Moskva, Russian Federation
The article presents the results of applied research carried out at the Moscow Institute of open education, the leader in the system of continuous pedagogical education of the region.The study is relevant due to the fact that under the new legislation, the additional professional education has no Federal State standards, no Federal State requirements; and the State accreditation of the programs has been abolished.The article presents data of the internal integrated monitoring of the quality of existing programs of additional professional education of teachers, internal requirements for such programs, the procedure and results of internal expertise of newly established programs. The research is intended to become the basis of regional standards of quality programs of additional professional education of teachers. The study answers social, professional, and personal demands; it is aimed at creation of competitive programs in the system of additional professional education in the context of transition to the competence-based education paradigm.
additional professional programs, teacher education, monitoring, internal expertise, competence-based paradigm.
В настоящее время происходят существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе переход от государственной аккредитации программ этого сегмента к негосударственной. Новое законодательство отводит дополнительным профессиональным программам (ДПП) ключевую роль в обеспечении быстрого реагирования на социальные и профессиональные запросы. Эти обстоятельства поставили перед организациями ДПО задачу быстрого обновления программ и подтверждения их качества.
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» (МИОО) — старейший вуз, долгие годы выступавший системообразующим в непрерывном педагогическом образовании Москвы, сегодня оказался в условиях жесткой конкуренции.
Согласно приказу Минобрнауки России, услуги по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки теперь могут оказывать разные учреждения1. Будучи заинтересованным не только в сохранении своих позиций в системе ДПО, но и в реализации миссии ее координатора, участии в федеральных программах модернизации образования, институт ориентирован на инновационное развитие, которое требует создания востребованных рынком высококачественных программ.
Успешное прохождение программами профессионально-общественной аккредитации, присвоение им своеобразного знака качества позволит МИОО подтвердить лидерские позиции в системе повышения квалификации учителей, максимально охватить целевую аудиторию, влиять на качество педагогических кадров в региональной системе образования.
Для успешного прохождения аккредитации ДПП институт должен решить следующие задачи:
- разработать и реализовать систему внутреннего комплексного мониторинга качества действующих ДПП;
- разработать внутренние требования к ДПП. В качестве основных должно выступать соответствие действующему законодательству и отраслевым нормативным актам в области ДПО, требованиям ФГОС, профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и пр.;
- провести внутренний аудит ДПП на соответствие установленным требованиям.
___________
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
1. Kuznetsov V.I. Monitoring v sfere dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Monitoring in the field of supplementary professional education]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern science]. 2010, I. 10, pp. 109–111.
2. Pokholkov Yu.P. Obshchestvenno-professional´naya akkreditatsiya obrazovatel´nykh programm. Komu i zachem ona nuzhna? [Of professional accreditation of educational programs. Who and why is it necessary?]. Inzhenernoe obrazovanie [Engineering Education]. 2010, I. 6, pp. 50–57.
3. Kespikov V.N. Upravlenie kachestvom podgotovki slushateley v sisteme dopolnitel´nogo professional´no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Quality management training of students in the system of additional vocational teacher education]. Moscow, VLADOS Publ., 2009.
4. Chechel´ I.D., Potemkina T.V., Firsova M.M. Upravlencheskaya kompetentnost´ rukovoditeley obshcheobrazovatel´nykh organizatsiy [Managerial competence of heads of educational institutions]. Moscow, APKiPPRo Publ., 2014.