employee
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article provides a theoretical analysis of the current state of the problem of studying the adaptation and success of professional activities of specialists working with a family. The article considers the profession "specialist in working with a family", taking into account the professional standard. The article describes the features of professional activity, within the framework of subject-subject interaction, of a specialist working with a family. The necessity and timeliness of research of protective and coping behavior, professional adaptation of this category of professionals are outlined. The article presents the results of the modern research of specialists working with a family and determining the success of their professional activities. Applied research areas are indicated: optimization of professional selection procedures (within the current professional standard), professional adaptation of social service specialists at various stages of professional development; improvement of practice-oriented programmes aimed at the development of adaptive mechanisms of personality, which, in turn, will enhance the efficiency, effectiveness and success of professional activity; clarification, taking into account modern requirements, professional graphic descriptions of professional activity of a specialist working with a family; the identification of psychological factors in the success of labour in the social sphere in which to pursue the study of professional adaptation and professional health.
family specialist, adaptation, professional health, psychological support, protective mechanisms, coping behavior, success of professional activity
Актуальность. Профессия «специалист по работе с семьей» как самостоятельный вид профессиональной деятельности в России была определена Приказом Минтруда Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей». Данный профессиональный стандарт подразумевает, что основная цель вида профессиональной деятельности в рамках социального обслуживания семьи – оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей. Другими словами – предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении [17].
Необходимо отметить, что предпосылки становления данной профессии заложены в становлении социальной работы как отдельного вида профессиональной деятельности. В России социальная работа начала формироваться с 1991 года и была официально введена профессия «специалист социальной работы» [19]. До этого времени функции данной категории специалистов распределялись между такими учреждениями, как здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, правоохранительные органы, которые слабо взаимодействовали между собой. Таким образом, официально был оформлен накопленный опыт в России за многие столетия опыт по оказанию социальной помощи и поддержки различным категориям граждан [20].
Направленность современного российского общества на социальную помощь семье требует квалифицированного психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Важным элементом формирования профессиональной пригодности специалиста по работе с семьей является профессиональная подготовленность, т.е. формирование у будущего социального работника необходимых профессиональных и психологических знаний, умений, навыков, компетенций [16].
Проблема. Выполнение функциональных обязанностей специалистов по работе с семьей сопряжено с повышенной психолого-социальной и профессиональной ответственностью за свои действия. Выполнение профессиональной деятельности в социальных учреждениях нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, различными психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с различными социально-статусными группами лиц и требует от специалиста адекватных действий и способности выстраивать целевые и профессионально обусловленные взаимоотношения. Такие специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние как на личностные характеристики специалистов по работе с семьей, так и на успешность выполнения своего труда в целом.
Работа специалистов по социальной помощи семье многосторонняя и разнонаправленная, так как они выполняют различные функции (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная и др.) в зависимости от учреждения (центр социальной помощи семье и детям, комплексный центр социальной защиты населения, территориальный центр социального обслуживания населения и др.) и самой специфики их деятельности. Специалисты по работе с семьей в процессе выполнения профессиональной деятельности, в результате постоянной стрессогенности своей работы, сталкиваются с многочисленными трудностями психологического характера, в результате чего среди специалистов по социальной работе широкое распространение могут получать различные профессиональные деформации личности.
Описание противоречий. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, что труд специалистов по работе с семьей обычно рассматривается в общем, без изучения специфики профессиональной деятельности, а работы, посвященные анализу психологических факторов профессиональной успешности специалиста по работе с семьей, пока представлены достаточно фрагментарно [8, 12, 15]. Можно смело утверждать, что обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора молодых специалистов и психологического сопровождения уже работающих профессионалов по работе с семьей возможно через выявление психологических конструктов успешного специалиста [3, 6].
С учетом вышесказанного, в современных социально-образовательных условиях представляется необходимым и практикоориентированным исследовать различные факторы профессиональной адаптации специалистов по работе с семьей (личностные, социальные, внутриорганизационные, экономические и др.) и факторы профессиональной работоспособности, которые обеспечивают необходимую успешность выполнения профессиональной деятельности и сохраняют профессиональное здоровье работника в целом. Функциональную и содержательную поддержку, с целью выявления различных проблемных вопросов в профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, может обеспечить содружественная работа социально-психологических служб и образовательных структур.
При выполнении профессиональной деятельности важным представляется поддержание здоровья специалиста на определенном уровне, что, в свою очередь, будет способствовать и успешному выполнению труда в целом [4]. Одним из компонентов профессионального здоровья и аспектов рассмотрения может выступать зрелость конструктивных способов разрешения повседневных профессиональных ситуаций. Исследователями справедливо утверждается, что для адаптации и регуляции стрессовых ситуаций, при изучении адаптационных возможностей специалиста, субъекта труда, необходимо рассматривать такие личностные конструкты, как механизмы психологической защиты и стратегии совладания (копинг-стратегии), которые в целом формируют возможности гибкой адаптации и стратегии поведения в социуме [5, 10, 13].
Механизмы психологической защиты и стратегии совладания современными исследователями объединяются в конструкт «защитно-совладающее поведение», который понимается как сложное личностное образование, в основе которого лежат отношения субъект-субъектного характера личности [11]. Данные адаптационные стратегии определяют как эмоциональную, так рациональную составляющие в поведении и профессиональной деятельности личности специалистов по работе с семьей.
Проведенный теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, социальной работе позволяет нам говорить о том, что к настоящему времени пока можно выделить некоторое количество работ, посвященных исследованию адаптации социальных работников к условиям профессиональной деятельности, особенностей личности специалистов социальных служб, профессиональному развитию в профессии.
В контексте исследования адаптации субъекта труда в обеспечении успешности трудовых задач А.А. Алдашева и М.Е. Зеленова делают акцент на компонентах профессионального менталитета специалистов социального профиля. Особую роль авторы отводят наличию профессионально сформированных знаний, адаптационным характеристикам личности специалиста, а также мотивационно-потребностной сфере. Подчеркивается, что важное значение, с точки зрения адаптации, может принадлежать сознательным способам адаптации, которые позволят совладать со стрессовыми ситуациями и делать их прогноз [1].
Е.С. Асмаковец проводит подробный анализ профессиональной деятельности социального работника в разрезе изучения аспектов профессиональной деформации [2]. Ключевым личностным ресурсом, по мнению исследователя, является эмоциональная гибкость специалиста, которая представляет собой определенное сочетание личностных качеств, среди которых выделяются эмоциональная устойчивость и положительная эмоциональная экспрессивность. Определяя возможные методы диагностики, автор предлагает использовать как комплексные личностные опросники, так и опросники, связанные с изучением стратегий копинг-поведения, удовлетворенности жизнью, выраженности профессионального стресса и др.
Л.Ж. Караванова обосновывает комплексную систему психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в контексте повышения профессионализма, точнее, его формирования уже на начальных этапах обучения в образовательной организации. В этом плане психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущих социальных работников подразумевает реализацию в условиях, которые смогут обеспечить специалисту реализацию с учетом своих собственных индивидуальных профессиональных достижений, с включением механизмов профессионального самоопределения в ходе социальных интеракций участников образования [8].
Научный интерес представляет исследование Ю.И. Ульяновой, которая проводит анализ взаимосвязей личностных особенностей социальных работников и выраженности чувства юмора [18]. Автором подчеркивается, что данное профессиональное важное качество в профессиональной деятельности социальных работников представляет собой чувство личности, которое заключается в способности понимать смешное, при взаимодействии с другими людьми, склонности к переживанию удовольствия от когнитивной оценки комичного и может выражаться в индивидуальной форме эмоциональных и поведенческих реакций. Разработанные автором рекомендации указывают на то, что формирование данного профессионально важного качества может снижать, в динамике профессиональной деятельности, повседневное психологическое напряжение и поддерживать определенный уровень профессионального здоровья.
Профессиональная деятельность специалиста социальной сферы представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. Субъектность представляет собой стержневую характеристику личности, которое возникает на определенном уровне личностного и профессионального становления и включает в себя такие компоненты личности, как активность, самостоятельность, саморегуляцию, рефлексивность. Взаимодействие специалиста по работе с семьей с различными людьми строится на основе потребности в совместной работе по решению определенных проблем и представляет собой обмен первичной информацией друг с другом, выработку стратегии действий, восприятие друг друга, формирование мнение о ситуации. Исследователями выделяются такие характеристики специалиста по работе с семьей в рамках взаимодействия с различными участниками, как интенсивность, устойчивость, широта, включенность. Каждая из данных характеристик содержит в себе, в своем потенциале, параметры субъект-субъектного взаимодействия специалиста по работе с семьей [9].
Следует отметить, что лишь в отдельных работах по исследованию профессиональной деятельности специалистов социальной сферы встречаются исследования, посвященные влиянию стрессовых факторов и стрессоустойчивости, профессиональной адаптации, профессионального здоровья личности социального работника; анализ защитных механизмов личности и совладающего поведения представлен единично. Также необходимо подчеркнуть, что в современных исследованиях представлена прикладная направленность в виде реализации отдельных тренингов, семинаров, психологического просвещения для специалистов социальной сферы, а комплексная, целостная модель, или система психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей пока не рассматривалась. Психологическое сопровождение представляет собой целостный процесс изучения специалиста, в динамике его профессиональной деятельности, процесс формирования и развития личности профессионала [14]. И одна из ключевых задач при реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей – развитие личностных адаптационных ресурсов, конструктивных механизмов профессиональной адаптации в своей профессии.
Выводы. Мы полагаем, что результаты исследования профессионального здоровья, профессиональной адаптации, защитного и совладающего поведения личности специалиста по работе с семьей научно значимы по следующим направлениям: оптимизация процедур профессионального отбора (в рамках действующего профессионального стандарта), профессиональной адаптации специалистов социальной службы на различных этапах своего профессионального развития; совершенствование практикоориентированных программ, ориентированных на развитие адаптационных механизмов, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению работоспособности, эффективности и успешности выполнения профессиональной деятельности; уточнение, с учетом современных требований, профессиографического описания профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей; выявление психологических факторов успешности труда в социальной сфере. Можно смело утверждать, что те способы, адаптации и стратегии, которые использует специалист в профессиональной деятельности, отражают качество развития его личности и определяют качество жизни [7].
Таким образом, актуальность исследования адаптационных факторов, защитного и совладающего поведения специалистов по работе с семьей может определить базис для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей; уточнить ориентиры профессиональной подготовки и непрерывного профессионального образования в социальной работе; выявить уровни и факторы успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.
1. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. Professional mentality as a resource for the success of social educators // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2018. Volume 3. No. 1. pp. 23-47. (Russia)
2. Asmakovets E.S. Stressors of specialists in the field of social work // Theoretical and Experimental Psychology. 2013. Volume 6. No. 3. pp. 6-14. (Russia)
3. Golovneva I.V. Psychological characteristics of personality that affect success in professions "man - man" // Bulletin of the Omsk University. Series: Psychology. 2018.No. 1. pp. 42-55. (Russia)
4. Gutsykova S.V. The relationship of integrative professionally important qualities and personal characteristics of specialists with different performance: author. ... cand. psychol. sciences. M., 2012.30 p. (Russia)
5. Wild L.G. Actual problems and research prospects in the psychology of labor in the context of globalization // Psychological Journal. 2007. V. 28. No. 3. pp. 29–44. (Russia)
6. Zhalagina T.A., Sokolova A.S. The psychological basis for the success of professional activities // Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2013.No. 4. pp. 31-37. (Russia)
7. Zarakovsky G.M. The quality of life of the population of Russia: psychological components. M.: Sense, 2009.319 p. (Russia)
8. Karavanova L.Zh. The development of professionalism of a social worker: psychological and pedagogical features of support // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2017. Volume 2. No. 1. pp. 191-219. (Russia)
9. Kozlova I.Yu. General characteristics of the readiness of a social worker for subject-subject interaction // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2010. No. 4. pp. 107-110. (Russia)
10. Lenkov S.L., Rubtsova N.E. Determinants of changes in professional development and promising tasks of the psychology of labor // The human factor: problems of psychology and ergonomics. 2017.No. 2 (82). pp. 3-11. (Russia)
11. Lenkov S.L., Zinkovsky A.K., Antonovsky A.V. Protective-coping behavior as a factor in professional health and teacher's performance // Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. 2011.No 1. pp. 23–36. (Russia)
12. Lifanova T.E. Professionogram of a specialist in social work: a modern approach // Scientific notes of the Russian State Social University. 2010. No. 6 (82). pp. 99-101. (Russia)
13. Lvov V.M. Professional adaptation and its role in the formation of the psychological security of the subject of activity // The human factor: problems of psychology and ergonomics. 2017.No. 2 (82). pp. 17-23. (Russia)
14. Maltseva T.V., Reutskaya I.E., Petrov V.E. Psychological counseling of a person in the process of professionalization: a training manual. M.: RIOR Publishing Center, 2020.136 p. (Russia)
15. Frost M.V. Professional formation of a social worker // Domestic Journal of Social Work. 2012.No. 4. pp. 144-152. (Russia)
16. The order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02/05/2018 No. 76 “On approval of the federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 03.03.02 Social work (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 02.28.2018 No. 50185) [Electronic resource]. Access mode URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 12/11/2019).
17. Order of the Ministry of Labor of Russia dated November 18, 2013 No. 683n “On approval of the professional standard“ Specialist in work with the family ”(Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 26, 2013 No. 30849) [Electronic resource]. Access mode URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 12/11/2019).
18. Ulyanova Yu.I. Individual psychological characteristics of a sense of humor in the professional activities of social workers: dis. ... cand. psychol. sciences. M., 2012.182 p. (Russia)
19. Firsov M.V. Social work in Russia: theory, history, social practice. M.: MGSU Soyuz Publ., 1996.448 p. (Russia)
20. Kholostova E.I. Social work: history, theory and practice. M.: Publishing house "Yurait" Publ., 2011. 905 p. (Russia)