Variants of technology implementation are analyzed, which should be subordinate to training in universities, and for each of them adaptive models are identified, the elements of which are advisable to use in the construction of the educational process. It is shown that when learning stable and promising technologies that allow to constantly improve the skill of the educational process, it is advisable to use the Holt linear dynamics model. When learning technologies that are relatively rapidly aging, but are used in real industrial and economic activities, it is advisable to use Brown's exponential smoothing model. When teaching unsustainable new technologies that potentially have significant prospects, it is advisable to use the Box-Jenkins moving average model of autoregression.
elements of adaptive models, the construction of the educational process
Введение
Ускорение научно-технического прогресса, особенно в условиях ожидаемого перехода от пятого технологического уклада к шестому [16], закономерно приводит к необходимости адекватной адаптации многих процессов осуществления производственно-хозяйственной деятельности [15], в том числе учебных процессов в образовательных учреждениях в целом, и в вузах, в частности.
Обучение в вузах как структурах, выпускники которых «окунаются» в трудовую жизнь, неизменно связано с технологиями осуществления производства продукции (товаров, работ, услуг).
В этой связи ключевое значение приобретает учет изменчивости технологий, которым обучают в вузах.
Структура процесса обучения в вузах технологиям практической деятельности, требующим адаптации, представлена на рис. 1.
Как следует из представленной на рис. 1 структуры процесса обучения в вузах технологиям практической деятельности, одним из центральных звеньев такой структуры является построение и реализация моделей адаптации учебного процесса к изменяющимся условиям последующей профессиональной деятельности обучаемых.
Анализ известных литературных источников показывает, что вопросы адаптации учебных процессов и учебных материалов в них чаще всего рассматриваются с социально-психологических позиций, связанных либо с изменениями социальной среды, либо с отклонениями в развитии самих обучаемых. В частности, этой проблематике посвящены труды таких авторов как Амбалова С.А. [1], Батышев С.Я. [2], Березин В.П. [3], Ильина К.Ю. [4], Касаткина Н.Э. [12], Леонтьев А.Н. [5], Малиева З.К. [8], Мудрик А.В. [9], Пряжников Н.С. [10], Сластенин В.А. [11], Спирин Л.Ф. [13], Тахохов Б.А. [14] и др.
В то же время проблемам адаптации учебного процесса к изменениям развивающихся производственных технологий в будущих профессиях обучаемых в научной литературе уделено недостаточно внимания.
Цель исследования
Таким образом, целью данных исследований является рассмотрение рациональных вариантов адаптации учебного процесса к обучению интенсивно развивающимся технологиям производства, составляющим основу будущих профессий обучаемых.
Методическая база исследований
Методологическую базу исследований составили общенаучные методы, а методическую базу – методы адаптивного моделирования, реализуемые применительно к построению учебного процесса ВУЗа при подготовке кадров для предприятий.
Основные результаты исследований
При определении рациональных вариантов адаптации учебного процесса к обучению интенсивно развивающимся технологиям производства, составляющим основу будущих профессий обучаемых, за основу были прияты соотношения длительностей жизненных циклов (ЖЦ) продукции и технологий (рис. 2), характерные для практики производства, включая варианты:
– синхронного прохождения ЖЦ продукции и технологий;
– реализацию нескольких ЖЦ продукции в пределах одного ЖЦ технологий;
– смену нескольких ЖЦ технологий при прохождении одного ЖЦ продукции.
Исходя из комбинаций прохождения ЖЦ продукции и технологий (рис. 2), при рассмотрении моделей адаптации учебного процесса к требованиям современного рынка труда (к требованиям работодателя) будем исходить из следующих вариантов реализации технологий, которым должно быть подчинено обучение в вузах (рис. 3).
Для определения рациональных вариантов адаптации учебного процесса к обучению развивающимся технологиям производства, представленным на рис. 3, был проведен предварительный отбор адаптивных моделей, которые могут быть использованы для совершенствования учебного процесса, который привел к выделению следующих трех типов адаптивных моделей:
– модели экспоненциального сглаживания Брауна [17];
– модели авторегрессии скользящего среднего Бокса-Дженкинса [7];
– модели линейной динамики Хольта [6].
Проведенные исследования показали, что элементы представленных адаптивных моделей могут быть рационально использованы для обеспечения эффективности построения учебного процесса следующим образом.
Во-первых, при обучении стабильным и перспективным производственным технологиям, позволяющим постоянно совершенствовать мастерство осуществления учебного процесса, целесообразно использовать модель линейной динамики Хольта (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика адаптивных моделей, рекомендуемых к использованию при построении учебного процесса
№ |
Тип модели |
Аналитическое описание модели |
Особенности модели |
Рекомендуемые области применения элементов адаптивной модели при построении учебного процесса |
1 |
Модель линейной динамики Хольта |
, (1) где – параметры модели, – фактор времени, – ожидаемый результат реализации учебного процесса в момент времени |
Моделью учитываются только линейные тренды |
Стабильные и перспективные технологии, обучение которым осуществляется в рамках учебного процесса |
2 |
Модель экспоненциального сглаживания Брауна |
, (2) где – экспоненциально сглаженное значение параметров программы построения учебного процесса в момент времени (период обучения) ; – коэффициент Брауна, характеризующий степень устаревания учебных материалов во времени, и рассчитываемый из соотношения: , – количество рассматриваемых уровней временного ряда (периодов обучения); – фактическое значение параметров программы реализации учебного процесса в момент времени (период обучения) ; – коэффициент Брауна, характеризующий – экспоненциально сглаженное значение параметров программы реализации учебного процесса в момент времени (период обучения) |
Моделью учитывается устаревание учебных материалов во времени |
Обучение относительно быстро устаревающим технологиям |
3 |
Модель авторегрессии скользящего среднего Бокса-Дженкинса |
, (3) где – скользящее среднее значение параметров программы построения учебного процесса в момент времени (период обучения) ; – фактическое значение параметров программы реализации учебного процесса в момент времени (период обучения) ; – фактическое значение параметров программы построения учебного процесса в момент времени (период обучения) ; – прогнозируемое значение параметров программы построения учебного процесса в момент времени (период обучения) . |
Модель «фильтрует» выбросы, характерные для неустоявшихся технологий, сохраняя при построении учебных материалов лишь тренд их развития |
Обучение неустоявшимся (недостаточно изученным) новым технологиям, которые потенциально обладают существенными перспективами |
Во-вторых, при обучении относительно быстро устаревающим, но используемым в реальной производственно-хозяйственной деятельности технологиям, целесообразно использовать модель экспоненциального сглаживания Брауна (табл. 1), предполагающей, что при построении учебного процесса доля наработок учебных материалов прошлых лет экспоненциально сокращается пропорционально прошедшему времени (и соответствующему моральному устареванию технологий).
В-третьих, при обучении неустоявшимся (недостаточно изученным) новым технологиям, которые потенциально обладают существенными перспективами, целесообразно использовать модель авторегрессии скользящего среднего Бокса-Дженкинса (табл. 1), фильтрующие спорадические выбросы в динамике развития рассматриваемой технологии, сохраняя общий тренд развития.
Выводы
Таким образом, проведенные исследования позволили проанализировать варианты реализации технологий, которым должно быть подчинено обучение в вузах применительно к вариантам соотношений длительностей жизненных циклов продукции и технологий, характерных для практики производства.
Для каждого из этих вариантов реализации технологий, которым должно быть подчинено обучение в вузах, определены адаптивные модели, элементы которых целесообразно использовать в построении учебного процесса. Установлено, что:
– при обучении стабильным и перспективным технологиям, позволяющим постоянно совершенствовать мастерство осуществления учебного процесса, целесообразно использовать модель линейной динамики Хольта;
– при обучении относительно быстро устаревающим, но используемым в реальной производственно-хозяйственной деятельности технологиям, целесообразно использовать модель экспоненциального сглаживания Брауна;
– при обучении неустоявшимся новым технологиям, которые потенциально обладают существенными перспективами, целесообразно использовать модель авторегрессии скользящего среднего Бокса-Дженкинса.
1. Ambalova S.A. Lichnost' i ee priobschenie k social'nomu miru // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. – 2016. – T. 5. – № 1 (14). – S. 9–11.
2. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika. Pod red. Batysheva S.Ya., Novikova A.M. Izdanie 3-e, pererabotannoe. – M.: Iz-vo EGVES, 2009 g. – 456 s.
3. Berezin V.P. Psihicheskaya i psihofiziologichekaya adaptaciya cheloveka. – L., 1988. – 270 s.
4. Il'ina K.Yu. Suschnost' i soderzhanie processa adaptacii obuchayuschihsya k obrazovatel'nomu processu shkoly. NOVAINFO.RU. T. 2. № 60. – 2017. – S. 428–432.
5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. – M.: Politizdat, 1977. – 304 s.
6. Lukashin Yu.P. Adaptivnye metody kratkosrochnogo prognozirovaniya vremennyh ryadov. – M.: Finansy i statistika, 2003.
7. Magnus Ya.R., Katyshev P.K., Pereseckiy A.A. Ekonometrika. Nachal'nyy kurs. – M.: Delo, 2007. – 504 s.
8. Malieva Z.K. Proektirovanie vospitatel'no-razvivayuschey sredy vuza kak uslovie profilaktiki i korrekcii moral'nogo otchuzhdeniya studentov // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. – 2015. – № 4 (13). – S. 67–70.
9. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: Ucheb. dlya stud. ped. vuzov / Pod red. V.A. Slastenina. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya». – 2000. – 200 s.
10. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika. – M.: «Akademiya», 2007. – 501 s.
11. Slastenin V.A. Pedagogika. / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov; Pod red. V.A. Slastenina. – M.: Izdatel'skiy centr "Akademiya", 2002. – 576 s.
12. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v uchebnom processe vuza [Tekst]: metodicheskoe posobie/ avt.-sost. N. E. Kasatkina, T. K. Gradusova, T. A. Zhukova, E. A. Kagakina, O. M. Kolupaeva, G. G. Solodova,I. V. Timonina; otv. red. N. E. Kasatkina. – Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2011. – 237 s.
13. Spirin L.F. Teoriya i tehnologiya resheniya pedagogicheskih zadach. Pod red. P. I. Pidkasistogo. – M.: Ros. ped. agentstvo, 1997. – 173 s.
14. Tahohov B.A. Dialog v obrazovatel'nom processe sovremennoy vysshey shkoly. - Vladikavkaz, 2014. – 179 s.
15. Tebekin A.V. Faktory, opredelyayuschie effektivnost' ispol'zovaniya proektnogo podhoda pri sozdanii novyh i adaptacii deystvuyuschih organizacionnyh struktur. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2018. – T. 4. – № 3. – S. 8–21.
16. Tebekin A.V., Shirokova L.N. Vzaimosvyaz' obrazovatel'nyh programm s dinamikoy tehnologicheskih ukladov. // Transportnoe delo Rossii. – 2014. – № 1. – S. 86–89.
17. Ekonomiko-matematicheskie metody v primerah i zadachah: Ucheb. pos. / A.N. Garmash, I.V. Orlova, N.V. Koncevaya i dr.; Pod red. A.N. Garmasha. – M.: Vuz. uch.: NIC INFRA-M, 2014. – 416 s.
18. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / M., 2019. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).