THE COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE UNITED KINGDOM IN THE FIELD OF FISHERIES: LAW AND POLICY
Abstract and keywords
Abstract (English):
On January 31, 2020, Great Britain left the European Union (EU) and was given the opportunity to pursue an independent fishing policy. In this regard, the article considers the legal and political aspects of possible cooperation between the Russian Federation and the United Kingdom in the field of fisheries. An information on the state of the UK fishing industry is provided; the legal aspects of the UK exit from the EU in the context of fisheries are analyzed; the history of relations as well as the prospects for cooperation between Russia and the UK in the field of fisheries is considered. The authors have developed recommendations on the political and legal support of the fishery interests of the Russian Federation in relations with the UK.

Keywords:
Russian Federation, Great Britain, European Union, Brexit cooperation, fishing, law, policy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Состояние рыболовной отрасли Великобритании

Исключительная экономическая зона Великобритании богата запасами морских живых ресурсов. В этих водах обитают донные виды (треска, пикша, гребешки, камбала) и пелагические виды (путассу, сельдевые и др.).

В настоящее время Великобритания не является крупной рыбодобывающей державой. Согласно данным ФАО, по объему продукции морского промышленного рыболовства Великобритания занимает 24 место в мире [1]

В то же время среди государств-членов ЕС Великобритания занимала ведущие места по ряду экономических показателей рыболовной отрасли, в частности, аквакультуры. Например, в 2016 г. она была на втором месте (после Испании) по объему продукции аквакультуры в ЕС, специализируясь на выращивании атлантического лосося [2]. Следует отметить, что аквакультура рассматривается в Великобритании как перспективный сектор в производстве продуктов питания. Выращивание аквакультурной продукции осуществляется во внутренних или прибрежных акваториях [3].

В последние годы третье место среди всех государств-членов ЕС принадлежало Великобритании по объему выгруженной в своих портах рыбной продукции [4]. При этом, несмотря на значительные объемы произведенной продукции аквакультуры и достаточно высокого вылова морских живых ресурсов, Великобритания, преимущественно, является импортером рыбы. По данным ФАО, эта страна занимает десятое место в мире среди крупнейших импортеров рыбы и рыбопродукции [5].

Во время членства Великобритании в ЕС рыболовная отрасль этой страны подпадала под регулирование Общей политики в области рыболовства (Common Fisheries Policy), которые применяются в отношении всех государств-членов ЕС. Однако это неоднократно подвергалось серьезной критике в Великобритании [6]. В частности, открыв свою 200-мильную исключительную экономическую зону для всех стран-членов ЕС и сделав общими рыбные запасы, Великобритания лишилась возможности контролировать рыбопромысловую деятельность в этих морских акваториях. В то же время эта страна получила возможность осуществлять промысел в водах других государств-членов ЕС, тем не менее улов судами других государств ЕС в водах Великобритании был заметно выше, чем ее в чужих водах [7].

 

Правовые аспекты выхода Великобритании из ЕС в контексте рыболовства

Как известно, 31 января 2020 г. Великобритания покинула ЕС. Будучи членом Союза, она не имела своей независимой рыболовной политики, которая определялась из Брюсселя. Однако теперь дело будет обстоять иначе.

По мнению ряда исследователей, Brexit будет способствовать развитию британской рыбной промышленности, в частности созданию 30000 дополнительных рабочих мест и возрождению приморских городов. Еще в июне 2017 г. Министр окружающей среды Великобритании М. Гоув подтвердил, что после Brexit британские рыбаки будут иметь исключительные права на рыбную ловлю в 19-километровой зоне возле побережья страны. Представители Национальной федерации рыболовных организаций (National Federation of Fishermens Organisations) и Федерации шотландских рыбаков (Scottish Fishermens Federation) отметили, что возобновление британцами полного контроля над водами страны является одним из неоспоримых преимуществ Brexit [8].

Соглашение о выходе Великобритании из ЕС предусматривает переходный период, в течение которого законодательство ЕС будет применяться на территории Великобритании. Этот переходный период закончится 31 декабря 2020 г., если Объединенный комитет, учрежденный в соответствии с Соглашением о выходе Великобритании из ЕС, не примет до 1 июля 2020 г. единогласного решения о продлении переходного периода на срок 1 или 2 года.

В Политической декларации ЕС и Великобритании стороны обязались приложить все усилия для заключения и ратификации нового соглашения по рыболовству до 1 июля 2020 года.

В настоящее время ЕС–Великобритания ведут переговоры по 11 областям, включая рыболовство и сотрудничество в исполнении законодательства.

Что касается проблем рыболовства, то стороны согласились со следующим.

1. Предполагаемое Партнерство должно включать в своей экономической части вопросы рыболовства, в том числе проблемы управления общими запасами, а также условия доступа к водам и живым морским ресурсам.

Стороны должны обеспечить постоянное ведение ответственного рыболовства на принципах долгосрочного сохранения ресурсов и устойчивой эксплуатации ресурсов, в соответствии с принципами международного права и национальным законодательством, а также на основе учета положений Общей политики в области рыболовства, изложенной в Регламенте №1380/2013 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2013 года.

Согласованные ЕС и Великобританией, Положения о рыболовстве должны опираться на эффективное управление и надзор, а также на имеющиеся международные механизмы урегулирования споров и обеспечения их соблюдения, включая правовые средства.

2. Совместные Положения о рыболовстве должны предусматривать сотрудничество в разработке мер по устойчивой эксплуатации и сохранению ресурсов, включая недопустимость расточительной практики, например, выбрасывание за борт рыбы. Такие меры должны быть недискриминационными и основываться на научно-обоснованном подходе.

Стороны должны сотрудничать в сборе и обработке научных данных.

Помимо сотрудничества в области сохранения, управления и регулирования запасов, цель положения о рыболовстве должна заключаться в поддержке рыболовной деятельности Евросоюза. В частности, основные его положения должны быть направлены на то, чтобы избежать экономических потрясений для рыбаков государств-членов ЕС, которые традиционно ловят рыбу в водах Великобритании.

Для достижения этой цели, разрабатываемое Положение о рыболовстве должно основываться на существующих условиях взаимного доступа, предлагаемых долях квот и на историческом принципе промысла.

В этой связи необходимо:

а) обеспечить постоянный взаимный доступ для всех соответствующих типов и видов судов ЕС и Великобритании в воды Союза и Соединенного Королевства;

б) включать условия для передачи квот и обмена ими, которые могут корректироваться только с согласия обеих сторон;

в) включать условия для передачи и обмена квотами и по определению годового и многолетнего общего допустимого улова (или соответствующих ограничений по рыболовству), на основе долгосрочных стратегий управления рыболовством;

г) организовывать способы получения разрешений на промысел, равное и справедливое обращение с рыбаками, в том числе организацию совместного контроля и соответствующие инспекционные проверки.

Разрабатываемое Положение о рыболовстве должно быть введено в действие с 1 июля 2020 г., чтобы его предписания своевременно использовались для определения возможностей промысла первого года после переходного периода [9].

Выход Великобритании из ЕС существенно осложнит их взаимоотношения, а также отношения между Великобританией и другими странами ЕС в области рыболовства.

Ситуация стала резко меняться в начале февраля 2020 г., когда власти острова Гернси запретили чужим рыболовным судам появляться в их водах. Премьер-министр Британии Б. Джонсон заявил, что в британском территориальном море преимущество в части вылова рыбы будут иметь местные рыбаки, а рыбаки других стран будут получать лицензии на промысел. В результате односторонних действий властей Великобритании рыбаки региона Бретань (Франция) заблокировали крупный порт Шербур на Атлантическом побережье, чтобы английские рыбаки не могли сдавать свои уловы для продажи. Аналогичные акции будут предприняты французами и в дальнейшем, причем не только в случае, если в Брюсселе не договорятся о приемлемом варианте решения проблемы с рыболовством. Ведь британцы крайне заинтересованы в европейском рынке рыбной продукции.

Газета «Таймс» справедливо обратила внимание на то, что если конфликт вокруг рыбного вопроса не будет улажен, то Brexit может завершиться кошмарным сценарием, когда, что не исключено, европейские рыбаки заблокируют порты Ла-Манша, в частности Дувр и Кале, на которые приходится 17% торгового оборота Британии. Президент регионального совета рыбаков Бретании О. Ле Незе предупредил, обращаясь к рыбакам Британии: «В наших общих интересах не допустить, чтобы произошел гигантский морской бой с участием тысяч сейнеров и других кораблей» [10].

В начале марта 2020 г. состоялись переговоры между Британией и Евросоюзом по вопросам взаимной торговли. В ходе этих переговоров затрагивались также вопросы рыболовства.

По мнению специалистов, первые негативные последствия Brexit испытали на себе французские рыбаки. Дело в том, что они, как и другие рыбаки из прибрежных стран ЕС, пользовались, наравне с британскими рыбаками, правом промысла водных биоресурсов в водах Великобритании. Причем, объем вылова французских рыбаков в британских водах составлял одну треть от общего вылова рыбы в морских водах.

 

История взаимоотношений Российской Федерации и Великобритании в области рыболовства

Юридическое закрепление отношений между нашей страной и Великобританией в области рыболовства имеет глубокие исторические корни. Начало им было положено 12 мая 1930 г., когда в Лондоне было подписано Временное соглашение о рыболовстве между СССР и Великобританией.

Оно предусматривало возможность лова рыбы судами Великобритании на протяжении от трех до двенадцати географических миль от линии наибольшего отлива вдоль северных берегов СССР и, зависящих от него, островов и разрешение плавать и становиться на якорь во всех водах, прилегающих к северным берегам СССР. Временное Соглашение должно было оставаться в силе до заключения и вступления в силу формальной конвенции о регулировании рыбной ловли в водах, прилегающих к северным берегам территории СССР. Однако такое соглашение заключено не было.

Отношения между двумя странами в области рыболовства получили свое дальнейшее развитие после Второй мировой войны. В частности, 25 мая 1956 г. было заключено Соглашение между СССР и Великобританией о рыболовстве.

В соответствии с этим договором СССР согласился предоставить рыболовным судам, приписанным к портам Соединенного Королевства, право заниматься рыбным промыслом в водах Баренцева моря вдоль побережья Кольского полуострова между меридианами 36° и 37° 50' восточной долготы, вдоль материка к востоку от мыса Канин Нос между меридианами 43° 17' и 51° восточной долготы, а также вдоль побережья острова Колгуев, за пределами трех морских миль от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах; этим судам предоставляется также право свободно плавать и становиться на якорь в этих водах. При заходе рыболовных судов Великобритании в советские порты и защищенные воды, в случае чрезвычайных обстоятельств, указанные суда должны были руководствоваться правилами, установленными советскими компетентными властями.

Следует отметить, что в те годы Великобритания была довольно крупным игроком в международном рыболовстве, в особенности, в промысле трески и пикши. В 1930 гг. Великобритания добывала в среднем около 90 тыс. тонн трески. В целом, в период с 1932 по 1992 гг. Великобритания занимала третье место после Норвегии и России по уловам в Баренцевом море [11]. Кроме того, суда Великобритании вели активный промысел трески и пикши в водах Северной Атлантики, расположенных в непосредственной близости к Исландии, однако находящихся за пределами юрисдикции этой страны. Британские суда добывали там значительную часть имеющихся морских живых ресурсов, причем серьезно подрывая их запасы, что в конечном итоге привело к так называемым «тресковым войнам» между двумя государствами.

Очевидно, что, заключив в 1956 г. Соглашение с СССР, Великобритания намеревалась добывать именно треску и пикшу в советской части Баренцева моря.

В то же время Соглашение 1956 г. не затрагивало права советских рыболовных судов в водах Великобритании. В связи с этим Советский Союз и Великобритания 30 сентября 1964 г. обменялись нотами по вопросу о режиме для советских рыболовных судов и плавучих баз в пределах рыболовных границ.

Согласно указанным нотам, которым сторонами присвоен статус договоренности, рыболовным судам и плавучим базам СССР разрешалось становиться на якорь, плавать, перегружать рыбу и осуществлять другие работы, являющиеся вспомогательными к рыболовным операциям, в пределах зоны между 3 и 12 милями от базисной линии, от которой отсчитываются территориальные воды Соединенного Королевства, вокруг Шетландских островов к северу от линии, проведенной на запад от маяка Эша Несс, и линии, проведенной на восток от южной оконечности мыса Брессей. Они должны соблюдать действующие там правила рыболовства, которые будут применяться без дискриминации в отношении судов Советского Союза по сравнению с судами других стран.

 

Перспективы сотрудничества Российской Федерации и Великобритании в области рыболовства

Как справедливо отмечает Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Великобритании А.В. Келин, потенциальный выход Великобритании из состава ЕС можно считать дополнительной возможностью для развития российско-британских отношений [12]. Полагаем, что речь может идти и о деятельности российских рыбопромысловых судов в водах Великобритании.

По нашему мнению, сотрудничество между Российской Федерацией и Великобританией в области рыболовства должно быть полномасштабным и результативным. В этих целях мы предлагаем разработать и заключить соглашение между двумя странами о сотрудничестве в области рыболовства и аквакультуры.

Целью данного соглашения должно быть развитие сотрудничества на взаимовыгодной и равноправной основе, в соответствии с законодательством двух государств.

Основными областями сотрудничества могли бы быть:

- сохранение и устойчивое использование живых морских ресурсов, а также управление ими;

- предупреждение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла живых морских ресурсов;

- разработка и реализация Сторонами совместных проектов по морскому рыбному промыслу, переработка и реализация рыбной продукции;

- развитие технологии рыболовства и переработки водных биоресурсов, включая повышение качества и безопасности продукции;

- развитие сопутствующих рыболовству видов производственной деятельности, в частности профессиональной подготовки в области рыбного хозяйства и аквакультуры;

- развитие технического взаимодействия и совместных исследований в области рыбного хозяйства и аквакультуры;

- создание условий для захода судов в порты для смены экипажей и положение для обеспечения судов продовольствием.

Для обеспечения выполнения положений предлагаемого нами соглашения целесообразно создать Российско-Британскую комиссию по рыболовству. Она должна рассматривать все вопросы, связанные с выполнением соглашения; должна быть вправе вносить предложения, контролировать и способствовать реализации основных направлений сотрудничества.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации Росрыболовству целесообразно провести предварительные переговоры с официальными органами Великобритании о возможности установления взаимоотношений в области рыболовства на постоянной основе.

References

1. Sostoyanie mirovogo rybolovstva i akvakul'tury 2018 – Dostizhenie celey ustoychivogo razvitiya. FAO. Rim, 2018. 209 s.

2. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/fish_aq2a/ - Website of the Eurostat – Elektronnyy resurs, 11.03.2020.

3. Kolesnikova M.V. Razvitie rybolovnoy otrasli v Velikobritanii // Sovremennaya Evropa. 2018. №4. S. 146-154.

4. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/fish_ld_mainEurostat - Website of the Eurostat – Elektronnyy resurs, 11.03.2020.

5. Sostoyanie mirovogo rybolovstva i akvakul'tury 2018 – Dostizhenie celey ustoychivogo razvitiya. FAO. Rim, 2018. – 209 s.

6. Kuznecov A.V. Brekzit: istoricheskiy rakurs. V kn.: Ekonomicheskie aspekty BREKZITa. Doklady Instituta Evropy. № 345. 2017. - S. 15-26.

7. https://britishseafishing.co.uk/brexit-and-britains-fisheries/ - Website - Elektronnyy resurs, 12.03.2020.

8. https://theuk.one/blagodarya-brexit-britanskaya-rybnaya-promyshlennost-vozrastet-na-50/ - Website Elektronnyy resurs, 12.03.2020.

9. European Commission: Recommendation for a Council Decision authorizing the opening of negotiations for a new partnership with the Unites Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Brussels. 3.2.2020. Annex. P I-25.

10. Prokof'ev V. «Za rybu i Evrosoyuz» Ros.gazeta. 2020. 4 marta.

11. Treska Barenceva morya: biologiya i promysel. – Izd. 2-e. Murmansk: Izdatel'stvo PINRO, 2003. – 296 s.

12. https://rg.ru/2020/01/31/mozhno-li-schitat-brexit-vozmozhnostiu-dlia-razvitiia-otnoshenij-dvuh-stran.html - Website - Elektronnyy resurs, 13.03.2020.

Login or Create
* Forgot password?