employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article discusses the theoretical and practical foundations of breathing practice. As shown in scientific studies, respiratory psychotechnics contribute to the development of regulation of negative emotional states, mastery of the basics of psychophysical and psychoenergetic self-regulation, and also have a pronounced volitional aspect. The subject of research in this article are the features of using the breathing technique of Vision in order to study a reduced level of subjective vitality. The purpose of this work was in experimentally study of the effect of respiratory psychotechnics on the level of subjective vitality. To achieve this goal the Russian-language version of the methodology for determining subjective vitality developed in the framework of the theory of self-determination by R. Ryan and S. Frederick in the modification of L.A. Alexandrova. In order to study the effect of the breathing technique of Vival on the states and personality traits that are of paramount importance for the process of social adaptation and regulation of behavior, the Freiburg multifactor personality questionnaire FPI was used. The respondents were 48 persons who were employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The obtained results allow us to optimize the work of providing psychological assistance to the employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation in a situation of reducing the level of subjective vitality.
professional activity, subjective vitality, personal potential, respiratory psychotechnics, psychological correction
Актуальность.
Феномен субъективной витальности может приобрести особый ракурс при рассмотрении его как ресурса профессиональной деятельности личности. Энергия, имеющаяся в распоряжении «Я», представляет собой основу профессиональной активности человека, вносит вклад в его самореализацию. Субъективная витальность рассматривается как осознаваемый субъектом уровень его жизненных сил, существующих в нем как адаптационный и личностный потенциал, реализация которого необходима для осуществления человеком своей уникальности и целостности в целях установления соответствия между различными состояниями в самом человеке, а также с окружающими его системами. Здесь возникает вопрос об осознанных возможностях ее восполнения.
Рассматриваемая образующая профессиональной деятельности приобретает большую актуальность в правоохранительной области, где, с одной стороны, энергетический компонент выступает важным элементом выполнения служебных задач сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, с другой – к их субъективной витальности как специалистов предъявляются повышенные требования.
Вышесказанное делает актуальным изучение энергетической составляющей профессиональных возможностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и факторов, способствующих их развитию.
Проблема.
Как показано во многих научных работах [2, 3, 4] дыхательные психотехники способствуют развитию регуляции негативных эмоциональных состояний, овладению основами психофизической и психоэнергетической регуляции, а также имеют ярко выраженный волевой аспект. На наш взгляд, именно эти умения могут быть востребованы в чрезвычайных ситуациях, когда нужны срочные меры по саморегуляции [8]. Кроме того, у людей занимающихся дыхательными техниками отмечается повышение творческого потенциала, гармонизация взаимоотношений с другими людьми, снижение уровня внутриличностной конфликтности, расширение адаптационных возможностей, наблюдаются позитивные личностные и поведенческие изменения [6].
В отличие от интенсивной и мощной дыхательной психотехники холотропного дыхания, которая наилучшим образом научно документирована и создавалась в научной среде в рамках трансперсональной психологии доктором медицины Станиславом Грофом, избранная для проработки пониженного уровня субъективной витальности дыхательная психотехника является самой мягкой и удобной техникой саморегуляции. Она не требует постоянного присутствия инструктора и специального пространства, ее можно практиковать индивидуально, вне группы, вне психокоррекционных мероприятий. Дыхательная техника Вайвейшн была разработана для самостоятельного использования. Слово Вайвейшн – vivation – это некий неологизм, состоящий из двух частей: латинского vivo - жить (vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) и английского суффикса -tion. Дословно на русский язык это слово перевести сложно, это возможно и «празднование жизни», и «оживление», и «жизнеделание». Автор Вайвейшн Джим Леонард (или Джим Леннард, в зависимости от транскрипции). На наш взгляд рассматриваемая психотехнология является мощным способом коррекции сниженного уровня субъективной витальности.
Теоретико-практические основы дыхательной практики Вайвейшн.
Рассмотрим теоретические и практические основы Вайвейшн.
Техника Вайвешн признана многими практическими психологами универсальной в плане саморегуляции: в абсолютно любой жизненной ситуации, в абсолютно любых условиях ей можно воспользоваться. Любые критические ситуации, будь то стресс, агрессия, депрессия, волнение, усталость, психосоматические проблемы со здоровьем – все что угодно, все то, что можно назвать неприятным, которое необходимо переработать в состояние равновесия, комфорта, релаксации или в ресурсное состояние, тем самым повысить уровень субъективной витальности. Под ресурсным состоянием будем понимать наличие потенциала что-либо выполнить: это и наша жизненная энергия, и состояние, в котором мы готовы эту энергию мобилизовать, собрать и соответствующим образом направить на выполнение некоторой задачи, на достижение некоей цели.
Начальный этап освоения Вайвейшн заключается в практических занятиях с психологом-тренером. Этот этап естественная необходимость. Создатель данной дыхательной практики Джим Леонард считал, что вначале необходимы как минимум десять процессов под руководством опытного тренера-ведущего, чтобы понять теорию и приобрести устойчивый навык в практике, чтобы достаточно хорошо освоить этот инструмент и в дальнейшем «носить его всегда с собой» в повседневной жизни [9]. Джим Леонард называл свою дыхательную психотехнику «тихая, скромная, неслышная». Вайвейшн направлен не на достижение измененного состояния сознания как техника Станислава Грофа, а на вхождение в состояние удовольствия.
При освоении Вайвейшн необходимо уяснить все, что касается правильности выполнения техники, поэтому недостаточно одного занятия. На этапе освоения Вайвейшн нужна определенная периодичность, занятия должны проходить через определенный промежуток времени для интеграции опыта и рефлексии.
Дыхательный режим Вайвейш – это режим осознанного связного дыхания. «Осознанное» означает, что человек присутствует своим вниманием в акте дыхания, который является чисто телесным (физиологическим) процессом, а как считал Леонард Джим – телесно-психологическим. Присутствовать в акте дыхания своим вниманием означает осознавать телесные и психологические аспекты процесса дыхания. «Связное» дыхание, имеется в виду отсутствие пауз между вдохом и выдохом, таким образом дыхание становится цикличным.
В процессе использования техник на основе связного дыхания возникает особое измененное состояние сознания, отличающееся от других измененных состояний сознания осознанностью, контролируемостью, управляемостью, присутствием воли, возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания.
Сам процесс дыхания отличает двухтактовость, отсутствие пауз между вдохом и выдохом, вдох делается на мышечном усилии, а выдох полностью расслаблен, и не контролируется. При поддержании такого процесса дыхания в течение относительно длительного времени возникает измененное состояние сознания позволяющее вскрыть подавленные в подсознание проблемные образы и эмоции, снять их негативный заряд, преодолеть последствия стрессовых воздействий, еще раз осмыслить кризисные моменты биографического опыта.
Влияние дыхательных психотехнологий на физиологическое состояние организма изучается с 19 века. В 20 веке лабораторные исследования психофизиологических изменений в процессе связного дыхания в Санкт-Петербурге (под руководством Стрекалова С.А.) и Уфе (под руководством Сандомирского М.Е.) позволили сделать следующие выводы [5]:
1. Анализ диапазона изменения физиологических показателей свидетельствует об отсутствии сильных физиологических нагрузок на человеческий организм во время процесса связного дыхания.
2. Анализ ряда показателей свидетельствует о наличии сдвига баланса симпатического и парасимпатического отделов нервной системы в сторону активации парасимпатического отдела. Этот факт является косвенным подтверждением гармонизации нервных процессов в организме в процессе занятий естественным связным дыханием.
3. Вхождение в измененное состояния сознания через связное дыхание позитивно влияют на физиологические и психофизиологические параметры функционирования человеческого организма.
Основные исследования физиологии и психофизиологии дыхания, проведенные в Московском институте авиационной и космической медицины под руководством кандидата медицинских наук Бубеева Ю.А.:
1) переход на связное дыхание, даже при обычной его частоте и глубине, приводит к значимым изменениям параметров газообмена, которые можно охарактеризовать как повышение его эффективности.
2) со стороны системы дыхания, так и кровообращения при связном дыхании с обычной частотой и глубиной, можно отметить сходные по направленности реакции, приводящие к переходу на более низкий и экономичный уровень функционирования.
Исследование электрической активности головного мозга дало следующие результаты: анализ динамики электрической активности головного мозга в процессе связного дыхания, наметил ряд совершенно четких параллелей с соответствующей динамикой во время сна. По-существу, измененное состояние сознания при использовании дыхательных техник – это своеобразный, искусственно вызываемый действием гипервентиляции сон с сохранением волевого контроля.
Вайвейшн – это естественный механизм, позволяющий: быстро восстанавливать эмоциональное равновесие; стать более независимым от внешних воздействий; сохранять ясность мышления даже в конфликтных ситуациях; научиться лучше владеть своим телом.
Однако, процесс на основе связанного дыхания может вызвать изменения аппетита и изменения процесса сна (в любую сторону), яркие сновидения, изменения в эмоциональном поведении, изменения женского цикла, временное повышение температуры тела.
При использовании данной дыхательной психопрактики следует помнить, что она противопоказана при психиатрических заболеваниях, астме, инсульте, инфаркте, глубоких неврозах, гипертонии, беременности.
Методика исследования.
В целях экспериментального изучения влияния описанной дыхательной методики на повышение уровня субъективной витальности у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации использовалась русскоязычная версия методики определения субъективной витальности, разработанной в рамках теории самодетерминации Р. Райаном и С. Фредерик в модификации Л.А. Александровой [1]. Данная методика имеет два варианта: шкала витальности как состояния (Vt-s) и шкала диспозиционной витальности (Vt-d). Первая предлагает оценить свое состояние «здесь и сейчас», вторая направлена на оценку характерного для человека уровня витальности, так как не привязана ко времени и отражает, скорее, особенности личности (витальность как черта личности). Каждая из шкал включает 7 пунктов, каждый из которых оценивается испытуемым по семибалльной шкале Лайкерта от «абсолютно неверно» до «абсолютно верно». Шкала Лайкерта (англ. Likert scale), шкала суммарных оценок) – психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Ликертом).
В целях изучения влияния дыхательной техники Вайвейшн на состояния и свойства личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, использовался Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI [7]. Методика FPI была создана с учетом опыта построения и применения таких известных опросников, как 16PF Кеттела, MMPI (СМИЛ), ЕРI Айзенка и др. Она содержит 12 шкал, диагностирующих невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-феминность.
Результаты эксперимента.
В качестве респондентов выступили 48 человек, которые являлись сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. На основе методики определения уровня субъективной витальности Р. Райана и С. Фредерик в модификации Л.А. Александровой среди респондентов была выявлена группа с пониженным уровнем субъективной витальности как диспозиции (Vt-d), данная группа респондентов стала экспериментальной (24 человека). Контрольную группу (24 человека) составили респонденты с нормированными или повышенными показателями уровня диспозиционной субъективной витальности (рис. 1).
Рис. 1. Данные результатов по уровню диспозиционной субъективной витальности (Vt-d) у респондентов до начала эксперимента.
В данных группах до начала эксперимента было проведено исследование с помощью методики FPI (рис. 2). Сравнительный анализ двух групп проводился с помощью расчета t-критерия Стьюдента. Значимые различия между группами (при р<0,01) выявились по шкалам «Депрессивность», «Общительность», «Уравновешенность», «Экстраверсия».
Рис. 2. Данные результатов исследования экспериментальной и контрольной группы до начала эксперимента.
После обучения экспериментальной группы дыхательной техники Вайвейшн (два обучающих занятия) и проведения шести практических занятий (еженедельно) по использованию данной техники было проведено повторное изучение уровня субъективной витальности (рис. 3) и личностных показателей (рис. 4) с помощью избранных методик.
Рис. 3. Данные результатов по уровню диспозиционной субъективной витальности у респондентов до начала эксперимента (Vt-d - 1) и после (Vt-d - 2).
Анализ результатов повторного исследования уровня диспозиционной субъективной витальности у всех респондентов показал изменения в распределении между нормированными, повышенными и пониженными показателями исследуемого феномена. Увеличилась количество респондентов с высоким (на 33%) и нормированным (на 53%) уровнем диспозиционной субъективной витальности. Количество респондентов с низким уровнем исследуемого феномена уменьшилось на 83%.
Рис. 4. Сравнение результатов исследования экспериментальной группы после обучения и использования дыхательной техники с результатами исследования до начала эксперимента.
Сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы после эксперимента с первичными результатами групп проводился с помощью расчета t-критерия Стьюдента. Значимые различия между результатами исследования в экспериментальной группе до начала эксперимента и после (при р<0,01) выявились по шкалам «Депрессивность», «Общительность», «Уравновешенность», «Экстраверсия». Результаты по шкалам «Общительность», «Уравновешенность», «Экстраверсия» – повысились, по шкале «Депрессивность» – снизились. Значимых различий между результатами исследования в экспериментальной группе после эксперимента и контрольной группой (при р<0,01) не выявилось.
Обсуждение результатов.
Таким образом, анализируя полученные данные, отмечаем, что респондентов со сниженным уровнем диспозиционной субъективной витальности отличают сниженный фон настроения, погруженность в собственные переживания, медлительность и быстрая утомляемость (шкала «Депрессивность»); отчужденность от окружающих, стремление к одиночеству, безынициативность (шкала «Депрессивность», «Экстраверсия» и «Общительность»); более высокая тревожность, жалобы на упадок сил, недостаток конформности (шкала «Уравновешенность»); небольшие затруднения в социальных контактах (шкала «Экстраверсия»).
Анализ результатов повторного исследования уровня диспозиционной субъективной витальности у всех респондентов показал положительные изменения в сторону увеличения процента респондентов с нормированными и повышенными показателями исследуемого феномена. При детальном рассмотрении, отмечается, что большая часть (83%) исследуемых экспериментальной группы после эксперимента показали увеличение уровня диспозиционной субъективной витальности до нормированного. Количество респондентов с высокими показателями увеличилась за счет членов контрольной группы, у которых произошло увеличение уровня диспозиционной субъективной витальности с нормированного до высокого.
В результате интерпретации и сравнении полученных результатов теста FPI экспериментальной группы и первичных результатов групп, наблюдается значимое повышение по шкалам «Общительность», «Уравновешенность», «Экстраверсия», значимое понижение по шкале «Депрессивность». Значимых различий между другими шкалами или результатами исследования в экспериментальной группе после эксперимента и контрольной группой не выявилось. Полученные данные свидетельствуют об изменении состояний и свойств личности членов экспериментальной группы, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, в конструктивную сторону.
Выводы.
На основании результатов проведенного исследования показано конструктивное воздействие использования дыхательной техники Вайвейшн на уровень субъективной витальности. В результате эксперимента у 80% членов экспериментальной группы наблюдалось повышения фона настроения, снижение утомляемости и тревожности, повышение инициативности и общей активности личности.
Нельзя не сказать и о положительном влиянии Вайвейшн на развитие коммуникативной компетенции членов экспериментальной группы. На протяжении всего эксперимента между участниками постепенно образовывались более откровенные, доверительные и доброжелательные отношения. Таким образом, прорабатывались затруднения в социальных контактах, погруженность в собственные переживания и отчужденность от окружающих, члены группы постепенно стали обсуждать друг с другом собственные опасения, желания и проблемы, ситуации, связанные с межличностными проблемами вне группы, фрустрирующие ситуации общения, тем самым повышая свою коммуникативную компетентность. Личностные изменения повлекли за собой повышение уровня диспозиционной субъективной витальности.
Таким образом, дыхательная техника Вайвейшн представляется в высокой степени эффективной формой работы в ситуации снижения уровня субъективной витальности. Полученные результаты проведенного исследования позволяют оптимизировать работу по оказанию психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
1. Alexandrova L.A. Subjective vitality as a subject of research // Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2014. V. 11, No. 1. pp. 133–163. (Russia)
2. Badmaev D.G. Self-regulation of personality activity in stressful situations (for example, exam stress): dis. Cand. psychol. Sciences: 19.00.01. - Krasnoyarsk: Tomsk state. ped Univ., 2004 .-- 157 p.(Russia)
3. Derkach A.A., A.E. Konstantinov. Self-regulation of negative mental states of civil servants in special conditions of activity: monograph - M .: RAGS. - 2007. - 142 p .; (Russia)
4. Wild L.G. Mental self-regulation of a person’s functional state (system-activity approach). - M.: IP RAS, 2003 .-- 318 p. and etc. (Russia)
5. Kozlov VV, Bubeev Yu. Altered states of consciousness: psychology and physiology. M., 1997. (Russia)
6. Maltseva T.V. The use of practices of transpersonal psychology in the educational environment of a departmental university. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 10. pp. 140-144. (Russia)
7. Multi-factorial personality questionnaire FPI (form B) / Rogov E.I. Handbook of a practical psychologist. - M., 1999. Book 1.(Russia)
8. Petrov V.E., Filipenkova N.F. Psychological assistance and self-help to police officers in extreme situations: a training manual / V.E. Petrov, N.F. Filipenkova. - Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. (Russia)