Abstract and keywords
Abstract (English):
In this paper the attention is focused on a problem of human life’s value which can't be made dependent on the subjective relation to it, and also on degree of its usefulness for society and mankind as a whole. The human life’s value, according to the author, is concluded, first of all, in the life itself.

Keywords:
intersubjectivity, self-preservation, self realization, valuable orientations, talent, abilities.
Text

Начало XXI века стало временем новых, ранее неизвестных возможностей научно-технического прогресса, происходящего цивилизованного сдвига, значительного усложнения практически всех сторон индивидуальной и общественной жизни. В связи с этим все более актуальной становится проблема ценности человеческой жизни. Процесс глобализации современной культуры и мышления, охвативший все человечество, обусловил остроту данной проблемы, ответственности за судьбу каждого человека. Общество и личность взаимодействуют по принципу двух систем, одна из которых доминирует по отношению к другой. Это уже предполагает стратегию самосохранения личности как системы.

Общество — это социальное поле человеческой интерсубъективности, система социальных институтов, статусов и ролей. Она в той мере интегрирует личность в свои структуры, в какой личность противостоит экспансии институтов, сохраняя свою индивидуальность. Именно человек (как личность) призван последовательно преодолевать как внешние (бюрократизм, коррупцию), так и внутренние (безразличие, своеволие, безответственность) препятствия на пути самореализации.

Многие ученые хотят использовать всю свою интеллектуальную энергию, чтобы понять сущность человеческой природы, почему люди так часто совершают неправильные поступки и тем самым наносят ущерб себе и обществу; что поможет избежать дурных поступков; какой главной цели должна быть подчинена наша жизнь. Ученые использовали для обозначения этой цели выражение summum bonum (лат. — высшее благо). Их страстное желание найти истину в соответствии с этой целью не может вдохновлять нас последовать их примеру.

Понимание того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, — это хорошее начало. Многие ученые связывают это с тем, что общество, хотя и медленно, но поднимается на ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в каждом человеке, его индивидуальность, уникальность, неповторимость. Постепенно укрепляется гуманистическая позиция, заключающаяся в том, что каждый человек, его развитие, самосохранение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. 

Следует отметить, что социально зрелая, здоровая, самоактуализирующаяся личность несет в себе большой заряд творческой созидательной активности и большую возможность полезной отдачи, которая необходима обществу, вступающему на путь демократических преобразований, постепенно начинающему ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Но если человеческая жизнь имеет ценность в принципе, то следует полагать, что она должна всегда и везде быть одинаково ценной, независимо от того, нравится носитель жизни другим людям или нет.

References

1. Dzhems U. Puti za predely «ego».— M.: Progress, 2006.

2. Ivanov-Razumnik R.V. Tyur'my i ssylki («Po tyur'mam na rodine»). Mera. — 2004. — №1. — S. 183—242.

3. Radzha-yoga. Uchenie yogov o psikhicheskom mire cheloveka. — M.: Mysl', 2001.

4. Fel'dshteyn D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti. — M.: Pedagogika, 2005.

Login or Create
* Forgot password?