Заокеанская «помощь» сегодня, на наш взгляд, заключается лишь в том, что два миллиарда долларов из польского бюджета, если их найдут конечно, перетекут в американский бюджет. Но скорее всего, США откроют очередной кредит для восточноевропейского «лидера», и защита от мифической «российской угрозы» обойдется полякам еще дороже. В этом случае появится еще одна первоочередная цель для РВСН России на карте Польши. И инициатива в этом исходит не от России. В остальной Евразии пока отсутствует единая концепция безопасности. Тем не менее, экспресс-анализ только одной «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, принятой тоже в 2015 году (далее - Стратегия), позволяет утверждать о принципиально ином подходе к проблеме евразийской безопасности. Проблема актуализирована вызовами и угрозами национальной и коллективной безопасности на евразийском геополитическом пространстве, имеющими комплексный характер и формирующими устойчивую тенденцию к повышению уровня напряженности. Действия к выработке совместных инструментов снижения рисков безопасности в Евразии на основе гармонизации целей и установок обеих стратегий регулярно предпринимаются по инициативе ОДКБ. Следует заметить, что в 2017 году Генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров трижды встречался с представителями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ) [5]. Но обе Стратегии реализуются по-прежнему параллельно. Авторы предпринимали попытку разобраться, что такое «ОБСЕ» и пришли к выводу об опасности этой организации по безопасности [6]. В настоящее время ОДКБ структурно можно представить следующим образом: Объединенный штаб ОДКБ; Центр кризисного реагирования ОДКБ (с 2016 года); Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ; Коллективные авиационные силы ОДКБ; Коллективные силы быстрого развертывания (Центральноазиатский регион); Региональные группировки войск (сил): Восточно-Европейский регион (Россия и Беларусь), Кавказский регион (Россия и Армения); Единая региональная система ПВО (Россия и Беларусь); Единая региональная система ПВО (Россия и Армения); Единая региональная система ПВО (Россия и Казахстан) - проект Соглашения; Единая региональная система ПВО (Россия и Таджикистан) - проект Соглашения; Единая региональная система ПВО (Россия и Кыргызстан) -проект Соглашения; Единая (Объединенная) система противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ - Перспектива; Коллективные миротворческие силы ОДКБ (Военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал на постоянной основе около 3600 человек)1. Объединенный штаб. С 1 января 2018 года функционирует в новых структуре и штате, соответствующих реально возложенным на него задачам, что позволило придать новый импульс развитию военной составляющей Организации. Центр кризисного реагирования ОДКБ. С 2016 года на постоянном дежурстве. Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (далее - КСОР). Состоят из боеготовых и мобильных соединений, воинских частей и формирований сил специального назначения всех шести государств - членов Организации численностью более 17 тысяч человек. Применение Коллективных миротворческих сил ОДКБ возможно по Решению Совета коллективной безопасности ОДКБ при проведении миротворческой операции на территории государства - члена ОДКБ, а в случае проведения ее на территории государства, не входящего в ОДКБ - по решению Совета Безопасности ООН с соответствующим Мандатом. Вооруженные формирования ОДКБ теперь тоже имеют свой геральдический знак: в эмблему ОДКБ с изображением серебряной четырехугольной окантованной фортеции с заклепками, в синем поле, в центре которой - золотой шар, добавлены золотые диагонально перекрещенные мечи остриями вверх. Примечательно, что перед их началом в апреле 2017 года на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации прошла совместная деловая игра Секретариата, Объединенного штаба и оперативных групп оборонных ведомств государств - членов ОДКБ по выработке предложений уставным органам Организации по превентивным мерам предотвращения (сдерживания) военного конфликта, которой руководил Генеральный секретарь ОДКБ. В рамках учения отрабатывался новый вариант организации управления коалиционными группировками войск по схеме: Объединенное стратегическое командование - Объединенный командный пункт - КСОР ОДКБ и Объединенная группировка войск (сил) (далее - ОГВ). В ноябре 2017 года на шести полигонах в Республике Таджикистан прошли внеплановые крупномасштабные учения, в которых были задействованы более 5000 человек, 1,5 тысячи единиц вооружения, военной и специальной техники, 77 летательных аппаратов (с учетом беспилотных средств) из состава КСОР ОДКБ и ОГВ Вооруженных Сил Республики Таджикистан и Вооруженных Сил Российской Федерации. По некоторым данным в Афганистане в настоящее время действует около 70 тысяч боевиков. При этом основу антиправительственных сил составляют формирования исламского движения талибов, общей численностью более 60 тысяч человек. Росту террористических угроз, отметил А.А. Сидоров, также способствует возвращение на родину боевиков, получивших боевой опыт в горячих точках, в частности, за рубежом, и в первую очередь, в Сирии, где они воевали в составе различных группировок. Там насчитывается около трех тысяч выходцев из бывших советских среднеазиатских республик [8]. По инициативе Главы Чеченской республики в 2017 году был организован процесс возвращения на родину женщин и детей, вывезенных пополнявшими ряды террористов на Ближнем Востоке уроженцами России и стран постсоветского пространства. Уже около ста женщин и детей вернулись из Ирака и Сирии. Среди них жители Башкирии, Дагестана, Ингушетии, Чечни, ряда российских городов, граждане Казахстана и Узбекистана [9]. В 2018 году в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2018» планируется отработка всего комплекса мероприятий по предотвращению (сдерживанию), разрешению военного конфликта и восстановлению мира. Совместные учения пройдут на территории четырех государств Центральноазиатского региона - Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее - СКБ) в Минске 30 ноября 2017 года в числе 21 документа была принята и «Декларация глав государств - членов ОДКБ в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием создания Организации Договора о коллективной безопасности» (далее - Декларация). Актуализирована проблема усиления противодействия незаконной миграции из третьих стран и принято Решение СКБ «О совершенствовании мер по противодействию незаконной миграции, которое предусматривает придание операции «Нелегал» статуса постоянно действующей региональной операции ОДКБ и утверждено Положение об этой операции [10]. в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков - 3929 дел и 698 дел - с незаконным оборотом оружия [11]. При этом особо отмечено, что проводимые совместные мероприятия не направлены против третьих стран [12]. Совместная подготовка кадров и специалистов осуществляется на безвозмездных или льготных условиях, в основе которых лежат союзнические обязательства и формирование единой образовательной политики и стандартов в формате ОДКБ [13]. ОДКБ по вопросам безопасности на евразийском геополитическом пространстве сотрудничает с ООН, Содружеством Независимых Государств и рядом азиатских организаций. Так, ОДКБ и Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) подписали 5 октября 2007 года в Душанбе «Меморандум о взаимопонимании между секретариатами». Меморандум демонстрирует единую стратегию по налаживанию и развитию отношений равноправного и конструктивного взаимодействия между Секретариатами ШОС и ОДКБ во всех геополитических и геоэкономических вопросах и, прежде всего, в вопросах обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности. «Сегодня ШОС - это крупнейшая в мире трансрегиональная организация универсального типа», - как отметил в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Генеральный секретарь ШОС Р. Алимов [14]. Выводы: Евроатлантическая стратегия ЕС и стратегии отдельных региональных организаций на остальной части евразийского геополитического пространства кардинально отличаются. Евроатлантические стратегии позиционируются как автономные, обеспечивающие безопасность евроатлантистов и их союзников. В стратегиях организаций ОДКБ, ШОС безопасность определяется как единая неделимая. Постулируется невозможность обеспечения геополитического региона за счет соседей, в ущерб национальной безопасности соседних государств. Отсутствует взаимопонимание и взаимодействие с Евросоюзом, НАТО. И как видится, это - надолго.