PRINCIPLES OF SOVIET MODERNISM IN THE ENSEMBLE OF THE SQUARE NAMED AFTER PLEVEN IN ROSTOV-ON-DON
Abstract and keywords
Abstract (English):
The current desire for compaction of the urban environment is dictated primarily by economic considerations that have changed perceptions of the value of urban development. This leads to the gradual destruction of one of the most important characteristics of Soviet modernism architecture – the aesthetic and functional relationship between the architectural object and the natural environment. Over the past decades, in the regions, including in the South of Russia, the loss of individual structures with artistic value and the entire urban planning solutions occurs. The example is the ensemble of the park named after the Pleven city (Pleven’s ensemble) in Rostov-on-Don. The article is devoted to its studying. The paper provides a retrospective analysis of the gradual formation of the Pleven’s ensemble. The author reveals the architectural, artistic and volume-compositional features of the structures that form it: the square, the park named after the town of Pleven, Bulvar Druzhby, Museum of international friendship, “Pleven” cinema and the supermarket. Spatial relationships between the studied objects and the environment are determined. The field studies define the modern state within the ensemble of objects, and the existing town-planning situation is fixed. It reflects the loss of spatial relations and features of the formation of the urban environment, which are characteristic of Soviet modernism.

Keywords:
Soviet modernism, Rostov-on-Don, architecture of the 1960–1980 s, park named after Pleven, Pleven’s square ensemble, Museum of international friendship, “Pleven” cinema
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Утвержденный в 1955 г. указ ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» обозначил начало новой эпохи в зодчестве Советского Союза, которая только спустя полвека, в 2010-х гг., получила свое название – «советский модернизм». Перемены коснулись не только архитектурного облика сооружений, где на первое место вышли характерные для мирового зодчества еще в 1930–1940-х гг. качества: отсутствие декора, геометризм объемов, витражное остекление, плоские кровли и т.д.; – но и принципов градостроительного проектирования, в которых к 1960-м гг. «стал обнаруживаться, отрыв от изменившихся экономических и экологических условий развития народного хозяйства» [1, с.10]. Городская планировка требовала структурированности, наиболее рационально распределяющей функциональные зоны жизнедеятельности горожан, среди которых одно из важнейших мест выделялось рекреационным территориям. Благоустройство озелененных зон рассматривалось как часть архитектурного решения городской среды и являлось ответом на поставленные перед архитекторами вопросы экологии, охраны природы, эстетического визуального облика застройки. Подходы зодчих к градостроительному планированию в период 1960–1980-х гг., с точки зрения вовлечения природной среды в архитектурное решение, частично рассматриваются в некоторых работах, посвященных советскому модернизму [1–4], но на региональном уровне этот вопрос остается практически неосвещенным. В результате под влиянием социально-экономических ориентиров развивающаяся тенденция к уплотнению городской застройки ведет к утрате градостроительных решений, которые обладают художественной ценностью, воплощая важную характеристику советского модернизма. В качестве объекта исследования выступает ансамбль площади им. города Плевен в г. Ростове-на-Дону, являющийся ярким примером потери эстетической и функциональной взаимосвязи архитектуры и природного окружения. Основная цель работы заключается в выявлении характерных для советского модернизма принципов, получивших отражение при формировании плевенского ансамбля. Актуальность исследования определяют сразу несколько задач: проведение градостроительного анализа фрагмента среды, включающей ансамбль площади им. города Плевен, с выявлением композиционных принципов; определение архитектурно-художественных особенностей объектов, входящих в плевенский ансамбль; фиксация существующего состояния как отдельных сооружений, так и в целом комплекса изучаемой территории.

Материалы и методы. Изучены архивные источники, научно-публицистические и графические материалы по теме исследования. Проведены натурные обследования и многоаспектный анализ сооружений, входящих в архитектурный ансамбль площади Плевена в Ростове-на-Дону: парка им. города Плевен, бульвара Дружбы, здания музея интернациональной дружбы, кинотеатра «Плевен» и универсама.

Основная часть. Необходимость обеспечить население здоровыми условиями, соответствующими нормам полноценной жизнедеятельности современного горожанина, стала первоочередной задачей для зодчих 1960–1980-х гг. «Солнце, зелень, пространство» еще в 1933 г. были провозглашены основными элементами оздоровления городской среды согласно манифесту «Афинской Хартии», текст которой был составлен общепризнанным мировым мастером модернизма Ле Корбюзье [5]. Закон об охране природы 1972 г. и регламентация озеленения жилых территорий позволили проектировщикам рассматривать природную составляющую как полноценную часть комплексного формирования архитектурной среды. При таком подходе, как отмечал японский архитектор-проектировщик Фумихико Маки, «отдельное здание теряет свое значение по сравнению с коллективной общей формой» [6].

Новый подход к градостроительству определил важнейшее направление в архитектурно-строительной деятельности Советского Союза – разработка современных схем районных планировок и генеральных схем расселения на территории СССР в промышленных, курортных, торговых, административных городах и т.д. Так, в 1971 г. был утвержден Новый Генеральный план Москвы, который предполагал расчленение территории города на восемь относительно автономных жилых образований, разделяемых между собой большими лесопарковыми зонами, где размещались места отдыха для москвичей. Генеральный план Ленинграда 1966 г. предусматривал развитие города на основе ансамблевости исторического центра, важнейшей составляющей которого являются набережные, дворцовые сады и парки. В основу разработанного в 1968 г. генерального плана Тольятти легла система укрупненных планировочных модулей (от 1 до 10 км.), соразмерных окружающему ландшафту [1]. Рекреационные зоны играли ведущую роль при разработке генеральных планов Киева 1966 г., Челябинска 1967 г., Днепропетровска 1967 г. и многих других городов бывших республик Советского Союза.

Генеральный план Ростова-на-Дону, одобренный правительством в 1971 г. [7], предполагал строительство Западного Жилого Массива (ЗЖМ) как самого передового района города, в основу которого заложены новые прогрессивные приемы планировки, предполагающие зонирование территории на кварталы площадью 40–50 гектар [8]. Такие размеры позволили архитекторам предусмотреть в каждой жилой зоне размещение необходимого комплекса объектов различных функциональных сфер, удовлетворяющих потребности жителей: бытовые, культурные, рекреационные, учебные, детские, спортивные, лечебные. Отличительной чертой ЗЖМ стало обильное количество скверов-садов, парков и бульваров (рис. 1).

Рис. 1. Строительство ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону,
1970-е гг. [9]

Авторами проекта детальной планировки Западного жилого района были Адамкович Л.П., Бельченко Б.Г., Занис Я.С. и Пушкова Л.П. под руководством главного архитектора проектного института «Ростовгражданпроект» Симоновича В.И. Ядром территории с плотной многоэтажной жилой застройкой между проспектами Стачки и Коммунистическим, а также между улицами Зорге и Малиновского стала зона парка им. города Плевен, с одной стороны граничащая со студенческим парком Ростовского Государственного Университета (РГУ), а с другой – продолжающаяся бульваром Дружбы, который поддерживал заданную главной трехчастной аллеей парка ось, проходящую перпендикулярно наиболее загруженным транспортным магистралям района по проспектам Стачки и Коммунистическому. Парк, на территории которого разместился музей интернациональной дружбы, с примыкающими к нему площадью им. города Плевен, студенческим парком РГУ, бульваром Дружбы, а также фрагментом широкой озелененной пешеходной зоны вдоль проспекта Коммунистического, являющейся благоустройством территории кинотеатра «Плевен» и здания универсама, формируют главную рекреационную зону района с необходимым культурно-бытовым обслуживанием населения (рис. 2).

Рис. 2. Схема генерального плана фрагмента ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону, 1970-е гг. Автор Сидоренко Н.

Бульвар Дружбы протянулся узкой полосой между пятиэтажными жилыми домами, соединяя площадь им. города Плевен с Краснодарской улицей (рис. 3). В 1970 г. жители Плевна сделали ростовчанам подарок: привезли в Ростов-на-Дону 5000 саженцев болгарских роз [10], которые были использованы для благоустройства территории плевенского ансамбля, благодаря чему на бульваре Дружбы появилась Аллея Роз. Ограниченный с двух сторон транспортными проездами бульвар стал своеобразным аналогом «парковой дороги».

Рис. 3. Бульвар Дружбы (Аллея Роз),
г. Ростов-на-Дону, 1974 г. [11]

Частично существующая еще к моменту разработки нового генплана жилая застройка квартала создала необходимость переноса центральной оси рекреационной зоны: три широкие аллеи парка им. города Плевен смещены относительно линии бульвара Дружбы (см. рис. 2). Пространственно этот перенос зафиксирован с помощью расположенного в центре площади монумента советско-болгарской дружбы, открытого 10 сентября 1974 г. (рис. 4). Авторами памятника стали болгарский скульптор Цонков Д. и ростовский архитектор Бельченко Б.Г. [12].

 Рис. 4. Памятник советско-болгарской дружбе,
площадь им. города Плевен,
г. Ростов-на-Дону, 1981 г. [13]

Практически в центральной части парка на пересечении основных аллей и диагональных пешеходных троп расположена небольшая площадь, вытянутая прямоугольная форма которой образует второстепенную ось, перпендикулярную главной (см. рис. 2). Такое решение разбивает монотонность продольного движения вдоль проспектов и становится визуальным акцентом среди зелени деревьев. Формируется площадь тремя элементами: музеем интернациональной дружбы, цветочной клумбой (рис. 5) и памятником деятелю коммунистического движения Димитрову Г.М. Характерные для советского модернизма цилиндрические формы белых стен здания музея, декорированных скульптурными вставками, в сочетании с плоской остекленной кровлей противопоставлены сложной геометризированной в плане цветочной клумбе. Она расположена непосредственно на пересечении главной и второстепенной осей парка, фиксируя планировочный центр территории. В настоящее время пространственная организация парковой площади утеряна: музей стал частью ресторанного комплекса, к которому со стороны парка примыкает сцена; на месте клумбы расположен овалообразный фонтан; вместо памятника размещены торговые киоски (рис. 6).

Рис. 5. Музей интернациональной дружбы, парк им. города Плевен, г. Ростов-на-Дону, 1970-е гг. [14]

Рис. 6. Центральная площадь парка им. города Плевен, г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Озелененная пешеходная зона, примыкающая к парку вдоль Коммунистического проспекта, сформирована 4 элементами: зданиями кинотеатра и универсама, площадью с фонтаном между ними и пешеходным бульваром вдоль дороги (см. рис. 2). Первый универсам в Ростове-на-Дону площадью 1200 кв.м. открылся в ЗЖМ в декабре 1973 г. и стал самым передовым торговым предприятием города: здесь использовались новейшая система самообслуживания, лучшее отечественное и зарубежное оборудование и производственная техника [15]. Двухэтажный объем, в основе которого заложена типичная для унифицированного проектирования 1970-х гг. каркасная конструктивная система, представляет собой строгий параллелепипед, сочетающий легкое витражное остекление первого уровня и массивную светлую облицовку второго, которые разделены мощным нависающим над входной зоной по всей длине здания козырьком, что характерно для приемов советского модернизма (рис. 7). В 1973 г. также началось строительство кинотеатра «Плевен», который от универсама был отделен озелененной площадью с фонтаном, занимающей территорию, модульно соизмеримую с планировочными пятнами окружающих ее зданий. Таким образом два объекта притяжения посетителей не создавали скопления людей высокой плотности, а органично сочетались друг с другом, не уплотняя пространство города. Реализация кинотеатра из-за экономических проблем была окончена только в 1977 г. Построенный по индивидуальному проекту, разработанному сотрудниками «Ростовгражданпроекта» Бельченко Б.Г. и Люледжан А.А. [16], кинотеатр стал не только завершением плевенского ансамбля, но и его украшением: сочетание различных геометрических объемов, облицованных светлыми плитами; витражное остекление холлов; плоские кровли; монолитные бетонные конструкции входной группы являются яркими признаками советского модернизма (рис. 8). Над оформлением интерьеров кинотеатра с помощью мозаичных панно и керамических деталей трудились работники Ростовского Художественного фонда, что в целом являлось одним из аспектов совершенствования архитектуры отдельных зданий в 1970–1980-е гг. [17, 18].

Рис. 7. Универсам в ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону,
1980-е гг. [14]

Рис. 8. Кинотеатр «Плевен», г. Ростов-на-Дону,
1980-е гг. [19]

В настоящее время в здании универсама расположился супермаркет «Перекресток», а также ряд небольших торговых павильонов. Второй этаж облицован пластиковыми панелями, козырек закрыт рекламой (рис. 9). Кинотеатр «Плевен» практически невозможно узнать. Теперь это часть торгово-развлекательного центра, включающего не только кинотеатр, но и предприятия торгово-бытовой сферы. Чистые формы старого здания закрыты кассетными панелями различных цветов, витражи увешаны рекламой, появилась надстройка третьего этажа (рис. 10). Кардинально поменялась внутренняя структура сооружения, где вместо двух зрительных залов на 300 и 800 мест и просторных холлов теперь размещены 5 небольших кинозалов и множество маленьких помещений кафе и торговых магазинов.

Рис. 9. Бывшее здание универсама в ЗЖМ,
 г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Рис. 10. Бывшее здание кинотеатра «Плевен»,
г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Современное состояние плевенского ансамбля характеризуется отсутствием пространственных связей между его основными составляющими и, как следствие, утратой эстетической ценности городской среды. Форма парковой площади изменена, т.к. утрачен один из ее важнейших элементов – здание музея; потеряны второстепенные осевые направления; нарушено соотношение плотность – разрежённость в рекреационной зоне. Парк перестал быть местом скопления горожан, а превратился в транзитную зону между проспектами. В 1996 г. у входа в парк со стороны проспекта Стачки был установлен памятник воинам, погибшим в локальных конфликтах, а в 2015 г. – у основания Аллеи Роз, выходящему к Коммунистическому проспекту, открыли памятник солдатам Победы. Вместе с монументом советско-болгарской дружбы они расположены на одной оси, параллельной главной аллее парка (рис. 11). Однако утерянный центральный элемент пространственной организации не позволяет проследить эту связь.

На месте площади между зданиями универсама и кинотеатра, целью которой было уравновесить за счет природных элементов наличие массивных построек, сегодня размещается двухэтажный торговый центр. С другой стороны универсама, на месте озелененной зоны, построен крытый рынок. Территория бульвара стала местом расположения многочисленных торговых киосков (рис. 11). Высокая плотность застройки привела к потере природной составляющей среды. Обладающие художественной ценностью сооружения стали рядовыми постройками, утратив не только свой архитектурный облик, но и пространственную значимость в формировании градостроительного решения. Это приводит к разрушению эстетики городской застройки, характерной для периода советского модернизма, притом, что, как отмечал Гутнов А.Э., «пространственная среда, создаваемая человеком, оказывает обратное воздействие на человека и общество, формирует новые потребности, во многом предопределяет характер деятельности, влияет на выработку мировоззрения» [20, с. 19].

Рис. 11. Схема генерального плана фрагмента ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Автор Сидоренко Н.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования ансамбля площади им. города Плевен в г. Ростове-на-Дону дают возможность сделать следующие выводы.

  1. Плевенский ансамбль Западного Жилого Массива в Ростове-на-Дону представляет собой яркий пример советской архитектуры
    1960–1980-х гг., в котором нашел отражение ряд характерных для стиля принципов.
  2. В основу формирования ансамбля был заложен один из основных подходов мирового и советского модернизма к созданию городской среды, в результате которого природное окружение становится важной эстетической составляющей архитектурного решения. Главные аллеи парка и бульвара, площадь с расположенным в центре памятником, озелененная пешеходная зона вдоль Коммунистического проспекта создают пространственную связь между зданиями, являющимися основой культурно-досуговой и бытовой жизни жителей Западного Жилого массива: музеем, кинотеатром, универсамом. Органично вписанная в строгую сетку структуры квартала рекреационная зона, разбавляя высокую плотность жилой застройки, повышает не только уровень художественного облика района, но и его экологическое состояние.
  3. Сооружения, входящие в плевенский ансамбль, являются трансляторами архитектурно-художественных тенденций советского модернизма на региональном уровне: лаконичные формы музея с использованием плоской остекленной кровли и сочетанием с произведениями монументального искусства; геометризированные объемы кинотеатра в витражным освещением холлов; каркасная конструктивная система универсама; художественное решение элементов благоустройства (цветочной клумбы, фонтана, стенда для афиш) с учетом общей стилевой направленности основных зданий.
  4. Современное состояние сооружений ансамбля площади им. города Плевен и в целом фрагмента застройки района подтверждает тенденцию к уплотнению городской ткани, что приводит к потере художественно-эстетической ценности городской среды и ее отдельных составляющих; к утрате целостного ансамбля эпохи модернизма, игравшего некогда роль культурно-общественного центра района.
References

1. Bylinkin N.P., Zhuravlev A.M., Shishkina A.M. Modern Soviet architecture 1955-1980: Textbook for universities [Sovremennaya sovetskaya arkhitektura 1955 – 1980 gg.: Uchebnik dlya vuzov]. Moscow: Stroiizdat. 1985. 224 p. (rus)

2. Bondarenko I.A., Volchok Ju.P. Red. Kazakova O.V. Aesthetics of "thaw". New in architecture, art, culture [Jestetika "ottepeli". Novoe v arhitekture, iskusstve, kul'ture]. Moscow: Russian political encyclopedia. 2013. 494 p. (rus)

3. Meuser Ph., Zadornin D., Sheina K. Towards a Typology of Soviet Mass Housing Prefabrication in the USSR 1955 – 1991. Berlin: Dom Publishers, 2015. 456 p.

4. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wachter A. Soviet Modernism 1955-1991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.

5. Maklakova T.G. The architecture of the twentieth century. Modern architecture [Arkhitektura dvadtsatogo veka. Sovremennaya arkhitektura]. Moscow: Izdatel'stvo Assotsiatsii stroitel'nykh vuzov. 2001. 195 p. (rus)

6. Gidion Z. Space, time, architecture [Prostranstvo, vremya, arkhitektura] / translation by Leonene M., Chernyak I. Moscow: Stroiizdat. 1984. 456 p. (rus)

7. Development of urban planning systems in the North Caucasus: a Collection of scientific papers [Razvitie gradostroitel'nykh sistem Severnogo Kavkaza: Sbornik nauchnykh trudov] / ed. Boyarinov A.M. Rostov-on-Don: Rostovskii inzhenerno-stroitel'nyi institut. 1988. 172 p. (rus)

8. Rebain Ya.A. Tomorrow of our city. Rostov in seven years 1959-1965 [Zavtra nashego goroda. Rostov v semiletii 1959–1965]. Rostov-on-Don: Rostovskoe knizhnoe izdatel'stvo. 1960. 60 p. (rus)

9. Rostov Main – news of Rostov-on-Don. Construction of WLM, mid-70s. [Rostov Glavnyi – novosti Rostova-na-Donu. Stroitel'stvo ZZhM, seredina 70-kh godov]. Interesnoe.ME. 2018. Available at: https://interesnoe.me/content (accessed 16 February 2020). (rus)

10. Gracheva K. Pleven’s Square [Ploshchad' imeni Plevena]. Molot. 1970. No 94 (14448). P. 4. (rus)

11. Rakhmanova N., Ivanova R. Rostov-on-Don. Set of 18 color postcards. [Rostov-na-Donu. Komplekt iz 18 tsvetnykh otkrytok]. Moscow: Planeta. 1974. (rus)

12. Sidorenko N.R. Lost objects of modernism in Rostov-on-Don. The building of the museum of international friendship in the park named after city of Pleven [Utrachennye ob"ekty modernizma v Rostove-na-Donu. Zdanie muzeya internatsional'noy druzhby v parke im. g. Pleven]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2019. No.10. Pp. 101–110. (rus)

13. Panov V. Photo. Rostov-on-Don. Set of 15 color postcards [Foto. Rostov-na-Donu. Komplekt iz 15 tsvetnykh otkrytok]. Moscow: Planeta. 1981. (rus)

14. Abidova E.A. During the first five-year plans [V gody pervykh pyatiletok]. Istoriya i kul'tura Rostovskoi oblasti. Available at: http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000083/st013.shtml (accessed 16 February 2020). (rus)

15. Navozov V. Don’s "Supermarket" [Donskoi «Universam»]. Molot. 1973. No 296 (15563). P. 2. (rus)

16. Varavin N.Ya. Pleven is built [Stroitsya Pleven]. Vechernii Rostov. 1977. No 38 (5679). P. 2. (rus)

17. Ivanova-Il'icheva A.M., Orekhov N.V. Monumental art in the decoration of Rostov-on-Don buildings of Soviet modernism [Monumental'noe iskusstvo v dekore zdanij Rostova-na-Donu epohi sovetskogo modernizma]. Sbornik tezisov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Arhitektura i iskusstvo: ot teorii k praktike». Rostov-on-Don – Taganrog: Southern federal University. 2018. Pp. 45–50. (rus)

18. Ivanova-Il'icheva A.M., Stushnyaya I.A., Orekhov N.V. Mosaic in the decorative decoration of buildings of the Soviet modernism (on the example of the city of Rostov-on-Don) [Mozaika v dekorativnom ubranstve zdanij epohi sovetskogo modernizma (na primere goroda Rostova-na-Donu)]. Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art history. Issues of Theory and Practice. Tambov: Charter. 2017. No. 12(86). Part 5. Pp. 100–103. (rus)

19. «Pleven» Cinema [Kinoteatr «Pleven»]. Retro View of Mankind's Habitat. 2018. Available at: https://pastvu.com/p/785494 (accessed 16 February 2020). (rus)

20. Gutnov A.E. Town-Planning project and time factor [Gradostroitel'nyi proekt i faktor vremeni]. Sbornik Soyuza arkhitektorov SSSR «Zodchestvo». Moscow: Stroiizdat. 1975. Vol. 1(20). Pp. 19–20. (rus)


Login or Create
* Forgot password?