DEVELOPMENT OF A CRITERION FOR A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC PROCUREMENT FOR DOMESTIC NEEDS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU COMMON ECONOMIC SPACE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Prospects of public procurement for domestic needs within the framework of the Single Economic Space of the Eurasian Economic Union are analyzed. On the basis of the theory of relative advantages D. Ricardo is justified the approach to assessing the effectiveness of public procurement for the needs of the Russian Federation within the framework of the Single Economic Space of the Eurasian Economic Union. Using the methods of economic analysis, the criterion of the efficiency of public procurement for domestic needs within the framework of the Single Economic Space of the Eurasian Economic Union has been developed.

Keywords:
development, criteria, efficiency assessment, public procurement, Unified Economic Space, Eurasian Economic Union
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В условиях ускорения процессов мирового экономического развития и усложнения характера процессов реализации международных экономических отношений (включая режим экономических санкций Запада) для России приобретает все большую актуальность решение проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок.

Рост актуальности решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок для национальной экономики обусловлен тем, что в Российской Федерации доля государственной собственности в хозяйственной системе страны очень велика (по экспертным оценкам доля экономики, контролируемой государством, составляет порядка 70%), и в динамике она имеет тенденцию к продолжающемуся росту.

При этом, с одной стороны, при совершенствовании системы государственных и муниципальных закупок необходимо решать традиционную проблему повышения уровня ее открытости и прозрачности, ориентируясь на достижение максимальной эффективности указанных закупок по соотношению их цены и качества.

С другой стороны, при совершенствовании системы государственных и муниципальных закупок необходимо в условиях непрекращающихся (и перманентно наращиваемых) экономических санкций Запада (в первую очередь, США) в отношении России возникает необходимость в поиске новых путей поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом выявления потенциальных возможностей таких закупок в дружественных странах, в частности, в странах, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Предыдущие исследования, выполненные авторами по данной проблематике [16], показали, что развитие системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран – участниц ЕАЭС позволит [18]:

– повысить уровень конкуренции между поставщиками продукции как участниками процесса осуществления закупок в интересах государственных и муниципальных нужд;

– демпфировать негативное влияние на систему государственных и муниципальных закупок экономических санкций Запада в отношении России, локализовать ущерб, которыми страны Запада стремятся нанести этими санкциями ущерб национальной экономике.

Актуальность решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран – участниц ЕЭП объясняется также тем, что реализация процесса совершенствования обеспечит не только непосредственный, но и опосредованный эффект, связанный с вкладом процессов развития системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в интеграционные процессы развития ЕАЭС и в повышение экономической мощи всего Союза.

Таким образом, решение задачи совершенствования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации с участием стран – участниц Единого экономического пространства в части разработки критериев оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС представляется актуальной и требующей самостоятельного рассмотрения.

Цель исследования

Целью представленного исследования является разработка критерия оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС.

Методологическая и методическая база исследования

Методологическую базу исследований составили принципы, законы, теории международных экономических отношений и подходы, сложившиеся в этой сфере. Методическую базу исследований составили инструменты экономического анализа.

Основные результаты исследований

Проведенные исследования показали, что проблемам закупок в интересах государственных и муниципальных нужд посвящено большое количество работ, в том числе таких авторов, как Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. [2], Доронин С.Н., Рыхтикова Н.А., Васильев А.О. [3], Костенников М.В., Куракин А.В. [5], Кузин В.И., Зуев С.Э. [6], Рыхтикова Н.А. [7], Савельев Ю.Р. [8], Сарафанов В.И. [9], Спектор А.А., Туманов Э.В. [10], Стахова М.В., Урумова Е.С.[11], Тасалов Ф.А. [12], Храпов И.В. [20], Юсупова Г.Ф. [21] и др.

Анализ известных работ, посвященных проблемам закупок в интересах государственных и муниципальных нужд, показывает, что в них не нашла должного отражения экономическая оценка эффективности государственных и муниципальных закупок в целом, так и оценка их эффективности в рамках надгосударственных международных союзов, в частности.

  При обосновании экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС за основу была принята теория сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо, согласно которой торговля между двумя странами выгодна каждой из этих стран даже в том случае, когда ни одна из стран не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретного рассматриваемого товара [1].    

Проецируя теорию относительных преимуществ Д. Рикардо на задачу оценки экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС, будем исходить не только и не столько из учета рабочего времени, необходимого на производство единицы рассматриваемого товара в конкретной стране по сравнению с другой страной [4], сколько из учета себестоимости и соответственно цены на производство в одной стране по сравнению с другой страной.

При оценке экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС помимо сравнительных цен на один и тот же товар в разных странах следует учитывать: изменение логистических издержек, увеличение емкости рынка закупок и другие факторы. 

В результате проведенного рассмотрения и с учетом ранее проведенных исследований [13–19], была сформирована модель, демонстрирующая приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС вида:  

Обсуждение результатов

При формировании модели, демонстрирующей приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, мы исходим из того, что согласно теории сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо, страны – партнеры России по ЕАЭС действительно обладают сравнительными преимуществами по соотношению цена – качество продукции за счет более дешевой рабочей силы в этих странах, которую можно оценить соотношением покупательной способности населения через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка соотношения покупательной способности населения через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (ППС)

Страна

ВВП на душу населения по ППС, $*

Соотношение ВВП на душу населения по ППС страны – партнеры России по ЕАЭС и ВВП на душу населения по ППС в РФ

1

Россия

29 267

1

2

Армения

10 176

0,347695

3

Беларусь

20 003

0,683466

4

Казахстан

27 550

0,941333

5

Киргизия

3844

0,131342

* Примечание: табл. построена на основе данных Рейтинга стран мира по ВВП на душу населения 2019 г. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2019-goda.html

                                                                                                                                                

Как следует из табл. 1, все страны – партнеры России по ЕАЭС имеют более низкую покупательную способность населения, оцениваемую через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности, а, значит, обладают сравнительными преимуществами перед Россией по соотношению цена – качество продукции за счет более дешевой рабочей силы в этих странах.

В сочетании с увеличением емкости рынка (за счет его расширения) сравнительные преимущества стран – партнеров России по ЕАЭС по соотношению цена – качество продукции обеспечат рост эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС.

Выводы

Таким образом, разработка критерия оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС показала, что приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, определяется мультипликативным эффектом от  снижения цены на закупаемую продукцию для государственных нужд Российской Федерации у других стран – участниц Единого экономического пространства ЕАЭС за счет более дешевой рабочей силы в странах-партнерах по сравнению с Россией и за счет роста емкости рынка закупок за счет прибавления емкостей рынков товаров стран – участниц Единого экономического пространства ЕАЭС к емкости рынка товаров, производимых Российской Федерацией, скорректированное на долю роста логистических издержек при расширении рынка закупок товаров для нужд Российской Федерации до уровня Единого экономического пространства ЕАЭС.

References

1. Blaug M. Zakon sravnitel'nyh preimuschestv // Ekonomicheskaya mysl' v retrospektive = Economic Theory in Retrospect. – M.: Delo, 1994. – S. 111-115. — XVII, 627 s.

2. Borisov A.N. Kommentariy k Federal'nomu Zakonu "O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd" / A.N. Borisov, T.N. Trefilova. – M.: Delovoy dvor, 2017. – 592 c.

3. Doronin S.N. Goszakupki. Zakonodatel'naya osnova, mehanizmy realizacii, risk-orientirovannaya tehnologiya upravleniya / S.N. Doronin, N.A. Ryhtikova, A.O. Vasil'ev. – M.: Forum, 2019. – 232 c.

4. Kireev A.P. Mezhdunarodnaya Ekonomika Ch.1: Mezhdunarodnaya mikroekonomika: dvizhenie tovarov i faktorov proizvodstva. – M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1997. – 416 s.

5. Kostennikov M.V. Administrativnyy zapret kak sredstvo protivodeystviya korrupcii v sisteme gosudarstvennoy sluzhby: monogr. / M.V. Kostennikov, A.V. Kurakin. – M.: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2019. – 128 c.

6. Kuzin V.I. Organizacionno-pravovye osnovy sistemy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya / V.I. Kuzin, S.E. Zuev. – M.: SINTEG, 2018. – 120 c.

7. Ryhtikova N.A. Goszakupki: zakonodatel'naya osnova, mehanizmy realizacii, risk-orientirovannaya tehnologiya upravleniya. / Ryhtikova N.A. – M.: Forum, 2019. – 185 c.

8. Savel'ev Yu.R. Iskusstvo istorizma i gosudarstvennyy zakaz: monografiya. / Yu.R. Savel'ev. – M.: Sovpadenie, 2017. – 400 c.

9. Sarafanov V.I. Informatizaciya sistemy gosudarstvennogo upravleniya Rossii: monografiya. / V.I. Sarafanov. – M.: Institut nauchnoy informacii po obschestvennym naukam (INION) RAN, 2017. – 458 c.

10. Spektor A.A. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ "O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federacii" / A.A. Spektor, E.V. Tumanov. – M.: Yurkompani, 2017. – 192 c.

11. Stahova M.V. Goszakupki. Novye pravila igry / M.V. Stahova, E.S. Urumova. - M.: Infotropik Media, 2018. – 152 c.

12. Tasalov F.A. Kontraktnaya sistema v sfere gosudarstvennyh zakupok Rossii i SShA. Sravnitel'no-pravovoe issledovanie / F.A. Tasalov. – M.: Prospekt, 2019. – 238 c.

13. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Analiz sovremennogo sostoyaniya usloviy zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze. Marketing i logistika. –2018. – № 3 (17). – S. 97–112.

14. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Istoriko-logicheskie osnovy razvitiya sistem zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – 2017. – S. 325–331.

15. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Nauchno-prakticheskie problemy importozamescheniya v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. V sbornike: O problemah importozamescheniya v tamozhennyh organah i novyh razrabotkah v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. Sbornik materialov Mezhvedomstvennoy nauchnoy konferencii. Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. – 2016. – S. 81–91.

16. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. O perspektivah razvitiya sistemy gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok stran - uchastnic Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2019. – T. 5. – № 3. – S. 52–60.

17. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Principy postroeniya i realizacii sistemy gosudarstvennyh zakupok // Transportnoe delo Rossii. – 2018. – № 2. – S. 60–63.

18. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Problemy razvitiya sistemy gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok v Rossii i potencial'nye puti ih resheniya v ramkah edinogo ekonomicheskogo prostranstva EAES // Marketing i logistika. – 2018. – № 2 (16). – S. 93–105.

19. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Sovremennye mirovye osobennosti i tendencii razvitiya sistem zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd // Transportnoe delo Rossii. – 2018. – № 4. – S. 85–92.

20. Hrapov I.V. Informacionnaya podderzhka monitoringa gosudarstvennyh zakupok: monografiya. / I.V. Hrapov. – M.: Sinergiya, 2019. – 872 c.

21. Yusupova G.F. Aukcion – dostatochnoe uslovie konkurencii? Sgovor na rynke gosudarstvennyh zakupok: monografiya. / G.F. Yusupova. – M.: Sinergiya, 2018. – 975 c.

Login or Create
* Forgot password?