employee
Penza, Penza, Russian Federation
The article contains the results of the analysis of the motives causing the desire to study in the master 's degree, considered in the context of the formation of social behavior of master 's students in the process of preparation for study and during their studies in the master 's degree of higher education. The study was conducted using a questionnaire survey method in 2019. The subject of the study were students of bachelor 's degree of the third and fourth years of study, as well as master 's degrees of the first and second years of study from eight regional state universities of Russia (Volgograd, Samara, Saransk, Saratov, Kazan, Penza, Yoshkar-Ola).
Master’s program in education, undergraduates, motives, motivation, social behavior
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 19-013-00426А.
В 2003 г. Россия ратифицировала Болонскую декларацию, что привело к трансформированию системы высшего образования России – введению многоуровневой системы обучения. Несмотря на то, что с той поры прошло около двух десятилетий, российская магистратура, как институт высшего образования, находится в определенной мере в периоде становления. В этой связи глубинное понимание сути магистерского образования субъектами образовательного процесса и, в частности, студентами, бывает достаточно противоречивым. Поэтому представляется актуальным изучение мотивов, вызывающих желание обучаться в магистратуре, рассмотренных в контексте формирования социального поведения магистрантов в процессе подготовки к обучению и в период их обучения в магистратуре высшего учебного заведения.
В отечественных и зарубежных научных кругах проблема магистерской подготовки вызывает активную дискуссию. Круг обсуждаемых вопросов довольно широк: от общих проблем подготовки магистров в современных условиях до конкретных механизмов интернационализации образовательной среды университета средствами магистерской подготовки.
Мотивация студентов при поступлении в магистратуру и выборе магистерских программ рассматривалась Т.М. Дархановой [1], А.И. Капичниковым [2], Т.Н. Клочковой [3], Е.Ю. Литвиновой [4], О.И. Моховой [5], С.И. Поздеевой [6], О.В. Романовой, Е.В. Чумаковой [7] и др.
Для программ экономического профиля такое исследование было проведено
М.Ю. Малкиной и М.Л. Горбуновой, в нем приводятся мнения магистрантов, которые оценивают магистерские программы с позиций востребованности на рынке труда, возможностей совершенствования в избранной профессии, качества обучения (репутация вуза, набор дисциплин и задействованный профессорско-преподавательский состав, методическое и материальное оснащение процесса обучения) [8].
Принятие решения о поступлении в магистратуру может быть обусловлено некоторыми личностными чертами и особенностями. А.В. Леденева предлагает описание профессионально-квалификационного портрета магистранта [9]. Автор отмечает, что при всей неоднородности магистерского сообщества, можно выделить отдельные особенности магистранта: 1) разные стартовые условия, которые определены предыдущим образованием, профессиональным и жизненным опытом; 2) магистратура – это образование взрослых, для которых этот период является периодом достижений: когда человек использует интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру, уже имея за плечами определенный социальный, учебный и производственный опыт; 3) готовность к профессиональному самообразованию, способствующая освоению приемов самостоятельной работы с собственным видением профессиональных проблем и личным представлением об оптимальных методах их решения; 4) персонализация и индивидуализация образовательного процесса, появление возможности проектирования персональной образовательной среды и создания индивидуальных маршрутов; 5) высокая профессиональная активность, позволяющая достигать успеха не только в образовательном процессе, но и в карьере.
В исследовании Н.Л. Микиденко и С.П. Сторожевой резюмируется тот факт, что интерес к программам магистратуры имеют студенты-бакалавры, планирующие заниматься исследовательской, преподавательской, управленческой деятельностью, или те, чьи стратегии включают образовательную мобильность. Магистратура дает возможность получить образование в другом, более рейтинговом вузе, хотя значительная часть студентов связывает свои образовательные планы с тем вузом, где они проходили обучение по программам бакалавриата [10, с. 1893].
В целом, субъективная мотивация выпускников бакалавриата формируется во многом ситуацией неопределенности конкурентных преимуществ, которые предоставляют программы магистратуры. Однако, как полагают специалисты, «в ближайшем будущем, когда на рынок труда выйдет больше бакалавров, произойдет четкая дифференциация функциональных обязанностей между бакалаврами, специалистами и магистрами»
[11, с. 66].
В условиях современного общества потребность в высшем образовании как бы включается в генотип социально развитого субъекта деятельности [12, с. 179]. При этом все более востребованным и актуальным становится непрерывное образование. Вместе с тем нельзя сказать, что потребность в непрерывном образовании стала осознанной основой для обучения в магистратуре, да и сам мотив содержательно далеко неоднозначный.
Мониторинг мотивации студентов бакалавриата к продолжению обучения в магистратуре позволяет прогнозировать численность будущих учебных групп, а также корректировать учебные программы в соответствии с актуальными потребностями студентов и требованиями рынка труда. При этом желательно, чтобы полученные данные дополнялись параллельным изучением мнения и потребностей работодателей.
С целью изучения факторов, влияющих и в значительной степени определяющих социальное поведение магистрантов в процессе подготовки к обучению и в период их обучения в магистратуре, в 2019 г., в рамках реализации научного проекта РФФИ № 19-013-00426 «Магистранты российских университетов: социальное поведение в системе высшего образования и профессиональная самореализация на рынке труда», было осуществлено исследование [13], в котором приняли участие студенты бакалавриата третьего и четвертого года обучения (577 чел.) и магистранты первого и второго года обучения (417 чел.) государственных российских вузов, преимущественно расположенных в Приволжском федеральном округе, таких как: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Волгоградский государственный технический университет, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Поволжский государственный технологический университет, Пензенский государственный университет, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
Социально-демографический портрет респондентов представлен следующим образом:
- студенты бакалавриата: 62,4% опрошенных – девушки; 37,6% – юноши. Средний возраст составил 20,5 лет. Все опрошенные студенты холосты (не замужем) и не имеют детей;
- магистранты: 61,8% опрошенных – девушки; 38,2% – юноши. Средний возраст опрошенных магистрантов составил 25 лет. 96,3% магистрантов холосты (не замужем) и 97,8% не имеют детей.
Студентам бакалавриата и магистрантам было предложено проранжировать факторы, которые могут оказать (или оказали) влияние на решение поступать в магистратуру. Результаты представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, для студентов бакалавриата и магистрантов наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на их решение о продолжении обучения в магистратуре, являются так называемые «профессиональные» факторы, так или иначе связанные с практической деятельностью: желание повысить свой профессиональный уровень, иметь более престижную работу, хорошо зарабатывать, более успешно продвигаться по служебной лестнице (сделать карьеру, добиться успеха).
Таблица 1
Результаты ранжирования факторов, которые могут оказывать (или оказали) влияние на решение поступать в магистратуру (1 ранг – самый важный, 17 ранг – наименее важный)
Факторы |
Ранги факторов (от 1 до 17) |
|
Студенты бакалавриата |
Студенты магистратуры |
|
Повысить свой профессиональный уровень |
3,4 |
2,2 |
Иметь более престижную работу |
2,3 |
2,8 |
Хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату |
2,8 |
3,3 |
Более успешно продвигаться по служебной лестнице, сделать карьеру, добиться успеха |
4,1 |
4,6 |
Ощущение необходимости магистерской подготовки |
7,2 |
4,9 |
Работать в столице или областном центре |
8,8 |
5,8 |
Желание работать над исследованием интересных, сложных проблем |
9,6 |
6,5 |
Рекомендация родителей |
5,2 |
7,8 |
Рекомендация своего вуза |
12,5 |
8,6 |
Установить связи с влиятельными людьми, быть известным |
8,3 |
9,4 |
Стать преподавателем вуза |
14,8 |
10,7 |
Уехать жить и работать за границей |
15,4 |
11,8 |
Работать с высококвалифицированными преподавателями |
6,7 |
12,6 |
Получение отсрочки от службы в армии |
11,3 |
13,1 |
Выход из положения при отсутствии хорошей работы |
10,2 |
14,5 |
Чаще выезжать за рубеж для участия в научных конференциях |
16,1 |
15,2 |
Не хочется отставать от других студентов |
13,6 |
16,2 |
Второй по значимости стала группа «личностных» факторов, объединяющая мотивы поступления в магистратуру, касающиеся личностного роста, самоуважения, самореализации. В эту же группу можно отнести «внутреннее ощущение необходимости магистерской подготовки», которое, в том числе, формируется рекомендациями родителей, преподавателей и других сотрудников вуза.
Вполне вероятно, что современные студенты не относятся к бакалавриату, как к полноценной форме образования. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 2016 г. исследовательским коллективом Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС, и представленные в табл. 2.
Выбирая вуз для поступления, абитуриенты часто руководствуются мотивами, далекими от профессиональных планов и амбиций, поэтому «дополнительная отсрочка», позволяющая определиться с окончательным выбором профессии, как следует из табл. 2, также входит в число основных причин поступления в магистратуру. Среди других мотивов намерения поступать в магистратуру студентами отмечены: отсрочка от службы армии (3,8%), тяга к учебе в принципе (2,9%).
Результаты исследования, представленного А.В. Гармоновой и Г.Н. Сухановой, в рамках «круглого стола» «Рождение российской магистратуры» на Х Международной конференции исследователей высшего образования (НИУ ВШЭ, 2019) также свидетельствуют о том, что студенты недооценивают диплом бакалавра: 40,4% студентов считают, что без диплома магистра будет сложно найти хорошую работу [14].
Таблица 2
Основные мотивы намерения поступать в магистратуру [3, с. 180]
Мотивы |
Доля от общего числа положительных ответов, % |
Не воспринимаю бакалавриат как полноценное образование |
24,0 |
Современный специалист обязан знать свою профессию на самом высоком уровне |
21,2 |
Работодатели требуют диплом магистра |
14,4 |
Для моей работы необходимы более глубокие знания, которые предоставляет магистратура |
14,4 |
Это даст мне два лишних года, чтобы определиться с окончательным выбором профессии, определиться, чего я на самом деле хочу |
11,5 |
Для моей работы необходимы знания из различных специальностей, а магистратура позволяет их получить с меньшими затратами (по сравнению с получением второго высшего образования) |
7,7 |
Это даст мне два года отсрочки от службы в армии |
3,8 |
Мне просто нравится учиться |
2,9 |
Итого: |
100,0 |
Исследователями Московского государственного психолого-педагогического университета ключевые мотивы поступления в магистратуру были объединены в четыре группы: «Профессиональная», «Личностная», «Социальная», «Формальная» (табл. 3).
Таблица 3
Ключевые группы мотивов поступления в магистратуру [4, с. 209]
Название групп мотивов |
Утверждения |
«Профессиональная» |
«Иметь возможность выбирать работу, быть востребованным на рынке труда» «Иметь перспективы профессионального роста» |
«Личностная» |
«Расширить свой кругозор» «Реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал» «Иметь перспективы личностного роста» «Повысить свою самооценку и самоуважение» «Получить стимул для развития» |
«Социальная» |
«Иметь возможность общаться с интересными людьми» |
«Формальная» |
«Иметь диплом о дополнительном образовании» |
Первая группа объединяет высказывания студентов с учетом профессии, работы, условий труда, компенсаций, профессиональной деятельности и занятости. Вторая группа высказываний касается личностного роста, самоуважения, самореализации. Третья группа включает в себя формулировки, отражающие вопросы социального признания, расширение круга контактов, семейную и личную жизнь. В четвертую группу включены утверждения относительно формальных, нормативных результатов получения магистерского образования.
Наше исследование позволяет добавить в выделенные группы следующие утверждения студентов:
- в «Профессиональную» группу: «повысить свой профессиональный уровень», «иметь более престижную работу», «хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату», «более успешно продвигаться по служебной лестнице, сделать карьеру, добиться успеха»;
- в «Личностную» группу: «ощущение необходимости магистерской подготовки», «желание работать над исследованием интересных, сложных проблем»;
- в «Социальную» группу: «установить связи с влиятельными людьми».
Исследователи Бурятского государственного университета предложили следующую классификацию мотивов познавательной деятельности магистрантов (табл. 4).
Таблица 4
Классификация мотивов познавательной деятельности магистрантов [1, с. 126]
Внешние мотивы |
Внутренние мотивы |
Желание выполнить долг |
Ориентация на овладение новыми знаниями: потребность в уважении, компетентность, достижение успехов, признание, авторитет; эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота) |
Чувство ответственности |
Ориентация на овладение новыми способами деятельности: познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); потребность в самоактуализации, реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности |
Занять определенный статус: потребность в принадлежности к какой-то общности, быть признанными и принятыми ими; потребность в безопасности, защищенности |
|
Что касается таких внешних мотивов, как статус и защищенность, то многие магистранты рассматривают изменение социального статуса как некую защищенность в современном обществе – руководитель или транспрофессионал имеет больше возможности в построении стратегической линии свой жизни. Результаты нашего исследования позволяют добавить в категорию внутренних мотивов «ощущение необходимости магистерской подготовки», которое было отмечено респондентами в числе важных мотивов.
Среди причин, которые тормозят желания студентов поступать в магистратуру, названы следующие: «имеются хорошие перспективы работы и без обучения в магистратуре» (37,3%); «не нравится заниматься научно-исследовательской деятельностью» (11,7%); «жилищные проблемы, негде будет жить» (8,1%); «материальное положение не позволит выживать» (6,8%) (рис. 1).
Отдельно хотелось бы остановиться на «других» причинах, т.к. 36,1% респондентов указали именно их. Из 36,1% респондентов, указавших на «другие» причины нежелания поступать в магистратуру, 14,5% опрошенных довольно логично объясняют это необходимостью сначала поработать, чтобы понять, по какой именно программе следует продолжать обучение в магистратуре, и выявить истинные запросы работодателей (табл. 5).
Таблица 5
Причины незаинтересованности студентов поступать в магистратуру
Причины |
Доля в «других» причинах, % |
Нужно сначала поработать, чтобы понять, по какой именно программе следует продолжать обучение в магистратуре |
8,3 |
Нужно сначала поработать, чтобы выявить, что именно интересует работодателя |
6,2 |
Высокий конкурс на бюджетные места или их отсутствие |
5,8 |
Вероятность трудоустройства с дипломом магистра не намного выше, чем с дипломом бакалавра или специалиста |
5,8 |
Слишком высокая стоимость обучения |
5,2 |
Магистратура вряд ли даст новые, полезные для работы знания и умения |
4,8 |
Итого: |
36,1 |
5,8% потенциальных магистрантов объясняют свое нежелание поступать в магистратуру высоким конкурсом на бюджетные места или их отсутствием. Столько же респондентов называют причиной неадекватное восприятие на рынке труда дипломов различных ступеней образования: «Вероятность трудоустройства с дипломом магистра не намного выше, чем с дипломом бакалавра или специалиста». 5,2% ответивших отмечают слишком высокую стоимость обучения в магистратуре. 4,8% респондентов не думают, что магистратура даст им новые, полезные для работы знания и умения.
Результаты нашего исследования соотносятся с выводами Ю.Ю. Бочаровой и
А.А. Дьячук, озвученными в рамках «круглого стола» «Рождение российской магистратуры» на Х Международной конференции исследователей высшего образования (НИУ ВШЭ, 2019): те, кто не идет в магистратуру…1) более ориентированы на то, чтобы начать работать, получить опыт, включиться в работу; 2) оценивают свое материальное положение как очень плохое или плохое; 3) около 40% юношей выбирают ответ «однозначно нет» [15].
Таким образом, анализ мотивов поступления в магистратуру позволяет говорить о том, что осознанного понимания своей деятельности в магистратуре, ее значимости в дальнейшем жизненном пути многие опрашиваемые студенты бакалавриата не имеют. Двухуровневая система высшего профессионального образования для них все еще не совсем понятна, место магистратуры в профессиональном становлении они пока не видят. Как правило, обучение в магистратуре для них связано с возможностями личностного развития и получения хорошей высокооплачиваемой работы после окончания обучения. Социальная значимость для общества мотивов поступления в магистратуру у магистрантов пока не прослеживается.
Для продолжения обучения в магистратуре необходимо, в принципе, иметь побудительные мотивы к дальнейшему обучению. И одним из возможных способов достижения этого является целенаправленное формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов. При этом мотивацию следует расценивать не только как средство повышения уровня заинтересованности студента к обучению и повышению его научно-исследовательского и творческого потенциала, но и как один из основных факторов, под влиянием которого формируется социальное поведение магистрантов в процессе подготовки к обучению и в период их обучения в магистратуре высшего учебного заведения.
1. Darhanova T.M., Portnyagina M.A. Izuchenie motivov postupleniya v magistraturu v kontekste povysheniya kachestva obrazovaniya u studentov // Vestnik BGU. – 2017. – №7. – S. 122-129. – DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-122-129
2. Kapichnikov A.I., Romanova O.V., Kapichnikova O.B. Preemstvennost' formirovaniya uchebnoy motivacii v usloviyah bakalavriata, magistratury i aspirantury // Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). – 2015. – № 7. – S. 36-38.
3. Klochkova T.N. Issledovanie potrebnostey i motivov polucheniya stepeni magistra v upravlencheskom vuze // Vlast'. – 2016. – Tom 24. – № 4. – S. 176-183.
4. Litvinova E.Yu. Osoznavaemye motivy postupleniya v magistraturu s tochki zreniya nepreryvnogo obrazovaniya / Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustoychivogo razvitiya: materialy 11-y mezhdunar. konf., Minsk, 27-28 sentyabrya 2013 g. / Minskiy in-t upravleniya. – Minsk, 2013. – Vyp. 11. – Ch. III. – S. 207-211.
5. Mohova O.I. Motivacionnoe povedenie studenta pri postuplenii v magistraturu // Nauchnyy al'manah Central'nogo Chernozem'ya. – 2014. – № 4. –S. 130-133.
6. Pozdeeva S.I. Magistratura kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo razvitiya studenta i prepodavatelya // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2018. – № 3. – S. 144-152.
7. Chumakova E.V. Issledovanie motivacii studentov bakalavriata napravleniya «Ekonomika» k prodolzheniyu obucheniya v magistrature // Vestnik TvGU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. – 2014. – № 4 T. 1. – S. 231-238.
8. Malkina M.Yu., Gorbunova M.L. i dr. Motivacionnyy analiz vybora magisterskih programm ekonomicheskogo profilya / Social'nye problemy regiona: monografiya / A.O. Grudzinskiy, V.P. Kozyr'kov, A.A. Iudin [i dr.]. – N. Novgorod: Izd-vo NISOC, 2016. – 244 s. – S. 135-161.
9. Ledeneva A.V. Professional'no-kvalifikacionnyy portret magistranta // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki. – 2015. – № 7–10. – S. 78-81.
10. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Obuchenie v magistrature v obrazovatel'nyh strategiyah studentov-bakalavrov // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. – 2018. – T. 8. – № 2. – S. 1886-1895. – DOI: 10.15372/PEMW20180217
11. Kogan E.A. Otnoshenie k bakalavriatu studentov i vypusknikov-menedzherov // Vysshee obrazovanie segodnya.– 2017. – № 3. – S. 64-67.
12. Zborovskiy G.E., Ambarova P.A. Sociologiya vysshego obrazovaniya: monografiya. – Ekaterinburg: Gumanitarnyy universitet, 2019. – 539 s.
13. Makarova S.N., Reznik S.D. Upravlenie sistemoy obucheniya magistrantov v rossiyskih universitetah: zamysel i metodicheskie podhody k issledovaniyu // Drukerovskiy vestnik. – № 2. – 2019. – S. 139-148. – DOI: 10.17213/2312-6469-2019-2-139-148
14. Suhanova G.N., Garmonova A.V. Ocenka rabotodatelyami perehoda Rossii na dvuhurovnevuyu sistemu vysshego obrazovaniya: rezul'taty oprosa / Kruglyy stol «Rozhdenie rossiyskoy magistratury» v ramkah H Mezhdunarodnoy konferencii issledovateley vysshego obrazovaniya (23-25 oktyabrya 2019 g.). – Moskva: NIU VShE, 2019.
15. Bocharova Yu.Yu., D'yachuk A.A. Magistratura: regional'nyy portret / Kruglyy stol «Rozhdenie rossiyskoy magistratury» v ramkah H Mezhdunarodnoy konferencii issledovateley vysshego obrazovaniya (23-25 oktyabrya 2019 g.). – Moskva: NIU VShE, 2019.