, Russian Federation
Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article discusses the problem of the relationship of older people living in KRSESS "Boarding House for the Elderly and Disabled" (hereinafter referred to as Kirov Boarding House for the elderly and disabled) with different social status, including those with canceled criminal records. Attention is payed to the personal attitudes of citizens living in Kirov Boarding House for the elderly and disabled (hereinafter Living), their age characteristics, and services to society and the state. An overview is given of the well-established strategies for the work of a boarding psychologist. Briefly describes a program to reduce anxiety and the formation of conflict-free interaction of older people. The following methods were used in the study: the method of expert assessment of the situation according to E.V. Bityutskaya, monitoring suicidal risk, including the following methods: Hospital scale of anxiety and depression; Spielberg-Khanin methodology that determines situational and reactive anxiety; Suicidal risk 45; Prognostic criteria for suicidal risk, additional questionnaire. The study showed that the integration of those who served their sentences in boarding schools requires special training of personnel who are currently not ready to regulate relations between people living with a lack of necessary knowledge. During the diagnosis, it was found that Residents drew attention to the existing relationship problem, which they could not solve on their own. The main reason for helplessness and hopelessness was physical ailments such as: blindness, lack of mobility.
elderly person, conflict-free interaction, environment, attitudes, psychological correction
Актуальность. Во второй половине 2017 года участились жалобы в устной форме от младшего обслуживающего персонала КДИ (санитарка-уборщица, санитарка-палатная, санитарка-буфетчица, охранник и т.д.) на делинквентное, аддиктивное, девиантное поведение проживающих. Персонал всерьез был обеспокоен безопасностью пребывания на своих рабочих местах. За помощью в правоохранительные органы никто не обращался, служебные записки отсутствуют. Возникла острая ситуация высокой интенсивности по регулированию безопасной среды для работы персонала и проживания в интернате граждан. Было принято решение изучить ситуацию и создать благоприятную среду для работы и жизни. Возникла необходимость в проведении масштабных исследовательских работ, включающих мониторинги отклоняющегося поведения, суицидального риска, принятия ряда управленческих решений. Данное исследование необходимо для проведения анализа интеграции пожилых людей в условия проживания дома-интерната общего типа.
Интернат общего типа – государственное учреждение социального обслуживания граждан в стационарных условиях, частично или полностью утративших навыки к самообслуживанию, не страдающих психическими заболеваниями. На проживании в интернате находятся граждане разного социального статуса. В Собрании законодательства Российской Федерации ст.3734 №29 от 1999 года отмечено: «В социальные дома-интернаты принимаются на обслуживание граждане частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе из числа освобожденных из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством» [12]. Возникает беспокойство по поводу готовности обслуживающего персонала и административного аппарата к работе с бывшими заключенными.
В мае 2019 года в министерстве социального развития Кировской области состоялся круглый стол по вопросам социального сопровождения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Представитель уголовно-исполнительной системы Э. Аюпов сообщил, что в 2018 году освободились 119 престарелых и инвалидов, из них 9 человек нуждались в направлении на постоянное проживание в дома-интернаты. Также были признаны нуждающимися в социальном обслуживании 29 человек [11].
Также в Кирове работает автономная некоммерческая организация «Ника», где оказывают помощь нуждающимся бывшим заключенным. То есть в Кирове оказывается поддержка нуждающимся в социальном обслуживании бывших заключенных, находящихся в пожилом возрасте.
Однако пожилой человек имеет особенности влияния геронтогенеза и при учете приобретенного паттерна поведения в местах лишения свободы забота о нем, интеграция в общество носит, мало говоря, специфический характер. Социологи Г.Г. Сорокин и В.В. Гаврилюк утверждают, что «пока не решена проблема бесконфликтного взаимодействия поколений, любые мероприятия, направленные на интеграцию пожилых в производственно-экономическую сферу, повышение их социальной активности будут неэффективными и бессмысленными» [4, 37]. Поэтому при создании условий для жизни бывших заключенных пожилого возраста, необходимым является подготовка общества к их существованию (в узком смысле, подготовка среды домов-интернатов к их приему).
Согласно определению бесконфликтного взаимодействия Е.Н. Емельяновой – это «процесс установления и развития контакта между людьми …на основе общепринятых норм поведения, требовательности к себе, внимательного и сопереживающего отношения к партнеру ответственного и уважительного отношения к взаимной репутации, анализа сложившейся ситуации и усвоения полученного опыта в контексте возрастных особенностей и субординации [5; 9]. Из определения очевидно, что для бесконфликтного взаимодействия необходима сохранная когнитивная сфера. У 70% проживающих в интернате граждан отмечено старческое слабоумие (деменция), сто ставит под сомнение возможность формирования бесконфликтного взаимодействия между пожилыми людьми.
Методы. Новая команда сотрудников, пришедшая к управлению КДИ, в первую очередь провела диагностику ситуации с привлечением психолога, который применил следующие методы исследования:
1. Метод экспертной оценки ситуации по Е.В. Битюцкой
На момент обследования однозначно можно было утверждать, что требования возникшей среды к личности и группе находились за пределами нормы [8]. По материалам Е.В. Битюцкой можно было диагностировать, что ситуация приобрела статус «трудной жизненной ситуации» для Проживающих и персонала, так как были активными все ее компоненты: беспокойство, высокие затраты ресурсов, потери, неподконтрольность и неопределенность ситуации, необходимость быстрого реагирования, затруднения в принятии решения [1].
К негативным факторам возникшей ситуации следует отнести:
- ликвидация медицинского отделения в 2015 году (70 штатных единиц), в том числе медицинских постов, замена его на врачебную амбулаторию (поликлиническая работа), которая входит в состав Кировского клинико-диагностического центра (далее КДЦ), а не интерната. Из данного факта следует, что снижение медицинского контроля, наблюдения за протеканием инволюционных процессов в системе не проводилось, обращения граждан были только по факту недомогания и диспансерного наблюдения. По этой причине, развитие отклоняющегося поведения могло способствовать отсутствие должного медицинского контроля;
- уплотнение площади для проживания. В комнатах до 2019 года регистрировались до 6 проживающих.
- наличие 10% от общего количества проживающих лиц с погашенной судимостью, из них: 54 человека (в возрасте от 43 до 90 лет ±22). Разница в возрасте объясняется тем, что в интернате общего типа проживают пожилые граждане от 55 лет женщины и от 60 лет мужчины, а также совершеннолетние инвалиды, потерявшие навыки к самообслуживанию. Данные лица отбыли наказания, с их слов, в течение 1 года до 30 лет± 18.
Вызывает доверие утверждение Кутякина С.А.: «Именно криминальная субкультура воспитывает в осужденных антисоциальную иерархию жизненных ценностей и приоритетов. Отсюда можно сделать вывод о том, что существующая в исправительных учреждениях среда оказывает негативное влияние на психику осужденных» [8; 81]. Отбыв наказание в местах лишения свободы, человек приобретает специфический паттерн поведения, которое легко воспроизводится в социальной среде с ограниченными внешними контактами, например, такой как интернат.
Совершенно очевидно, что интеграция отбывших наказание в дома-интернаты требует специальной подготовки персонала, который в настоящее время не готов регулировать отношения между Проживающими виду отсутствия необходимых знаний.
2. Психологическая диагностика. Психологом был осуществлен мониторинг суицидального риска, включающий следующие методики: Госпитальная шкала тревоги и депрессии; Спилберга-Ханина, определяющий ситуативную и реактивную тревожность; Суицидальный риск 45; Прогностические критерии суицидального риска, дополнительное анкетирование. Результаты показали, что 4 человека из 60 выразили желание уйти из жизни, при наличии антисуицидальных факторов и незначительной тревоге. В ходе диагностики и беседы установлено, что Проживающие таким образом привлекали внимание к существующей проблеме взаимоотношений, которую не могли решить самостоятельно. Основной причиной беспомощности и безнадежности явились физические недуги такие как: слепота, отсутствие способности к передвижению. С обследованными была проведена психокоррекционая работа, изменены условия проживания путем переезда в другие секции.
Как показала практика, ротацией места жительства проблема не была решена. Поскольку интернат не является режимным объектом, то доступ к любым секциям есть у каждого проживающего. Поэтому возникла необходимость в создании комиссии, которая рассматривала бы нарушения Правил проживания в интернате и применяла санкции к нарушителям.
3. Дисциплинарная комиссия. Для урегулирования вопросов систематического нарушения правил проживания в интернате была создана комиссия по предотвращению противоправного поведения, на которой рассматривались жалобы от проживающих и персонала в форме заявлений и служебных записок. Психологом интерната разработан бланк докладной записки, создана учетная таблица.
В течение 2018 года поступили 433 докладные записки на 115 человек. Проведено 5 комиссий при участии 47 человек, из них с 10 расторгнуты договоры об оказании социальных услуг; 79 человек погасили административные штрафы на общую сумму 122950 рублей.
В 2019 году поступило 427 докладных записок на 164 человека; 38 человек погасили административные штрафы на общую сумму 13950 рублей. Проведено 5 комиссий при участии 20 человек, из них отчислено 3 человека, 4 выразили желание переехать в другие интернаты, двое прошли лечение у психиатра с госпитализацией. Следует отметить, что уровень злоупотребления спиртосодержащей продукции снизился, но увеличилось количество докладных записок на неадекватное поведение, что требует принятия мер медицинского характера. Данный факт подтверждается тем, что на проживание в КДИ стали поступать дементные граждане с 3, 4 степенью утраты навыков к самообслуживанию.
С целью формирования бесконфликтного взаимодействия пожилых людей, снижению тревожности психологами интерната используются стратегии психологической коррекции, включающие образовательные технологии:
Общедидактический метод включает в себя объяснительно-иллюстрированное, репродуктивное, частично-поисковое изложение материала.
Интерактивный метод включает лекцию-визуализацию, игры-упражнения, направленную дискуссию и другое представление материала.
Формы: лекция-визуализация, игры-упражнения, направленная дискуссия и т.д.
Приемы: творческое самовыражение по средствам пения, рисования; «лови ошибку» – психолог зачитывает текст, заранее содержащий явные и скрытые ошибки, спрашивает о том, что не смущает ли ничего в прочитанном Проживающих? «Заверши фразу» – слушателям зачитывается текст, с просьбой завершить фразу. Часто используются загадки и рифма. «Цепочка пожеланий» – участникам занятия выдаются листочки, фломастеры для написания взаимных пожеланий и др.[2, 3, 7].
Также психолог выступает фасилитатором в освоении Проживающими методов саморегуляции: утренняя гимнастика с кинезиологическими приемами, пальчиковая гимнастика для активизации мыслительной деятельности, дыхание по Стрельниковой и т.д.
В заключении следует отметить, что проблема взаимоотношений пожилых людей с разным социальным статусом, проживающих в КДИ, в том числе имеющих судимости, не является новой. Для обеспечения комфортного проживания поступивших граждан в КДИ необходимо: повышение квалификации специалистов организации всех уровней в области пенитециарной психологии; увеличение штата обслуживающего персонала, в том числе психологов. Создание и реализация психологических программ, для адаптации вновь поступивших граждан в КДИ; организация комнаты психологической регуляции для персонала. Поэтому формирование бесконфликтного взаимодействия среди пожилых людей интерната на сегодняшний момент маловероятно и требует тщательного изучения.
1. Aleksandrova O.V. Psihosemanticheskiy podhod k ocenke slozhnoy zhiznennoy situacii (na primere situacii, svyazannoy s zabolevaniem, ugrozhayuschim zhizni rebenka) / O.V. Aleksandrova, I.B. Dermanova [Psychosemantic approach to assessing a difficult life situation (using the example of a situation related to a disease that threatens the life of a child) / O.V. Alexandrova, I.B. Dermanova ] // Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg State University], 2016. – Ser. 16. – Vyp. 4. – pp.40-50.
2. Barysheva G.N. Aktivnye i interaktivnye priemy i metody obucheniya kak osnova razvitiya tvorcheskoy lichnosti // G.N. Barysheva [Active and interactive techniques and teaching methods as the basis for the development of a creative personality // G.N. Barysheva] // Pyataya nauchno-prakticheskaya konferenciya: «Iskusstvo. Pedagogika. Kul'tura», 2019 – pp. 10-14.
3. Bordovskaya N.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie [Modern educational technology: a training manual]. – M.: Knorus Publ., 2009. – 432 p.
4. Gavrilyuk V.V. Gerontoobrazovanie kak sposob sokrascheniya mezhkul'turnoy distancii pokoleniy / V.V. Gavrilyuk, G.G. Sorokin [Herontism as a way to reduce the intercultural distance of generations / V.V. Gavrilyuk, G.G. Sorokin] // Social'no-pravovye i ekonomicheskie issledovaniya [Socio-legal and economic studies], 2017 – Tom.3. – №2. – pp.36-52.
5. Emel'yanova E.N. Formirovanie beskonfliktnogo vzaimodeystviya studentov vuza: dis…kand.ped.nauk 13.00.01 [Formation of conflict-free interaction between university students: dis ... Candidate of Pedagogical Sciences 13.00.01] / Emel'yanova Elena Nikolaevna. – Kazan', 2018. – P.221.
6. Zaborovskaya Yu.M. Deyatel'nost' organov samoupravleniya v sfere profilaktiki pravonarusheniy sredi invalidov i lic pozhilogo vozrasta, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody / Yu.M. Zaborovskaya [The activities of self-government in the field of crime prevention among the disabled and elderly who have been released from places of imprisonment / Yu.M. Zaborovskaya] // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupralenie [State power and local self-government]. – M.: «Yurist» Publ., 2018. – pp.38-40.
7. Klyueva M.I. Istoriya metoda treningov [History of the training method] / M.I. Klyueva, I.V. Korneeva // Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal [World of pedagogy and psychology: international scientific and practical journal]. – 2019. – №2(31) – pp.55-62.
8. Kutyakin S.A. Resocializaciya osuzhdennyh k lisheniyu svobody: mif ili real'nost'? [Resocialization of prisoners: myth or reality?] / S.A. Kutyakin // Resocializaciya osuzhdennyh v usloviyah grazhdanskogo obschestva [Resocialization of convicts in a civil society]. – 2014. – pp.80-83.
9. Loginov D.A. Resocializaciya kak strategicheskiy element profilaktiki prestupnosti [esocialization as a strategic element of crime prevention] / D.A. Loginov // Resocializaciya osuzhdennyh v usloviyah grazhdanskogo obschestva [Resocialization of convicts in a civil society]. – 2014. – pp.25-28.
10. Parfenova N.B. O podhodah k klassifikacii i diagnostike zhiznennyh situaciy [On approaches to the classification and diagnosis of life situations] / N.B. Parfenova // Vestnik Pskovskogo gos. un-ta. Seriya: Social'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov state. un-that. Series: Socio-humanitarian and psychological-pedagogical sciences]. 2009. № 9. pp. 109–117.
11. Oficial'nyy sayt FSIN Rossii po Kirovskoy oblasti. Elektronnyy resurs [kod dostupa: http://www.43.fsin.su/news/detail.php? ELEMENT_ID=459713].
12. Farshatov I. Kommentariy k Zhilischnomu kodeksu RossiyskoyFederacii [Commentary on the Housing Code of the Russian Federation]. – M.: Gorodec Publ., 2006. – 464 p.